Анализ результатов рефлексивного опросника доверия к себе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов рефлексивного опросника доверия к себе.



Так как оригинальная методика не предполагает наличие ключа, мы разработали собственный способ перевода результатов в баллы. Каждому варианту ответа было присвоен номер:

Полностью доверяю себе Скорее доверяю себе Доверяю себе частично Не доверяю себе частично Скорее не доверяю себе Полностью не доверяю себе
+3 +2 +1 -1 -2 -3

Затем эти номера переводились в баллы следующим образом:

+3 +2 +1 -1 -2 -3
6 баллов 5 баллов 4 балла 3 балла 2 балла 1 балл

 

Полученные по каждой из 11 шкал баллы суммировались для каждого испытуемого и для усреднения результатов делились на 11, т.е. на общее количество жизнезначимых сфер. Таким образом мы получили следующие результаты:

Первая группа. Занимались от полугода до полутора лет.

Имя Возраст Время занятий Вид занятий Результат
1 Ева 12 лет Полтора года Групповые 4,6
2 Настя 17 лет 1 год Групповые и индивидуальные 4,6
3 Лера 13 лет 1 год Индивидуальные 5,45
4 Полина 13 лет 7 месяцев Индивидуальные 4
5 Вита 12 лет 1 год Групповые 5,45
6 Даша 14 лет 5 месяцев Индивидуальные 4,36
7 Катя 16 лет 1 год Индивидуальные 5,6
8 Таня 14 лет 1 год Индивидуальные 4,1
9 Ева 13 лет 1 год Индивидуальные 4,45
10 Вика 12 лет 7 месяцев Групповые и индивидуальные 5,2

 

Вторая группа. Занимались от 3 до 10 лет.

Имя Возраст Время занятий Вид занятий Результат
1 Настя 14 лет 5 лет Групповые 4,8
2 Влада 14 лет 4 года Индивидуальные 4,9
3 Таня 16 лет 5 лет Своя лошадь 4
4 Катя 16 лет 5 лет Групповые и индивидуальные 4,7
5 Софья 14 лет 5 лет Групповые и индивидуальные 4,8
6 Наташа 14 лет 4 года Групповые 5,36
7 Лаура 16 лет 4 года Групповые 5,45
8 Настя 12 лет 3 года Индивидуальные 4,45
9 Вера 17 лет 10 лет Своя лошадь 5,3
10 Анита 17 лет 5 лет Групповые и индивидуальные, своя лошадь 5,45

Усредненные показатели по первой группе (занимались меньше) – 4,781.

По второй группе (занимались больше) – 4,921. Где 4 балла – это «доверяю себе частично», а 5 баллов – «скорее доверяю себе».

Мы видим, что статистическое различие есть, но оно не значимо.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершении сформулируем конкретные результаты нашего исследования. Нас интересовал вопрос развития и формирования доверия и доверительных отношений у подростков в процессе посещения конного клуба.

Эта тема сегодня особенно актуальна, поскольку в наше время серьезность кризиса доверия не вызывает сомнений. С уменьшением уровня доверия, в нашей жизни становится меньше поддерживающих, открытых и теплых отношений, основанных на взаимопомощи и доброте. Особенно остро нехватку доверия чувствуют молодые люди, находящиеся в подростковом возрасте. В этот кризисный период человек действительно очень нуждается в общении, доверии, принятии и поддержке со стороны близких.

Проблему исследования мы сформулировали следующим образом:

В кризисе подросткового возраста человек особенно сильно нуждается в доверии и доверительном общении, но, взглянув на ситуацию реальным взглядом, мы видим, что в современном мире очень мало пространств, которые могли бы создать определенные условия и поспособствовать росту доверия у подростков.

Результаты исследования могут быть полезны, так как они открывают дополнительную возможность для подростков получить опыт возникновения и выстраивания доверия и доверительных отношений.

Мы поставили такую цель - описать особенности доверия и доверительных отношений у подростков в процессе посещения конного клуба.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить литературу по психологии доверия и доверительных отношений.

2. Изучить литературу по терапевтическому взаимоотношению с лошадью.

3. Изучить литературу по возрастным особенностям подросткового возраста.

4. Подобрать методики для проведения эмпирического исследования.

5. Провести эмпирическое исследование.

6. Обобщить результаты.

