Глава I. Теоретическое исследование проблемы доверия и доверительных отношений в подростковом возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава I. Теоретическое исследование проблемы доверия и доверительных отношений в подростковом возрасте



ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все больше научных работ посвящается исследованию проблем доверия. Это обусловлено тем, что современные люди потеряли чувство единства, разобщились. Сейчас в обществе активно развиваются идеи независимости (автономности) личности, которые естественным образом приводят к усилению одиночества, росту агрессии, безразличия и неприятию людьми друг друга. С уменьшением уровня доверия, в нашей жизни становится меньше поддерживающих, открытых и теплых отношений, основанных на взаимопомощи и доброте.

Мы живем во времени, когда люди перестали доверять даже самим себе. Люди сомневаются во всем и этот факт не вызывает удивления, а считается нормальным. Человек теряет опору, чувствует себя одиноким и никому не нужным. Доверие – то, чего так сильно не хватает многим, то, что является высшей ценностью в современном обществе[1].

Известно, что Россия входит в число стран с «низким доверием». По словам П. Штомпки жители таких стран потенциально воспринимают другого как обманщика, пока тот не докажет, что это не так[2]. Низкий уровень доверия порождает следующий круг проблем. Человеку, у которого проблемы с доверием, сложно строить близкие взаимоотношения с другими. Из-за этого у него становится меньше людей, с которыми он может выстраивать доверительные отношения, следовательно, и возможностей приобрести опыт таких отношений снижается. Такая ситуация никак не располагает человека к доверительности и открытости другому. Она, наоборот, вводит его в тяжелое психологическое состояние, в котором человек чувствует себя одиноким, неспособным дружить, выстраивать близкие отношения, и, как итог, доверять. В нашем исследовании мы считаем необходимым изучить последствия кризиса доверия, рассмотреть возможности восполнения дефицита доверия и доверительных отношений в жизни подростков.

Особенно остро нехватку доверия чувствуют молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте. В этот кризисный период человек действительно очень нуждается в общении, доверии, принятии и поддержке со стороны близких. По статистике, 43% подростков страдают от плохих отношений с матерями, еще 40% – из-за таких же отношений с отцами; 44 % подростков чувствуют себя в семье брошенными, оставленными, неинтересными, а 33 % – незаслуженно обиженными; 15 % не раз слышали оскорбления в свой адрес от родителей[3].

Многие подростки испытывают трудности в социализации, выстраивании отношений со сверстниками из-за чего рождается множество переживаний: «... у подростков одиночество является одним из самых опасных состояний и симптомом появления внутренних проблем. Дело в том, что в этом возрасте взрослеющий человек находится в постоянном поиске собственного пути и идеалов, им движет желание обрести самого себя, наконец, это время самовоспитания, которое определяет будущее. И все эти важные задачи подросток решает в отношениях с другими людьми. Поэтому состояние одиночества для него сродни катастрофе. Одиночество парализует активность, лишает воли и уверенности, вынуждает подростка изолировать себя от других, отчуждает его от участия в устройстве собственной жизни» [4]. Мы замечаем всю сложность и важность общения и глубокого отношения с другими для подростка, которые необходимы ему для понимания самого себя. Размышляя о проблемности подросткового кризиса, нам кажется важным упомянуть о формировании и способах повышения уровня доверия.

Следующим образом о проблеме развития и формирования доверия рассуждает исследователь Е.П. Ильин: «Доверию нельзя научить, нельзя никого насильно заставить доверять, его можно только сформировать. Доверие, с одной стороны, является результатом взаимодействия, с другой — оно само выступает неизменным фактором социального взаимодействия, в процессе которого оно получает постоянное развитие и влияет на все прочие стороны этого взаимодействия» [5].

