Реализация Дорожной карты по развитию конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация Дорожной карты по развитию конкуренции



16 августа 2018 года распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий («дорожная карта») по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы (далее – «дорожная карта», План мероприятий).

2020 год стал завершающим годом реализации предусмотренных в «дорожной карте» мероприятий: на весь период ее действия было предусмотрено исполнение 228 мероприятий в 19 отраслях (сферах) экономики.

По состоянию на конец I квартала 2021 года:

- исполнено 87,7 % от всех мероприятий (что составляет 200 мероприятий, в том числе 9 исполненных частично);

- не исполнено 12,3 % от всех мероприятий (28 мероприятий).

В целях оценки достигнутых экономических и социальных эффектов от реализации мероприятий «дорожной карты» приводится анализ достижения ожидаемых результатов.

Ожидаемые результаты развития конкуренции определены пунктом 4 подраздела I Плана мероприятий в количестве 28 и устанавливаются для отдельных 13 отраслей (сфер) экономики (видов деятельности).

По итогам 2020 года 17 из 28 ожидаемых результатов развития конкуренции, определенных Планом мероприятий, достигнуты. Полностью достигнуты запланированные ожидаемые результаты в сферах телекоммуникаций, нефти и нефтепродуктов, транспортных услуг, в промышленности. В сферах дорожного строительства и жилищно-коммунального хозяйства можно говорить о частичном достижении установленных показателей.

По трем ожидаемым результатам: в сфере социальных услуг (подпункт 1 пункта 4 Плана мероприятий) и информационных технологий (подпункт 10 пункта 4 Плана мероприятий), агропромышленном комплексе (подпункт 2 пункта 4 Плана мероприятий) подводить итоги преждевременно в связи с отсутствием данных мониторинга и отчетности (будет представлена во II квартале 2021 года).

Достигнуты ожидаемые результаты развития конкуренции в следующих сферах (отраслях) экономики.

1) Ожидаемые результаты в сфере агропромышленного комплекса:

А) расширение географии поставок и номенклатуры сельскохозяйственных товаров, реализуемых на организованных торгах (подпункт 3 пункта 4 Плана мероприятий).

Номенклатура сельскохозяйственных товаров, допущенных к биржевым торгам, расширилась.

В рамках реализации «дорожной карты» на Национальной товарной бирже (НТБ), входящей в Группу «Московская Биржа», осуществляется торговля производными финансовыми инструментами (поставочный форвард и своп), базисными активами которых являются зерновые (пшеница, ячмень, кукуруза), масличные культуры (подсолнечник, соя) и сахар. На начальном этапе отгрузка товара производится с 3 элеваторов Воронежской области, однако в дальнейшем Биржа планирует расширить географию поставки товара путем увеличения количества элеваторов.

По итогам 2020 года совокупный объем торгов сельхозпродукцией составил 3,93 млрд рублей (в 2019 году – 38,04 млрд рублей). На рынке сахара объем торгов в 2020 году составил 3,93 млрд рублей (в 2019 году - 3,96 млрд рублей).

Биржа «Санкт-Петербург» в 2020 году осуществляла торги сахаром, объем торгов – 15,5 млн рублей, пшеницей – 14,0 млн рублей, кукурузой – 0,3 млн рублей.

Группой «Московская Биржа» 29.09.2020 запущены спот-торги сахаром, следует отметить увеличение аккредитованных базисов поставки в 4 квартале 2020 года c 2 до 17 (14 – ЦФО, 1 – ЮФО, 2 – ПФО), ожидается дальнейшее увеличение объемов продаж сахара.

Б) снижение зависимости внутреннего рынка от иностранного селекционного и генетического материалов и связанных с ними агротехнологических решений (подпункт 4 пункта 4 Плана мероприятий).

По информации Минсельхоза России, в 2020 году доля семян отечественной селекции по основным с/х культурам составила 65,2% (в 2018 году – 62,9%, в 2019 году – 62,7%).

