Достижение ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достижение ключевых показателей развития конкуренции в субъектах Российской Федерации



Направления структурных реформ, в том числе на региональном уровне, а также цели, задачи и принципы деятельности для решения поставленных задач определены в Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618).

Указом № 618 установлено, что активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

На состоявшемся в апреле 2018 года заседании Госсовета Российской Федерации по вопросам развития конкуренции на региональном уровне были определены основные направления и шаги по реализации государственной политики по развитию конкуренции на региональном уровне.

Принятые Госсоветом решения нашли свое отражение в перечне поручений Президента Российской Федерации от 15.05.2018 № Пр-718ГС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р принята новая редакция Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Указанные документы создали основу для реализации государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации.

На основании Стандарта всеми регионами России были установлены ключевые показатели развития конкуренции в отраслях региональной экономики, определяющие целевое значение доли частного бизнеса на товарных рынках.

Задача установления таких показателей – стимулирование региональных и местных органов власти к ликвидации барьеров для выхода частных компаний на рынки, минимизации влияния государственных компаний на конкурентных рынках, созданию благоприятных и привлекательных для частного бизнеса условий ведения деятельности на рынках, устранению излишнего регулирования, исключению дискриминирующих условий доступа хозяйствующих субъектов на конкурентные рынки, снижению уровня административных барьеров, препятствующих развитию конкуренции в отдельных отраслях экономики субъектов Российской Федерации.

Для решения поставленных задач всеми регионами были актуализированы «дорожные карты» по содействию развитию конкуренции на 2019-2022 годы. ФАС России обеспечено в 2019-2020 гг. рассмотрение и согласование региональных «дорожных карт» по содействию развитию конкуренции, в том числе, на предмет соответствия мероприятий антимонопольному законодательству, основным направлениям государственной политики по развитию конкуренции, а также с целью оценки их влияния на конкурентную среду в регионе.

В связи с тем, что сроки утверждения «дорожных карт» были продлены до 1 апреля 2020 года, прошедший год стал первым полноценным годом внедрения нового Стандарта и первым периодом, по итогам которого можно оценить результаты реализации «дорожных карт» и степень достижения ключевых показателей развития конкуренции в регионах.

Для целей реализации мероприятий по развитию конкуренции регионы должны были выбрать 33 рынка из 41 предусмотренных Стандартом. Перечень указанных товарных рынков, в соответствии с положениями Стандарта, утверждается главой региона и включается в «дорожную карту» по развитию конкуренции.

Из 85 регионов, в 33 регионах в «дорожную карту» из числа обязательных включено 33 товарных рынка, в 36 регионах, помимо обязательных товарных рынков, в «дорожную карту» включены дополнительные рынки, учитывающие региональную специфику (приоритетные направления в развитии экономики, природные ресурсы, географическое положение и др.). Шестью регионами(Магаданская область, Республика Саха (Якутия), Чукотский АО, ЯНАО, НАО, Амурская область) в связи с особенностями географического положения и климата по решению межведомственной рабочей группы по вопросам реализации Стандарта при Минэкономразвития России, утвержден сокращенный перечень обязательных товарных рынков (менее 33) при условии включения в «дорожную карту» дополнительных товарных рынков по выбору субъекта.

Исходя из требований Стандарта доклады о состоянии конкурентной среды направляются субъектами Российской Федерации до 10 марта года, следующего за отчетным, и не все доклады еще поступили и проанализированы ФАС России, поэтому подводить окончательные итоги преждевременно. Вместе с тем некоторые предварительные выводы можно сделать уже на данном этапе.

Исходя из данных докладов 76 регионов, поступивших в ФАС России на 30 марта 2021 года, большинство регионов, несмотря на действие последствий ограничительных мер, введенных для борьбы с пандемией, обеспечили исполнение мероприятий «дорожных карт», рост значений ключевых показателей доли частного бизнеса на рынках, а также достижение установленных промежуточных плановых значений по итогам 2020 года.

Так в 11 регионах обеспечено достижение запланированных ключевых показателей развития конкуренции на всех товарных рынках. Во всех регионах, несмотря на недостижение запланированных ключевых показателей на отдельных товарных рынках, включенных в «дорожную карту» (как правило 1 – 5 рынков), все же обеспечена положительная динамика доли организаций частной формы собственности.

Лидерами по доле организаций частной формы собственности (в большинстве регионов) исходя из запланированных к достижению на 1 января 2022 года показателей, стали следующие товарные рынки:

100% - рынок производства кирпича, сфера наружной рекламы;

от 80-99% - 22 рынка, в частности, рынок услуг розничной торговли лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и сопутствующими товарами, рынок племенного животноводства, рынок семеноводства, рынок жилищного строительства, рынок строительства объектов капитального строительства, за исключением жилищного и дорожного строительства и другие.