В нашем исследовании мы хотим показать, что развитие доверительных отношений и доверия может быть результатом опыта взаимодействия подростка с лошадью в процессе занятий в конном клубе. Под занятиями в конном клубе мы понимаем комплексную сложную систему, которая помимо групповых и/или индивидуальных тренировок, включает в себя следующие компоненты: определенные отношения с членами группы, выстраивание взаимоотношений с тренером, особое взаимодействие с лошадью, включающее заботу о животном, выстраивание границ, лидерства в диаде «человек – животное», контроль над собой и лошадью, эмоциональное (и не только) воздействие, которое оказывает общение с животным на человека, опыт в ситуациях, связанных с риском, их преодоление и т.д.

В соответствии с высказыванием Л.С. Выготского о том, что психология личности обладает обязательным компонентом развития, мы предполагаем, что для исследования и изучения личностных феноменов необходима некая ситуация, в которой возможно рассмотреть динамику развития. Следовательно, для исследования феномена доверия нам нужно изучать ситуацию развития и изменения доверия.

В основе уровней личностных смыслов, а значит личностно-смысловой сферы, согласно Б.С. Братусю, лежит отношение к другому человеку. В нашей работе мы рассматриваем доверие и доверительные отношения в качестве проявления отношения к другому человеку и к себе (как к другому). Поскольку личностные феномены нельзя взять «натурально», а можно описать только в ситуации их развития, то ситуация, которая предполагает постоянную работу с доверием и с его развитием, эта ситуация, которая присутствует в конном клубе. Поскольку человек не сможет благополучно взаимодействовать с лошадью без взаимного доверия. В соответствии с этим, были сформулированы гипотеза, цель, объект и предмет исследования и т.д.

Наша гипотеза состоит в том, что конный клуб, благодаря своей специфике, может являться ресурсом, необходимым для возникновения и развития доверия и доверительных отношений у подростков.

Объектом нашего исследования является личностно-смысловая сфера подростков.

Предметом – доверие и доверительные отношения у подростков в процессе посещения конного клуба.

Цель исследования – описать особенности доверия и доверительных отношений у подростков в процессе посещения конного клуба.

Мы ставили перед собой следующие задачи:

1. Изучить литературу по психологии доверия и доверительных отношений.

2. Изучить литературу по терапевтическому взаимоотношению с лошадью.

3. Изучить литературу по возрастным особенностям подросткового возраста.

4. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.

5. Провести эмпирическое исследование.

6. Обобщить результаты.

Методами исследования выступили:

Рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модификация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников) и полуструктурированное интервью. Вспомогательными мы выбрали методы наблюдения и анализа литературы.

Выборка состоит из 20 девочек подросткового возраста от 12 до 17 лет, имевших опыт регулярных занятий в конном клубе.

В психологии.

 

В этом параграфе мы рассмотрим актуальность исследования доверия, основные подходы к пониманию этого феномена, признаки и виды доверия, функции и факторы доверия, а также этапы формирования доверительных отношений, доверие к себе и его признаки.

Актуальность исследования проблем доверия обусловлено высокой степенью его значимости в регулировании жизни и деятельности как отдельной личности, так и группы в целом. Отметим, что проблема доверия обладает междисциплинарным характером. В современном научном пространстве специалисты разных отраслей науки проявляют все больший интерес к изучению доверия[6]. Разработкой проблем доверия занимались и продолжают заниматься представители различных научных областей, специалисты каждой из них задавались вопросом понимания сущности этого феномена, и определяли его по-разному. Мы рассмотрим главные подходы к пониманию феномена доверия, но перед этим обратимся к истории изучения доверия.

Исследовать такой феномен как доверие начали относительно недавно. Отечественные авторы только ближе к концу 1990-го года всерьез обратили внимание на проблему доверия. В это же время начали печататься труды, посвященные этой теме, а исследования доверия приобрели более научный характер и изучались в следующих науках: экономика, политология, психология и социология. Существует предположение, что такой спрос и интерес вокруг данной темы был вызван определенными политическими и экономическими потрясениями в истории нашей страны, происходившие в 90-е годы XX века. Критическая ситуация в стране стала причиной возникновения «дефицита доверия», феномена, который наблюдался в данный временной период практически во всех сферах жизни людей. Таким образом, наличие полных и точных знаний о формировании и особенностях доверия, а также умение прогнозировать и управлять им стали просто необходимы.

