Лицензирование медицинской деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лицензирование медицинской деятельности



Пунктом 10 плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие конкуренции в здравоохранении», утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.01.2018 № 9-р, предусмотрено внесение изменений в статью 18 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) и пункт 3 постановления Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (далее – Постановление № 957), предусматривающих замену процедуры переоформления лицензии на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности в связи с появлением новых адресов мест осуществления деятельности на процедуру оформления лицензирующим органом субъекта Российской Федерации приложений к лицензии с указанием новых адресов мест осуществления деятельности, без изменения реквизитов самой лицензии и без необходимости представления оригинала лицензии в лицензирующий орган.

Федеральным законом от 27.12.2019 № 492-ФЗ статья 18 Закона № 99-ФЗ дополнена частью 1.1, согласно которой положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии, а часть 7 статьи 18 изложена в следующей редакции: «В случае, если положением о лицензировании конкретного вида деятельности не установлены виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не требуют переоформления лицензии в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи, при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не предусмотренному лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.».

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 № 1693 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» из пункта 3 Постановления № 957 исключены положения о необходимости предоставления оригинала лицензии.

Таким образом, сняты необоснованные административные барьеры при переоформлении лицензий на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, что приведет к ускорению развития медицинских и аптечных организаций в субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем в 2020 году осталась не решенной институциональная проблема лицензирования медицинской деятельности при отсутствии лицензионных требований. Предписание ФАС России от 17.10.2017 № 18/71518/17 о прекращении нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции», выразившегося в неустановлении требований к организации и выполнению работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, в целях лицензирования, а именно установить такие требования по каждой работе (услуге), включенной в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291, Минздравом России в 2020 году не исполнено.

Медицинское и фармацевтическое образование

В 2020 году ФАС России осуществляла реализацию функций и полномочий, предусмотренных антимонопольным законодательством, на товарном рынке услуг в области медицинского и фармацевтического образования.

Так, совместно с Минздравом России осуществлялась подготовка проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)», в рамках которой обсуждены требования к образованию должностных лиц медицинской организации.

Также проанализированы на предмет наличия положений, нарушающих антимонопольное законодательство, проект приказа Минздрава России «Об утверждении положения об аккредитации специалистов», а также Инструкция о порядке проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержденная приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2000 № 229. По результатам исследования проектов приказа и инструкции положений, противоречащих антимонопольному законодательству не выявлены.

Предложения по развитию конкуренции в 2021 году

ФАС России считает, что для развития конкуренции в сфере здравоохранения необходимо исполнение всех мер, предусмотренных планом мероприятий («дорожной картой») «Развитие конкуренции в здравоохранении», утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 января 2018 года
№ 9-р. Кроме того, ФАС России считает необходимым для развития конкуренции:

1) на рынках лекарственных препаратов для медицинского применения обеспечить взаимную интеграцию и автоматизацию использования сведений всех информационно-аналитических систем в сфере обращения лекарственных препаратов для повышения прозрачности государственного регулирования в данной сфере и снижения административных барьеров;

2) на рынках медицинских изделий:

- обеспечить интегрирование системы государственного регулирования цен на медицинские изделия и порядка осуществления закупок медицинских изделий заказчиками с применением каталога товаров работ и услуг;

- продолжить работу по формированию позиций каталога товаров, работ, услуг, поставив целью проработать все зарегистрированные медицинские изделия, закупаемые за счет бюджетных средств;

3) на рынках медицинских услуг - совершенствование системы обязательного медицинского страхования.

 

Социальная сфера

Конкуренция в социальной сфере традиционно ослаблена и развивается меньшими темпами, чем в большинстве других отраслей экономики. Это связано с ее спецификой, заключающейся, прежде всего, в большей по сравнению с другими отраслями ролью государства в лице государственных (муниципальных) учреждений, оказывающих соответствующие услуги населению. Государство часто одновременно выступает в разных ролях: и заказчика, и исполнителя, и потребителя отдельных услуг.

Кроме того, необходимость обеспечения качества услуг в социальной сфере и их общественная значимость обусловливает достаточно жесткое государственное регулирование в виде лицензирования, аккредитации, установления требований к качеству услуг, правилам и порядку их получения, к поставщикам услуг.

Несмотря на то, что существует острая потребность в привлечении к оказанию социальных услуг негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, так как государственный сектор не покрывает все имеющиеся потребности в социальных услугах, на пути развития конкуренции в социальной сфере сохраняется множество барьеров. Это и неравные условия деятельности государственных и негосударственных организаций, и недостаточное развитие, несовершенство механизмов системы господдержки негосударственных организаций, и недостатки в механизмах оказания такой поддержки, например, в процедурах предоставления субсидий и отбора поставщиков при размещении государственных или муниципальных заказов на оказание услуг в социальной сфере.

