Развитие конкуренции на рынках услуг связи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие конкуренции на рынках услуг связи



Пандемия коронавируса показала недостатки действующей системы регулирования отрасли ИКТ и необходимость скорейшего принятия мер, направленных на развитие сетевой инфраструктуры таким образом, чтобы система могла оптимальным образом гибко реагировать на изменения спроса как на телекоммуникационные услуги, так и на услуги, связанные с предоставлением доступа к информации.

В условиях, когда телекоммуникации, прежде всего – качественный, высокоскоростной доступ к сети Интернет стал необходимым условием для общения, работы, обучения, многие граждане нашей страны столкнулись с отсутствием выбора провайдера, который обеспечил бы надлежащее качество доступа по приемлемым ценам, операторы связи – с отсутствием прозрачных и справедливых правил доступа к объектам инфраструктуры, необходимой для строительства и умощнения сетей.

В частности, в связи с возросшей нагрузкой на фиксированных сетях связи в ФАС России поступают обращения граждан о низком качестве предоставляемых услуг связи в случаях, когда к общедомовому имуществу для размещения сетей связи допущен лишь один оператор связи и отсутствует возможность выбора альтернативного Интернет-провайдера.

Особенно сильно данная экономическая ситуация с необходимостью организации качественного дистанционного доступа к работе, образованию, коснулась людей, живущих в удаленных и малонаселенных местностях.

Одной из первостепенных задач является построение отраслевого регулирования на проконкурентных принципах, которое бы изначально учитывало рыночные отношения и было направлено на развитие конкуренции в отрасли.

Регулирование должно быть предсказуемым, прозрачным и обеспечивать недискриминационные условия для всех участников, на базе принципов технологической и сетевой нейтральности.

При этом крайне важно обеспечивать равные условия деятельности для государственного и частного сектора, что в итоге благоприятно скажется на состоянии отрасли и потребителях.

В этой связи ФАС России проводит мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для создания и развития телекоммуникационной инфраструктуры:

1. Приняты решения по делам в отношении АО «Орелоблэнерго», ПАО «Россети Центра» и ПАО «Россети Кубань» по фактам установления и поддержания монопольно высоких цен на услуги по размещению средств и линий связи на опорах электропередач.

Установление таких высоких ценовых условий создает дополнительные барьеры для входа на смежный рынок телематических услуг связи небольшим операторам связи.

Электросетевым компаниям выданы предписания об установлении экономически обоснованных тарифов на услуги по предоставлению опор для размещения линий связи.

По мнению ФАС России, исполнение выданных предписаний устранит барьеры доступа на рынок услуг связи, в том числе в отдаленные населенные пункты, ввиду снижения прямых затрат и обеспечит большее количество населения услугами доступа к сети Интернет (реализация федеральной программы «Цифровая экономика»).

Дополнительно стоит отметить, что судом первой инстанции поддержана позиция ФАС России в отношении АО «Орелоблэнерго».

Во исполнение поручений Президента и Правительства Российской Федерации прорабатывается вопрос о введении единого порядка ценообразования на объектах специальной и сопряженной инфраструктуры, находящихся в собственности субъектов естественной монополии, а также государственной и муниципальной собственности.

Большинство мероприятий, направленных на формирование благоприятных, стабильных условий для развития телекоммуникационной инфраструктуры, реализуется также в рамках завершения исполнения Дорожной карты по развитию конкуренции.

ФАС России принимает активное участие в разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О связи», направленный на создание порядка унифицированного доступа к объектам государственного и муниципального имущества для целей размещения сетей и оборудования связи.

Цифровое развитие невозможно без обеспечения гражданам Российской Федерации доступа к качественным и современным услугам связи. В целях создания условий, направленных на то, чтобы каждый гражданин мог получить качественную, доступную услуг связи, мог иметь выбор поставщиков, проводится работа по формированию необходимой правовой базы.

ФАС России принимает активное участие в разработке проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О связи», направленный на необходимость организации инфраструктуры, необходимой для подключения строящегося либо реконструируемого здания к сетям связи.