Важно отметить, что к проблеме доверия обращались еще за 20 лет до 90-х годов XX столетия. Это работа В.С. Сафронова, которая была написанная примерно во второй половине 1970-х в Институте психологии АН СССР, посвящена изучению доверительного общения. К огромному сожалению, это очень ценное и важное исследование осталось незамеченным и попросту «растворилось» в множестве других социально-психологических исследований, хотя по своему содержанию опередила свое время.

«Дефицит доверия» является социально-психологическим феноменом и проявляется в межличностных отношениях и взаимодействиях людей. Несмотря на свою психосоциальную природу феномен доверие обладает психологическим содержанием, его исследование без привлечения психологического знания и профессионалов данной научной области не представлялось бы возможным. За довольно небольшое количество времени образовалась некоторая группа специалистов, подаривших нам свои психологические исследования, посвященные проблеме доверия. Перечислим некоторых из них: А.Б. Купрейченко, Л.А. Журавлева, П.Н. Шихирева, В.П. Зинченко, В.П. Познякова, И.В. Антоненко, В.А. Сумарокова, Т.П. Скрипкина и т.д.

К пониманию доверия существует несколько подходов. Перечислим основные из них.

Один из наиболее известных подходов рассматривает доверие в рамках когнитивного процесса – это понимание человеком своей незащищенности по причине неизвестной для него мотивации и намерений людей, от которых человек в той или иной степени зависит (Д. Левис, С. Робинсон и А. Вейгерт).

Следующий подход к пониманию доверия принадлежит теории общественного и социального обмена. Здесь о доверии говорят как об итоге объединения сторон, который имеет основу в ожидаемом равноценном взаимообмене (Л. Мум и К. Кук, Л. Молм, Н. Такаши и Г. Петерсон и др.).

В терминах эпигенетического подхода Э. Эриксона доверие к миру — это базовая социальная установка личности, определяющая последующее развитие всех видов отношений человека к миру, к себе и к другим (В.П. Зинченко, Р. Левицки, Д. Мак-Алистер и Р. Бис, Т.П. Скрипкина и др.).

О доверии говорят как о первичном психологическом отношении между людьми (Б.Ф. Поршнев), как о метаотношении (И.В. Антоненко), как об общем ожидании от окружения соблюдения социальных норм и правил (Б. Барбер, Х. Гарфинкел, Н. Луманн и др.), как о механизме, который позволяет уменьшить риск и неопределенность в мире (Н. Луманн), как об оптимистическом ожидании в условиях уязвимости и зависимости от другого в ситуации совместной деятельности или обмена с целью облегчения взаимодействия, ведущего к обоюдной выгоде (Л. Хосмер), как о возможной форме личностной зависимости от другого человека (Б. Барбер, Д. Занд, Д. Гамбетта и др.) и т.д.

Еще один из множества подходов к пониманию доверия раскрывает упомянутый ранее этический аспект данного феномена. Здесь доверие трактуется следующим образом — это понятие, лежащее в сфере нравственности, которое выражает отношение между двумя личностями, строящееся на уверенности в добрых намерениях, правдивости, честности и открытости другой стороны (Б.А. Рутковский, Я. Янчев).

Исследователи А. Вейгерт и Д. Левис описывали доверие как «совершение рискованного действия на основе уверенного ожидания, что все, кто вовлечен в это действие, будут действовать компетентно и с сознанием долга»[7]. С. Робинсон предложил следующую трактовку доверия, рассматривая его как «...веру (убеждение) в вероятность того, что будущие действия другого будут выгодными, благоприятными и, по крайней мере, не наносят ущерба интересам другого» [8]. Определение доверия как уверенности в подтверждении ожиданий и доброжелательности другого можно найти в работах А. Ван де Вена и П. Ринга[9]. Т. Ямагиши рассматривает доверие как убежденность в том, что люди не будут эксплуатировать добрую волю других[10].