В ФАС России поступает большое количество жалоб на непрозрачность процедур оценки и сопоставления заявок негосударственных организаций в конкурсном отборе субсидируемых проектов. Зачастую критерии такого отбора подробно не раскрыты, значимость каждого отдельного критерия не определена, алгоритм расчета баллов и формирования рейтинга заявок не установлен. Это может приводить к субъективности оценки заявок экспертными комиссиями, снижать стимулы обращения негосударственных организаций за получением субсидий в целях реализации социальных проектов.

Так, например, в 2020 году ФАС России выявила недостатки в предусмотренном нормативными правовыми актами механизме распределения субсидий и критериях определения рейтинга заявителей в рамках проводимого Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фондом кино) отбора организаций, осуществляющих показ фильмов, которым Фондом кино выделялись субсидии из федерального бюджета в рамках реализации мероприятий по созданию условий для показа национальных фильмов в кинозалах, расположенных в населённых пунктах с численностью до 500 тыс. человек, федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура».

Учитывая, что антимонопольный орган обратил внимание на сложившуюся проблему, Фонд кино по согласованию с Минкультуры России оперативно внес соответствующие изменения и дополнения в действующие нормативные правовые акты, исключив критерии, которые носили субъективный и непрозрачный характер. В настоящее время Порядок и условия отбора организаций, осуществляющих показ фильмов, содержит объективные критерии, каждый из которых имеет свою методику расчета. Новый Порядок также предусматривает размещение на официальном сайте Фонда кино результатов каждого этапа конкурса, что делает процедуру проведения конкурса более открытой и позволит потенциальным участникам рынка показа национальных фильмов (получателям субсидий) в случае необходимости оспорить указанные результаты.

В связи с выявленными в 2020 году в действиях (бездействии) Федерального агентства по туризму (Ростуризма) признаков нарушения антимонопольного законодательства при проведении конкурса на предоставление субсидий из федерального бюджета на грантовую поддержку общественных и предпринимательских инициатив, направленных на развитие внутреннего и въездного туризма, ФАС России 21.01.2021 было возбуждено дело по признакам нарушения Ростуризмом Закона о защите конкуренции.

Аналогичные примеры существуют практически во всех отраслях социальной сферы.

С целью установления единых требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий (грантов в форме субсидий) Правительством Российской Федерации принято постановление от 18.09.2020 № 1492 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Требования к правовым актам касаются порядка проведения отбора получателей субсидий, условий предоставления субсидий, требований к отчетности и в целом устанавливают те основные положения, которые должны содержать в себе акты всех уровней, направленные на регулирование данного вопроса.

Кроме того, 2020 год стал значимым для развития конкуренции в социальной сфере, поскольку 13.07.2020 был принят Федеральный закон № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – Закон).

Закон позволит привлечь негосударственные организации к оказанию государственных (муниципальных) услуг, а гражданам предоставит возможность выбирать поставщика социальных услуг. Ожидается, что возможность выбора и усиление конкуренции в сфере оказания услуг между государственными (муниципальными) учреждениями и негосударственным сектором приведет к повышению качества и доступности оказания государственных и муниципальных услуг в таких сферах, как образование, здравоохранение, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт.

Для исполнения государственного (муниципального) социального заказа наряду со сложившимся механизмом утверждения государственного задания подведомственным учреждениям Законом предусмотрено использование двух новых конкурентных способа организации социальных услуг: конкурса, в том числе с участием негосударственных организаций, а также сертификата, дающего право гражданам самостоятельно выбрать организации, оказывающие им ту или иную услугу за счет бюджетных средств, а исполнителям - право гарантированно получить объем средств за оказанную услугу.

Проведение конкурсов только для негосударственных организаций ограничивает их участие в оказании государственных услуг. И одновременно снижает стимул для государственных учреждений бороться за потребителей и повышать качество оказываемых услуг. В то же время проведение совместных конкурсов между негосударственными организациями и государственными учреждениями, большинство из которых объективно заинтересованы в прозрачном распределении бюджетных средств, будет способствовать повышению качества и доступности государственных услуг в социальной сфере.

Несмотря на это, Закон имеет свои ограничения. Так, он будет реализовываться только в 16 «пилотных» субъектах Российской Федерации, и срок его действия ограничен 1 января 2025 года. По итогам его действия будет сделан вывод о целесообразности/нецелесообразности привлечения негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в масштабах всей страны.

