Законодательные инициативы, принятые в 2020 г. - начале 2021 г. в сфере страховой деятельности и способствующие развитию конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законодательные инициативы, принятые в 2020 г. - начале 2021 г. в сфере страховой деятельности и способствующие развитию конкуренции



1. Принят Федеральный закон от 25.05.2020 № 161-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановлении действия отдельных положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», предусматривающий изменение подходов к тарификации по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), направленных на индивидуализацию страхового тарифа, в частности, изменение состава коэффициентов страховых тарифов, порядка установления базовой ставки страхового тарифа для каждого страхователя (самостоятельное установление страховщиками перечня факторов для определения базовой ставки страхового тарифа в ОСАГО (в рамках установленного Банком России тарифного коридора) в зависимости от индивидуальных характеристик страхователя). Таким образом, среди страховых организаций, осуществляющих ОСАГО, обеспечена конкуренция, основанная не только на ценовом признаке.

2. В Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 01.03.2021 внесен пакет разработанных в 2020 году проектов федеральных законов (№ 1120950-7, № 1120504-7, № 1120347-7, № 1120503-7), направленный на создание правовых основ коммерческого присутствия иностранных страховщиков на территории Российской Федерации путем создания филиалов в целях выполнения международных обязательств Российской Федерации по допуску филиалов иностранных юридических лиц из государств - членов Всемирной торговой организации (ВТО), принятых Российской Федерации при вступлении в ВТО.

Проектируемым регулированием иностранные страховщики, осуществляющие коммерческое присутствие на территории Российской Федерации путем создания филиалов, рассматриваются в качестве субъектов страхового дела наравне с российскими страховщиками. При этом устанавливаются требования и ограничения в отношении деятельности таких иностранных страховщиков с учетом специфических обязательств Российской Федерации, принятых при вступлении в ВТО и направленных на обеспечение необходимого баланса в использовании разумных протекционистских мер по защите национального страхового рынка и достижении справедливой конкуренции между иностранными и российскими страховщиками.

Реализация указанных проектов федеральных законов позволит исполнить обязательства Российской Федерации в рамках членства в ВТО, создав сопоставимые условия деятельности страховщиков на территории Российской Федерации, расширить перечень страховых услуг и их доступность, а также развить конкуренцию на национальном страховом рынке.

Мероприятия, направленные на оптимизацию процедур государственных
и муниципальных закупок, а также на снижение уровня административных барьеров, в том числе, препятствующих развитию конкуренции

В целях дальнейшего совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Минфином России разработан проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который был согласован с более чем 40 государственными органами и организациями и 26.01.2021 внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Указанным законопроектом предусматривается, в том числе:

- сокращение количества способов определения поставщика до трех (конкурс, аукцион, запрос котировок);

- сокращение и унификация сроков осуществления процедур, порядка осуществления заказчиком отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

- введение новых случаев применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков;

- возможность предоставлять малому и среднему бизнесу банковские гарантии от ВЭБ.РФ и региональных гарантийных организаций;

- введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки (от планирования закупки до исполнения контракта);

- усиление требований к квалификации участников закупок;

- защиту от недобросовестных участников закупок.

Принятие законопроекта позволит значительно упростить и ускорить закупочные процессы, обеспечить прозрачность и прослеживаемость закупок,
а также минимизировать издержки участников контрактной системы (в том числе финансовые), связанные в настоящее время с осуществлением «ручного» ввода повторяющейся информации и «бумажным» документооборотом.

Законопроект разрабатывался при непосредственном участии и с учетом позиций, в том числе представителей бизнес-сообщества и общественных объединений, в связи с чем данный законопроект предусматривает реализацию мер и предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержащихся в пункте 7 раздела 4 "Оценка состояния конкуренции институтами гражданского общества"(страницы 248 - 250).

Между тем в отношении предложений по внесению изменений в статью 93 Закона № 44-ФЗ (страница 248) Минфин России сообщает, что в соответствии с частью 3 статьи 88 раздела XXII Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астана 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС) закупки
в государствах-членах осуществляются согласно приложению № 25 к Договору
о ЕАЭС (далее – Протокол).

Пунктом 10 Протокола установлено, что закупки из одного источника
либо у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляются
с учетом требований, указанных в пункте 10 приложения № 1 к Протоколу,
в случаях, предусмотренных приложением № 3 к Протоколу
 (далее – Приложение № 3).

Перечень случаев осуществления закупки из одного источника
или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), установленный Приложением № 3, является исчерпывающим.

При этом случая закупки у единственного поставщика
(подрядчика, исполнителя), указанного в проекте доклада (страница 248),
Приложением № 3 не предусмотрено.

Частью 4 статьи 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те,
которые предусмотрены Законом № 44-ФЗ, применяются правила
международного договора.

Таким образом, предусмотреть в Законе № 44-ФЗ предлагаемый случай заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не предоставляется возможным.

При этом отмечаем, помимо предусмотренной пунктом 4 части 1 статьи 93
Закона № 44-ФЗ возможности закупки до 600 тысяч рублей любых товаров
(в том числе лекарственных препаратов), пунктом пункта 28 части 1
статьи 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления закупок
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) на сумму до 1 миллиона рублей.

В отношении предложений ООО МСП «Опора России» по вопросам о совершенствовании правил оплаты контрактов (договоров), в том числе введения механизма счетов эскроу (страница 250), отмечаем, что указанный вопрос неоднократно рассматривался Минфином России, в том числе в рамках исполнения поручений Правительства Российской Федерации.