Мы перечислили множество подходов к пониманию доверия, но в нашем исследовании мы будем рассматривать доверие как особое отношение, переживание. Ближе всего к такому пониманию доверия подход Т.П. Скрипкиной, которая в свою очередь опиралась в своих работах на исследования М. Бубера. Она пишет: «... в основе доверия — специфическое состояние (или переживание), связанное с отношением, возникающим при взаимодействии (соприкосновении) субъекта и объекта...» [11].

Теперь мы можем перечислить основные признаки доверия: близость на уровне эмоций, обмен, социальная идентичность, договор, нравственные добродетели и т.д.

Виды доверия.

Существует значительное количество видов доверия, например, групповое и межгрупповое, формальное и неформальное, личностное и межличностное, персонифицированное и не персонифицированное и т.д. Также нам известно о специфичности понятия доверия: динамические, формальные и содержательные свойства доверия специфичны для каждой сферы жизни субъекта, видов его взаимоотношений с другими людьми, жизненного этапа и социальной ситуации, в которой он оказывается. Доверие может развиваться как внутри межличностного взаимодействия, так и вне его, способно возникать как стихийно, так и целенаправленно.

По мнению большинства исследователей, для возникновения доверия необходимы следующие обстоятельства:

1. Наличие значимой ситуации, характеризующейся неопределенностью или связанной с риском.

2. Оптимистическое ожидание субъекта относительно исхода события.

3. Уязвимость субъекта и зависимость его от поведения других участников взаимодействия.

4. Добровольность взаимодействия.

5. Отсутствие контроля[12].

Функции доверия.

Теперь перечислим функции доверия и недоверия:

Активизация коммуникации и взаимодействия; редукция сложных отношений к степени доверия/недоверия (снижение когнитивной сложности в состоянии неопределенности, облегчение принятия решения и выбора норм поведения); групповая идентификация и дифференциация; перцептивная функция; предсказательная функция; стабилизирующая функция; компенсаторная (в ситуациях напряжения) функция; комплементарная (по отношению к формальным правилам и нормам) функция[13].

По И.В. Антоненко существует 4 фактора формирования доверия. Первая группа факторов называется субъектной, они зависят от свойств субъекта доверия.

Вторая группа носит название объектной и, соответственно, определяется свойствами объекта доверия.

Третья группа факторов зависит от внешней среды — это длительные факторы, которые действуют постоянно.

И последняя группа факторов формирования доверия - ситуационная. Это те факторы, которые действуют только в конкретной ситуации доверия[14].

Поскольку для нас самый большой интерес представляют именно доверительные отношения, рассмотрим каким образом происходит их формирование. По мнению Е.П. Ильина этот процесс происходит в 4 этапа.

Все начинается с о бнаружения самой потребности в доверительном отношении к кому- или чему-либо. Часто происходит так, что ситуация, в которой человек оказывается требует от него тех знаний, опыта, времени и других ресурсов, которыми он не обладает. В связи с эти начинается 2 этап - поиск того, кто может стать объектом доверия, помочь в решении сложившейся проблемной ситуации. По-другому этот этап называют сбором информации. Затем идет этап выбора объекта доверия. Здесь большую роль играют качества той личности, которой будет оказано доверие. Также на быстроту и успешность прохождения этого этапа влияет доверчивость/недоверчивость. Заключительным этапом является непосредственное установление контакта с выбранным объектом доверия и принятием оказанного доверия [15].

Чтобы успешно выстраивать доверительные отношения с другими, у человека должен быть опыт доверия самому себе. «Доверие себе — это доверие своей интроспекции, своим ощущениям, восприятию, памяти, своим интерпретациям. Это вера, убежденность человека в своем собственном совершенстве, это безусловная вера в свои силы, собственную значимость, ценность, нужность. На эмоциональном уровне доверие самому себе переживается, как самопринятие, которое, создавая ощущение защищенности, раскрепощает человека, позволяет открыто выражать свои чувства и мысли, действовать и быть уверенным при этом в понимании, поддержке, прощении» [16].

