Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка влияния государственной политики по развитию конкуренции на достижение национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» Правительством Российской Федерации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации разработан Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года (далее - Единый план), который определяет стратегические приоритеты Правительства Российской Федерации на ближайшие 10 лет. ФАС России были направлены в Минэкономразвития России предложения о включении в Единый план мероприятий, предусмотренных проектом Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы (далее – проект Национального плана). В проекте Единого плана были учтены следующие предложенные ФАС России мероприятия: 1) мероприятия по реализации тарифной политики, включая совершенствование законодательства: - поэтапное сокращение перекрёстного субсидирования в тарифном регулировании, за исключением случаев обеспечения социально значимых интересов; - поэтапный переход на установление долгосрочных тарифов на услуги естественных монополий, в том числе развитие института «регуляторного контракта»; - совершенствование методов тарифного регулирования, в том числе применения метода «эталонов» в качестве основного в тарифном регулировании, с применением, репрезентативных индикаторов цен, в том числе формируемых биржей; - создание механизма стимулирования повышения эффективности и снижению издержек в целях снижения тарифной нагрузки на потребителей; поэтапное сокращение государственного регулирования цен (тарифов) в конкурентных сферах; - унификация процессов тарифного регулирования в регулируемых сферах деятельности, в том числе на основе цифровых технологий; - мероприятия по развитию конкуренции (принятие и имплементация «пятого антимонопольного пакета)»; - развитие механизма недискриминационного доступа ко всем услугам естественных монополий; - обеспечение недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов к приобретению государственного и муниципального имущества и природным ресурсам путем унификации нормативных процедур и внедрения электронных технологий;
- обеспечение эффективного выявления и пресечения картелей путем внесения изменений в законодательство. По предложению ФАС России в Общенациональный план было включено мероприятие: «Определение антимонопольных требований к деятельности цифровых платформ, правил контроля сделок экономической концентрации в условиях цифровизации рынков, особенностей пресечения антиконкурентных соглашений, заключаемых и реализуемых с использованием цифровых технологий» (раздел 6.4. Регуляторное обеспечение внедрения цифровых технологий, подраздел Создание цифровой «среды доверия», организация удаленного взаимодействия). В целях реализации указанного мероприятия письмом ФАС России от 17.02.2021 законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» доработан и внесен в Правительство Российской Федерации. Указанный законопроект разработан в целях совершенствования антимонопольного регулирования в условиях развития цифровой экономики. По мнению ФАС России, принятие законопроекта позволит обеспечить эффективность мер антимонопольного контроля в условиях современных «цифровых» рынков, повысить защищенность прав и интересов добросовестных участников таких рынков от возможных проявлений монополистической деятельности, создать правовые механизмы противодействия злоупотреблением рыночной властью «цифровыми монополиями». В Общенациональном плане ФАС России также определена соисполнителем совместно с Росреестром по реализации мероприятия: «Проведение электронных торгов в сфере градостроительной деятельности и земельных отношений, в том числе на предоставление участков из государственной или муниципальной собственности» (раздел 5.6. Совершенствование нормативной правовой базы для ускорения процедур строительства, подраздел Государственная регистрация прав, государственные услуги, в том числе в электронной форме). В соответствии с пунктом 4 протокола совещания Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 19.11.2020
Основным инструментом достижения обозначенных Президентом Российской Федерации национальных целей развития Российской Федерации является реализация мероприятий, предусмотренных национальными проектами и государственными программами Российской Федерации. Национальные проекты и государственные программы, как предусматривающие внушительное финансирование государственные инициативы, должны реализовываться на принципах добросовестной конкуренции, в противном случае они не оказывают положительного влияния на экономику страны. В целях обеспечения соответствия мероприятий, направленных на достижение национальных целей развития Российской Федерации, государственной политике по развитию конкуренции и антимонопольному законодательству, антимонопольным органом совместно с органами власти проводится работа в части корректировки национальных проектов и государственных программ, а также предупреждения и выявления нарушений антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе при реализации национальных проектов. Так, например, в рамках реализации национального проекта «Образование» приняты меры антимонопольного реагирования по выявленной ФАС России проблеме, связанной с ограничением в ряде субъектов Российской Федерации возможности использования сертификата на обучение детей по дополнительным общеобразовательным программам в негосударственных образовательных организациях в рамках системы «Персонифицированное финансирование» Национального проекта «Образование» (далее — Система). Внедрение Системы направлено, в том числе, на равный доступ исполнителей образовательных услуг, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, к системе персонифицированного финансирования, а также равный и свободный доступ детей к получению сертификата на обучение по дополнительным общеобразовательным программам. ФАС России, в том числе во исполнение пункта 5 раздела II Протокола заседания проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 22.10.2019 № 5, были достигнуты договоренности с Минпросвещения России о плане совместных действий по дальнейшему внедрению Системы. Минпросвещения России был издан приказ от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей», закрепляющий основные принципы внедрения системы персонифицированного дополнительного образования в регионах (далее — Целевая модель ПФДО). ФАС России совместно с Минпросвещения России было подготовлено и направлено в адрес высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, территориальных органов антимонопольной службы письмо с разъяснениями о недопущении возможных рисков ограничения конкуренции при внедрении на территории субъектов Российской Федерации «О недопущении ограничения конкуренции в сфере дополнительного образования детей»). Результатом издания совместного письма стало появление у детей (их законных представителей) возможности выбора любой организации дополнительного образования, а не только кружков (секций), работающих при муниципальных школах.
