Предложения по развитию конкуренции. В сложившейся экономической ситуации на международном рынке газа приоритетным 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения по развитию конкуренции. В сложившейся экономической ситуации на международном рынке газа приоритетным



В сложившейся экономической ситуации на международном рынке газа приоритетным направлением должно стать развитие внутреннего рынка газа Российской Федерации.

В целях решения этой задачи необходимо осуществить следующее:

- расширение газификации регионов и газозаправочной инфраструктуры путем развития системы газоснабжения, реализации сжиженных углеводородных газов, сжиженного и компримированного природного газа;

- дальнейшее совершенствование Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314;

- упрощение процедуры присоединения к газораспределительным сетям;

- строительство заводов по сжижению газа;

- изменение градостроительного законодательства (требования к проектной документации, экспертизе проектов и др.);

- развитие газификации Дальневосточного Федерального округа, либерализация государственного регулирования цен на газ с переходом на рыночное ценообразование путем формирования цены на газ с учетом биржевого и внебиржевого индекса, разработка и реализация мероприятий по синхронизации норм ответственности поставщика и потребителя, в том числе укрепление платежной дисциплины потребителей.

Расширение организованной торговли природным газом в Российской Федерации может облегчить переход к использованию рыночных механизмов при формировании цен на газ, и, в конечном итоге, к либерализации внутреннего рынка газа, благодаря которой станет возможным нарастить внутреннее потребление природного газа, уровень газификации в Российской Федерации и энергоэффективность российской экономики, а также не допустить консервации ресурсной базы независимых производителей газа. План включает в себя комплексные меры по развитию сегмента организованных торгов природным газом:

- подготовку мероприятий, направленных на обеспечение в перспективе перехода к коммерческой балансировке объемов газа в ГТС ПАО «Газпром»;

- осуществление мероприятий по привлечению на торги ресурсов независимых производителей, в том числе реализуемых в настоящее время на входе в ГТС ведущим поставщикам газа в Российской Федерации;

- разработку предложений по организации торговли на бирже и регистрации на бирже внебиржевых договоров по поставке природного газа на экспорт;

- устранение разницы между тарифами по транспортировке газа по договорам, предполагающим передачу газа на балансовом пункте, по сравнению с прямыми договорами (передача газа на ГРС или на точке входа в ГТС);

- принятие совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже газа хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке;

- осуществление мер по внесению изменений в нормативные правовые акты с целью совершенствования рынка газа, в том числе:

1) разработку предложений по совершенствованию системы тарификации услуг по транспортировке газа по магистральным газопроводам;

2) рассмотрение вопроса о совершенствовании нормативных правовых актов, отражающих требования к оператору товарных поставок в системе биржевой торговли газом;

3) подготовку изменений в Правила поставки газа в Российской Федерации с целью приведения их в соответствие с механизмами организованной торговли газом и коммерческой балансировки газа;

4) проработка вопроса о переходе к торговле на бирже на виртуальном балансовом пункте.

 

Нефть и нефтепродукты

В Российской Федерации продолжается работа по развитию коммерческой инфраструктуры рынка нефти и нефтепродуктов. Совершенствуется нормативно-правовая база, направленная на развитие рыночного ценообразования на нефть и нефтепродукты. Развивается биржевая торговля наличным товаром, осуществляется регистрация на бирже фактических внебиржевых сделок. Формируются репрезентативные рыночные индикаторы цен биржевого и внебиржевого сегментов рынка.

Вместе с тем рынки нефти и нефтепродуктов по-прежнему являются высококонцентрированными.

Вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК) занимают основную долю на всех сегментах рынка: добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реализация нефтепродуктов, производство и реализация нефтехимической продукции. Доступ независимых участников рынка к перерабатывающим мощностям и инфраструктуре рынка нефти и нефтепродуктов затруднен.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено государственное регулирование цен на нефтепродукты. Цены формируются на рыночной основе.

В 2020 году существенное влияние на динамику цен на нефтепродукты оказало внезапное изменение конъюнктуры нефтяной отрасли во втором квартале, связанное с пандемией коронавирусной инфекции. Меры, принимаемые правительствами стран по ограничению распространения коронавирусной инфекции и сохранению их экономик, привели к закономерному резкому сокращению спроса на нефть и нефтепродукты как в мире, так и на внутреннем рынке.

После резкого снижения оптовых цен на нефтепродукты в марте-апреле 2020 года в связи с падением мировых цен на нефть и сокращением спроса вследствие введения ограничительных мероприятий, в мае 2020 года начался резкий рост цен, обусловленный восстановлением спроса. К июню 2020 года рост цен замедлился благодаря принятым и принимаемым Правительством Российской Федерации мерам (в том числе «демпфирующий механизм», предусматривающий компенсацию потерь нефтяных компаний при реализации моторных топлив в России в случае высоких экспортных цен) и восстановлению баланса производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке.