Мы видим, что человек, который доверяет себе, воспринимает самого себя как ценность. Понять, что человек доверяет себе можно по следующим признакам. Такой человек самостоятельно ставит цели, высоко оценивает себя и свои возможн ости, чувствует себя способным достичь высокого результата, успешно адаптироваться к любой среде. Он уверен в своих ценностях и идеалах, знает свои границы и может их отстоять. В случае проигрыша он не занимается самобичеванием, а начинает поиск новых способов достижения цели. При этом он принимает себя и позитивно относится к самому себе.

Е.П. Ильин рисует идеальную картину счастливого человека без проблем. Из рассуждений в первом параграфе мы поняли, что сейчас очень мало людей, которые действительно доверяют себе и чья жизнь совпадает с так хорошо описанным примером из книги. Понимание этого в очередной раз подчеркивает проблему доверия и призывать к поиску способов «поднять» уровень доверия у людей.

 

Описание методик.

Интервью – один из самых часто используемых качественных методов в психологических исследованиях[32]. Существует несколько типов интервью, но в нашем исследовании мы использовали метод полуструктурированного интервью. В таком интервью испытуемому задается серия вопросов. Предварительно составляется план с порядком и перечнем обязательных вопросов, но сама последовательность их задавания может быть любая. Благодаря этому интервьюер имеет пространство для задавания уточняющих вопросов на важные, по его мнению, высказывания респондента, а само интервью приобретает более гибкий, свободный и дискуссионный характер. Интервьюеру следует придерживаться плана в общем виде.

В наше интервью мы включили следующие вопросы:

1. Как давно вы начали заниматься с лошадьми?

2. Расскажите, как вы первый раз пришли?

3. Расскажите были ли в вашем опыте занятий в конном клубе ситуации, связанные с неопределенностью и риском? Что это были за ситуации? (Как вы с ними справлялись? Что вам помогало?)

4. Как вы думаете, что в вашу жизнь внес опыт регулярного посещения конного клуба? (Изменилась ли ваша способность чувствовать самого себя, доверять себе?)

5. Что такое, по-вашему, доверие?

6. Есть ли в вашем окружении люди, с которыми вы состоите в доверительных отношениях? (Опишите свои отношения с членами вашей группы и тренером. Вы можете назвать их доверительными?)

7. Расскажите, что это за люди и почему вы считаете эти отношения доверительными?

8. Как вам кажется, вы доверяете самому себе?

9. Какие события в вашей жизни повлияли на формирование такого уровня доверия к себе?

Рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модификация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников).

Данный опросник представляет собой таблицу (рис.1). По вертикали представлены 11 жизнезначимых сфер для человека: учебная деятельность; интеллектуальная деятельность; решение бытовых проблем; взаимоотношения с друзьями; взаимоотношения с учениками младших классов; взаимоотношения с учителями; взаимоотношения с семьей; взаимоотношения с маленькими детьми; взаимоотношения с родителями; взаимоотношения с противоположным полом, умение нравиться; умение интересно провести досуг. По горизонтали представлены различные степени доверия себе: «полностью доверяю себе»; «скорее доверяю себе»; «доверяю себе частично»; «не доверяю себе частично», «скорее не доверяю себе»; «полностью не доверяю себе». Испытуемым предлагается оценить насколько они доверяют себе в каждой из перечисленных жизненных сфер. Фиксировались пол и возраст испытуемых.

 

 

Сферы жизнедеятельности Полностью доверяю себе Скорее доверяю себе Доверяю себе частично Не доверяю себе частично Скорее не доверяю себе Полностью не доверяю себе
1 В учебной деятельности            
2 В интеллектуальной деятельности            
3 В решении бытовых проблем            
4 В умении строить взаимоотношения с друзьями            
5 В умении строить взаимоотношения с учениками младших классов            
6 В умении строить взаимоотношения с учителями            
7 В умении строить взаимоотношения в семье            
8 В умении строить взаимоотношения с маленькими детьми            
9 В умении строить взаимоотношения с родителями            
10 В умении нравиться представителям противоположного пола            
11 В умении интересно провести досуг            

Рис. 1

В выбранном окошке таблицы испытуемые ставили «*», что означало соответствующий уровень доверия к себе.

