Предложения по развитию конкуренции: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложения по развитию конкуренции:



- создание прозрачных механизмов для обеспечения равного доступа организаций всех форм собственности к участию в реализации системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в рамках реализации Федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального проекта «Образование»;

- разработка порядка, предусматривающего четкий и прозрачный механизм отбора средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования;

- внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и соответствующие подзаконные акты, обеспечивающие доступ образовательных организаций частной формы собственности к государственной поддержке при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по организации бесплатного здорового горячего питания для обучающихся, осваивающих образовательные программы начального общего образования;

- снятие разночтений, содержащихся в нормативных правовых актах и методических рекомендациях по вопросам организации и проведения демонстрационного экзамена по образовательным программам среднего профессионального образования;

- обеспечение доступа организаций дополнительного профессионального образования к реализации программ дополнительного профессионального образования и программам профессионального обучения в рамках Федерального проекта «Новые возможности для каждого» Национального проекта «Образование»;

- внесение изменений в действующее законодательство в части предоставления частным образовательным организациям права ходатайствовать о продлении срока пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, обучающихся на подготовительных факультетах (отделениях) таких образовательных организаций;

- обеспечение повышения уровня конкурентоспособности физических лиц (граждан), осуществляющих научную деятельность, и их коллективов, не являющихся юридическими лицами, при участии в закупках НИР и НИОКТР, а также эффективности расходования бюджетных средств на закупку НИР и НИОКТР;

- демонополизация рынков экспертизы, оценки и использования результатов научной деятельности, услуг по опубликованию, правовой защите и коммерческому использованию результатов научной деятельности;

- принятие плана мероприятий «дорожной карты» по развитию конкуренции в сфере образования и науки;

- принятие мер, направленных на повышение прозрачности взаимодействия туроператоров с государственными музеями;

- повышение прозрачности конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма, проведение которого предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 № 1619, путём совершенствования механизма оценки заявок и определения победителей конкурса;

- доработка и принятие федерального закона «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленного на развитие добросовестной конкуренции на рынке и повышение доступности ритуальных услуг для граждан, и взаимосвязанного с ним проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления ответственности за нарушения в сфере похоронного дела».

 

Агропромышленный комплекс

Основные вызовы, с которыми столкнулась ФАС России на рынках сельскохозяйственного сырья и продовольствия в 2020 году, это краткосрочный ажиотажный спрос на социально значимые продовольственные товары со стороны населения, связанный, прежде всего, с ограничениями, введенными в связи с распространением COVID-19, и последующий за этим устойчивый рост цен на базовые сельскохозяйственное сырье и продовольствие (зерно, масличные культуры, сахар и т.д.), который продолжился в 2021 году.

Если рост цен, связанный с кратковременным существенным повышением спроса на продовольственные товары со стороны населения и неготовностью логистической системы производителей и розничных предприятий торговли обеспечить его, удалось нивелировать путем скоординированных действий со стороны федеральных органов исполнительной власти по решению логистических проблем, точечного применения мер антимонопольного и прокурорского реагирования, то наметившийся в конце 2020 года рост цен на сельскохозяйственное сырье и связанный с ним рост цен на смежных продовольственных рынках имеет системный характер.

Как свидетельствуют формируемые ФАО индексы продовольственных цен[28], приведенные в таблице 1, такая тенденция является общемировым трендом.

    Таблица 1. Индексы цен ФАО на продовольствие [29] .

Год Индекс цен на продовольствие
2014 115,0
2015 93,1
2016 91,9
2017 98,0
2018 95,9
2019 95,0
2020 98,0
март 2020 г. 95,1
апрель 2020 г. 92,4
май 2020 г. 91,0
июнь 2020 г. 93,1
июль 2020 г. 93,9
август 2020 г. 95,8
сентябрь 2020 г. 97,9
октябрь 2020 г. 101,2
ноябрь 2020 г. 105,5
декабрь 2020 г. 108,5
январь 2021 г. 113,3
февраль 2021 г. 116,1
март 2021 г. 118,5

Российская Федерация существенно интегрирована в мировой рынок сельскохозяйственной продукции и глобальные цепочки создания стоимости на продовольственных рынках: российский экспорт продукции АПК в 2020 году, по данным Росстата, в стоимостном выражении составил около 30,7 млрд. долларов США, при этом на территорию Российской Федерации было ввезено сельскохозяйственных и продовольственных товаров на сумму около 29,7 млрд. долларов США. По отдельным товарным позициям, например, по зерну или подсолнечному маслу, Россия, занимая ведущие позиции в мировом экспорте, сама значительно влияет на формирование ценовой конъюнктуры мирового рынка. Это предопределяет значительное влияние мировых трендов на внутренний рынок Российской Федерации.