Наименьшая доля организаций частной формы собственности исходя из плановых показателей региональных «дорожных карт» отмечается на следующих товарных рынках:

от 10% до 20% - рынок медицинских услуг, рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (доля детей), рынок реализации сельскохозяйственной продукции;

менее 10% - рынок психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (доля организаций), рынок услуг дошкольного образования, рынок услуг общего образования, рынок услуг среднего профессионального образования, рынок услуг дополнительного образования детей.

Вместе с тем, несмотря на невысокие показатели по доле организаций частной формы собственности на рынке психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и (доля детей) рынке медицинских услуг отмечается высокая динамика роста указанного показателя (с 2,7% до 5,46%, т.е. более чем в 2 раза, и с 8,75 % до 14,75% соответственно).

Наибольшая динамика роста доли организаций частной формы собственности, по итогам 2020 года, отмечается также на следующих товарных рынках:

1. Рынок оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок (с 66,4% до 79%);

2. Рынок услуг по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов (с 70,10% до 85%).

В то же время, ряд рынков оказались существенно затронутыми последствиями пандемии, на них рост доли частного бизнеса во многих регионах приостановился, в ряде субъектов наблюдается падение и недостижение промежуточных показателей. Это относится, в первую очередь, к рынкам детского отдыха и оздоровления (27 регионов), медицинских услуг (22 региона), общего образования (19), дошкольного образования и теплоснабжения (по 14 регионов). В отдельных регионах наблюдается недостижение плановых показателей по рынку розничной торговли лекарственными препаратами и медицинскими изделиями (12), дополнительного образования детей (11), услуг по сбору и транспортированию ТКО (7).

Очевидно, что в наибольшей степени пандемия и ее последствия оказали негативное влияние развитие частного бизнеса на социально-значимых рынках, что требует повышенного внимания региональных властей к указанным отраслям.

В то же время снижение спроса на дошкольное и общее частное образование объясняется результатами реализации национальных проектов «Демография» и «Образование», благодаря которым растет количество мест в государственных и муниципальных образовательных организациях, сокращается потребность в частных детских садах и школах.

Помимо региональных отраслевых ключевых показателей, субъекты Российской Федерации в течение 2018-2020 годов проводили работу по обеспечению реализации общероссийских задач в сфере защиты и развития конкуренции.

В частности, Национальным планом развития конкуренции на 2018-2020 годы был определен ключевой показатель развития конкуренции – снижение вдвое количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти (по сравнению с показателями 2017 года).

На общероссийском уровне данный показатель достигнут по итогам 2020 года. В то же время динамика количества нарушений антимонопольного законодательства органами власти неравномерна в разных регионах.

Так, снижение более в два раза обеспечили 46 регионов, при этом большая часть из них существенно превысила заданный показатель. В частности, в 14 регионах количество нарушений снизилось более чем на 80%.

В то же время, 14 регионов продемонстрировали рост количества выявленных нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти по сравнению с 2017 годом.

 