Проведённая ФАС России работа позволила своевременно выявить и в дальнейшем минимизировать потенциально возможные риски недопущения ограничения, устранения конкуренции в сфере дополнительного образования детей, в том числе послужила созданию в субъектах Российской Федерации прозрачных механизмов обеспечения равного доступа организаций всех форм собственности к участию в реализации Системы, обеспечению информационной открытости и общедоступности информации о порядке формирования перечней исполнителей образовательных услуг, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, порядке реализации сертификата и иных параметрах функционирования Системы, и как результат, предоставила детям (законным представителям) право получать интересующее их (востребованное, качественное и соответствующее ожиданиям детей и их семей) дополнительное образование без ограничения возможности выбора организации (индивидуального предпринимателя), реализующей соответствующую дополнительную общеразвивающую программу. Помимо этого, по результатам проведения в 2020 году совещаний Совета Безопасности Российской Федерации совместно с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, по вопросам о мерах по противодействию правонарушениям в ходе реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации, установлено, что большинство нарушений касается реализации национальных проектов «Жилье и городская среда», «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Демография», «Образование», «Культура», а также «Здравоохранение». К основным проблемам при реализации национальных проектов относятся такие факторы как хищение, нецелевое и неэффективное освоение выделяемых бюджетных средств, а также коррупционные проявления в ходе проводимых торгов и закупок, наличие аффилированных с заказчиками юридических и физических лиц и т.д. В частности, в ходе контроля за реализацией национальных проектов ФАС России и ее территориальными органами в 2020 году возбуждено 75 дел по признакам нарушения антимонопольного законодательства при проведении 79 торговых процедур в рамках национальных проектов, в том числе 6 дел возбуждено по нарушениям при реализации национального проекта «Здравоохранение», 4 - при реализации национального проекта «Культура», 12 - при реализации национального проекта «Образование», 16 - при реализации национального проекта «Жилье и городская среда», 22 - при реализации национального проекта «Демография», 11 - при реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», 4 - при реализации национального проекта «Экология», 4 - при реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
За период с декабря 2019 года по май 2020 года в ФАС России поступило 3 437 жалоб на действия (бездействия) субъектов контроля при осуществлении закупок в рамках национальных проектов, в том числе по национальному проекту «Демография» - 543 (15,8%), «Здравоохранение» - 313 (9,11 %), «Образование» - 414 (12,05 %), «Жилье и городская среда» - 826 (24,03%), «Экология» - 134 (3,9%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 685 (19,93%), «Производительность труда и поддержка занятости» - 55 (1,6%), «Наука» - 118 (3,43%), «Цифровая экономика» - 34 (0,99%), «Культура» - 298 (8,67%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - 3 (0,09%), «Международная кооперация и экспорт» - 2 (0,06%), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» - 12 (0,35%). Из поступивших жалоб рассмотрено по существу 3 055 жалоб (88,89% от поступивших жалоб), из которых обоснованными, в том числе частично, признано 954 (31,23% от рассмотренных жалоб), при этом 216 (6,28% от поступивших жалоб) жалоб возвращено заявителям и 166 (4,83%) жалоб отозвано заявителями. Из рассмотренных жалоб, 71 (2,32%) подана в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд, 1 042 (34,11%) – для нужд субъектов Российской Федерации, 1 942 (63,57%) – для муниципальных нужд. В результате рассмотрения жалоб в 988 процедурах выявлено 1 461 нарушение, в частности по закупкам в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» - 403 (27,58% от выявленных нарушений), «Демография» - 247 (16,91%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 215 (14,72%), «Образование» - 208 (14,24%). При этом из общего числа выявленных нарушений — 254 нарушения (17,39%) выявлены в части установления требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок. По результатам рассмотрения жалоб выдано 781 (25,56% от рассмотренных жалоб) предписание об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Также ФАС России за отчетный период проведено 1 533 плановые и внеплановые проверки действий субъектов контроля при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, проверено 1 636 процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которых в 745 процедурах (45,54% от проверенных процедур) выявлено 1 170 нарушений, в том числе 133 (11,37% от выявленных нарушений) в части установления требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок. При этом большая часть нарушений выявлена по закупкам в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» - 394 (33,68%). По результатам осуществления проверок выдано 96 (6,26% от количества проверок) предписания об устранении выявленных нарушений.
