Основные проблемы, препятствующие развитию конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные проблемы, препятствующие развитию конкуренции



Электроэнергетика

В настоящее время одной из актуальных проблем функционирования модели розничных рынков электрической энергии является недостаточно высокий уровень развития конкурентных отношений на указанных рынках, обусловленный значительным уровнем доминирования гарантирующих поставщиков и высокими барьерами входа для значительного количества мелких и средних потребителей на оптовый рынок электрической энергии мощности, а также невыгодными условиями для заключения прямых двусторонних договоров поставки электрической энергии с производителями и независимыми сбытовыми компаниями. Кроме того, эффективным конкурентным отношениям препятствует и низкий уровень платежной дисциплины на розничных рынках.

Нефть и нефтепродукты

В числе основных проблем, препятствующих развитию конкуренции в нефтяной отрасли, можно отметить:

1. Высокие барьеры входа в отрасль, обусловленные высокими капитальными затратами, что усложняет доступ новых участников на рынки.

2. Значительная доля налоговой составляющей в конечной цене реализуемых нефти и нефтепродуктов.

Газоснабжение

В настоящее время можно выделить следующие основные проблемы в сфере конкуренции в газовой отрасли.

1. Ограничения по расстоянию транспортировки газа независимыми производителями.

Высокие тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам для независимых производителей газа приводят к ограничениям по расстояниям транспортировки газа, при которых сохраняется положительная рентабельность.

2. Отсутствует четкий порядок предоставления доступа независимым производителям к газотранспортной системе ПАО «Газпром» (ГТС). В этой связи ФАС России разрабатывает Правила недискриминационного доступа к услугам по транспортировке газа по магистральным газопроводам, определяющие порядок обеспечения доступа производителей, поставщиков и потребителей к услугам по транспортировке газа (далее - потребитель услуги), которые будут включать права и обязанности собственника ГТС и потребителя услуги при исполнении договора о предоставлении услуги по транспортировке газа (далее – договор), существенные условия заключения договора, расширенные требования к заявке, подаваемой для заключения договора.

Данная мера направлена на оптимизацию существующей системы доступа независимых производителей к ГТС и исключения возможных отказов в доступе к услугам по транспортировке газа.

Угольная отрасль

В настоящее время основными ограничениями развития конкуренции в угольной отрасли Российской Федерации, являются:

острый дефицит оборотных средств, ограничивающий возможность инвестировать в развитие и поддержание существующих мощностей по добыче и переработке угля, усугубленный принятым Всемирным Банком и Европейским банком реконструкции и развития решением об ограничении доступа к кредитам для предприятий угольной промышленности, а также продолжающимся выходом крупнейших инвестиционных и пенсионных фондов из угольных активов;

неразвитость железнодорожной инфраструктуры и наличие «узких мест», а также дефицит мощностей по перевалке угля в морских портах;

замедление темпов ввода в эксплуатацию новых объектов и низкие темпы модернизации шахтного фонда (угольных шахт, разрезов и обогатительных фабрик), из-за ухудшения финансового состояния угольных компаний.

Краткое описание существующих барьеров, препятствующих деятельности хозяйствующих субъектов, устранение или минимизация которых находится в компетенции Минэнерго России.

Электроэнергетика

В части деятельности по производству электрической энергии существуют следующие основные требования (ограничения):

обязанность реализовывать произведенную электрическую энергию на генерирующем оборудовании свыше 25 МВт установленной мощности только на оптовом рынке (прямое требование Федерального закона от 26 марта 2013 г. № 35-Ф3) и вытекающие из этой обязанности требования к субъектам оптового рынка (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности» в части количественных требований к лицам, претендующим на получение статуса участника оптового рынка);

обязанность заключения договоров с организациями инфраструктуры, заключение договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, технологическому присоединению, ряд регулируемых договоров на оптовом и розничных рынках, например, в объемах поставки электроэнергии для населения и приравненных к нему категорий;

наличие неспецифических видов лицензирования (например, деятельность по эксплуатации взрыво- и пожароопасных производственных объектов).

Угольная отрасль

Российские угольные компании являются частными хозяйствующими субъектами, деятельность которых в условиях рыночной экономики основывается на гражданско-правовых принципах свободы договора – стороны вправе самостоятельно выбирать заинтересованных контрагентов для взаимодействия на взаимовыгодных условиях в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Задачи по совершенствованию государственной политики в части развития конкуренции, предложения решения проблем, препятствующих развитию конкуренции, в том числе путем внесения изменений в нормативные правовые акты

Электроэнергетика

Для формирования конкурентной среды на розничных рынках электрической энергии необходимо:

1. Принять меры по развитию современных цифровых технологий в сфере учета электрической энергии (внедрение «интеллектуальных» приборов и систем учета).

2. Стимулировать развитие альтернативных энергетических решений на базе возобновляемых источников энергии, накопителей энергии, и гибридных технологий.

3. Сократить (по возможности) нерыночные надбавки к цене оптового рынка электрической энергии и мощности.