 

Для реализации этих задач, в первой главе, посвященной теоретическому исследованию проблемы доверия и доверительных отношений в подростковом возрасте, мы рассмотрели историю изучения доверия и доверительных отношений в психологии. В этой же главе мы изучили общую характеристику подросткового возраста и особенности доверительных отношений на этом этапе, а также проанализировали терапевтическое взаимоотношение с лошадью в процессе занятий в конном клубе.

 Во второй главе мы описали и провели эмпирическое исследование с целью – описать особенности доверия и доверительных отношений у подростков в процессе посещения конного клуба.

 Для этого мы использовали рефлексивный опросник уровня доверия к себе (модификация опросника Т.П. Скрипкиной для школьников) и полуструктурированное интервью. Вспомогательными мы выбрали методы наблюдения и анализа литературы.

Результаты эмпирической части показали следующее:

Девочки из обеих групп в доверительных отношениях в первую очередь ожидают найти поддержку и помощь, а также уверенность в другом человеке и отсутствие страха. Первая группа больше нуждается в понимании, эмоциональной близости и доброте, а вторая – в безопасности, принятии и отсутствии сдерживания своих мыслей.

Была зафиксирована положительная динамика в том, что девочки из второй группы стали лучше чувствовать самих себя и доверять себе после посещения конного клуба, чем те участницы, которые занимались меньше.

Если мы обратимся к результатам рефлексивного опросника по уровню доверия к себе, то увидим, что усредненные показатели по первой группе (занимались меньше) – 4,781, а по второй группе (занимались больше) – 4,921. Где 4 балла – это «доверяю себе частично», а 5 баллов – «скорее доверяю себе». Статистическое различие есть, но оно не значимо.

В конном клубе у девочек и первой и второй группы происходило достаточно ситуаций, в которых можно зафиксировать все 5 обстоятельств, необходимых для возникновения доверия по А.Б. Купрейченко. Следовательно, можем сделать вывод, что конный клуб является пространством, находясь и действуя в котором, подростки могут обрести опыт доверия и доверительных отношений.

Все задачи, которые мы ставили, были выполнены в ходе написания исследовательской работы. А именно: была изучена литература по психологии доверия и доверительным отношениям, по терапевтическому взаимоотношению с лошадью, а также по возрастным особенностям подросткового возраста. Также были подобраны методики, проведено эмпирическое исследование, а результаты были обобщены.

Таким образом, цель, которую мы ставили, оказалась достигнута, а гипотеза: «конный клуб, благодаря своей специфике, может являться местом, благоприятным для возникновения доверия у подростков» подтверждена.

Мы можем констатировать, что посещение конного клуба действительно может способствовать возникновению и развитию доверия и доверительных отношений у подростков.

Цель выполнена, поставленные задачи реализованы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Антоненко И.В. Социально-психологическая сущность доверия: от психического явления к функциональному органу // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 10. – С. 139.

2. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. —М.: Наука, 1978. —С. 212—242.

3. Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.П. Бусыгина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С. 423.

4. Волочкова Н. Воскресение в Воскресении. – М.: НФ ИКСИ, 2016. – С. 10.

5. Выготский Л. С. Педология подростка: в 3 т. Т. 2.

6. Душа вашего подростка. Гид-антистресс для родителей / Дмитриевский П. В., Казанская В. Г., Каломейцев П., свящ., Слипка М.И., Стрелов В. С. Худож. Е. Ватель. – М.: Никея, 2017. – 248 с.: ил.

7. Ильин Е.П. И46 Психология доверия. — СПб.: Питер, 2013. — 288 с.: ил.

8. Кон И.С. Дружба (историко-психологический этюд). — М.: 1973. С. 127.

9. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. — М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ 564 с.

10.  Носко И.В. Психология развития и возрастная психология // Дальневосточный государственный университет. 2003. – 124 с.

11.  Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971. – С. 219.

12.  Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. — 1971.— № 4. – С. 4..

13.  Спинк Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценка работы терапевтической команды: пер. с англ. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2001. – 198 с.

14.  Штомпка П. Доверие в эпоху глобализма // Социология и социальная политика. 2006. № 4. – С. 8-15.

15.  Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой еды: пер. с нем. – М.: Московский Конноспортивный клуб инвалидов, 2000. – С. 8.

