Предложения по совершенствованию государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения по совершенствованию государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации



Как неоднократно указывалось в настоящем Докладе структурные сдвиги как в экономике России, так и в мировой экономике, происходят все стремительнее, их существование влияет на все процессы, в том числе политические и социальные. Быстрые изменения, происходящие в сфере цифровых технологий, последствия влияния распространения пандемии COVID-19, представляют собой вызов и угрозу для задействованных названных в процессах участников. На рынках появляются новые, ранее не существовавшие продукты, применение которых потребителями до этого не представлялось возможным, и потому их обращение до недавнего времени не подлежало контролю со стороны государства.

В этих условиях конкуренция является основным фактором, способным обеспечить экономический рост. Именно поэтому на современном этапе экономического развития вопросы состояния конкуренции приобретают все большее, если не ключевое значение.

Высокий уровень развития конкуренции во всех отраслях способен обеспечить стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности, повышение благосостояния потребителей и повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Глобальные экономические вызовы современной экономики ставят новые цели и задачи по совершенствованию правовых и организационных мер обеспечения, защиты и развития конкуренции.

Вместе с этим снижающими устойчивость экономического «иммунитета» России к текущей ситуации и развивающемуся в настоящее время глобальному экономическому кризису продолжают оставаться сдерживающие развитие конкуренцию факторы: высокая доля государственного участия в экономике, недостаточность сегмента малого и среднего предпринимательства, существенная доля нарушений условий конкуренции со стороны органов власти, картелизация российской экономики, проблемы в сфере государственного заказа и закупок государственных компаний и естественных монополий, системные проблемы обеспечения равного доступа к государственным ресурсам.

Направления структурных реформ, а также цели, задачи и принципы деятельности для решения поставленных задач определены в Указе № 618.

В целях противостояния глобальным экономическим вызовам и достижения национальных целей и задач развития Российской Федерации необходим комплекс масштабных мероприятий по содействию развитию конкуренции, а также консолидация усилий по выполнению поставленных задач как органов власти всех ветвей и уровней, так и всех институтов гражданского общества.

На следующем этапе реализации государственной политики по развитию конкуренции необходимы качественные системные, институциональные и организационные изменения, а также дальнейшие шаги по развитию конкуренции в отраслях национальной экономики.

ФАС России подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект распоряжения Правительства Российской Федерации (далее – проект) разработанный в целях реализации положений статей 8 и 34 Конституции Российской Федерации и направленный на развитие конкуренции и недопущение монополистической деятельности.

Цели и задачи нового Национального плана сформулированы исходя из приоритета соблюдения и защиты прав и свобод граждан, а также стремления в условиях конкуренции улучшать их благосостояние и качество жизни.

Принимая во внимание результаты реализации основных направлений государственной политики по развитию конкуренции, определенных Указом № 618, мероприятия Национального плана 2021-2025 направлены на создание условий для инновационного развития, повышение предпринимательской и социальной активности, ликвидацию социального неравенства.

Проект определяет задачи, на решение которых направлена реализация Национального плана, в частности:

развитие добросовестной конкуренции на товарных рынках;

снижение барьеров для поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг;

дерегулирование сфер естественных монополий и отдельных регулируемых сфер деятельности, в которых созданы условия развития конкуренции, на основании анализа состояния конкуренции;

обеспечение эффективного и прозрачного управления государственной и муниципальной собственностью, в том числе вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемого и непрофильного государственного и муниципального имущества (в том числе в социальной сфере), унификация процедур распоряжения государственной и муниципальной собственностью на основе аукционов в электронной форме;

обеспечение равных условий деятельности на конкурентных рынках для компаний с государственным участием и организаций частной формы собственности;

развитие малого и среднего предпринимательства, обеспечение преимущественного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к реализуемому государственному и муниципальному имуществу;

унификация правового регулирования мер государственной и муниципальной поддержки хозяйствующих субъектов; 

замена мер государственного регулирования экономических отношений на меры экономического стимулирования;

обеспечение недискриминационного доступа к природным ресурсам;

развитие организованной (биржевой) торговли товарами, производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар;

цифровизация антимонопольного и тарифного регулирования (под цифровизацией понимается процесс организации выполнения в цифровой среде функций антимонопольного органа в сфере антимонопольного и тарифного регулирования, через использование потенциала цифровых технологий);

расширение и повышение эффективности международного сотрудничества, направленного на обеспечение защиты и развития конкуренции, а также восстановление условий конкуренции в Российской Федерации при нарушении антимонопольного законодательства;

создание условий для развития конкуренции в сфере государственного оборонного заказа, стимулирующих увеличение доли государственных контрактов, заключенных путем проведения конкурентных процедур, и повышения эффективности механизма ценообразования в сфере государственного оборонного заказа;

установление единых правил и требований, предъявляемых к созданию и функционированию государственных и муниципальных информационных систем, определение порядка доступа к государственным и муниципальным информационным системам;

развитие межвидовой конкуренции и конкуренции между компаниями в сфере транспорта с учетом необходимости обеспечения безопасности и финансовой устойчивости перевозчиков.

По сути проект распоряжения Правительства Российской Федерации, которым будет утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы, направлен на формирование экономики будущего России.

Реализация государственной политики по развитию конкуренции - это не разовое мероприятие, а одно из ключевых направлений и факторов экономического роста. Именно поэтому государственная политика по развитию конкуренции не может рассматриваться как отдельный процесс в отрыве от комплекса мероприятий, реализуемых в рамках стратегии развития экономики страны в целом.

Конкуренция является одним из тех ресурсов, который способен сделать экономику страны богаче и создать условия, способные обеспечить возможность Российской Федерации противостоять внезапно возникшему глобальному кризису, Национальный план развития конкуренции должен стать неотъемлемой частью Единого плана.

 


 

ПРИЛОЖЕНИЕ:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.005 с.)