Государственная политика по развитию конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственная политика по развитию конкуренции



1.3.1. Достижение ключевых показателей Национального плана развития конкуренции на 2018-2020

В 2017 – 2019 годах был принят ряд программных документов, определивших на среднесрочную перспективу предстоящие шаги в сфере развития конкуренции.

Во-первых, Президентом Российской Федерации был подписан Указ             № 618 от 21.12.2017 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618), который определил цели и основополагающие принципы политики по развитию конкуренции, а также признал активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Указом № 618 был утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план 2018-2020) – комплексный документ, объединивший поручения всем уровням власти по содействию развитию конкуренции.

Во-вторых, важные решения в части региональной политики были приняты на заседании Государственного совета Российской Федерации, состоявшемся 5 апреля 2018 года под председательством Президента Российской Федерации В.В. Путина с участием глав всех российских регионов. По итогам заседания Президентом Российской Федерации был утвержден перечень поручений Правительству Российской Федерации, федеральным и региональным органам власти, а также ряд рекомендаций органам местного самоуправления.

В 2018 году Правительством Российской Федерации были приняты планы развития конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.01.2018 № 9-р, распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.08.2018 № 1697-р-р, далее – федеральные дорожные карты). Данные планы включили в себя порядка 300 мероприятий в 20 отраслях экономики и сферах деятельности, включая социальную сферу и сферу здравоохранения.

В 2019 году была утверждена новая редакция Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 № 768-р, далее – распоряжение № 768-р, Стандарт).

На протяжении трех лет органами власти разных уровней в тесном взаимодействии проводилась работа по реализации перечисленных программных документов. 2020 год стал завершающим годом реализации Национального плана и федеральных дорожных карт развития конкуренции.

В настоящее время продолжается оценка результатов данной работы, а также продолжается реализация отдельных мероприятий, сбор статистической информации и результатов мониторингов.

По итогам 2020 года ФАС России, при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Центрального Банка Российской Федерации, Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, представителей бизнес-сообщества, экспертов и экспертных организаций, проведена оценка степени достижения показателей, предусмотренных планами мероприятий по развитию конкуренции на 2018 - 2020 годы в отраслях экономики Российской Федерации, в целях оценки состояния конкуренции и эффективности государственной политики по развитию конкуренции. По результатам проведенной оценки в Правительство Российской Федерации был направлен проект доклада Президенту Российской Федерации (письмо ФАС России от 04.03.2021 № МШ/15822-ПР/21).

На основании проведенной оценки можно говорить об успешном выполнении Национального плана.

В частности, за трехлетний период действия Национального плана обеспечено достижение двух ключевых показателей развития конкуренции:

– во всех отраслях экономики (за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса) присутствует не менее 3 субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

– количество нарушений антимонопольного законодательства органами власти всех уровней снизилось в два раза.

Третий установленный Национальным планом ключевой показатель – увеличение в два раза доли государственных и муниципальных закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году, по данным Минфина России и Казначейства России был также достигнут по итогам 2019 года. Сведения за 2020 год будут представлены в первом полугодии 2021 года после проведения Минфином России анализа результатов мониторинга закупочной деятельности.

Достижение первого из ключевых показателей (количество хозяйствующих субъектов) свидетельствует о наличии возможности для частных хозяйствующих субъектов выходить на товарные рынки, осуществлять на них деятельность. В то же время проведенный мониторинг количества организаций на товарных рынках выявил ряд рынков, на которых сохраняются преимущественно государственные компании (в частности, перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в междугороднем и пригородном сообщении, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам).

Это позволяет сконцентрировать внимание на разработке и реализации мероприятий по развитию конкуренции на таких рынках, дополнительно проанализировать имеющиеся барьеры для выхода на рынок, особенности функционирования и развития инфраструктуры в данных сферах.

Достижение второго ключевого показателя – двукратное снижение нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти – имеет особую значимость в деятельности антимонопольных органов, поскольку является результатом проводимой ФАС России и ее территориальными управлениями работы по предотвращению и профилактике нарушений антимонопольного законодательства органами власти. Внедрение антимонопольного комплаенса органами власти всех уровней и активная работа по его реализации на практике, как было указано ранее, стали одним из важнейших механизмов достижения этого ключевого показателя.

Базовое значение показателя в 2017 году составило 3725 нарушений. Плановое значение было установлено - не более 1862 нарушений в 2020 году[18].

В расчет установленного ключевого показателя включено количество принятых решений о наличии нарушения и количество выданных предупреждений.

На протяжении 2018-2020 годов количество нарушений со стороны органов власти всех уровней постепенно снижалось. В 2018 году количество нарушений со стороны органов власти снизилось в 1,1 раз, в 2019 году – в 1,3 раза, в 2020 году – в 2 раза (График 1).

График 1. Количество нарушений со стороны органов власти всех уровней

 

 

Таким образом, показатель «снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом» был достигнут по итогам трехлетнего периода реализации Национального плана.

При этом темпы снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти были в период действия Национального плана выше темпов снижения общего объема нарушений.

Так, в период с 2017 года по 2019 год количество нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти в общем объеме нарушений антимонопольного законодательства составляло больше половины (в среднем 52,4%).

В 2020 году количество нарушений со стороны органов власти в общем объеме нарушений пошло на спад и составило 43,02% (динамика представлена на диаграмме):

Помимо системных ключевых показателей развития конкуренции Национальным планом и федеральной дорожной картой были определены 38 ожидаемых результатов развития конкуренции в отраслях экономики (приложение к Национальному плану, пункт 4 раздела I «дорожной карты»             1697-р), 26 из которых достигнуты по итогам 2020 года.

В сфере здравоохранения

За счет совершенствования нормативной базы обеспечено функционирование рынков лекарственных препаратов для медицинского применения и рынков медицинских изделий на принципах взаимозаменяемости.

Создан механизм регулирования цен в отношении лекарственных препаратов и медицинских изделий, цены на которые не подлежат государственному регулированию, снижены цены на лекарственные препараты для медицинского применения и медицинские изделия, что обеспечивает улучшение их доступности для граждан.

Приняты приказы Минздрава России[19], определяющие критерии, учитываемые при распределении объемов средств ОМС, и единые механизмы распределения объемов оказания медицинского помощи и расчета их финансового обеспечения, что обеспечивает недискриминационное распределение финансовых средств системы обязательного медицинского страхования.

На рынках социальных услуг

Благодаря принятию ряда федеральных законов обеспечена возможность негосударственным организациям на недискриминационной основе участвовать в оказании социальных услуг. В частности, законодательно закреплено понятие «социальное предпринимательство», обеспечен доступ субъектам МСП – социальным предприятиям к мерам государственной поддержки МСП, а также увеличен охват населения, обслуживаемого частными организациями[20]. В 16 регионах запущен пилотный проект по внедрению механизма социального заказа, предполагающего использование конкурентных процедур отбора исполнителей услуг, в том числе конкурсов и аукционов, сертификатов, а также механизмов государственно-частного партнерства. При этом исполнителем услуг может стать как любое юридическое лицо вне зависимости от его организационно-правовой формы, так и индивидуальный предприниматель[21].

При этом, следует отметить, что по данным Минтруда России количество негосударственных (частных) организаций, включенных в реестры поставщиков социальных услуг субъектов Российской Федерации, с 2017 года ежегодно увеличивается.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.009 с.)