16.  Bryman A. Social Research Methods. N. Y.: Oxford University Press, 2004. Р. 318–345.

17.  Luhmann N. Trust and power. Chichester, England: Wiley, 1979.

18.  Parks C.D., Henager R.F., Scamahorn S.D. Trust and reactions to messages of intent in social dilemmas // J. Confl. Resolut. 1996. V. 40. – P. 134–151.

19.  PEW Research Center for the People and the Press. Trust and Citizen Engage­mentin Metropolitan Philadelphia: A Case Study. Washington, DC: PEW. 1996. – P.131.

20.  Strickland L.H. Surveillance and trust // J. Pers. 1958. V. 26. – P. 200‑215.

 


[1] Ильин Е.П. Психология доверия. — СПб.: Питер, 2013. — С. 4.

[2] Штомпка П. Доверие в эпоху глобализма // Социология и социальная политика. 2006. № 4. – С. 8-15.

 

[3] Душа вашего подростка. Гид-антистресс для родителей / Дмитриевский П. В., Казанская В. Г., Каломейцев П., свящ., Слипка М.И., Стрелов В. С. Худож. Е. Ватель. – М.: Никея, 2017. – С.165.

[4] Там же С.101.

[5] Ильин Е.П. Психология доверия. — СПб.: Питер, 2013. — С. 13.

[6] Ильин Е.П. Психология доверия. — СПб.: Питер, 2013. — С. 9.

[7] Luhmann N. Trust and power. Chichester, England: Wiley, 1979. – P. 971.

[8] PEW Research Center for the People and the Press. Trust and Citizen Engage­mentin Metropolitan Philadelphia: A Case Study. Washington, DC: PEW. 1996. P. 576.

[9] Parks C.D., Henager R.F., Scamahorn S.D. Trust and reactions to messages of intent in social dilemmas // J. Confl. Resolut. 1996. V. 40. P. 134–151.

[10] Strickland L.H. Surveillance and trust // J. Pers. 1958. V. 26. P. 200‑21.

[11] Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. — М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ С. 42-43.

[12] Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. — М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. ‑ С. 42-43.

[13] Ильин Е.П. Психология доверия. — СПб.: Питер, 2013. — С. 35.

[14] Антоненко И.В. Социально-психологическая сущность доверия: от психического явления к функциональному органу // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2008. № 10. – С. 139.

[15] Ильин Е.П. Психология доверия. — СПб.: Питер, 2013. — С. 41.

[16] Там же. — С. 46-47

[17] Носко И.В. Психология развития и возрастная психология // Дальневосточный государственный университет. 2003. – С.86.

[18] Там же. – С.86.

[19] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии. — 1971.— № 4. – С. 4.

[20] Выготский Л. С. Педология подростка: в 3 т. Т. 2. – С. 70.

[21] Выготский Л. С. Педология подростка: в 3 т. Т. 2. – С. 77.

[22] Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. —М.: Наука, 1978. — С. 212—242.

[23] Носко И.В. Психология развития и возрастная психология // Дальневосточный государственный университет. 2003. – С.86.

[24] Кон И.С. Дружба (историко-психологический этюд). — М.: 1973. – С.2.

[25] Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. — М.: Молодая гвардия, 1971. – С. 219.

[26] Носко И.В. Психология развития и возрастная психология // Дальневосточный государственный университет. 2003. – С.87.

[27] Душа вашего подростка. Гид-антистресс для родителей / Дмитриевский П.В., Казанская В.Г., Каломейцев П., свящ., Слипка М.И., Стрелов В.С. Худож. Е. Ватель. – М.: Никея, 2017. – С.80-83.

[28] Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой еды: пер. с нем. – М.: Московский Конноспортивный клуб инвалидов, 2000. – С.8.

[29] Спинк Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценка работы терапевтической команды: пер. с англ. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2001. – С.30.

[30] Волочкова Н. Воскресение в Воскресении. – М.: НФ ИКСИ, 2016. – С.10.

[31] Спинк Дж. Развивающая лечебная верховая езда. Принципы создания и оценка работы терапевтической команды: пер. с англ. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов, 2001. – С.31.

[32] Bryman A. Social Research Methods. N. Y.: Oxford University Press, 2004. Р. 318–345.

[33] Качественные и количественные методы исследований в психологии: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.П. Бусыгина. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – С.245.

[34] Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. — М.: Изд‑во «Институт психологии РАН», 2008. – С.43-44.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.026 с.)