На рынке производителей детских товаров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На рынке производителей детских товаров



Несмотря на такие последствия пандемии, как сокращение числа хозяйствующих субъектов, снижение объемов поставок товаров из-за снижения объемов производства, по мнению Ассоциации «НП «ОКЮР», в рыночном сегменте «Детская одежда» сохранился средний уровень конкуренции, который продолжает расти в 2021 году. В сегменте «Игрушки» в 2020 году сохранился высокий уровень конкуренции. Тенденции роста в указанных сегментах обусловлены в том числе и тем, что многие игроки рынка используют различные каналы реализации товаров, например, интернет-торговлю.

После введения экономических санкций в 2014 году средние потребительские цены на детские товары резко возросли, но в 2017 году рост цен начал резко замедляться, даже условия пандемии не оказали существенного влияния на изменение цен. В 2020 году рост цен на детские товары не превысил 2%. При этом отмечается, что многие добросовестные участники рынка, в основном представители малого и среднего бизнеса, были вынуждены уйти из данного сегмента рынка, так как не могут конкурировать с более крупными представителями бизнеса на фоне снижения нормы беспошлинного ввоза товаров, приобретаемых гражданами в иностранных интернет-магазинах для личного пользования, а также из-за пандемии и её последствий для рынков. Дополнительными деструктивными факторами стали действия недобросовестных участников рынка и затраты на внедрение обязательной маркировки.

В связи с этим, отмечается, что налоговое стимулирование производителей детских товаров в виде снижения налоговой нагрузки на добросовестных российских производителей и продавцов товаров высокого качества способствовало бы развитию здоровой конкуренции в данном сегменте.

Повышение степени ответственности за нарушение интеллектуальных прав на средства индивидуализации, размещаемые на детских товарах, снизил бы уровень контрафактной продукции на рынке, а также стимулировал бы участников рынка создавать собственные бренды, торговые марки, что в свою очередь дает возможность выделяться среди конкурентов в своем ценовом сегменте и расширять товарный ассортимент.

Эквайринг

Как указывается в материалах АКОРТ, по прогнозу Центрального Банка Российской Федерации (далее – ЦБ РФ), объём безналичных платежей, совершаемых с помощью банковских платёжных карт, электронных кошельков и QR-кодов к 2023 году увеличится до 39,5 трлн руб. с 33 трлн руб. в 2021 г. Доля платежей банковскими картами вырастет до 55% в общем объёме платежей. Ключевые операторы платёжных систем в России: VISA (доля – 40%), MasterCard (40%), МИР (19%), доля других операторов суммарно находится в пределах 1%.

Величина межбанковской комиссии (МБК) устанавливается платёжными системами административно в зависимости от вида торговли (фуд или нон-фуд) и размера предприятия. Доля МБК в структуре затрат на эквайринг составляет 90-95%. По мнению АКОРТ, МБК растет из-за искусственного увеличения доли премиальных карт, для которых (в том числе и для финансирования программ лояльности банков) платежными системами устанавливается высокая ставка МБК, достигшая по данным ВТБ в 2021 году 2,09%.

На рынке эмиссии и эквайринга доминируют: Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Тинькофф, Газпромбанк. Большую долю доходов от эквайринга получают те, кто совмещает функции эквайера и эмитента. Доля лидера - Сбербанка в обоих случаях 65%. Доля остальных банков из группы лидеров не превышает 23% суммарно.

В 2019 году Президентом было дано поручение ЦБ РФ подготовить совместно с Правительством Российской Федерации (Пр-277 п.4а) и представить предложения «а) о возможности снижения размера отдельных видов комиссий за перевод денежных средств, уплачиваемых участниками платёжной системы при осуществлении безналичных расчётов, в том числе с использованием банковских карт;».

Как указывает АКОРТ, ставки были незначительно снижены только для узкого круга сегментов рынка, в том числе для сферы образования и аптек. Для ритейла ставки снижены не были. Также в материалах представлен опыт других стран, например, в США, ЕС и пр. регулярно возбуждаются дела и на платежные системы накладываются многомиллиардные штрафы.

