Предложения по развитию конкуренции на рынке жилищного строительства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения по развитию конкуренции на рынке жилищного строительства



В целях развития конкуренции на рынке жилищного строительства и недопущения роста цен на жилье на первичном рынке в условиях повышенного спроса предлагаются к реализации следующие мероприятия, направленные на обеспечение баланса спроса и предложения и сокращения затрат застройщиков:

развитие механизма вовлечения в оборот земель, включая использование инструментов АО «ДОМ.РФ», механизмы комплексного развития территорий;

внесение изменений в Земельный кодекс Российской Федерации в целях сокращения сроков предварительного согласования предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также сроков предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов;

сокращение инвестиционно-строительного цикла не менее чем на один год посредством оптимизации процедур в строительстве с возможностью их прохождения по принципу «одного окна» с одновременным созданием необходимых информационных систем;

совершенствование механизма поддержки развития жилищного строительства в субъектах Российской Федерации с учетом обязательств субъектов РФ по обеспечению ввода жилья (программа «Стимул»);

реализация мер поддержки низкомаржинальных проектов жилищного строительства;

упрощение правил и сокращение сроков предоставления технических условий подключения к инженерным сетям по заключенным договорам;

утверждение порядка передачи в публичную собственность или собственность сетевой организации линейных объектов инженерной инфраструктуры;

упрощение правил оформления на работу в отношении трудовых мигрантов.

Сведения о мерах, принятых в целях обеспечения конкуренции при реализации Национальных проектов Российской Федерации

В рамках национального проекта «Жильё и городская среда» (паспорт национального проекта утвержден президиумом Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) осуществлен переход от привлечения средств граждан на строительство объектов недвижимости к банковскому кредитованию, обеспечивающему прозрачность финансирования и добросовестную конкуренцию среди застройщиков.

При размещении подрядов на обустройство общественных пространств
в рамках формирования комфортной городской среды предусмотрены конкурентные процедуры.

Введены недискриминационные механизмы предоставления застройщикам субсидий на строительство социальных объектов и автомобильных дорог, а также субсидирование процентной ставки по кредитам на строительство инженерной инфраструктуры на земельных участках, предназначенных для строительства жилья.

Меры поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе принятые в связи с распространением новой коронавирусной инфекции

В соответствии с пунктом 2.15 Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации М.В. Мишустиным 17 марта 2020 года, о подготовке при необходимости перечня мероприятий, направленных на поддержку строительной отрасли, Министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации В.В. Якушевым 20 апреля 2020 года утвержден и 16 июля 2020 года актуализирован план мероприятий по поддержке строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства (копия прилагается), предусматривающий в том числе проведение мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства. В рамках таких мероприятий реализуются также меры по финансовой поддержке членов саморегулируемых организаций в строительной отрасли, которые являются в основном субъектами малого и среднего предпринимательства (составляют порядка 90% от общего количества таких членов).

 

Оценка Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

1) О «налоговом маневре» в ИТ-отрасли:

Системные меры поддержки отрасли информационных технологий нашли свое отражение в принятом 31 июля 2020 г. Федеральном законе № 265-ФЗ
«О налоговом маневре в ИТ-отрасли», который вводит ряд принципиально важных изменений в систему фискального регулирования ИТ-бизнеса в России.

В рамках закона предусмотрено снижение с 1 января 2021 года налога  на прибыль с действующей ставки в 20% до 3% для ИТ-компаний, включенных в реестр аккредитованных организаций в области информационных технологий, и почти двукратное понижение тарифов страховых взносов с 14% до 7,6% на бессрочный период. Также принятые поправки вводят освобождение от уплаты НДС с продаж российского программного обеспечения и услуг по предоставлению доступа к нему с использованием сети «Интернет».

Прогнозируется, что первый пакет мер поддержки ИТ-отрасли  («налоговый маневр») за счет создания комфортных и конкурентных условий для ИТ-компаний обеспечит прорывное развитие и устойчивый рост отечественной ИТ-отрасли.

В этой связи представляется достижимой новая национальная цель по цифровой трансформации страны, определенная в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474, в части увеличения вложений в отечественные ИТ-решения в 4 раза к 2030 году по сравнению с уровнем 2019 года.