4. Стимулировать заключение долгосрочных двусторонних договоров на розничных рынках, в том числе в изолированных энергорайонах.

Минэнерго России представило в адрес ФАС России предложения по возможному улучшению конкурентной среды на энергорынках (письмо от 30.12.2020 № СП-16989/09), прежде всего, через повышение экономической эффективности использования инструмента свободного договора на оптовом рынке, в том числе за счет нераспределения неплательщиков на объемы продажи электроэнергии, соответствующие заключенным свободным договорам и изменения процедур выбора состава включенного генерирующего оборудования, при котором предусматривается приоритетный отбор станций, которые имеют обязательства по свободным договорам на оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Считаем целесообразным реализацию указанных изменений при их одобрении Правительством Российской Федерации и включение таких предложений со стороны ФАС России в отчетные доклады по вопросам развития конкуренции.

Нефть и нефтепродукты

В целях сохранения баланса топливообеспечения внутреннего рынка и поддержки ТЭК в период ограничительных мер, направленных на предупреждение распространения коронавирусной инфекции COVID-19, Правительством Российской Федерации был принят ряд документов:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 732 «О введении временного запрета на ввоз в Российскую Федерацию отдельных видов топлива» до 1 октября 2020 г. был временно приостановлен импорт нефтепродуктов, что позволило отечественным компаниям пройти период резкого снижения спроса на нефтепродукты без существенного сокращения объемов производства товарной продукции, в том числе за счет накопления запасов и увеличения объемов экспорта.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2020 г. № 733 «Об утверждении Правил определения минимальной величины объема автомобильного бензина класса 5 и (или) дизельного топлива класса 5, произведенных в том числе по договору об оказании налогоплательщику услуг по переработке нефтяного сырья и реализованных налогоплательщиком, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции по переработке нефтяного сырья, и (или) иным лицом, входящим в одну группу лиц с таким налогоплательщиком в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, в налоговом периоде на биржевых торгах, проводимых биржей (биржами), и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1720» и Совместным приказом ФАС России и Минэнерго России от 27 апреля 2020 г. № 432/20/328 «О внесении изменений в Приложение № 1 и Приложение № 2 к приказу ФАС России и Минэнерго России от 12.01.2015 № 3/15/3 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30.04.2013 № 313/13/225» временно, с 1 апреля по 30 июня 2020 г., был снижен норматив биржевых продаж нефтепродуктов в 2 раза (далее – норматив биржевых продаж). Это позволило компаниям избежать риска нарушения антимонопольного законодательства и неполучения обратного акциза в период значительного снижения спроса на нефтепродукты на биржевых торгах.

Благодаря предпринятым мерам ситуация с топливообеспечением на внутреннем рынке Российской Федерации в 2020 году оставалась стабильной.

Газоснабжение

Одной из важнейших стратегических задач развития газовой отрасли является развитие производства и экспорта сжиженного природного газа. В 2014 году в целях реализации положений Федерального закона от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ «Об экспорте газа» (в редакции от 30 ноября 2013 г.) приняты следующие нормативные правовые акты в рамках поэтапной либерализации экспорта СПГ:

– постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2014 года № 785 «Об утверждении Правил предоставления информации об экспорте газа»;

– постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 770 о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 июня 2005 года № 364 «Об утверждении положений о лицензировании в сфере внешней торговли товарами и о формировании и ведении федерального банка выданных лицензий»;

– распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 года № 1277-р, которым утвержден перечень организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии;

– распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 октября 2014 года № 2001-р о дополнении перечня организаций, которым предоставлено исключительное право на экспорт газа природного в сжиженном состоянии.

В период 2015 – 2020 годах Минэнерго России продолжена работа по мониторингу представления экспортерами газа информации об экспорте газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В рамках поэтапной либерализации экспорта СПГ принят Федеральный закон от 24.04.2020 № 137-83 «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «Об экспорте газа», предусматривающий расширение субъектного состава недропользователей, обладающим правом экспорта СПГ.

Угольная отрасль

Преодоление существующих вызовов и рисков, оказывающих негативное влияние на устойчивое развитие угольной промышленности в Российской Федерации и повышение уровня ее конкурентоспособности в мире, планируется обеспечить за счет:

– реализации мероприятий, предусмотренных Программой развития угольной промышленности на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.06.2020 № 1582-р;

– синхронизации реализации мероприятий проекта Программы и принятых стратегическими и программными документами, в части развития транспортной инфраструктуры и морских портов (сроки ввода в эксплуатацию и приоритетность их реализации), долгосрочного тарифного регулирования на услуги ОАО «РЖД» и стивидоров в морских портах, с возможностью внесения соответствующих изменений (корректив) в указанные документы;

– расчета и формирования объективных биржевых ценовых индикаторов рынка путем регистрации внебиржевых сделок с целью создания прозрачных механизмов ценообразования и исключения возможного картельного сговора между производителями и покупателями угля и продуктов его переработки;

– развития и применения биржевых механизмов реализации угля и продукции его переработки, включая организованную биржевую торговлю в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 325-ФЗ «Об организованных торгах».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.011 с.)