Доля высеянных семян отечественной селекции по яровой пшенице в 2018 году составляла 70,7 %, к 2020 году она составила уже более 82,2 %. По итогам посевной компании 2020 года доля семян сахарной свеклы отечественной селекции достигла 3,05 % по сравнению с 1,1 % в 2018 году. Доля семян отечественного картофеля в 2018 году составила 11,9 %, к 2020 году доля увеличилась до 12, 6 %.

С 2017 года действует Федеральная научно-техническая программа (ФНТП) развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы, одной из задач которой является стабильный рост производства сельхозпродукции за счет использования новых отечественных сортов семян и племенного материала, технологий. В 2018 году приняты подпрограммы развития селекции и семеноводства картофеля, сахарной свеклы. В мае 2020 года была утверждена подпрограмма «Создание отечественного конкурентоспособного кросса мясных кур».

2) Ожидаемый результат в сфере дорожного строительства:

- препятствование возникновению картелей при осуществлении государственных закупок на содержание, ремонт и строительство объектов дорожного хозяйства (подпункт 6 пункта 4 Плана мероприятий).

Распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2019 года № 1314-р утверждена межведомственная программа мер по выявлению и пресечению картелей и иных ограничивающих конкуренцию соглашений на 2019-2020 годы. Принимая во внимание, что в 2020 году увеличился рост количества участников закупок по отношению к 2017-2019 годам, результат можно считать достигнутым.

3) Ожидаемые результаты в сфере телекоммуникаций:

А) обеспечение формирования инновационных инфраструктур на принципах установления недискриминационных требований для участников рынков вне зависимости от технологий, используемых при оказании услуг в сфере связи (подпункт 7 пункта 4 Плана мероприятий).

Минкомсвязью России в 2019 году проведены аукционы на предмет обеспечения доступа социально значимых объектов к информационно-коммуникационной сети Интернет. В техническую документацию включены принципиальные позиции о «технологической нейтральности» при реализации государственных контрактов.

Б) обеспечение не менее чем в 80 процентах городов с численностью более 20 тыс. человек наличия не менее 3 операторов, предоставляющих услуги связи для целей передачи сигнала (подпункт 8 пункта 4 Плана мероприятий).

Позиция о достижении показателя основывается на презумпции добросовестного исполнения операторами связи обязательных установленных требований, в том числе в рамках предоставления универсальных услуг связи (ПАО «Ростелеком» присутствует в населенных пунктах с численностью более 250 человек) и исполнением обязательств, наложенных решениями Государственной комиссии по радиочастотам (ПАО «МегаФон», ПАО «МТС», ПАО «Вымпелком» присутствуют в населенных пунктах с численностью более 20 тыс. человек).

Вместе с тем, Минцифры России продолжает реализацию мероприятий, направленных на исполнение данного пункта, в частности, отмену санитарно-эпидемиологических заключений Р1 и Р2 на основании доклада Минцифры России, представленного письмом от 26 декабря 2019 года № КН-П19-025-32603 в Правительство Российской Федерации, и поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.А. Акимова от 16.01.2020 № МА-П10-225. Работа над проектом постановления Правительства Российской Федерации, подготовленным в соответствии с указанными поручениями, приостановлена до 01.05.2021 по решению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 15.10.2020 № ТГ-П10-13085.

В) устранение необоснованной разницы в тарифах на услуги сотовой связи при поездках по Российской Федерации (роуминг) (подпункт 9 пункта 4 Плана мероприятий).

С 1 июня 2019 года вступил в силу Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 527-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 54 Федерального закона «О связи», который предусматривает отмену национального и внутрисетевого роуминга в России. Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2019 года № 665 внесены изменения в Правила оказания услуг телефонной связи.

4) Ожидаемые результаты в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

А) обеспечение на товарных рынках в сфере жилищно-коммунального хозяйства присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу (подпункт 12 пункта 4 Плана мероприятий).

По данным Росстата в целом по сфере ЖКХ в каждом из субъектов РФ присутствует не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу.

Б) увеличение доли малого и среднего предпринимательства на рынках жилищно-коммунального хозяйства (подпункт 13 пункта 4 Плана мероприятий).