Указывается, что альтернативой для ритейла может стать развиваемая ЦБ РФ Система быстрых платежей (СБП), предоставляющая низкие тарифы 0,4 – 0,7% и обеспечивающая должную безопасность расчётов. Ещё одним решением проблемы эквайринга может быть ограничение ЦБ РФ ставок эквайринга на уровне 1%. Аналогичное решение действовало с апреля по сентябрь 2020 года, как локальная мера поддержки отдельных предприятий интернет-торговли, но не коснулось более чем 70% товарооборота (спортивные товары, детские товары, ограничение в 20 тыс. руб. для электроники и бытовой техники и др.)

Предложения АКОРТ:

1) банкам и ритейлу при содействии Банка России и с участием ФАС России вместо государственного регулирования ставок эквайринга найти решение, при котором ставка эквайринга для ритейла не должна превышать 1% и при этом: сохранять маржинальность бизнеса банков; мотивировать банки, и ритейл активно продвигать СБП; позволять распределять доходы от эквайринга справедливым образом не нарушая рыночного баланса.

2) для активного подключения ритейла и банков к СБП: использовать в СБП технологию бесконтактных платежей с помощью смартфонов на основе технологии NFC; провести широкую федеральную маркетинговую кампанию по продвижению СБП с участием ритейла и банков; продвигать приложение НСПК в качестве независимого инструмента для совершения платежных операций, который будет удобен потребителям и ритейлу.

В части совершенствования антимонопольного регулирования направлены, в том числе, следующие предложения:

1.Провести работу по декриминализации регулирования ограничивающих конкуренцию соглашений, как в целом, так и в части исключения из проектов Федеральных законов «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности выявления и пресечения ограничивающих конкуренцию соглашений и согласованных действий; «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (ТПП РФ).

2. Обеспечить принятие следующих федеральных законов, направленных, в том числе, на:

реформирование правового регулирования деятельности естественных монополий и обеспечение перехода отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

об основах государственного регулирования цен (тарифов);

эффективность борьбы с картелями, установив в статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» четкое определение понятий «картель» и «сговор на торгах». Отказаться от презумпции запрета картеля и включить в запрет картелей обязательное требование об установлении ограничения конкуренции при картеле;

дополнение статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указанием на возможность заключения контракта с единственным поставщиком на поставку запатентованных лекарственных средств, не имеющих аналогов, по результатам проведения прямых ценовых переговоров с производителями запатентованных лекарственных препаратов;

расширение перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг, по которым к поставщикам могут применяться требования о наличии квалификации и необходимых документов соответствия. Ввести перечень случаев, когда заказчик вправе установить минимальные требования к наличию опыта работы на рынке, что позволит отсечь от государственных закупок фирмы-однодневки, профессиональных жалобщиков и мошенников;

совершенствование механизма отсечения необоснованных жалоб от профессиональных жалобщиков (ТПП РФ).

3. Проработать вопрос снижения административной нагрузки на субъекты МСП, в частности: признание допустимыми всех соглашений субъектов МСП и компаний с суммарной долей рынка менее 20% (кроме сговора на торгах); распространение «иммунитетов» по злоупотреблению доминирующим положением на все без исключения субъекты МСП; распространения «иммунитетов», предусмотренных частью 2.1. и 2.2. статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» на все без исключения субъекты МСП, кроме естественных монополий (ТПП РФ).

4. Рассмотреть вопросы: расширения практики предупреждений на иные составы антимонопольных правонарушений, кроме картелей; совершенствования проведения анализа состояния конкуренции на товарных рынках в целях повышения его качества; а также повысить стандарты доказывания по делам о торгах и картелях, отказаться от использования таких косвенных признаков сговора как процент снижения цены контракта от начальной, «неактивное участие в торгах», обеспечить оценку ущерба в каждом возбужденном деле при создании механизма закрытия дел по малозначительности при незначительном ущербе либо полном его отсутствии, внедрить механизм прекращения разбирательства по малозначительности внутри ФАС России (ТПП РФ).