Кроме того, за рассматриваемый период к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок привлечено 609 должностных лиц и 5 операторов электронных площадок, при этом общая сумма штрафов составила — 6 790 922 рубля. За период с июня 2020 года по ноябрь 2020 года в ФАС России поступило 3 135 жалоб на действия (бездействия) субъектов контроля при осуществлении закупок в рамках национальных проектов, в том числе по национальному проекту «Жилье и городская среда» - 950 (30,3%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 486 (15,5%), «Здравоохранение» - 486 (15,5%), «Демография» - 414 (13,21%), «Образование» - 397 (12,66%), «Экология» - 153 (4,88%), «Наука» - 89 (2,84%), «Культура» - 63 (2,01%), «Производительность труда и поддержка занятости» - 34 (1,08%), «Цифровая экономика» - 23 (0,73%), «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» - 22 (0,7%), «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» - 17 (0,54%), «Международная кооперация и экспорт» - 1 (0,03%). Из поступивших жалоб рассмотрено по существу 2 775 жалоб (88,52% от поступивших жалоб), из которых обоснованными, в том числе частично, признано 919 (33,12% от рассмотренных жалоб), при этом 243 (7,75% от поступивших жалоб) жалобы возвращено заявителям и 117 (3,73%) жалоб отозвано заявителями. Из рассмотренных жалоб, 97 (3,5%) поданы в отношении закупок, осуществляемых для обеспечения федеральных нужд, 1 172 (42,23%) – для нужд субъектов Российской Федерации, 1 506 (54,27%) – для муниципальных нужд. В результате рассмотрения жалоб в 900 процедурах выявлено 1 173 нарушения, в частности по закупкам в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» - 363 (40,33% от выявленных нарушений), «Здравоохранение» - 174 (19,33%), «Образование» - 170 (18,89%), «Безопасные и качественные автомобильные дороги» - 164 (13,98%). При этом из общего числа выявленных нарушений — 176 нарушений (15%) выявлено в части установления требований в документации о закупках, влекущих ограничение количества участников закупок, 139 нарушений - порядка отбора участников закупок. По результатам рассмотрения жалоб выдано 70 (25,23% от рассмотренных жалоб) предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Также ФАС России за отчетный период проведено 1 649 плановых и внеплановых проверок действий субъектов контроля при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, проверено 1 786 процедур определения поставщика (подрядчика, исполнителя), из которых в 731 процедуре (40,93% от проверенных процедур) выявлено 994 нарушения, в том числе 119 (11,97% от выявленных нарушений) в части размещения информации в единой информационной системе. При этом большая часть нарушений выявлена по закупкам в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» - 365 (36,72%). По результатам осуществления проверок выдано 92 (5,58% от количества проверок) предписания об устранении выявленных нарушений. Кроме того, за рассматриваемый период к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок привлечено 951 должностное лицо, 3 юридических лица и 3 оператора электронных площадок, при этом общая сумма штрафов составила — 10 823 824 рубля. В целях минимизации рисков нарушения антимонопольного законодательства и законодательства о контрактной системе, а также в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации от 24.10.2020 № ПРр-1726ГС и поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по развитию местного самоуправления от 01.03.2020 № Пр-354 Департаментом организации проектной деятельности совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, в частности при участии ФАС России, организована деятельность по выработке подходов работы с рисками при достижении национальных целей развития Российской Федерации, в том числе в субъектах Российской Федерации. Также создана межведомственная рабочая группа по формированию системы выявления, оценки и управлению рисками при реализации национальных проектов, участниками которой осуществляется формирование и представление в единую информационную аналитическую систему мониторинга реализации национальных проектов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях информации о рисках при реализации национальных проектов, а также мерах, принимаемых контрольно-надзорными органами по их устранению (минимизации).Достижение национальных целей является многоаспектной задачей, решение которой в значительной степени зависит от эффективности проведения государственной политики по широкому спектру направлений: от макроэкономической политики, создания благоприятного инвестиционного климата, включая развитие финансовой и налоговой системы, снижения административных и инфраструктурных барьеров, до защиты прав граждан и региональной политики. Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах. Основной целью Указа № 618 является укрепление национальной экономики, повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен. Таким образом, решение задач по развитию конкуренции является одним из элементов обеспечения достижения национальных целей. И для реализации данных задач необходимо принять Национальный план развития конкуренции на следующий временной период 2021-2025 годы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-19; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.29.48 (0.028 с.) |