По данным Минстроя России, в 2020 году увеличение доли малого и среднего предпринимательства произошло в организациях, осуществляющих деятельность в сферах теплоснабжения (45,3%) и управления многоквартирными домами (82,9%). Это связано с проводимой работой по уменьшению количества неэффективных предприятий в соответствии с действующим законодательством.

Уменьшение доли малого и среднего предпринимательства произошло в организациях, осуществляющих деятельность в сферах водоснабжения (40,0%) и водоотведения (41,4%). Это связано с изменением количества организаций по данным видам деятельности в субъектах Российской Федерации.

Кроме того, принято постановление Правительства РФ от 18.10.2018 № 1245 «О внесении изменений в Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора», которым предусмотрено, что в отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты, региональному оператору необходимо проводить аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

5) Ожидаемые результаты на рынке нефти и нефтепродуктов:

А) развитие рыночных механизмов ценообразования путем развития организованных торгов нефтью на экспорт и формирование эталона на российскую нефть, развитие срочного биржевого рынка на нефтепродукты, развитие организованных мелкооптовых торгов и формирование рыночных ценовых индикаторов мелкооптового рынка, дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам, предусматривающих поддержание объемов организованных торгов нефтепродуктов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок, увеличение объема совершаемых экспортных сделок на нефть (подпункт 17 пункта 4 Плана мероприятий).

Объем торговли нефтепродуктами показывает устойчивый рост за весь период действия Нацплана и обеспечивает поддержание объемов организованных торгов на уровне более 10 процентов поставок на внутренний рынок.

В 2020 году объем торгов поставочными фьючерсами на нефтепродукты на внутреннем рынке составил 15,87 млрд руб. и 475 тыс. тонн, что на 60% и 65% выше показателей 2019 года соответственно.

В рамках развития экспортного направления по итогам 2020 года суммарный оборот в секции срочного рынка (поставочными фьючерсными контрактами и расчетными контрактами на нефтепродукты, поставочными фьючерсными контрактами на дизельное топливо с поставкой на экспорт) составил 25,3 млрд руб. (44 074 контракта), что на 67% больше показателя 2019 года. В 2021 году планируется запуск поставочного фьючерса на дизельное топливо на базисе ПСП «ГПНХ-Салават ПП», а также предложены новые железнодорожные базисы Уфа и Омск.

Дерегулирование цен по транспортировке нефтепродуктов по магистральным нефтепродуктопроводам признано нецелесообразным ввиду необходимости комплексного решения вопроса о регулировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий (п. 2 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 03.10.2019 № ДК-П9-182пр).

Б) снижение количества нарушений в части соблюдения Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 623 «Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра», по информации, предоставляемой ФАС России (подпункт 18 пункта 4 Плана мероприятий).

Наблюдается снижение количества нарушений в части соблюдения Положения о предоставлении информации о заключенных сторонами не на организованных торгах договорах, обязательства по которым предусматривают переход права собственности на товар, допущенный к организованным торгам, а также о ведении реестра таких договоров и предоставлении информации из указанного реестра, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2013 года № 623.

В то же время ФАС России подготовлены изменения в указанное Постановление, часть из которых уже принята Правительством РФ.

В) снижение количества нарушений Федерального закона «О защите конкуренции», в том числе путем повышения эффективности применения торговых политик (подпункт 19 пункта 4 Плана мероприятий).

Минэнерго России в «Динамике ключевых показателей в нефтегазовой отрасли», опубликованной в начале IV квартала 2020 года констатирует снижение количества нарушений и дает высокую оценку достижения ожидаемого результата.

Результаты рассмотрения заявлений участников рынка и проводимых проверок свидетельствуют о снижении количества нарушений антимонопольного законодательства, что обусловлено, в том числе, совершенствованием торговых политик нефтяных компаний и повышением эффективности их применения.

6) Ожидаемые результаты на рынке транспортных услуг:

А) развитие добросовестной конкуренции на рынке грузовых перевозок (автомобильный, железнодорожный, воздушный и водный виды транспорта) и связанных с ними услуг (подпункт 26 пункта 4 Плана мероприятий).