Кроме того, в настоящее время механизм, предусмотренный Законом, пока не заработал в полную силу, так как еще идет процесс принятия подзаконных нормативных правовых актов во исполнение Закона. В том числе в конце 2020 года и в начале 2021 года были приняты:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 № 1678 «Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 № 1694 «Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.2020 № 1728 «Об утверждении общих требований к определению предельных допустимых возможных отклонений от показателей, характеризующих качество оказания государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и объем оказания такой услуги»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 1789 «Об установлении дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов, штатной численности участника отбора исполнителей услуг (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенные образование и квалификацию), оснащению оборудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также требований к документам, которые могут быть истребованы у участников конкурса для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2020 № 1891 «О порядке формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, о форме и сроках формирования отчета об их исполнении» (вместе с Правилами формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти);

- постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2021 № 97 «Об утверждении Правил формирования, ведения и размещения реестра соглашений о предоставлении из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 № 183 «Об утверждении Положения о структуре реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и порядке формирования информации, включаемой в такой реестр, а также Правил исключения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере из реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2021 № 224 «Об утверждении Правил заключения уполномоченными органами соглашения о проведении совместного конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

- постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2021 № 222 «Об утверждении Правил формирования, ведения и размещения реестра недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».

Сфера образования

Образование является ключевым аспектом в развитии страны. От его качества зависит не только уровень жизни отдельного гражданина, но и уровень развития государства.

По данным Минэкономразвития России, в результате реализации стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р, произошло увеличение присутствия негосударственного сектора на рынках дошкольного и общего образования, что повысило уровень доступности качественного образования.

По мнению Минпросвещения России, в настоящее время предусмотрены равные условия допуска государственных (муниципальных) и частных дошкольных образовательных организаций к оказанию услуг в социальной сфере, в том числе финансовому обеспечению за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. По данным Росстата, доля частных дошкольных образовательных организаций от общего числа дошкольных образовательных организаций составляет 2,2 %. С 2013 года численность воспитанников частных дошкольных образовательных организаций выросла почти в 2 раза.

С 2020 года в рамках федерального проекта «Содействие занятости женщин – создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до 3 лет» национального проекта «Демография» реализуются мероприятия по созданию в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в частных организациях и у ИП, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования. По итогам 2020 года создано 8 619 дополнительных мест в частных дошкольных образовательных организаций и у ИП. На реализацию указанных мероприятий в 2021-2023 годах бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предусмотрены межбюджетные трансферты в размере 1,14 млрд. рублей (в 2021 году – 0,52 млрд. рублей, в 2022 году – 0,36 млрд. рублей, в 2023 году – 0,26 млрд. рублей).

С 2019 года Минпросвещения России осуществляет в рамках мероприятий федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование» грантовую поддержку консультационных центров, действующих в организационно-правовой форме некоммерческих организаций, на создание условий для раннего развития детей в возрасте до 3 лет, реализацию программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. По итогам конкурсного отбора победителями из числа социально ориентированных некоммерческих организаций в 2019 году стало 15 организаций, в 2020 году – 25 организаций. Данные организации включены Минэкономразвития России в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 3 статьи 100 Федерального закона от 29.12.2012      № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета распределяются по результатам открытого публичного конкурса на основании заявок образовательных организаций. Порядок проведения конкурса утвержден приказом Минпросвещения России от 03.04.2020 № 165. Согласно Порядку, в конкурсе могут участвовать образовательные организации независимо от их организационно-правовой формы. При этом по результатам конкурса, проведенного Минпросвещения России в 2020 году, контрольные цифры приема по профессиям и специальностям среднего профессионального образования на 2021/2022 учебный год были установлены для восьми негосударственных образовательных организаций.

В целом, развитие конкуренции на разных рынках услуг в сфере образования (дошкольного образования, начального общего, среднего общего, высшего, дополнительного образования и дополнительного профессионального образования) происходит неравномерно. В 2020 году в фокусе внимания ФАС России находилось несколько вызывающих обеспокоенность среди участников рынков услуг в сфере образования вопросов, а именно:

1. Создание в субъектах Российской Федерации прозрачных механизмов обеспечения равного доступа организаций всех форм собственности к системе персонифицированного финансирования дополнительного образования детей.