Кроме того, уже принят ряд дополнительных мер, направленных на поддержку ИТ-отрасли, а именно:

- расходы на продвижение программного обеспечения на зарубежных рынках освобождены от НДС (федеральный закон от 23 ноября 2020 года
№ 374-ФЗ);

- утвержден порядок предустановки российского программного обеспечения на технически сложные товары, а также утверждены требования по использованию российских поисковых систем на технически сложные товары (постановление Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 года № 1867, федеральный закон от 9 декабря 2020 г. № 460);

- в соответствии с поручением Президента Российской Федерации, а также в целях обеспечения технологической независимости критической информационной инфраструктуры подготовлен проект указа Президента Российской Федерации «О мерах экономического характера по обеспечению технологической независимости и безопасности объектов критической информационной инфраструктуры». Проектом указа предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по утверждению требований к программному обеспечению и оборудованию, используемому на объектах критической информационной инфраструктуры, и порядка перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения и оборудования.

2) О разработке и внедрении российского программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов:

В соответствии с подпунктом «к» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 24 января 2020 года № Пр-113 Минцифры России внесены изменения в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации», предусматривающие разработку и внедрение отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных средств (далее – нацпрограмма, ИТ-решения) в целях ускорения цифровой трансформации отраслей реального сектора экономики.

В частности, подготовлена новая редакция паспорта федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы, результаты которого направлены на решение трех основных задач:

1. Создание условий для развития стартапов, разрабатывающих решения в сфере информационных технологий (далее – ИТ).

Решение данной задачи предусматривает осуществление через институты развития прямой финансовой поддержки малых предприятий, разрабатывающих российские ИТ-решения, участие в софинансировании первых масштабных внедрений российских ИТ-решений в организациях реального сектора экономики, венчурного финансирование проектов по разработке ИТ-решений на ранних стадиях.

2. Поддержка отечественных компаний – лидеров рынка ИТ, а также стимулирование спроса на их решения.

В рамках данной задачи предусмотрена реализация комплекса мероприятий по разработке и утверждению госкомпаниями и госкорпорациями (в том числе их дочерними и зависимыми организациями) стратегий цифровой трансформации на основе отечественных ИТ-решений. Одним из ключевых показателей эффективности реализации стратегий является достижение к 2024 году 70-процентой доли расходов на отечественные ИТ-решения от общих расходов госкомпаний на ИТ. Содействие реализации стратегий обеспечивается через инструменты грантовой поддержки проектов по внедрению российских ИТ-решений (на условиях дальнейшего масштабирования внедренного решения на всю структуру дочерних и зависимых организаций), льготного кредитования и лизинга.

Предусмотрены дополнительные меры финансовой поддержки отечественных компаний – лидеров рынка ИТ в форме грантов и субсидий на разработку новых версий продуктов (выпуск новых решений) и цифровых платформ, в том числе в целях создания и развития производства высокотехнологичной промышленной продукции. Будет создана инфраструктура для раскрытия информации о российском программном обеспечении и результатах его тестирования.

3. Развитие перспективных высокотехнологичных направлений.

Государственная поддержка развития перспективных высокотехнологичных направлений осуществляется с привлечением ресурсов и компетенций крупнейших российских технологических госкомпаний. ОАО «РЖД», Госкорпорацией «Ростех» и Госкорпорацией «Росатом» разработаны дорожные карты по высокотехнологичным направлениям

«Квантовые вычисления», «Квантовые коммуникации» и «Мобильные сети связи пятого поколения», предусматривающие к 2024 году создание российских квантовых сетей связи общей протяженностью более 7000 тысяч километров, создание российского квантового компьютера вычислительной мощностью более 50 кубитов и достижение локализации оборудования для построения сетей связи 5G на уровне не менее 40%. Средства, предусмотренные на указанные мероприятия, целевым образом будут направлены на создание и развитие отечественных специализированных ИТ-решений и технологий.

Содействие развитию технологичных направлений высокого уровня зрелости, таких, например, как «Интернет вещей», «Распределенные реестры»,

«Новые производственные технологии», «Новые коммуникационные интернет- технологии», осуществляется через институты развития в рамках мер поддержки разработки и внедрения отечественных ИТ-решений.

Мероприятия по развитию и внедрению в отраслях экономики отечественных решений, построенных на основе технологий искусственного интеллекта, предусмотрены в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпрограммы.