Автомобильный транспорт. Сформировался конкурентный рынок транспортных услуг, обеспечено привлечение иностранных перевозчиков к административной ответственности за правонарушения, допущенные на территории Российской Федерации, на равных условиях с российскими перевозчиками, что будет способствовать повышению конкурентоспособности российских автотранспортных предприятий, внедрено использование при перевозках грузов автомобильным транспортом электронной транспортной накладной наравне с транспортной накладной на бумажном носителе.

Железнодорожный транспорт. В результате реформирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации в сфере грузовых перевозок сформирована структура рынка, в рамках которой существуют два сегмента: естественно-монопольный сегмент – перевозка грузов железнодорожным транспортом, представлен перевозчиками, действующими на принадлежащей им инфраструктуре (ОАО «РЖД», ОАО «АК «ЖДЯ»); конкурентный сегмент – услуги по предоставлению грузовых вагонов, контейнеров для перевозок, вагоноремонтная деятельность и деятельность по капитальному ремонту локомотивов и т. д.

Воздушный транспорт. В сфере грузовых перевозок воздушным транспортом сформировался конкурентный рынок транспортных услуг.

С целью совершенствования порядка обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах разработан и находится на согласовании проект изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2009 года № 599 «О порядке обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах».

Водный транспорт. Перевозки грузов на внутреннем водном транспорте в соответствии с законодательством Российской Федерации не относятся к услугам субъектов естественных монополий.

Рынок перевалки грузов в морских портах является рынком с развитой конкуренцией, из перечня естественно-монопольных видов деятельности исключен ряд услуг в речных портах.

Б) развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса (в том числе в рамках институционализации Совета потребителей по вопросам деятельности открытого акционерного общества «Российские железные дороги» и его дочерних зависимых обществ и формирование на его базе совета рынка железнодорожных перевозок) (подпункт 27 пункта 4 Плана мероприятий).

Функционирует совет рынка транспортных услуг, при Правительственной комиссии по транспорту создан и функционирует Совет потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его дочерних зависимых обществ. Члены Совета потребителей принимают участие в совместных совещаниях и мероприятиях, проводимых федеральными органами исполнительной власти, Экспертным советом при Правительстве Российской Федерации, РСПП, участвуют в работе Правления ФАС России. Проводятся очные, очно-заочные заседания Совета потребителей с приглашением представителей федеральных органов исполнительной власти, на которых обсуждаются проблемы транспортной отрасли и формируются рекомендации по их решению.

В) комплексное развитие межрегиональных и муниципальных перевозок различными видами транспорта (развитие межвидовой конкуренции пассажирских перевозок) (подпункт 28 пункта 4 Плана мероприятий).

ФАС России были предприняты меры для развития межвидовой конкуренции.

Приказом ФАС России от 11.12.2015 №1249/15 принято решение по отмене ценового регулирования услуг в аэропортах Московского авиаузла.

С развитием высокоскоростного железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом (Сапсан) не применяется ценовое регулирование на услуги, оказываемые ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы», в аэропорту Пулково по обеспечению взлета, посадки и стоянки воздушных судов, предоставлению аэровокзального комплекса, обеспечению авиационной безопасности, обслуживанию пассажиров на международных линиях, а также на внутренних линиях по направлению Санкт-Петербург – Москва и в обратном направлении.

Однако с учетом падения пассажиропотока в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции межвидовая конкуренция ограничена мерами, предпринимаемыми для противодействия распространению новой коронавирусной инфекции.

В целях определения единых подходов, основных направлений и конкретных мероприятий по развитию регулярных перевозок на среднесрочную перспективу

Минтрансом России утверждены Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

7) Ожидаемые результаты в сфере промышленности:

А) создание условий в области промышленности для производства российских товаров, способных эффективно конкурировать с зарубежными аналогами на внутреннем и внешнем рынках (подпункт 22 пункта 4 Плана мероприятий).

В целях исполнения показателя Правительством РФ принято постановление от 23 февраля 2019 года № 191 «О государственной поддержке организаций, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности, и внесении изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на возмещение части затрат, связанных с поддержкой производства высокотехнологичной продукции».