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р, в рамках приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденного протоколом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30.11.2016 № 11, в субъектах Российской Федерации осуществляется внедрение целевой модели региональных систем дополнительного образования детей (далее - ДОД), предусматривающей применение системы персонифицированного финансирования дополнительного образования детей (далее - ПФДО) как одного из организационно-финансовых механизмов обеспечения доступности ДОД.

Целью внедрения Целевой модели является реализация ключевых задач национального проекта «Образование», в том числе повышение охвата детей качественным современным и востребованным дополнительным образованием без ограничения выбора организаций (индивидуальных предпринимателей), реализующих дополнительные общеобразовательные программы.

Одним из механизмов увеличения охвата детей дополнительным образованием, утвержденных в Целевой модели ДОД, является внедрение ПФДО, предусматривающей выдачу ребенку сертификата, удостоверяющего право родителя (законного представителя) ребенка, либо обучающегося, достигшего возраста 14 лет, выбрать исполнителя услуг (организацию (индивидуального предпринимателя), осуществляющую образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам) по реализации дополнительных общеобразовательных программ в определенном объеме и на определенных условиях, а также право исполнителя таких услуг получить из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации средства на финансовое обеспечение затрат, связанных с оказанием указанной услуги.

По данным Минпросвещения России, начиная с 2017 года ПФДО внедрено в 57 субъектах Российской Федерации. За период внедрения выдано более 2 млн. сертификатов на получение бесплатного образования.

ФАС России были проведены контрольные мероприятия по соблюдению в субъектах Российской Федерации антимонопольного законодательства в сфере оказания услуг по дополнительному образованию детей при внедрении ПФДО.

По итогам проверок было выявлено, что в ряде регулирующих реализацию ПФДО нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, получивших субсидию Минпросвещения России из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств по внедрению Целевой модели, содержатся положения, ограничивающие конкуренцию, а именно:

- механизмы, исключающие возможность участия организаций частной формы собственности и индивидуальных предпринимателей в ПФДО;

- установление предельных объемов лимитов бюджетных обязательств для различных исполнителей услуг, в том числе в зависимости от их организационно-правовой формы и (или) формы собственности, в целях финансового обеспечения оказания ими услуг по реализации дополнительных общеобразовательных программ по сертификатам;

- различный подход к расчету размера финансового обеспечения частных образовательных организаций, а также индивидуальных предпринимателей, реализующих дополнительные программы для детей, и государственных (муниципальных) поставщиков образовательных услуг;

- установление различных требований к частным образовательным организациям, индивидуальным предпринимателям по отношению к государственным (муниципальным) образовательным организациям при предоставлении им субсидии в целях обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ в рамках ПФДО, в том числе установление ограничений на количество детей, принимаемых на обучение по дополнительным общеобразовательным программам по сертификатам;

- установление различных размеров сертификатов на обучение по дополнительным общеразвивающим программам в рамках ПФДО в зависимости от организационно-правовой формы поставщика образовательных услуг;

- установление не предусмотренных действующим законодательством и нормативными правовыми актами требований к дополнительным образовательным программам для включения в реестр сертифицированных программ;

- наделение оператора ПФДО (хозяйствующего субъекта) контрольно-распорядительными функциями в отношении иных участников ПФДО.

Предоставление преимущественных условий участия в реализации дополнительных образовательных программ в рамках внедрения ПФДО государственным и муниципальным поставщикам приводило к дискриминации частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей, неравному доступу к бюджетным ресурсам, а также к ограничению прав детей и их родителей (законных представителей) на выбор образовательных организаций, оказывающих соответствующие услуги.

По итогам проведенных контрольных мероприятий в Новгородской, Тульской, Астраханской, Тюменской, Вологодской, Псковской областях, в Пермском, Алтайском краях, Удмуртской, Кабардино-Балкарской Республиках, Республике Коми, в ХМАО территориальными управлениями ФАС России было выдано 18 предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. В Воронежской, Костромской, Тамбовской, Липецкой областях признаки нарушения антимонопольного законодательства были устранены до выдачи предупреждения.

Во всех перечисленных субъектах Российской Федерации были внесены изменения в нормативные правовые акты, регулирующие внедрение ПФДО, предусматривающие возможность участия в ПФДО организаций любых форм собственности, в том числе частных образовательных организаций и индивидуальных предпринимателей. Учитывая, что в Кабардино-Балкарской Республике, Псковской области и ХМАО нарушения были выявлены в конце 2020 года, внесение соответствующих изменений в нормативные правовые акты, регулирующие внедрение ПФДО, находятся в процессе исполнения.

С целью системного решения выявленных в субъектах Российской Федерации проблем с Минпросвещения России были достигнуты договоренности о плане совместных действий по дальнейшему внедрению ПФДО.