Паспорта нацпрограммы и входящих в нее федеральных проектов утверждены на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (в форме заочного голосования) от 17 декабря 2020 г. № 14 (раздел II).

3) О цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием:

В целях реализации задачи по цифровой трансформации приоритетных отраслей экономики, закрепленной в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», достижения целевого показателя по увеличению вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий к 2030 году не менее, чем в четыре раза по сравнению с показателем 2019 года в рамках национальной цели «Цифровая трансформация» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», а также в рамках реализации федерального проекта «Цифровые технологии» нацпрограммы Минцифры России реализует комплекс мероприятий по координации цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, а также по стимулированию (ускорению) процессов цифровизации за счет финансовых и нефинансовых инструментов поддержки российских организаций:

1. С целью осуществления методической поддержки компаний по разработке и реализации стратегий цифровой трансформации Минцифры России разработало обновленные Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, одобренные 6 ноября 2020 г. на заседании президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности

Документ содержит рекомендации по разработке стратегий цифровой трансформации, перечень КПЭ и расчетные методы к ним, рекомендации по выбору модели финансирования инвестиционных мероприятий стратегий и порядок государственного мониторинга реализации стратегий. Указанная мера позволяет государственным компаниям получить методическую поддержку на основе лучших мировых практик для реализации инвестиционных планов в части цифровой трансформации.

Для синхронизации выполнения задач по цифровой трансформации госкомпаний с реализацией политики импортозамещения организована системная межведомственная работа по подготовке и согласованию директив по цифровой трансформации госкомпаний и установлению целевых показателей, в том числе в части использования отечественного программного обеспечения.

Директивы утверждены в начале 2021 года, что позволило госкомпаниям принимать более активное участие в процессах цифровизации и значительно ускорило процессы цифровой трансформации. До 2024 года планируется осуществлять системный мониторинг реализации стратегий, а также планов импортозамещения программного обеспечения с представлением ежегодных докладов в Правительство Российской Федерации.

2. С целью финансовой поддержки компаний Минцифры России реализует меру по льготному кредитованию через уполномоченные банки российских организаций, осуществляющих мероприятия по цифровой трансформации и внедряющих ИТ-решения, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2019 года № 1598
 «Об утверждении правил предоставления из федерального бюджета субсидий в целях обеспечения льготного кредитования проектов по цифровой трансформации, реализуемых на основе российских решений в сфере информационных технологий».

Указанная мера способствует поддержке компаний в части реализации запланированных инвестиционных проектов по цифровой трансформации и позволяет компаниям привлечь денежные средства по льготной ставке (от 1 % до 5 % годовых) от российских банков. Уполномоченным банкам субсидируется 90 % ключевой ставки ЦБ РФ, срок субсидирования предусмотрен до конца 2024 г.

Размер льготного кредита для заемщика определен в пределах: на проект – от 25 млн. руб. до 5 млрд руб.; на комплексную программу, состоящую из нескольких проектов – от 500 млн. руб. до 10 млрд руб.

К настоящему времени отобрано 15 уполномоченных банков (еще порядка 40 выразили заинтересованность к участию в программе). При поддержке Минцифры России банками сформирован портфель кредитных соглашений по реализации проектов (более 25 ед.) на общую сумму порядка 34,5 млрд руб. При этом уже поддержано 9 проектов (при плановом значении 6 проектов в 2020 г.).

3. Также в рамках федерального проекта «Цифровые технологии» действует программа льготного лизинга через оператора АО «ГТЛК» с целью поддержки внедрения цифровых технологий и платформенных решений на основе программно-аппаратных комплексов, разработанных преимущественно российскими компаниями.

Приобретаемое АО «ГТЛК» оборудование и программное обеспечение передается в лизинг предприятиям приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, что позволяет удовлетворить потребности отечественной экономики в комплексных цифровых решениях и программных продуктах. При этом при использовании в рамках сделки не менее 70 % российской продукции по стоимостной доле льготный лизинг предоставляется с привлечением средств федерального бюджета в объеме до 80 % от объема финансирования сделки. При использовании в рамках сделки менее 70 % льготный лизинг предоставляется с привлечением средств федерального бюджета в объеме до 40 % от объема финансирования сделки.

По итогам 2020 года поддержаны три лизинговых сделки     по приобретению серверного, сетевого оборудования, систем хранения данных и иных технологических решений преимущественно отечественного происхождения на общую сумму порядка 3 млрд руб.