Указанный законопроект согласован ФАС России при условии учета направленных замечаний, в частности, о том, что регулирование должно основываться на принципах технологической нейтральности и не предопределять создание сетей связи по определенной технологии.

Кроме того, в Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О связи» и иные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения права граждан на доступ к услугам электросвязи».

Принятие законопроекта позволит значительно упростить порядок использования и распоряжения общим имуществом многоквартирного дома для размещения средств и линий связи, обеспечить равный доступ операторов связи к указанному имуществу, гарантировать баланс интересов собственников помещений в многоквартирном жилом доме и операторов связи, размещающих средства и линии связи в целях обеспечения жильцам доступа к услугам связи.

Рынки услуг связи в целом характеризуются сформировавшимся составом участников и их развитие лежит прежде всего в плоскости повышения качества, развития новых технологий и услуг для удовлетворения растущих потребностей общества и экономики.

По мнению ФАС России, основное условие для эффективного развития рынков услуг связи в условиях конкуренции – создание прогнозируемых, стабильных, прозрачных и разумных условий для строительства и развития инфраструктуры связи и обеспечения возможности для потребителей выбора поставщика с наилучшим сочетанием качества и цены.

В целях обеспечения устойчивых темпов развития конкуренции в условиях развития в Российской Федерации цифровой экономики и цифрового государственного управления ФАС России ведется постоянная работа по осуществлению антимонопольного контроля за созданием, эксплуатацией и развитием государственных и муниципальных информационных систем, которые являются неотъемлемой частью процесса цифровизации всего государства.

Практика применения антимонопольного законодательства свидетельствует о том, что в этой сфере имеются проблемы, которые требуют мер антимонопольного регулирования, так как действия государства, связанные с цифровизацией государственного управления, оказывают прямое влияние на конкуренцию на товарных рынках.

Одной из наиболее актуальных проблем в данной области является отсутствие нормативно-правового регулирования недискриминационного доступа к государственным и муниципальным информационным системам.

Так, например, в 2020 году ФАС России было выдано предупреждение от 23.10.2020 № АЦ/92724/20 Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр) в связи с установлением в действиях ведомства признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

ФАС России по результатам рассмотрения жалоб компаний было установлено, что доступ к информации, содержащейся в ЕГРН, предоставляется Росреестром, в том числе посредством заключения с ведомством соглашения о взаимодействии. Вместе с тем, порядок заключения подобных соглашений у ведомства отсутствовал.

В отсутствие утвержденного порядка заключения таких соглашений Росреестр субъективно оценивал организации, обращающиеся к нему с заявлением о заключении подобных соглашений и необоснованно уклонялся от заключения с отдельными компаниями такого соглашения. При этом подобное соглашение было заключено Росреестром с 33 другими хозяйствующими субъектами.

Указанные действия ведомства создавали дискриминационные условия для организаций, ограничивая конкуренцию на рынке разработки программного обеспечения и баз данных.

Во исполнение предупреждения ФАС России Росреестром было утверждено распоряжение от 30.11.2020 № Р/0331, регламентирующее процедуру организации подготовки, согласования подобных соглашений и контроля за их исполнением, которая была размещена на официальном сайте ведомства. Таким образом, в результате принятых ФАС России мер антимонопольного реагирования созданы равные условия доступа хозяйствующих субъектов к государственной информационной системе.

По мнению ФАС России, сокращение количества подобных нарушений антимонопольного законодательства возможно путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации.

Учитывая изложенное, ФАС России полагает целесообразным внести следующие изменения в законодательство Российской Федерации в части создания и функционирования государственных и муниципальных информационных систем:

установить единые правила и требования, предъявляемые к созданию и функционированию государственных и муниципальных информационных систем, в том числе исключающие возможность создания дублирующих по функциональному назначению информационных систем;

установить недискриминационный порядок доступа к государственным и муниципальным информационным системам с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.176 (0.028 с.)