«ОПОРОЙ РОССИИ» также предложено ввести институт «предупреждения» для субъектов МСП за правонарушения в сфере антимонопольного   законодательства.

5. Пересмотреть пороги для согласования сделок в рамках экономической концентрации, увеличив размер суммарной стоимости активов объекта экономической концентрации (и его группы лиц) в целях антимонопольного контроля с 400 млн рублей до 2 млрд. рублей (ООО «Деловая Россия»).

6. ООО «Деловая Россия» считает необходимым повышение правовой определенности по вопросам Государственного оборонного заказа в частности, предлагается сделать более прозрачным определение «кооперация головного исполнителя», изложив его следующим образом: «кооперация головного исполнителя (далее - кооперация) - совокупность взаимодействующих между собой лиц, участвующих в поставках продукции по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок. В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями, заключившими контракты с головным исполнителем».

7. «ОПОРА РОССИИ» направила следующие предложения по совершенствованию регулирования в сфере закупок:

1) Демпинг в сфере закупок.

Действующая система закупок сложилась в условиях, когда требовалось поддержать развитие конкурентной среды и снизить уровень цен. При этом в сфере услуг, наиболее характерный для МСП уровень качества для потребителя описать какими-либо параметрами затруднительно. Качество услуг и добросовестность работы бизнеса определяются целым комплексом мер, системой стандартов качества, компетенцией персонала.

Отсутствие учета при проведении закупок вышеуказанных факторов и отраслевых стандартов привело к тому, что значительная часть (до 60%) МСП в некоторых сферах услуг оказалась в серой зоне, что существенно сдерживает развитие и делает неэффективными меры финансовой поддержки. Сложившаяся в стране система закупок не учитывает особенности высококонкурентных рынков. При использовании единственного стоимостного критерия создаются условия для неконтролируемого демпинга, в том числе за счет методов налоговой оптимизации. Конкурентные преимущества получают недобросовестные компании. Заказчики вынуждены заключать контракты с компаниями, предложившими минимальную цену. В результате тотально снижается качество услуг, потребители не получают ожидаемого эффекта, рынок становится низкоприбыльным, делается невозможным дальнейшее развитие высококонкурентных отраслей. Бюджет фактически не получает необходимых налогов.

Необходимо реализовать подход, обеспечивающий поддержку и льготы, в том числе фискальные для «белых» предприятий и определенное силовое воздействие на непрозрачную часть рынка. При этом очень важна координация усилий общественных профессиональных отраслевых объединений, саморегулируемых организаций с ФАС России, ФНС России, профильными министерствами - и других заинтересованных структур для содействия процессам обеления.

2) Подстраивание условий закупки под конкретного поставщика.

Остро стоит проблема подстраивания условий конкретной закупки под определенного поставщика. Несмотря на многолетнее совершенствование системы закупок, данный вопрос до сих пор не решен. Заказчики настолько подробно прописывают требования к предмету закупки, что выполнить все требования может только один поставщик. При этом цели закупки могли быть достигнуты и при закупке аналогичных товаров или услуг, поставляемых другими предпринимателями. Неразрешенность данной проблемы приводит к существенному уровню роста недоверия к системе закупок и отказа субъектов МСП от участия в конкурсных процедурах.

3) Снижение привлекательности участия в закупках.

Отмечается, что в настоящее время есть несколько факторов, существенно влияющих на положительное решение МСП об участии в закупках.