В рамках указанного плана Минпросвещения России был издан приказ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», закрепивший основные принципы внедрения ПФДО в регионах. В соответствии с положениями данного приказа внедрение в субъектах Российской Федерации ПФДО осуществляется строго с соблюдением следующих основных принципов:

а) равный и свободный доступ детей к получению сертификата;

б) свобода выбора ребенком и его родителями (законными представителями) любой дополнительной общеобразовательной программы, реализуемой на территории субъекта Российской Федерации;

в) прием на обучение по соответствующей дополнительной общеобразовательной программе проводится на общедоступной основе на принципах равных условий приема для всех поступающих в соответствии с порядком, утвержденным локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам; каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий, переходить в процессе обучения из одного объединения в другое;

г) информационная открытость и общедоступность информации о порядке получения сертификатов, перечне исполнителей образовательных услуг и реализуемых ими дополнительных общеобразовательных программах, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования ПФДО;

д) равный доступ организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, на условиях отсутствия ограничения конкуренции к ПФДО;

е) принцип персонализированных выдачи и учета сертификатов, включающий именную принадлежность сертификата и запрет (отсутствие возможности) передачи сертификата третьим лицам, а также его финансовое обеспечение и запрет на замену сертификата денежной компенсацией.

В 2020 году в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, территориальных органов антимонопольной службы было направлено совместное письмо ФАС России и Минпросвещения России от 23.04.2020 АК/34592/20, № ДГ-334/06 с разъяснениями о недопущении возможных рисков ограничения конкуренции при внедрении на территории субъектов Российской Федерации ПФДО.

Совместным письмом субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям рекомендовано в целях недопущения ограничения конкуренции в сфере дополнительного образования детей обращать внимание на необходимость создания в субъектах Российской Федерации прозрачных механизмов обеспечения равного доступа организаций всех форм собственности к участию в реализации ПФДО, обеспечения информационной открытости и общедоступности информации о порядке формирования перечней исполнителей образовательных услуг, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования ПФДО.

При этом территориальным управлениям ФАС России предписано на период действия национального проекта «Образование» в целях оказания содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих сферу дополнительного образования детей, на этапе «пилотного» внедрения ПФДО проводить анализ реализуемых и внедряемых в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях нормативных правовых актов, регулирующих реализацию ПФДО на предмет соответствия антимонопольному законодательству, и при необходимости оказывать консультативную помощь органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случае их обращений при подготовке таких актов в целях предотвращения нарушения антимонопольного законодательства.

Проведённая работа позволила своевременно выявить и в дальнейшем минимизировать потенциально возможные риски недопущения, ограничения, устранения конкуренции в сфере дополнительного образования детей, в том числе послужила созданию в субъектах Российской Федерации прозрачных механизмов обеспечения равного доступа организаций всех форм собственности к участию в реализации ПФДО, обеспечению информационной открытости и общедоступности информации о порядке формирования перечней исполнителей образовательных услуг, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования ПФДО, и как результат предоставила детям и родителям (законным представителям) право получать интересующее их (востребованное, качественное и соответствующее ожиданиям детей и их семей) дополнительное образование без ограничения возможности выбора организации (индивидуального предпринимателя), реализующей соответствующую дополнительную общеразвивающую программу.

2. Снижение конкуренции на рынке школьных учебников.

В соответствии с действующим законодательством в образовательном процессе могут использоваться только школьные учебники, включенные в федеральный перечень учебников, рекомендуемых Минпросвещения России к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждаемый Минпросвещения России (далее – федеральный перечень учебников).

Федеральный перечень учебников включает в себя информацию о наименовании издателя и правообладателя учебников. В 2020 году участники рынка столкнулись с барьерами входа на рынок школьных учебников при прохождении процедуры включения учебников издательств в федеральный перечень учебников.

Минпросвещения России нарушило порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (далее – учебники, школьные учебники), утвержденный приказом Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 (далее – приказ № 345), путем необоснованного направления части учебников на дополнительную экспертизу в отсутствие документов (протоколов, экспертных заключений, писем и т.д.), подтверждающих вопросы, возникшие в отношение выводов и/или обоснования выводов экспертных организаций и затем исключения их из федерального перечня учебников.

Принятие решения о направлении учебников на дополнительную экспертизу должно быть объективным и прозрачным, в ином случае это может приводить к ущемлению интересов отдельных хозяйствующих субъектов, возможным дискриминационным условиям, препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами на соответствующем товарном рынке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.068 с.)