Дополнительно сообщаем, что письмом от 25 января 2021 г. № ЕК-П18- 106-1612 в ФАС России направлялась информация по итогам 2020 года о достижении контрольных показателей и ожидаемых результатов развития конкуренции в рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. № 1697-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018- 2020 годы».

 

Оценка Министерства транспорта Российской Федерации

Железнодорожный транспорт

1. Основные результаты развития конкуренции в сфере железнодорожного транспорта.

В соответствии с Программой структурной реформы на железнодорожном транспорте, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2001 г. № 384, потенциально конкурентные и конкурентные виды деятельности выведены из ОАО «РЖД», в том числе путём создания акционерных обществ на базе имущества структурных подразделений ОАО «РЖД».

В процессе реформы с 2004 года из ОАО «РЖД» выделены пассажирские перевозки в дальнем и пригородном сообщении, оперирование грузовыми вагонами и их ремонт, промышленное производство, научная, проектная и строительная деятельность, торговое обслуживание и общественное питание, санаторно-курортные услуги, др. Это позволило создать реальную конкурентную среду в тех рыночных сегментах, где ранее подобные механизмы задействованы не были. С целью дальнейшего развития конкурентных отношений ОАО «РЖД» осуществляет продажу акций созданных ДЗО.

За время реформирования доля железнодорожного транспорта в общем грузообороте транспорта возросла с 39,5% (84,0% без учёта трубопроводного транспорта) в 2004 году до 47,2% (87,0% без учёта трубопроводного транспорта) в 2020 году. Доля железнодорожного транспорта в общем пассажирообороте транспорта снизилась с 43,5% в 2004 году до 23,4% в 2019 году, а по итогам 2020 года возросла до 25,1%.

2. Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса.

Одним из ожидаемых результатов развития конкуренции в отраслях экономики должно было стать развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса (в том числе в рамках институционализации Совета потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его дочерних зависимых обществ и формирование на его базе совета рынка железнодорожных перевозок).

Для обеспечения баланса интересов участников рынка железнодорожных перевозок на постоянной основе осуществляется совместная работа с такими организациями как Совет потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его дочерних зависимых обществ, СРО Союз операторов железнодорожного транспорта, экспертным сообществом.

3. Развитие добросовестной конкуренции в сфере грузовых перевозок.

В результате реформирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации в сфере грузовых перевозок сформирована структура рынка, в рамках которой существуют два сегмента:

естественно-монопольный сегмент – перевозка грузов железнодорожным транспортом, представлен перевозчиками, действующими на принадлежащей им инфраструктуре (ОАО «РЖД», ФГУП «КЖД»);

конкурентный сегмент – услуги по предоставлению грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, вагоноремонтная деятельность и деятельность по капитальному ремонту локомотивов и т.д.

Наиболее существенные изменения за время реформирования в структуре участников произошли на рынке оперирования грузовыми вагонами.

На 1 января 2021 г. свыше 93,0 % парка грузовых железнодорожных вагонов принадлежит независимым от холдинга «РЖД» частным собственникам.

На рынке оперирования грузовыми вагонами функционирует развитый высококонкурентный рынок.

Рыночная концентрация в сегменте оперирования с 2003 года неуклонно снижается. Так, например, в сегменте оперирования полувагонами индекс Херфиндаля-Хиршмана снизился с 8013 в 2003 году до 575 в 2015 году и 464 в 2020 году, коэффициент рыночной концентрации в сегменте оперирования полувагонами (CR-3) снизился с 92,9% в 2003 году до 30,9% в 2015 году и 25,9% в 2020 году. Коэффициенты рыночной концентрации в сегментах оперирования цистернами и платформами также снизились, соответственно, с 59,6% и 91,1% в 2003 году до 34,4% и 39,7% в 2020 году.

С целью повышения эффективности функционирования транспортно-логистической инфраструктуры Российской Федерации в ОАО «РЖД» организована перевозка грузов с применением электронных накладных, что позволяет обеспечить хранение и обработку данных обо всех грузовых железнодорожных перевозках, осуществляемых по инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования. Агрегированные данные о грузовых железнодорожных перевозках на системной основе передаются в Росстат и при необходимости в органы государственной власти Российской Федерации.

4. Развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок.