Во-первых, до сих пор не решен вопрос с просрочками по оплате исполненных контрактов. Предприниматели вынуждены искать иные источники финансирования (кредитование, факторинг) для закрытия кассовых разрывов вместо того, чтобы воспользоваться заработанными денежными средствами. Представляется целесообразным использование в контрактной системе в сфере закупок эскроу-счетов, на которые заказчики заранее зачисляли бы денежные средства, предназначенные для оплаты заявляемых ими контрактов, и откуда эти средства автоматически перечислялись бы поставщикам (подрядчикам, исполнителям) после подписания актов приемки товаров (выполненных работ, предоставленных услуг) по аналогии с подобной системой взаиморасчетов в сфере строительства.

Во-вторых, цены на отдельные категории товаров растут так быстро, что даже на краткосрочную перспективу 2-3 месяца нет возможности выдержать контрактные цены. Пока проводят сбор котировок или идет аукцион, цена устаревает. Например, с января повысилась стоимость промышленных товаров и стройматериалов. На начало февраля 2021 года металл подорожал с 36 тысяч руб./т до 75 тысяч руб./т, оконная фурнитура подорожала на 15- 20%, идут перебои с поставкой древесно-плитного материала и повышение цены на 25%, доска и брус с 10 тысяч руб./м3 повысилась до 12.5 тысяч руб./м3 и т.д. В условиях регулярных просрочек по оплатам за исполненные контракты, отсутствия «дешевых» кредитов и быстрого роста цен привлекательность участия в закупочных процедурах для малого предпринимателя остается низкой.

8. Предложения Аналитического Центра при Правительстве Российской Федерации (далее – Аналитический центр) в сфере закупок:

Аналитическим центром проводился анализ влияния реестра недобросовестных поставщиков на субъекты МСП. Так, в соответствии с данными из АИС «Мониторинг» всего на 2020 год в предусмотренных Законом № 223-ФЗ и Закон № 44-ФЗ реестрах недобросовестных поставщиков находилось 27 788 поставщиков. Это составляет 3,8% всех поставщиков, зарегистрированных в едином реестре участников закупок.

При этом по основанию уклонения от заключения договора (контракта) в рамках Закона № 223-ФЗ в РНП включено 79% поставщиков, в рамках                             Закона № 44-ФЗ – 46% поставщиков. Среди всех включенных за последние 3 года в РНП, предусмотренный Законом № 223-ФЗ, за уклонение от заключения договоров в среднем примерно 85% хозяйствующих субъектов являются субъектами среднего и малого предпринимательства, в РНП, предусмотренный Законом № 44-ФЗ, – 30%.

Хозяйствующие субъекты в результате включения в РНП на 2 года лишаются возможности принимать участие в закупках, что непосредственно негативно сказывается на их хозяйственной деятельности. 

По мнению Аналитического центра, сложившаяся ситуация противоречит целям Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р, которые, в свою очередь, направлены на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение размера административных санкций, устранение административных барьеров и рисков для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Предлагаемое решение Аналитического центра – замена реестров недобросовестных поставщиков на индексы деловой репутации поставщиков (подрядчиков, исполнителей), которые, в том числе, будут учитывать фактор недобросовестного исполнения государственных контрактов.

 

Таким образом, ФАС России получено множество предложений, отражающих потребности различных отраслей экономики. Однако, интересы представителей и экспертов различных сфер предпринимательства могут различаться и быть радиально противоположными, в связи с чем перед ФАС России стоит необходимость достижения консенсуса по внесенным предложениям. Так, указанные предложения требуют всесторонней оценки и комплексной проработки для подготовки к применению их в текущих рыночных условиях.

В настоящее время стоит задача по включению указанных инициатив в повестку Общественно-консультативного совета ФАС России, а также Экспертных советов по ключевым рынкам ФАС России с приглашением инициаторов от общественных объединений с целью обеспечения учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании государственной политики по развитию конкуренции.

Принятие окончательных решений должно основываться на потребностях участников предпринимательской деятельности и особенностях ситуаций на соответствующих рынках, необходимо учитывать оценку предложений от общественных объединений, а также соответствующие подходы, формируемые институтами гражданского общества, и их оценку существующих проблем не только на российских товарных рынках, но и в регуляторной среде.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.026 с.)