Среднеарифметические оптовые цены, сформированные по результатам биржевых торгов, в 2020 году в сравнении с аналогичным периодом 2019 года выросли на автомобильный бензин АИ-92 на 6%, АИ-95 на 6,3%, сжиженный углеводородный газ на 14,1% и снизились на дизельное топливо на 3,7%, авиационный керосин на 23,1%, топочный мазут 28,4%.

Вместе с тем, по данным Росстата, рост розничных цен за период с декабря 2013 года по ноябрь 2020 года на автомобильный бензин Аи-92 составил 45,7%, Аи-95 – 43,4%, дизельное топливо – 44,4%. При этом индекс потребительских цен составил 51,2%.

За период с 01.01.2020 по 31.12.2020 цена на автомобильные бензины марок Аи-92 выросла на 2,4%, Аи-95 - на 2,7%, на дизельное топливо - на 1,9%. Инфляция за аналогичный период 2020 года составила 4,9%.

В 2021 году оптовые цены на нефтепродукты, сформированные по результатам биржевых торгов, показали высокую волатильность. Так, за период с начала года (11.01.2021) по 04.05.2021 оптовая цена, сформированная по результатам биржевых торгов, на автомобильный бензин марки АИ-92 увеличилась на 5%, марки АИ-95 — на 7,6%, на сжиженный углеводородный газ (далее - СУГ) на 23,4. При этом индекс «нетбэк» увеличился за указанный период на автомобильный бензин АИ-92 на 27,7%, что на 28,1% выше оптовой цены, на АИ-95 — на 23,4%, что выше оптовой цены на 15,4%, на СУГ — на 52,4%, что выше оптовой биржевой цены на 23,9%.

Указанная динамика связана с объективными факторами поступательный выход из пандемии обусловленный новой коронавирусной инфекцией COVID-19, рост экспортных цен, сезонное повышение спроса на нефтепродукты как внутри страны, так и на основных рынках их потребления в Восточной Европе и Азии, недостаточный объем предложения на биржевых торгах, соглашение ОПЕК+, повышение цены на нефть при неизменности котировки рубля.

В целях недопущения негативного развития ситуации на рынках топливно-энергетического комплекса России Правительством Российской Федерации в 2021 году принят ряд мер которые позволили стабилизировать ситуацию на рынке нефтепродуктов, а именно:

- нормативные акты, предусматривающие увеличение минимальных величин продаж на биржевых торгах, установление для всех нефтяных компаний критериев регулярности и равномерности продаж нефтепродуктов на биржевых торгах, а также положений по определению объемов минимальных величин продаж моторных топлив, необходимых для получения возврата акциза;

- нормативный акт, предусматривающий государственное регулирование стоимости доставки СУГ, приобретаемого для коммунально-бытовых нужд в баллонах с доставкой до потребителя.

В настоящее время прорабатывается вопрос корректировки «демпфирующего механизма», что также позволит стабилизировать цены во всех сегментах рынка нефтепродуктов.

Также на постоянной основе предпринимаются следующие меры:

- в рамках заседаний Биржевого комитета проводится анализ ситуации на рынках с оценкой репрезентативности формирующихся биржевых и внебиржевых индикаторов цен на биржевые товары и принятия при необходимости установленных мер реагирования, направленных на восстановление условий конкуренции;

- в целях вычета нефтяными компаниями суммы акциза ФАС России на постоянной основе (до 10 числа месяца предшествующему отчетному) опубликовывает установленные Налоговым кодексом Российской Федерации показатели;

- при наличии оснований принимаются меры антимонопольного реагирования: выдаются предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, и предостережения (в 2020 году выдано 5 предостережений, 1 предупреждение участникам рынка нефтепродуктов).

- совершенствуется нормативная правовая база в части обеспечения условий недискриминационного доступа, осуществляется контроль соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий, оказывающих услуги в по транспортировке нефти и нефтепродуктов по трубопроводам;

- проводится проконкурентная тарифная политика в части, касающейся транспортировки нефти и нефтепродуктов.

По результатам проделанной работы в 2021 году (по 04.05.2021) было реализовано порядка 2 656 тыс. тонн автомобильного бензина, что на 258,6 тыс. тонн (+10,8%) выше, чем за аналогичный период 2020 года. Объем реализации СУГ составил 462,7 тыс. тонн СУГ, что на 187,1 тыс. тонн (+67,9%) выше показателя аналогичного периода 2020 года.

С марта 2021 по 04.05.2021 оптовые цены, сформированные по результатам биржевых торгов, снизились: на АИ-92 (с 10.03.2021) — на 4,2%, АИ-95 (с 25.03.2021) — на 2,6%, на СУГ (с 17.03.2021) — на 25,2%.