В сфере пассажирского транспорта, в основном, деятельность по организации пассажирских перевозок отделена от инфраструктуры железнодорожного транспорта и осуществляется 8-ю компаниями в дальнем следовании (АО «ФПК», ОАО «РЖД», АО «Пассажирская компания «Сахалин» АО «Кузбасс-пригород», АО «Гранд Сервис Экспресс», ООО «Тверской Экспресс», АО «Транс Класс Сервис», АО «АК ЖДЯ». При этом максимальное количество пассажирских компаний, действующих одновременно на одной и той же территории, составляет - 5) и 26-ю пригородными пассажирскими компаниями.

В отношении межвидовой конкуренции в пригородных пассажирских перевозках сообщаем.

Конкурентами пригородного железнодорожного транспорта, прежде всего, является автомобильный общественный (автобусы) и личный транспорт, маршрутные такси, сервисы поиска попутчиков и совместного использования автомобилей (каршеринг).

Конкурентными преимуществами пригородного железнодорожного транспорта являются безопасность, массовость, энергоэффективность, экологичность, соблюдение расписания по станциям отправления и прибытия, большие провозные способности, независимость погодных условий.

Необходимо отметить, что пассажиры ценят не конкуренцию, а комплексную услугу разных видов транспорта. Сегодня пригородные железнодорожные перевозки развиваются в направлении интеграции транспортной системы регионов и крупных агломераций, а также интеграции в городскую среду. На сегодняшний момент это является одним из ключевых направлений развития рынка транспортных услуг.

Высокую значимость имеет регулируемость тарифов на перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении. При этом ключевой задачей является формирование устойчивой финансовой модели работы пригородных компаний. 

О конкурентных возможностях и ограничениях организаций, претендующих на осуществление перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении

С точки зрения наличия и развития конкуренции внутри сегмента пригородных железнодорожных перевозок влияние оказывают скорее экономические и технологические барьеры для появления на рынке пригородных пассажирских перевозок новых возможных конкурентов, в меньшей степени – административные барьеры.

Вместе с тем существует и ряд сдерживающих конкуренцию в пригородных перевозках факторов экономического и технологического характера.

К экономическим ограничениям, возникающим для перевозчиков, можно отнести необходимость согласовывать транспортный заказ с соответствующим субъектом Российской Федерации (для получения в последующем компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате перевозок пассажиров), в случаях, когда регион отказывает перевозчику в заключении договора на транспортное обслуживание населения и установлении тарифа на перевозку, перевозчик осуществляет перевозку по нерегулируемым тарифам и осуществляет оплату услуг инфраструктуры без учета применения льготного коэффициента к тарифам за услуги инфраструктуры общего пользования, а также значительные финансовые издержки перевозчика (содержание и обновление парка подвижного состава, содержание локомотивных бригад, обеспечение комплекса мероприятий, направленных на безопасность пассажирских перевозок и транспортную безопасность, и т.п.).

5. Развитие конкуренции в сфере ремонта грузовых вагонов (ЦДИ).

В 2010 году ОАО «РЖД» создало три дочерних общества - вагоноремонтные компании (АО «ВРК-1», АО «ВРК-2», АО «ВРК-3») – тем самым создана конкурентная среда в данном сегменте рынка. В октябре 2019 года на аукционе АО «ВРК-3» было продано компании «Бизнес Оптима», входящей в группу компаний ОМК, а летом 2020 года Новая вагоноремонтная компания приобрела АО «ВРК-2».

6. Создание стабильных тарифных условий перевозки грузов железнодорожным транспортом.

Пунктом 2 раздела «XVII. Транспортные услуги» Плана мероприятий предусмотрено утверждение нового прейскуранта, устанавливающего тарифы на услуги открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и предусматривающего выделение локомотивной составляющей тарифа в необходимой валовой выручке субъекта регулирования (с учетом распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р).

Правительством Российской Федерации принято решение о переходе на долгосрочное тарифное регулирование в сфере грузовых железнодорожных перевозок с использованием, начиная с 2019 года, принципа «инфляция минус», то есть индексы изменения тарифов на 2019 – 2025 годы определяются по формуле, исходя из средневзвешенного индекса потребительских цен минус 0,1 процентного пункта (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2017 г. № 2991-р).