п/п Территориальные органы ФАС России 2020 2017 Соотношение 2020 к 2017, в %

16

Еврейское УФАС России

4

76

-95%

44

Мурманское УФАС России

1

17

-94%

15

Дагестанское УФАС России

14

166

-92%

70

Тульское УФАС России

5

59

-92%

38

Липецкое УФАС России

4

36

-89%

23

Калмыцкое УФАС России

1

8

-88%

81

Чукотское УФАС России

2

16

-88%

29

Кировское УФАС России

14

107

-87%

21

Кабардино-Балкарское УФАС России

5

38

-87%

69

Томское УФАС России

15

90

-83%

2

Алтайское краевое УФАС России

12

70

-83%

80

Чувашское УФАС России

21

119

-82%

51

Орловское УФАС России

5

25

-80%

76

Хакасское УФАС России

15

74

-80%

26

Карачаево-Черкесское УФАС России

2

9

-78%

59

Санкт-Петербургское УФАС России

22

99

-78%

67

Татарстанское УФАС России

54

236

-77%

66

Тамбовское УФАС России

9

38

-76%

53

Пермское УФАС России

25

102

-75%

78

Челябинское УФАС России

33

125

-74%

55

Псковское УФАС России

8

30

-73%

43

Московское УФАС России

3

11

-73%

82

Якутское УФАС России

9

33

-73%

34

Крымское УФАС России

9

32

-72%

63

Северо-Осетинское УФАС России

8

28

-71%

24

Калужское УФАС России

22

76

-71%

64

Смоленское УФАС России

6

19

-68%

12

Волгоградское УФАС России

14

42

-67%

14

Воронежское УФАС России

2

6

-67%

25

Камчатское УФАС России

6

17

-65%

50

Оренбургское УФАС России

28

74

-62%

7

Башкортостанское УФАС России

88

222

-60%

79

Чеченское УФАС России

2

5

-60%

33

Красноярское УФАС России

47

116

-59%

48

Новосибирское УФАС России

20

48

-58%

4

Амурское УФАС России

25

59

-58%

65

Ставропольское УФАС России

18

42

-57%

42

Московское областное УФАС России

53

123

-57%

40

Марийское УФАС России

16

37

-57%

27

Карельское УФАС России

10

23

-57%

35

Курганское УФАС России

10

23

-57%

84

Ярославское УФАС России

19

43

-56%

37

Ленинградское УФАС России

11

24

-54%

18

Ивановское УФАС России

6

13

-54%

54

Приморское УФАС России

19

41

-54%

68

Тверское УФАС России

15

32

-53%

49

Омское УФАС России

20

37

-46%

8

Белгородское УФАС России

8

14

-43%

45

Ненецкое УФАС России

8

14

-43%

57

Рязанское УФАС России

4

7

-43%

73

Удмуртское УФАС России

18

31

-42%

32

Краснодарское УФАС России

21

35

-40%

28

Кемеровское УФАС России

14

23

-39%

9

Брянское УФАС России

28

44

-36%

6

Астраханское УФАС России

29

44

-34%

52

Пензенское УФАС России

28

42

-33%

74

Ульяновское УФАС России

32

47

-32%

10

Бурятское УФАС России

9

13

-31%

61

Сахалинское УФАС России

9

13

-31%

3

Алтайское республиканское УФАС России

7

10

-30%

71

Тывинское УФАС России

19

27

-30%

5

Архангельское УФАС России

71

93

-24%

62

Свердловское УФАС России

20

26

-23%

56

Ростовское УФАС России

51

65

-22%

20

Иркутское УФАС России

101

127

-20%

19

Ингушское УФАС России

52

65

-20%

31

Костромское УФАС России

14

17

-18%

41

Мордовское УФАС России

12

14

-14%

58

Самарское УФАС России

42

45

-7%

11

Владимирское УФАС России

33

33

0%

17

Забайкальское УФАС России

29

28

4%

60

Саратовское УФАС России

46

44

5%

77

Ханты-Мансийское УФАС России

49

46

7%

36

Курское УФАС России

46

39

18%

83

Ямало-Ненецкое УФАС России

5

4

25%

30

Коми УФАС России

28

21

33%

46

Нижегородское УФАС России

25

17

47%

1

Адыгейское УФАС России

6

4

50%

75

Хабаровское УФАС России

27

17

59%

39

Магаданское УФАС России

10

6

67%

22

Калининградское УФАС России

9

5

80%

47

Новгородское УФАС России

26

11

136%

13

Вологодское УФАС России

86

14

514%

72

Тюменское УФАС России

42

4

950%

 

Следует отметить, что в расчет включены не только нарушения, установленные решениями антимонопольного органа, но и выданные им предупреждения органам власти.

Следует отметить, что снижение количества нарушений стало возможным, в том числе, благодаря активному взаимодействию антимонопольных органов и органов региональной и местной власти в рамках политики по адвокатированию конкуренции и содействию ее развития.

Особое внимание уделяется функционированию в органах власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов власти (антимонопольный комплаенс). Меры по внедрению данной системы приняты всеми субъектами Российской Федерации. В отдельных субъектах данная работа осуществляется уже и на муниципальном уровне.

Кроме того, всеми регионами РФ во исполнение подпункта «е» пункта 2 Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2025 годы внесены изменения в положения органов исполнительной власти, в части определения в качестве приоритета в своей деятельности реализацию мероприятий по развитию конкуренции.

Во исполнение пункта 14 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2019 № ДМ-П6-21пр
Д.А. Медведева, которым поручено федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при реализации национальных проектов (в том числе при планировании закупочной деятельности и проведении конкурсных процедур) обеспечить безусловное исполнение мероприятий Национального плана, по поручению руководителя ФАС России представители территориальных органов ФАС России вошли в состав региональных органов контроля за реализацией национальных проектов.

На основании поручения руководителя ФАС России территориальными органами ФАС России проведен анализ планов мероприятий по выполнению национальных проектов, реализуемых в регионе, на соответствие задачам и мероприятиям Национального плана, в необходимых случаях органам власти субъекта Российской Федерации были направлены предложения по корректировке таких планов, предусматривающей их приведение в соответствие задачам и мероприятиям Национального плана.

ФАС России и ее территориальными управлениями организована комплексная работа по выявлению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе со стороны органов власти и хозяйствующих субъектов при реализации национальных проектов, а также по выработке мер и мероприятий, направленных на их минимизацию.

В ходе контроля за реализацией национальных проектов ФАС России и ее территориальными органами в 2020 году возбуждено 75 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства при проведении 79 торговых процедур при реализации национальных проектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.238 с.)