Реализация вышеуказанных мер направлена на формирование достаточного предложения моторного топлива во всех сегментах рынка, в том числе на биржевых торгах, обеспечение тем самым дальнейшей стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов и развитие конкуренции.

 

Электроэнергетика

Состояние конкуренции на оптовом рынке электрической энергии и мощности

Большая часть генерирующих активов страны сосредоточена в тепловых генерирующих компаниях оптового рынка электроэнергии (ОГК), федеральной гидрогенерирующей компании оптового рынка (ПАО «Русгидро»), территориальных генерирующих компаниях (групп лиц ГК СУЭК, ТГК-2, ТГК-14, ТГК-16, ПАО «Интер РАО ЕЭС», ПАО «Газпром»), концерне «Росэнергоатом», группы лиц ПАО «Т Плюс», группы лиц ОК РУСАЛ, группы лиц ПАО «Энел Россия», группы лиц ПАО «Лукойл», группы лиц ПАО «Фортум».

Уровень концентрации (CR) на оптовом рынке электрической энергии и мощности по объему производства электрической энергии и установленной мощности в географических границах Первой ценовой зоны - умеренный, в географических границах Второй ценовой зоны по объему производства электрической энергии - высокий, по установленной мощности - высокий.

Уровень концентрации (CR) на оптовом рынке электрической энергии и мощности по объему потребления электрической энергии и мощности в географических границах Первой ценовой зоны - умеренный, а в географических границах Второй ценовой зоны - высокий.

Уровень концентрации (CR) на оптовом рынке электрической энергии и мощности по объему производства электроэнергии и по установленной мощности в географических границах зон свободного перетока – высокий.

Значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) также соответствует высокому уровню концентрации товарного рынка. Умеренный уровень концентрации рынка в 2019 году установлен только в географических границах ЗСП Урал и ЗСП Центр.

Несмотря на то, что в 2019 году на оптовом рынке количество участников ОРЭМ функционировало 97 генерирующих компаний, в границах зон свободного перетока рынок характеризуется недостаточным количеством производителей и высокой вероятностью использования ими своей рыночной силы.

В целом, реформирование электроэнергетики привело к увеличению количества независимых участников оптового рынка электрической энергии (мощности), и снижению уровня концентрации на нем.

К барьерам входа (выхода) на оптовый рынок электрической энергии (мощности) относятся экономические ограничения, в том числе:

- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, в том числе на присоединение к объектам электросетевой инфраструктуры;

- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;

- невозможность выйти с рынка (путем вывода из эксплуатации) до получения соответствующего разрешения;

- наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающего для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства);

- технические ограничения – установленная генерирующая мощность в каждой группе точек поставки производителя должна составлять не менее 5 МВт.

Состояние конкуренции на розничном рынке электрической энергии

По результатам расчетов территориальными органами ФАС России установлено, что в 2019 году региональные розничные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности) характеризовались высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

Согласно вышеуказанным расчетам в 2019 году большинство гарантирующих поставщиков занимают долю на рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии в размере более 75% на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в большинстве регионов их доля близка к 100%. При этом, в ряде регионов только гарантирующий поставщик является субъектом оптового рынка электрической энергии, а все остальные энергосбытовые компании покупают электроэнергию у него. В некоторых регионах произошло возрастание рыночной доли гарантирующего поставщика электроэнергии, в том числе за счет поглощения энергосбытовых компаний.

Доли большинства энергосбытовых компаний не превышают 35% на розничных рынках электрической энергии (мощности).

Картина состояния конкурентной среды в регионах России в целом является схожей по сравнению с 2018 годом: в 2019 году территориальными органами были отмечены 709 энергосбытовых организаций (в их числе филиалы энергосбытовых организаций, действующих на территориях нескольких субъектов Российской Федерации), 311 из которых обладали статусом гарантирующего поставщика.

Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности в условиях, если продажа электроэнергии осуществляется несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации.

В связи с этим необходимо отметить, что в ряде регионов наблюдается тенденция развития конкуренции на розничном рынке электрической энергии, выразившаяся в появлении независимых энергосбытовых компаний, продающих покупаемую ими на оптовом рынке электроэнергию на розничном рынке, наряду с гарантирующими поставщиками.

В целях снижения уровня задолженности потребителей ФАС России считает необходимым совершенствование энергосбытовыми компаниями механизма взаимодействия с потребителями. В частности, оптимизация работы расчетных центров, усиление работы с организациями жилищно-коммунального комплекса, внедрение новых разработок по взаимодействию с абонентами и др.

Учитывая изложенное, ФАС России выступает за совершенствование концепции развития конкуренции на розничных рынках электрической энергии и разрабатывает меры по снижению барьеров входа на розничные рынки электрической энергии (мощности).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 41; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.004 с.)