Кроме того, разработаны и функционируют отраслевые документы стратегического планирования в отраслях промышленности, которые содержат в том числе положения, направленные на развитие конкуренции.

С учетом положительной динамики следующего показателя рассматриваемый результат можно считать достигнутым.

Б) увеличение доли экспорта российских промышленных товаров в общем объеме промышленных товаров, произведенных на территории Российской Федерации (подпункт 23 пункта 4 Плана мероприятий).

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ в целом по обрабатывающим производствам (код ОКВЭД2 – С) наблюдается увеличение доли экспорта в 2020 году по сравнению с 2017 годом. С учетом положительной динамики по большинству сфер производств по видам продукции можно говорить о достижении целевого показателя.

8) Ожидаемый результат в сфере финансовых рынков:

- внесение изменений в порядок формирования комитета пользователей услуг центрального депозитария в целях создания условий для обеспечения необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику и для предупреждения установления им необоснованных цен на услуги центрального депозитария (подпункт 25 пункта 4 Плана мероприятий).

Принят Федеральный закон от 06.02.2020 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О центральном депозитарии».

Это позволило создать условия для обеспечения равных прав на представительство пользователей услуг центрального депозитария в комитете пользователей услуг центрального депозитария, а также для необходимого влияния пользователей услуг центрального депозитария на его тарифную политику.

Не достигнуты в полной мере 8 ожидаемых результатов развития конкуренции.

9) Ожидаемый результат в сфере дорожного строительства:

- сокращение доли несостоявшихся закупок в области дорожного хозяйства, а также исключение участия в торгах лиц, входящих в группу лиц, определяемую в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации (подпункт 5 пункта 4 Плана мероприятий).

По данным Аналитического центра при Правительстве РФ количество и относительные показатели доли несостоявшихся закупок имеют тенденцию снижения по отношению к 2017 году, вместе с тем не достигают планового показателя 5% в год. Можно отметить положительную динамику снижения доли несостоявшихся закупок в 2020 году, указанный показатель по отношению к 2019 году снижен на 10%.

В то же время Плановый показатель снижения доли несостоявшихся закупок за 4 года должен был составить 20% (4х5=20). Вместе с тем общее снижение составило всего 13%.

Таким образом, ожидаемый результат по снижению к 2020 году доли несостоявшихся закупок в сфере дорожного строительства не достигнут.

При этом наиболее распространенной причиной признания закупки несостоявшейся является подача только одной заявки.

10) Ожидаемый результат в сфере жилищно-коммунального хозяйства:

- сокращение во всех субъектах Российской Федерации долю полезного отпуска ресурсов, реализуемых государственными и муниципальными унитарными предприятиями, в общем объеме таких ресурсов, реализуемых в субъекте Российской Федерации (подпункт 11 пункта 4 Плана мероприятий).

На основании данных, представленных региональными органами тарифного регулирования, данный показатель не достигнут.

В сфере теплоснабжения показатель достигнут в 29 регионах; в сфере водоснабжения – в 12 регионах; в сфере водоотведения – в 8 регионах.

11) Ожидаемые результаты в сфере газоснабжения:

А) переход к рыночному ценообразованию путем формирования цен на природный газ, обеспеченных в том числе увеличением объема продаж природного газа на организованных торгах. Формирование биржевого и внебиржевого индексов (подпункт 14 пункта 4 Плана мероприятий).

После падения объемов биржевых торгов природным газом в 2018 и 2019 годах результат 2017 года так и не был улучшен, что не позволяет говорить о достижении цели по увеличению объема продаж природного газа на организованных торгах.

Вместе с тем, Правительством РФ проведена работа по увеличению ликвидности биржевых торгов на внутреннем рынке газа. В частности, принято постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2019 года № 1063, которым увеличены объемы природного газа, разрешенные для реализации на организованных торгах ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, до 25 млрд. куб метров в год.

