Результаты развития конкуренции в сфере электроэнергетики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты развития конкуренции в сфере электроэнергетики



1) Внедрение новых механизмов на розничных рынках электрической энергии путем совершенствования деятельности субъекта естественной монополии (СО ЕЭС).

С 2019 года Системным оператором единой энергетической системы (СО ЕЭС) оказывается услуга по формированию агрегаторов управления спросом розничных потребителей, как нового типа участников энергорынка.

В 2019 году началось внедрение новых механизмов, направленных на стимулирование развития конкуренции на розничных рынках электроэнергии (мощности) и снижение цены для потребителей.

20 марта 2019 года Правительством Российской Федерации принято постановление № 287, предусматривающее проведение пилотного проекта в 2019-2020 гг, целью которого является формирование агрегаторов управления спросом розничных потребителей как нового типа участников энергорынка.

Агрегаторы управления спросом – специализированные организации, координирующие способность группы розничных потребителей управлять своим электропотреблением, конвертирующие ее в услуги по управлению спросом на электрическую энергию и транслирующие потребителям часть выручки, полученной от реализации этой услуги.

Целью введения механизма управления спросом является снижение платежей за электроэнергию путем ограничения потребления в пиковые часы нагрузки, за что и агрегатор, и его потребители будут получать плату. Также введение указанного механизма позволит снизить необходимые резервы в энергосистеме, исключить строительство избыточной генерации и снизить платежи за мощность.

Число прошедших отбор агрегированных объектов исполнителей услуг по управлению спросом на период с июля по сентябрь 2020 года увеличилось по сравнению с периодом с апреля по июнь 2020 года со 155 до 198.

В части участия в управлении спросом потребителей розничного рынка, в 2019 году объем спроса был ограничен 50 МВт, при этом объем предложения значительно превышал спрос.

В 1 квартале 2020 года плановый объем оказания услуг по управлению спросом составил 227 МВт (рост 354% относительно 4 кв. 2019 года).

При этом, плановый объем снижения потребления отобранных объектов в 3 квартале 2020 года вырос с 281 МВт до 336 МВт в июле 2020 года по сравнению со 2 кварталом 2020 года, что показывает очевидный прирост объема услуг и вовлеченность потребителей в участии в механизме управления спросом.

В 1-й ценовой зоне по результатам сопоставления и оценки ценовых заявок в 4 квартале 2020 года было выявлено увеличение фактического предложения объема услуг по управлению спросом (483, 56 МВт) относительно прогнозного (327,45 МВт) на 156,11 МВт или 47%.

При этом, совокупный плановый объем оказания услуг по 1 и 2 ценовой зоне по итогам отбора на 4 квартал 2020 составил 502,25 МВт.

Таким образом, практика внедрения механизма управления спросом показывает очевидный прирост объема услуг и вовлеченность участия в нем потребителей.

Указанный механизм способствует вовлечению широкого круга потребителей в рыночное управление спросом на электроэнергию и мощность, что позволяет обеспечить конкуренцию между генерацией и между потребителями на рыночных условиях.

Так механизм управления спросом вызвал высокий интерес как среди потребителей розничного рынка электроэнергии, так и в электроэнергетической отрасли.

В настоящее время зафиксировано более 50 компаний – агрегаторов управления спросом которые принимали участие в отборах исполнителей услуг по управлению спросом. Среди них гарантирующие поставщики, независимые энергосбытовые компании, генерирующие компании, а также независимые агрегаторы, не являющиеся субъектами электроэнергетики. В оказании услуг по управлению спросом участвуют более 150 объектов агрегированного управления.

Потребители розничного рынка электроэнергии, участвующие в оказании услуг по изменению нагрузки, относятся к различным отраслям экономики – машиностроению, пищевой промышленности, нефтедобыче и транспорту, телекоммуникациям, сельскому хозяйству, также в их числе офисные и торговые центры и другие разновидности потребителей электроэнергии. Среди них есть государственные и частные компании, включая дочерние предприятия зарубежных компаний, а также бюджетные организации.