Кроме того, на ценовую конъюнктуру на внутреннем рынке также оказывали влияние такие факторы, как девальвация рубля (в течение 2020 года рубль по отношению к доллару США подешевел на 19 %), что при значительном удельном весе импортной составляющей в себестоимости производства сельскохозяйственного сырья и продовольствия не могло не сказаться на конечных ценах для потребителей.

Важно также отметить, что при общем росте объемов производства продукции сельского хозяйства в 2020 году по сравнению с 2019 годом на 1,5 % (данные Росстата) произошло относительное сокращение предложения отдельных видов сельскохозяйственного сырья: объем производства сахарной свеклы в 2020 году по сравнению с 2019 годом снизился на 37,6 %, подсолнечника – на 13,4 %, картофеля – на 11,2 %, что не могло не сказаться на ценах в условиях повышенного спроса на сельскохозяйственное сырье и продовольствие на мировых рынках. Такое снижение является как следствием неблагоприятных погодных условий, отрицательно сказавшихся на урожайности соответствующих сельскохозяйственных культур, так и сокращения посевных площадей, вызванное низкими ценами на соответствующее сырье в предыдущие периоды.

С точки зрения антимонопольного регулирования рынки сельскохозяйственного сырья и продовольствия, как правило, являются конкурентными, в связи с этим применение мер антимонопольного реагирования очень ограничено.

Правительство Российской Федерации предпринимает целый ряд мер по стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия. К таким мерам относятся меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, направленные на ограничение экспорта сельскохозяйственного сырья с целью увеличения его предложения на внутреннем рынке и поддержания определенного уровня цен на него на внутреннем рынке, субсидирование затрат сельхозтоваропоизводителей и переработчиков сельхозпродукции с целью снижения себестоимости производимой продукции ими продукции, проведение товарных интервенций на зерновом рынке.

 

 

В этой связи в задачу ФАС России входит:

- активное участие в выработке мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования с целью обеспечения баланса интересов производителей и потребителей, а также недопущения неоправданного протекционизма в отношении отдельных участников рынка, что реализуется через участие представителей ФАС России в подкомиссии по таможенно-тарифному и нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции;

 - обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства при предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям и переработчикам в части недопущения создания дискриминационных условий для отдельных участников рынка;

В частности, в рамках реализации указанной задачи в Сводный план проведения плановых проверок федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления ФАС России на 2021 год включены ряд проверок органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию аграрной политики в регионе, (Брянская область, Калининградская область, Ростовская область, Тульская область) на предмет соответствия их действий при предоставлении субсидий сельхозтоваропроизводителям требованиям антимонопольного законодательства.

Кроме того, в целях повышения доступности субсидий для сельхозтоваропроизводителей и прозрачности процедуры их предоставления в проект Национального плана («дорожная карта») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы в качестве одного из результатов его выполнения в сфере АПК по инициативе ФАС России включено обеспечение на федеральном и региональном уровне возможности подачи заявления на получение субсидий сельскохтоваропроизводителями в электронном виде через государственную информационную систему, что позволит снизить риски нарушения антимонопольного законодательства со стороны органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

- обеспечение соблюдения антимонопольного законодательства со стороны хранителей запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции;

По мнению ФАС России, механизм государственных закупочных и товарных интервенций позволяет при минимальном вмешательстве государства в рыночное ценообразование обеспечить за счет регулирования предложения продукции, являющейся предметом интервенций, поддержание на внутреннем рынка определенного уровня цен на наиболее важное сельскохозяйственное сырье.

В то же время практика проведения товарных интервенций на рынке зерна показала, что элеваторы, являющиеся хранителями зерна интервенционного фонда, устанавливают в договорах, заключаемых с покупателями зерна интервенционного фонда цены на свои услуги, которые превышают цены, складывающиеся на рынке коммерческого зерна, включают в условия договоров положения, не относящиеся к предмету договора, уклоняются от заключения договоров и совершают иные действия, которые препятствуют проведению товарных интервенций или снижают их эффективность.