Продолжается подготовка совместного приказа ФАС России и Минэнерго России об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже газа для занимающих доминирующее положение хозяйствующих субъектов и дальнейшему формированию биржевых индикаторов цен на природный газ. Принятие приказа позволит использовать биржевые котировки (по результатам текущих торгов) в качестве индикаторов рыночных цен на газ, а также будет способствовать недопущению случаев установления монопольно высокой цены товара.

Б) запланированное количество продавцов газа на бирже (вне зависимости от принадлежности к группе лиц): 2019 год - не менее 6; 2020 год - не менее 7 (подпункт 15 пункта 4 Плана мероприятий).

В 2020 году организованные торги природным газом осуществлялись только на площадке АО «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее – АО «СПбМТСБ»).

Расчетные данные свидетельствуют о шести продавцах газа на АО «Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже» в 2020 году: ООО «Газпром межрегионгаз», ПАО «Нефтяная компания «Роснефть», ПАО «НОВАТЭК», ОАО «Нефтяная компания «Янгпур», ООО «Газ-Ойл трейдинг», ООО «ТК Инжиниринг».

В) доля реализованного на биржевых торгах газа к общему объему реализованного газа на внутреннем рынке: 2019 год - не менее 10; 2020 год - не менее 10 (подпункт 16 пункта 4 Плана мероприятий).

По данным Минэнерго России, доля реализованного на биржевых торгах газа к общему объему реализованного газа на внутреннем рынке по итогам 2019 года – 2,7%, 2020 года – 3,3% (оценка).

Работа в данном направлении продолжается, в том числе, проводится согласование совместного приказа ФАС России и Минэнерго России «Об утверждении минимальной величины продаваемого на бирже газа и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки с природным газом хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке».

12) Ожидаемые результаты в сфере естественных монополий:

А) исключение тарифной дискриминации (подпункт 20 пункта 4 Плана мероприятий).

Исключение тарифной дискриминации увязывается, прежде всего, с решением системной проблемы перекрестного субсидирования.

В сфере электроэнергетики результат достигнут. В частности, постановлением Правительства РФ от 13.11.2019 № 1450 обеспечено практическое снижение максимального отклонения ставки перекрестного субсидирования от среднего значения. Кроме того, результатом работы ФАС России по решению проблемы перекрестного субсидирования является уменьшение разницы между максимальной и минимальной ставкой перекрестного субсидирования в 2019 году на 20,8 % и в 2020 году на 19,6 % от среднего значения.

Кроме того, ФАС России разработаны предложения в целях сокращения объема перекрестного субсидирования и дальнейшей ликвидации перекрестного субсидирования и доведения тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для отдельных категорий потребителей до экономически обоснованного уровня, в частности, в целях устранения субсидирования средних и мелких потребителей за счет крупных.

Однако, системному достижению задачи будет способствовать принятие федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Проект указанного закона разработан ФАС России и в 2018 году внесен в Правительство Российской Федерации. Работа над законопроектом продолжается.

Б) прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования (подпункт 21 пункта 4 Плана мероприятий).

В целях системного решения задачи обеспечения прозрачности и долгосрочности тарифного регулирования ФАС России разработан и в 2018 году внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)». Работа над законопроектом продолжается.

В то же время, в отдельных сферах естественных монополий удалось обеспечить прозрачность и долгосрочность тарифного регулирования.

Газ. В соответствии с Приказом ФАС России от 18.01.2019 № 38/19 газораспределительные организации раскрывают и публикуют информацию об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности в сфере оказания услуг по транспортировке газа по трубопроводам. Согласно пункту 15(5) постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет.

Нефть и нефтепродукты. 13.10.2020 Правительством Российской Федерации принято разработанное ФАС России, распоряжение № 2648-р, которым предусмотрено изменение тарифов в период с 2021 по 2030 годы на услуги по транспортировке нефти и нефтепродуктов (за исключением услуги по перекачке нефтепродуктов) по принципу «инфляция минус», а именно исходя из ежегодного прироста на 99,9 процента ожидаемого уровня индекса потребительских цен на очередной период регулирования. Принятие данного распоряжения позволило обеспечить сдерживание роста тарифов ПАО «Транснефть», а также их стабильность и дало возможность потребителям прогнозировать динамику их изменения на долгосрочную перспективу.