При принятии решения о долгосрочных параметрах индексации грузовых тарифов с использованием указанного принципа предполагалось сохранение стабильной регуляторной среды, а также сохранение в ОАО «РЖД» эффектов от реализации инвестиционных и оптимизационных программ.

Однако в настоящее время наблюдаются существенные отклонения, особенно в части макроэкономических предпосылок, приводящих к изменению объемов и структуры грузовой базы, тенденция по изменению которых началась еще в 2003 году. В первую очередь это касается сырьевых, низкостоимостных (убыточных для ОАО «РЖД») грузов. Это приводит к усилению тарифных диспропорций, а также к формированию дефицита источников финансирования инвестиционной программы ОАО «РЖД».

При этом долгосрочная тарифная модель должна быть ориентирована на устранение тарифных преференций и искажение ценовых сигналов относительно реальной стоимости перевозок отдельных видов грузов.

Указанная работа в настоящее время проводится причастными федеральными органами исполнительной власти совместно с ОАО «РЖД» в рамках разработки новой модели государственного тарифного регулирования в области грузовых железнодорожных перевозок с вводом ее в действие с 2026 года в соответствии с решением, принятым на совещании Правительства Российской Федерации (протокол от 12 ноября 2019 г. № ДМ-П9-76пр, п.9).

7. Обеспечение перевозки скоропортящихся грузов.

По состоянию на 1 января 2021 г. рабочий парк изотермических вагонов собственности Российской Федерации составил 4,3 тыс.ед. (-19% к прошлому году), в том числе:

- вагонов-термосов (ВТ) – 745 ед.;

- ИВ-термосов, переоборудованных из крытых вагонов, – 1281 ед.;

- ИВ-термосов, переоборудованных из рефрижераторных вагонов – 2030 ед.;

- рефрижераторных вагонов (ГРПС) – 194 ед.;

- АРВ – 13 ед.

В результате продления срока службы данным типам вагонов массовое списание специализированного рефрижераторного и изотермического подвижного состава, которое ожидалось в период 2017 – 2019 гг., перенесено на 2025 – 2030 гг.

В то же время, в ожидании списания вагонов, операторы закупали парк крупнотоннажных рефрижераторных контейнеров, который с 2017 года увеличился на 30% и составил 5,2 тыс. единиц, что способствовало сохранению достаточного количества погрузочных ресурсов для перевозок скоропортящейся продукции.

В свою очередь Армавирский машиностроительный завод – филиал Новозыбковского машиностроительного завода выпустил инновационный вагон-термос модели 16 - 6962 с осевой нагрузкой 25тс.

В 2019 году на сеть поступило 2 таких вагона. В 2020 году на сеть поступило 34 вагона-термоса казахстанских производителей модели 16-1807-04 с повышенным предельным сроком доставки.

Во избежание возникновения дефицита вагонов целесообразно рассмотреть вопрос введения мер государственной поддержки, направленных на стимулирование закупки новых образцов изотермического подвижного состава по аналогии с мерами, направленными на стимулирование закупки промышленного тягового подвижного состава и грузовых вагонов в 2017 – 2018 гг.

Справочно: в мае 2017 года было принято постановление Правительства РФ «О предоставлении субсидии из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на возмещение части затрат, связанных с приобретением промышленного тягового подвижного состава и вагонов-дизель-генераторов, в 2017 году» (№ 545 от 10 мая 2017 г.).

В феврале 2018 года было принято постановление Правительства Российской Федерации «О предоставлении субсидии из федерального бюджета организациям, оказывающим услуги, связанные с железнодорожным подвижным составом, на возмещение части затрат, связанных с приобретением грузового железнодорожного подвижного состава» (№ 175 от 20 февраля 2018 г.).

8. Развитие услуг электронной торговой площадки «Грузовые перевозки».

Электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (далее – ЭТП ГП) является инструментом недискриминационного доступа к услугам ОАО «РЖД».

В настоящий момент развитие ЭТП ГП осуществляется ее оператором – ООО «Цифровая логистика» совместно с Центром фирменного транспортного обслуживания.

Сегодня ЭТП ГП — это более 6000 пользователей (рост к прошлому году +1200) и их число постоянно растет. К платформе присоединились 97 поставщиков услуг (рост к прошлому году +29), среди которых:

- 82 оператора подвижного состава;

- 8 стивидорных компании;

- 3 терминально-складских оператора, в том числе Терминально-складская дирекция ОАО «РЖД» с её разветвленной сетью.