По результатам всестороннего рассмотрения указанное предложение не было поддержано, в том числе, поскольку его реализация приведет к дополнительным расходам бюджетных средств и затягиванию сроков осуществления закупок в связи с необходимостью предварительного заключения контракта с банком на открытие специального счета.

В целях надлежащей и ритмичной реализации Национальных проектов Российской Федерации в 2020 году вступили в силу разработанные Минфином России поправки в Закон № 44-ФЗ, в том числе предусматривающие:

- общее сокращение сроков и упрощение осуществления процедур закупок,
в том числе в части исключения излишних документов при планировании, размещении закупки и составлении отчетности, а также в части
установления возможности осуществления закупок по цене за единицу
независимо от предмета закупки;

- осуществление до 01.01.2024 закупок, предметом которых может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции
и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства («под ключ»)
в случае, если в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями утверждены соответствующие перечни объектов капитального строительства.

При этом в целях обеспечения прозрачности и конкуренции при осуществлении закупок указанными изменения также предусмотрено:

- установление возможности закупки товара у единственного поставщика
на сумму, не превышающую 3 миллионов рублей, если такая закупка осуществляется в электронной форме с использованием электронной площадки с правом обжалования такой закупки;

- в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства и при включении в документацию о закупке проектной документации при проведении электронного аукциона или открытого конкурса в электронной форме первая часть заявки на участие в закупке должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о закупке;

- при проведении открытого конкурса в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства в качестве нестоимостного критерия оценки допускается установление исключительно критерия оценки «квалификация участников закупки».

С целью объективизации порядка оценки заявок (окончательных предложений), предусмотренного Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 (далее – Правила оценки заявок), постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2020 № 921 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления закупок в сфере строительства и признании утратившим силу распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2016 № 890-р» внесены изменения, согласно которым при осуществлении закупки работ строительных оценка по нестоимостному критерию оценки «квалификация участников закупки» может осуществляться исключительно на основании количественной оценки, без возможности установления субъективных, неадминистрируемых, произвольно определяемых заказчиком критериев оценки заявок.

Сведения о мерахв сфере государственных и муниципальных закупок, принятых в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, в том числе в целях поддержки малого и среднего предпринимательства

В начале 2020 года экономика Российской Федерации, в том числе в сфере государственных и муниципальных закупок, столкнулась с беспрецедентным вызовом пандемии коронавирусной инфекции, в связи с чем и в целях недопущения снижения объема закупок, а также обеспечения поддержки участников контрактной системы Минфином России были приняты комплексные меры, направленные на обеспечение создания условий, нацеленных на минимизацию негативного влияния на предпринимательскую деятельность, и предусматривающие:

- возможность осуществления оперативной закупки у единственного поставщика в целях оказания медицинской помощи населению, а также в целях предупреждения возникновения чрезвычайной ситуации;

-  списание начисленных неустоек (штрафов, пеней) по контракту, в том числе в связи с распространением новой коронавирусной инфекции;

- возможность в 2020 году по соглашению сторон изменения срока исполнения контракта, цены контракта;

- возможность в заключаемых в 2020 году государственных контрактах (договорах) предусматривать авансовые платежи в размере, не превышающем
50 процентов суммы государственного контракта (договора);

- осуществление до 01.01.2024 закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в электронной форме с особенностями, в том числе в части оценки заявок;

- возможность непрерывного осуществления закупки в период нерабочих дней, связанных с принятием мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи
с распространением новой коронавирусной инфекции;

- введение новых случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемых в 2020 году, а также порядка таких закупок.

- установление минимальной доли закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в целях обеспечения поддержки отечественных товаропроизводителей;

- уточнение правил ведения реестра контрактов, в который включается информация о стране происхождения исключительно в отношении товаров, принятых заказчиком к бухгалтерскому учету в качестве отдельного объекта основных средств.

В отношении мер поддержки малого и среднего предпринимательства
(далее – МСП) сообщаем, что принятые Минфином России в 2020 году нормативные правовые акты обеспечили значительное снижение финансовой нагрузки на участников закупок – СМП, а именно:

1) при осуществлении закупок, участниками которых могут быть только СМП, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта;

2) участник закупки, являющийся СМП, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта при подтверждении своей добросовестности ранее исполненными без неустойки контрактами;

3) до 31.12.2020 при осуществлении закупок у СМП, СОНКО требование о представлении обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, не устанавливается, за исключением случая, если контрактом предусмотрена выплата аванса;

4) минимальный размер обеспечения исполнения контрактов снижен
с 5 процентов до 0,5 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Принятие соответствующих изменений позволило в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обеспечить оперативное удовлетворение потребностей заказчиков, поддержать участников закупок, в том числе являющихся субъектами малого предпринимательства, и не допустить срыва реализации национальных проектов.

Также во исполнение пункта 5 поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 27.04.2020
№ АБ-П13-70пр в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - субъекты МСП) Минфином России направлены предложения о внесении изменений в Закон № 44-ФЗ, предусматривающие распространение преимуществ, предусмотренных положениями статьи 30 Закона № 44-ФЗ, не только на СМП, СОНКО, но и на субъекты среднего предпринимательства, а также увеличение минимального объема закупок, которые заказчики обязаны осуществить у субъектов МСП, СОНКО, с 15 до 30 процентов совокупного годового объема закупок.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.021 с.)