В сфере электроэнергетики результат достигнут. Принят Федеральный закон от 02.08.2019 № 300-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», предусматривающий с 01.01.2023 переход к установлению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии только в форме долгосрочных цен (тарифов) со сроком действия не менее 5 лет и возможности заключения сетевыми организациями и субъектами Российской Федерации регуляторных соглашений в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

В настоящее время при регулировании цен (тарифов) территориальных сетевых организаций уже применяется метод доходности инвестированного капитала, в том числе в течение долгосрочного периода регулирования, и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Также отмечаем принятие постановлений Правительства Российской Федерации от 29.06.2019 № 837 и от 30.01.2019 № 64, предусматривающих введение механизма долгосрочного тарифного регулирования в отношении поставщиков электрической энергии (мощности) в неценовых зонах оптового рынка электрической энергии и мощности и технологически изолированных энергосистемах, а также на территориях, не связанных с ЕЭС России, и технологически изолированными энергосистемами.

Указанный механизм позволяет создать понятные долгосрочные правила тарифного регулирования, стимулирующие рост экономической эффективности регулируемых компаний, прежде всего, функционирующих на территории Дальневосточного федерального округа и на иных удаленных и изолированных территориях страны.

13) Ожидаемый результат в сфере финансовых рынков:

- создание конкурентного механизма субсидирования возмещения потерь в доходах российских лизинговых организаций при предоставлении лизингополучателю скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга (подпункт 24 пункта 4 Плана мероприятий).

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1908, предусматривающего исключение «квалификационных» требований к российским лизинговым организациям для заключения соглашений о предоставлении субсидий.

Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2020 № 649 установлены новые неконкурентные требования к лизинговым организациям, а постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 № 2252 соответствующая программа субсидирования продлена до 2023 года. Кроме того, постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.08.2019 № 1135 и от 17.06.2020 № 867 предусмотрено адресное субсидирование конкретных лизинговых организаций.

Несмотря на то, что ФАС России письмами от 23.07.2020 № ИА/62811-ПР/20, от 01.10.2020 № ИА/85419-ПР/20 и от 03.11.2020 № ИА/95814-ПР/20 обращалась в Правительство Российской Федерации по вопросу необходимости внесения проконкурентных изменений в указанные акты до настоящего такие изменения не внесены.

Проведенный анализ выполнения мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», позволяет сделать вывод о высокой степени исполнения Плана мероприятий и достижения запланированных в нем целей и результатов, направленных на обеспечение основ государственной политики в сфере развития конкуренции, определенных в Указе № 618.

В период реализации «дорожной карты» был принят целый ряд важных нормативных правовых актов (федеральных законов, актов Правительства Российской Федерации, ведомственных приказов). Ряд актов в настоящее время разработан и находится на утверждении в Правительстве Российской Федерации либо на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

В Приложении к Докладу № 2 «Информация об исполнении мероприятий дорожной карты, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р» отражены сведения о наиболее значимых мероприятиях «дорожной карты», а также информация о неисполненных мероприятиях и причинах их неисполнения.

В настоящее время в сфере развития конкуренции стоят новые задачи, на решение которых будет направлена деятельность ФАС России до конца 2021 года, в частности такие как:

- повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен в результате эффективной реализации государственной политики по развитию конкуренции.

- повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, увеличение доли организаций частной формы собственности в ВВП.

- обеспечение принятия Национального плана развития конкуренции на 2021 – 2025 годы.

- обеспечение реализации мероприятий Единого плана по достижению национальных целей развития на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года и Общенационального плана действий, обеспечивающего восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, в рамках компетенции ФАС России.

Дальнейшее развитие конкуренции в рамках целей и задач, определенных Указом № 618, должно обеспечиваться конкретными мероприятиями, определенными в едином документе, принятом во исполнение Указа № 618 и рассчитанном на среднесрочный период, таком как Национальный план развития конкуренции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.1 с.)