В настоящее время вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 08.02.2021 № 132, предусматривающее интеграцию механизма управления спросом в качестве постоянно действующего инструмента с 2021 года.

Во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2021 № 132 приказом ФАС России от 20.02.2021 № 142/21 был пересмотрен предельный максимальный уровень цен (тарифов) на услуги по оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике в части организации отбора исполнителей и оплаты услуг по обеспечению системной надежности, услуг по формированию технологического резерва мощностей, оказываемые АО «СО ЕЭС», исходя из параметров, установленных Правительством Российской Федерации.

2) Совершенствование законодательства в сфере естественных монополий.

Россия в рейтинге Doing Business в 2020 заняла 7 место по подключению к электроснабжению (2016 год — 29 место).

Данный прорыв был обеспечен благодаря реализации Плана мероприятий («Дорожная карта») «Повышение доступности энергетической инфраструктуры», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 № 1144-р, а также Плана мероприятий «Трансформация делового климата», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.01.2019 № 20-р (далее - ДК).

В рамках реализации ДК в период с 2012-2020 гг. было принято более 20 нормативных правовых актов, направленных на совершенствование Правил недискриминационного доступа к электрическим сетям и на совершенствование Правил технологического присоединения к электрическим сетям.

Головным исполнителем по 7 нормативным правовым актам (в том числе по 2 федеральным законам) являлся ФАС России, по остальным - ФАС России является ответственным соисполнителем.

Реализация принятых нормативных правовых актов позволила:

- увеличить максимальную мощность для льготной категории со 100 до 150 кВт;

- закрепить возможность предоставления рассрочки платежа за технологическое присоединение на 3 года для потребителей от 15 до 150 кВт;

- закрепить обязанность сетевых организаций до 1 ноября каждого года представлять в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прогнозные сведения о планируемых расходах за технологическое присоединение на очередной календарный год в целях установления тарифа на технологическое присоединение;

- утвердить типовой договор на перераспределение мощности в целях технологического присоединения;

- установить регламент процедуры отсоединения в случае окончания срока действия временного технологического присоединения;

- ввести прием заявок от потребителей на мощность до 150 кВт включительно и с уровнем напряжения до 10 кВ включительно через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» с возможностью отслеживания исполнения заявки в режиме реального времени;

- возложить обязанность на сетевые организации раскрывать информацию в части основных этапов поступления и обработки заявок потребителей (поступление заявки, выдача технических условий, заключение договора, подключение объекта без раскрытия содержания заявок);

- сократить количество этапов, необходимых для получения доступа к электрическим сетям;

- сократить сроки осуществления мероприятий по технологическому присоединению;

- уменьшить стоимость технологического присоединения к электрическим сетям.

В том числе, приняты необходимые нормативно-правовые акты, позволяющие установить единые стандартизированные ставки за технологическое присоединение к электросетям в каждом субъекте Российской Федерации.

Унификация правил подключения к коммунальным ресурсам позволила значительно упростить и удешевить доступ к инфраструктуре как объектов нового строительства, так и увеличить мощности потребляемых ресурсов существующими потребителями.

Реализуемые изменения в порядке технологического присоединения значительно улучшили положение Российской Федерации в рейтинге Всемирного Банка «Doing Business» в части доступности энергетической инфраструктуры.

Этого удалось достичь благодаря продолжительной работе, когда ФАС России совместно с представителями федеральных органов власти выработали механизм создания более льготных условий для некоторых видов потребителей, в том числе для малого и среднего бизнеса.

3) Совершенствование законодательства в части сокращения сроков заключения договора на услуги по передаче электрической энергии.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2005 внесены изменения в Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861.

Указанные изменения направлены на урегулирование отношений между потребителем, собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть и ПАО «ФСК ЕЭС».

В частности, у собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть возникает обязанность уведомить заявителя в течении 5 рабочих дней об отсутствии возможности заключения договора и необходимости обращения в ПАО «ФСК ЕЭС».

Данные изменения сокращают сроки заключения договора между потребителем и субъектом естественной монополии, снижают неопределенность в договорной конструкции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.011 с.)