Вспомогательным методом нашего исследования выступилонаблюдение.

Наблюдение – это метод сбора данных о естественно протекающем поведении.

Метод наблюдения является одним из основных в психологических исследованиях. Преимущественно наблюдение характеризуют как пассивный описательный метод[33].

В нашем случае речь идет о кратковременном (хронометрированном), включенном, открытом наблюдении. Предметом наблюдения выступило вербальное поведение (содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.д.).

Еще одним дополнительным методом мы выбрали анализ литературы.

Обзор литературы по теме исследования – это обязательная часть любого научного исследования. Анализ имеющейся литературы помогает привести теоретическую базу исследования, дать оценку проработанности темы, обосновать выбор направления исследования и т.д.

Для реализации данного метода была изучена литература следующей тематики: психология доверия и доверительных отношений (история изучения, особенности, виды и т.д.); терапевтическое взаимоотношение с лошадью; возрастные особенности и характеристики подросткового возраста.

 

 

Первая группа

Многие из них упомянули истории, связанные с падением с лошади (их большая часть); страхом высоты; неумением остановить лошадь; неуверенностью в обращении с лошадьми большой весовой категории; укусами и синяками; страхом сделать что-то не так; непониманием что делать в ситуации, когда лошадь начинает «нести».

Вторая группа

Обратим внимание на несколько историй с падениями с лошади и страх снова садиться в седло; страх, что лошадь, на которой ты едешь, может навредить другим людям; сомнения по поводу выбора тренера и конюшни; страх поднимать лошадь в галоп из-за возможности падения; серьезную травму после падения и столкновения с барьером.

Первая группа

Девочки отмечали, что они любят лошадей и заниматься в конном клубе для многих было мечтой; не боятся лошадей и не чувствуют страха к ним; рады началу тренировок. Даже после падений, они бы с удовольствием снова сели на лошадь. Сидя верхом на лошади успокаивают самих себя и говорят, что все будет в порядке.

Вторая группа

Отметим сильное первое впечатление и восторг от красоты и высоты лошади; расслабление и радость после преодоления барьеров; радость, волнение и предвкушение от первого занятия верхом; вера в достижение своей цели, что все прекрасно получится; мотивация и стимул от слов тренера; убежденность в том, что человек морально и физически силен.

Первая группа

Об этом свидетельствует отсутствие уверенности в себе, своих решениях, ответах и поведении; страх упасть и зависимость от тренера (какую лошадь он даст на занятие); сомнение в себе и в том, что все получится; страх вызвать гнев тренера своими неправильными действиями; опасения неправильно повести себя с лошадью, сделать что-то не так.

Вторая группа

Обратим внимание на уязвимость и зависимость в экстренной ситуации от членов группы, которые в прямом смысле слова спасли испытуемую от несущейся на нее лошади; влияние тренера и, в некотором роде, зависимость от его решений; незнание как седлать лошадь из-за того, что окружающие не показали, как это делать; уязвимость в ситуации, когда лошадь другого человека атакует (кусает) твою; перевозбуждение, волнение, большое желание, страх и сомнение в том, чтобы наладить отношения с коллективом и с лошадью; потерянность и неуверенность в первый день занятий на новом месте; сложности с отношениями в коллективе из-за лишнего веса.

Первая группа

Об этом говорит большое желание заниматься в конном клубе с самого детства у многих девочек; стремление профессионально заниматься с лошадьми в будущем, посвятить им свою жизнь; осознанное решение приезжать на конюшню на долгое время, чтобы вернуть доверие к лошадям после падения.