Для поставщиков (операторов подвижного состава, операторов припортовых терминалов) разработано интерфейсное взаимодействие ЭТП ГП с поставщиками услуг. Реализовано программное обеспечение «Облачного сервиса» для поставщиков (операторов, портов, терминалов) по реализации услуг на ЭТП ГП. Благодаря этому поставщикам не требуется нести дополнительные затраты на собственную информатизацию.

Для привлечения новых поставщиков вагонов и повышения активности уже присоединившихся, с учетом инициативы СОЖТ, было принято решение о сокращении с 1 июня 2019 г. размера агентского вознаграждения с 1% до 0%.

При этом для соблюдения налогового законодательства и норм гражданского права взимается символическая плата – 1 рубль в день или 30 руб. в месяц без НДС (соответствующие изменения в оферту внесены Обществом).

В 2020 году для операторов:

- Снята обезличенность поставщика и грузовладельца на стадии предзаказа. Это делает более коммерческим формат взаимодействия между клиентом и поставщиком на ЭТП ГП. Это позволяет операторам сохранить существующую грузовую базу, а также снять проблему со встречными порожними пробегами. Снятие обезличенности было также требованием СОЖТ.

- Реализован сервис онлайн управления парком порожних вагонов на пространстве ОАО «РЖД», данный сервис также доступен нерезидентам.

Воздушный транспорт

Рынок пассажирских перевозок

Состояние транспортной отрасли в 2020 году в сфере гражданской авиации можно характеризовать кризисными явлениями, вызванными прежде всего, эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции.

Финансово-экономическая устойчивость авиакомпаний в 2020 году ухудшилась и в первую очередь из-за снижения потребительского спроса, низкой платежеспособности населения, введения ограничений на международное воздушное сообщение и высокой волатильности национальной валюты.

Снижение объема пассажиропотока на внутренних линиях обусловлена, в том числе в связи с введением ограничений в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).

В 2020 году российскими авиакомпаниями было перевезено 69,24 млн пассажиров (снижение на 46%), в том числе на международных линиях – 13,08 млн пассажиров (23,8 % уровня 2019 года), на внутренних - порядка 56 млн пассажиров (76,9% уровня 2019 года).

Меры государственной поддержки участников авиационной отрасли позволили частично компенсировать сокращение объема перевозок.

Вместе с тем, основным приоритетом развития авиаперевозок в Российской Федерации является обеспечение доступности авиатранспортных услуг для населения. Немаловажное значение имеет также развитие региональных авиаперевозок, что достигается за счёт реализации программ субсидирования региональных авиаперевозок.

Объем внутренних перевозок за 2020 год, за исключением маршрутов, пунктом назначения/отправления которых является г. Москва, составил 18,2 млн пассажиров и снизился на 6 % по отношению к 2019 году.

Шестью лидерами отрасли (ПАО «Аэрофлот – российские авиалинии», АО «Авиакомпания «Сибирь», ООО «Авиакомпания Победа», АО «Авиакомпания «Россия», ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии», ПАО Авиакомпания «ЮТэйр») за 2020 год было перевезено 52,09 млн пассажиров, что составляет 75 % от общего объёма пассажирских перевозок в отрасли.

Авиационная отрасль, в сравнении с другими, испытывает наиболее тяжелые последствия от вспышки новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Первоначальное воздействие COVID-19 было ограничено определенными странами, в которых произошла вспышка заболевания с конца января по февраль 2020 года. Начиная с 27 марта, ввиду того, что распространение заболевания продолжало расти, затрагивая страны и людей во всем мире, правительства закрыли границы и ввели более строгие ограничения на поездки как одну из мер сдерживания распространения заболевания. Это привело к резкой отмене рейсов авиакомпаниями и сильному сокращению спроса на авиаперевозки, создав ощутимое давление на доходы и денежные потоки всех заинтересованных сторон в авиационном секторе.

Ограничения на поездки стали реальностью отрасли воздушного транспорта. Приблизительно 143 государства сообщили о наличии определенных ограничений на поездки (от требований соблюдения карантина и частичных запретов на поездки до полного закрытия границ).

Предпринятые ограничительные меры на выполнение полетов привели к тому, что десятки тысяч российских туристов, находящихся в других странах, столкнулись с невозможностью вернуться на Родину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.111 с.)