В целях недопущения нарушения антимонопольного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции, при реализации сельскохозяйственной продукции из указанного фонда Минсельхоз России совместно с ФАС России разработал проекты соответствующих нормативных правовых актов, которые в настоящий момент проходят процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии со сложившейся практикой применения антимонопольного законодательства, положение элеватора, осуществляющего хранение зерна интервенционного фонда и являющегося базисом поставки партии зерна, реализуемой на бирже в ходе проведения товарных интервенций, признается антимонопольным органом доминирующим и на него распространяются все запреты, установленные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Такая позиция антимонопольного органа подтверждена судебными решениями (дело № А40-15762/2014). Это позволяет антимонопольным органам принимать в отношении хранителей запасов интервенционного фонда меры антимонопольного реагирования.     

 

Строительство

В 2020 году объем строительных работ (включая капитальное, дорожное строительство и другие виды деятельности) составил 9,5 трлн руб., что на 0,1% выше (в сопоставимых ценах), чем в 2019 году.

В соответствии с национальной целью «Комфортная и безопасная среда для жизни» к 2030 г. необходимо достичь следующих показателей: улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно; увеличение объема жилищного строительства не менее чем на 120 млн кв. м в год; повышение индекса качества городской среды в 1,5 раза.

Всего к 2030 г. должно быть построено более 1 млрд кв. м жилья, что составляет 26 % от общего объема всего жилищного фонда, каждый 5-й метр должен стать новым.

В период распространения коронавирусной инфекции Президентом Российской Федерации В.В. Путиным утвержден перечень поручений по итогам совещания по вопросам развития строительной отрасли, состоявшегося 16 апреля 2020 года, согласно которому разработаны меры поддержки строительной отрасли – граждан и организаций.

Кроме того, Правительство Российской Федерации разработало ряд специальных мер поддержки для системообразующих предприятий.

Правительственная комиссия по повышению устойчивости российской экономики утвердила перечень системообразующих предприятий строительной отрасли.

В перечень включены 54 компании, соответствующие следующим отраслевым критериям: объем строительства жилых и нежилых зданий в соответствии с действующими разрешениями на строительство – не менее 400 тыс. кв. м, выручка по группе компаний от строительства инженерных сооружений за 2019 год – не менее 10 млрд рублей. 43 организации отвечают критериям по текущему объему строительства жилых и нежилых зданий, а 11 - по показателям выручки.

В свою очередь, пандемия привела к ряду негативных моментов в сфере строительства, в частности к остановке строительства ряда объектов в период изоляции.

В ходе проведенной во исполнение пункта 3 поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 23.04.2021 № Пр-676 проверки обоснованности цен, сложившихся на первичном рынке жилья (по каждому субъекту Российской Федерации) установлено, что с середины 2020 года наблюдается повышенный (местами ажиотажный) спрос на рынке первичного жилья (рис. 1).

 

Рис. 1. Зарегистрировано договоров купли-продажи жилых помещений, договоров участия в долевом строительстве с привлечением кредитных средств и средств целевого займа с 2019 по 2021 годы по данным Росреестра

 

В то же время, в связи с технологическими особенностями рынок строительства не способен обеспечить необходимый объем предложения (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Объем ввода в эксплуатацию жилья в многоквартирных домах по данным АО «ДОМ.РФ» (тыс. м2)

ФАС России выявлены факторы, оказывающие влияние на рост цен на первичном рынке жилья:

1) запуск ограниченных по сроку действия льготных ипотечных программ для населения;

2) переход на систему проектного финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу, который привел с одной стороны к увеличению себестоимости, а с другой к временному снижению темпов строительства;

3) рост себестоимости строительства (в том числе, стоимости материалов, деталей и конструкций, расходов по эксплуатации строительных машин и механизмов, накладных расходов);

4) влияние отложенного спроса, возникшего в связи с введением нерабочих дней с 30.03.2020 по 08.05.2020 в целях борьбы с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19);

5) повышение инвестиционной привлекательности жилой недвижимости (в том числе из-за снижения ставок по депозитам, колебаний курса рубля);

6) дефицит земельных участков, обеспеченных необходимой инженерной и социальной инфраструктурой;

7) ограничения трансграничных передвижений рабочей силы, связанные с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19);

8) действия участников градостроительных отношений, имеющие признаки нарушения антимонопольного законодательства и оказывающие влияние на себестоимость строительства.

Все вышеизложенные факторы нашли свое отражение в формировании цен на первичном рынке жилья, а также могли быть использованы строительными компаниями для максимизации получаемой прибыли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.033 с.)