 

Вторая группа

Отметим длительное ожидание и стремление поехать на конюшню; сильное желание заниматься с лошадьми с самого детства; любовь и привязанность к лошадям; понимание того, что из-за одного падения нельзя бросать спорт и осознанное и добровольное решение снова прийти на тренировку и сесть на ту самую лошадь; наличие страха не отбивает желание посещать конюшню; стремление и интерес к общению с лошадьми; восприятие конюшни, как второго дома, где тебя ждут и тебе всегда рады; как места, которое может «спасти».

Отсутствие контроля

Первая группа

Отметим решение без контроля тренера почистить лошадь, которая ведет себя агрессивно; пойти вопреки совету тренера и пустить лошадь аллюром быстрее в его отсутствие, осознавая риск падения.

Вторая группа

Обратим внимание на страх потерять контроль над лошадью и ситуацией; невозможность предугадать как себя поведет лошадь и подготовиться к этому; страх не справится с управлением лошади на быстрых аллюрах в лесу или полях.

Таким образом мы видим, что в конном клубе у девочек и первой и второй группы происходило достаточно ситуаций, в которых можно зафиксировать те 5 обстоятельств, необходимых для возникновения доверия по А.Б. Купрейченко.

 

 

Также из интервью мы получили следующие данные:

1. В первой группе у 9 из 10 девочек есть человек, с которым они состоят в доверительных отношениях. Среди них: у 6 – это друзья, у 1 – мама и подруга, 1 – родственники и подруга и у еще 1 – подруга и сестра.

Во второй такие же результаты (9 из 10). Среди них: 3 доверяют друзьям, 2 – друзьям и маме, 1 – членам своего конного клуба, 1 – родителям и подруге, 1 – тренеру и тете, 1 – маме, подруге и любимому человеку.

2. В первой группе 6 из 10 девочек доверяют себе. Среди оставшихся 4: 3 доверяют себе отчасти (по словам испытуемых, это зависит от ситуации) и 1 не доверяет себе.

Во второй группе 4 из 10 девочек сказали, что доверяют себе. Остальные 6 доверяют себе частично.

3. Из первой группы 8 из 10 девочек стали лучше чувствовать самих себя после посещения конного клуба. 2 оставшихся дали неуверенные ответы.

Во второй уже 9 из 10 дали положительный ответ, кроме 1 девочки (частично).

4. Среди первой группы 4 из 10 девочек стали лучше доверять себе после посещения занятий с лошадьми. 1 ответила неуверенно, а 4 оставшихся – отрицательно.

6 из 10 девочек второй группы дали положительный ответ, 2 – сомневаются, 2 – ответили отрицательно.

 

Мы видим, что в первой и во второй группе у 9 из 10 девочек есть человек, которому они доверяют. Разница лишь в том, что в первой группе 6 человек доверяют только друзьям, а во второй – 4. Из тех девочек, которые занимались меньше, 6 человек из 10 доверяют себе, а их тех, кто занимались больше, – 4 человека из 10. Если говорить о том, стали ли девочки лучше чувствовать самих себя после занятий с лошадьми, то в первой группе 8 из 10 дали положительный ответ, а во второй 9 из 10. В первой группе 4 из 10 девочек согласились с тем, что после посещения конного клуба стали больше доверять себе, а те, кто занимался дольше, дали 6 положительных ответов из 10. Таким образом, мы видим положительную динамику в том, что девочки из второй группы стали лучше чувствовать самих себя и доверять себе после посещения конного клуба, чем те участницы, которые занимались меньше.

 

Для закрепления результатов мы провели опрос на уровень доверия к себе среди девочек первой и второй группы.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении сформулируем конкретные результаты нашего исследования. Нас интересовал вопрос развития и формирования доверия и доверительных отношений у подростков в процессе посещения конного клуба.

Эта тема сегодня особенно актуальна, поскольку в наше время серьезность кризиса доверия не вызывает сомнений. С уменьшением уровня доверия, в нашей жизни становится меньше поддерживающих, открытых и теплых отношений, основанных на взаимопомощи и доброте. Особенно остро нехватку доверия чувствуют молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте. В этот кризисный период человек действительно очень нуждается в общении, доверии, принятии и поддержке со стороны близких.

Проблему исследования мы сформулировали следующим образом:

В кризисе подросткового возраста человек особенно сильно нуждается в доверии и доверительном общении, но, взглянув на ситуацию реальным взглядом, мы видим, что в современном мире очень мало пространств, которые могли бы создать определенные условия и поспособствовать росту доверия у подростков.

Результаты исследования могут быть полезны, так как они открывают дополнительную возможность для подростков получить опыт возникновения и выстраивания доверия и доверительных отношений.

Мы поставили такую цель - описать особенности доверия и доверительных отношений у подростков в процессе посещения конного клуба.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по психологии доверия и доверительных отношений.

2. Изучить литературу по терапевтическому взаимоотношению с лошадью.

3. Изучить литературу по возрастным особенностям подросткового возраста.

4. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.

5. Провести эмпирическое исследование.

6. Обобщить результаты.

 

Для реализации этих задач, в первой главе, посвященной теоретическому исследованию проблемы доверия и доверительных отношений в подростковом возрасте, мы рассмотрели историю изучения доверия и доверительных отношений в психологии. В этой же главе мы изучили общую характеристику подросткового возраста и особенности доверительных отношений на этом этапе, а также проанализировали терапевтическое взаимоотношение с лошадью в процессе занятий в конном клубе.

 Во второй главе мы описали и провели эмпирическое исследование с целью – описать особенности доверия и доверительных отношений у подростков в процессе посещения конного клуба.

 Для этого мы использовали рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модификация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников) и полуструктурированное интервью. Вспомогательными мы выбрали методы наблюдения и анализа литературы.

Результаты эмпирической части показали следующее:

Девочки из обеих групп в доверительных отношениях в первую очередь ожидают найти поддержку и помощь, а также уверенность в другом человеке и отсутствие страха. Первая группа больше нуждается в понимании, эмоциональной близости и доброте, а вторая – в безопасности, принятии и отсутствии сдерживания своих мыслей.

Была зафиксирована положительная динамика в том, что девочки из второй группы стали лучше чувствовать самих себя и доверять себе после посещения конного клуба, чем те участницы, которые занимались меньше.

Если мы обратимся к результатам рефлексивного опросника по уровню доверия к себе, то увидим, что усредненные показатели по первой группе (занимались меньше) – 4,781, а по второй группе (занимались больше) – 4,921. Где 4 балла – это «доверяю себе частично», а 5 баллов – «скорее доверяю себе». Статистическое различие есть, но оно не значимо.

В конном клубе у девочек и первой и второй группы происходило достаточно ситуаций, в которых можно зафиксировать все 5 обстоятельств, необходимых для возникновения доверия по А.Б. Купрейченко. Следовательно, можем сделать вывод, что конный клуб является пространством, находясь и действуя в котором, подростки могут обрести опыт доверия и доверительных отношений.

Все задачи, которые мы ставили, были выполнены в ходе написания исследовательской работы. А именно: была изучена литература по психологии доверия и доверительным отношениям, по терапевтическому взаимоотношению с лошадью, а также по возрастным особенностям подросткового возраста. Также были подобраны методики, проведено эмпирическое исследование, а результаты были обобщены.

Таким образом, цель, которую мы ставили, оказалась достигнута, а гипотеза: «конный клуб, благодаря своей специфике, может являться местом, благоприятным для возникновения доверия у подростков» подтверждена.

Мы можем констатировать, что посещение конного клуба действительно может способствовать возникновению и развитию доверия и доверительных отношений у подростков.

Цель выполнена, поставленные задачи реализованы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антоненко И.В. Социально-психологическая сущность доверия: от психического явления к функциональному органу // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 10. – С. 139.

2. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. —М.: Наука, 1978. —С. 212—242.

3. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.П. Бусыгина. – М.: Издательство Юрай



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.105 с.)