Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контрреформы 80-90-х гг. XIX в. в России.



(P.S. думаю можно сказать Сергееву, что существует мнение, согласно которому получается, что контрреформы были начаты еще самим Александром II, а не его сыном, Когда политические дела стали передавать военным судам и Особому присутствию Сената. Одновременно были разрешены арест и ссылка любого лица, подозреваемого в политических преступлениях (в административном порядке, без суда и санкции прокурора). В 1878-1880 гᴦ. были казнены 22 террориста ͵ а в 1880 ᴦ. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с генералом М.Т. Лорис-Меликовым, который фактически стал российским диктатором.

!НО МОЖНО И НЕ ГОВОРИТЬ,АХХА)

С середины 70-х гг. XIX в. вновь возрастает крестьянское движение, 1 марта 1881 г. народовольцами был убит император Александр II. Царское правительство перешло к реакционной политике.

Контрреформы 1880— 1890гг. в России — это изменение внутренней политики, пересмотр ряда существенных положений, установленных в ходе буржуазных реформ 60—70-х гг. XIX в.

Александр III вошел в историю как царь-миротворец, так как при нем Россия не принимала участие в военных конфликтах. Во внутренней политике он был привержен принципам неограниченного монархизма, религиозности и русофильства. Потрясенный убийством отца и испытывая давление со стороны реакционной части своего окружения, прежде всего обер-прокурора Синода К. П.Победоносцева, он отверг проект М.Т.Лорис-Меликова о создании высшего представительного учреждения и отправил либеральных министров, задававших тон в предыдущее царствование, в отставку.

· 29 апреля 1881 г. был обнародован манифест «О незыблемости самодержавия», положивший начало политике контрреформ.

· Контрреформы начинаются с принятия в 1881 г. Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Данный документ предусматривал введение в отдельной местности или во всей стране при посягательствах против государственного строя или безопасности отдельных лиц состояния усиленной или чрезвычайной охраны. При этом вся полнота власти передавалась генерал-губернатору, расширялись права полиции и жандармерии, ограничивались права граждан, применялись карательно-репрессивные меры против правонарушителей и т. д.

· В 1889 г. было принято Положение о земских участковых начальниках, которое отменяло принцип отделения суда от администрации.

Согласно Положению в уездах вместо мировых судей вводился институт земских участковых начальников. На них возлагались полицейско-судебные и административные функции:

o осуществление контроля над сельскими и волостными органами самоуправления

o руководство полицией

o надзор за деятельностью волостных судов и др.

Кандидаты на должность земского начальника должны были соответствовать ряду требований:

o иметь высшее образование

o стаж работы

o высокий имущественный ценз

o звание потомственного дворянина

Назначение осуществлялось губернатором и подлежало утверждению министром внутренних дел.

Положение нанесло серьезный удар по системе мировых судов, их численность стала сокращаться, и к 1913 г. они исчезли совсем.

· В 1890 г. было пересмотрено Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Согласно новому Положению сохранялась куриальная система выборов. Однако в первой курии вместо цензового принципа формирования был установлен сословный принцип: в нее входили только потомственные и личные дворяне.

· Одновременно с этим во второй, городской, курии имущественный ценз был значительно повышен. По отношению к крестьянской курии усиливался контроль администрации — губернатор сам назначал гласных из числа крестьян-выборщиков. Таким образом, влияние дворянства в земских органах значительно усилилось.

Был усилен контроль за земствами, осуществлявшийся губернатором и губернскими присутствиями по земским делам. Губернатор и министр внутренних дел имели право приостановить или отменить любое решение органов земского самоуправления.

· В 1892г. было принято новое Городовое положение. В соответствии с данным документом увеличивался имущественный ценз, что привело к отстранению от выборов в городские думы мелкой и части средней буржуазии.

Избирательные права имели только те горожане, которые владели недвижимостью, а также владельцы торгово-промышленных предприятий, имевшие гильдейские свидетельства. Таким образом, в городских думах увеличивалось представительство дворянства и крупной буржуазии.

Усиливался контроль за деятельностью органов городского самоуправления: решения городских дум подлежали утверждению губернскими правлениями.

Для малых городов Положением устанавливалось «упрощенное управление»: сход домохозяев города избирал собрание уполномоченных, а оно выбирало городского старосту.

· Наступление на судебную систему. С нарастанием реакции в стране стала развиваться система административной репрессии. Определенную роль сыграло примечание к ст. 1 Устава уголовного судопроизводства, допускавшее случаи, при которых административная власть принимает в установленном законом порядке меры для предупреждения и пресечения преступлений и проступков.

Телесные наказания, хотя и были отменены Указом 1863 г., на практике продолжали применяться по решению Комитета министров.

В 1871 г. были расширены права жандармерии в области дознания и следствия по государственным преступлениям. Дознание по таким делам осуществлялось корпусом жандарма. Собранные материалы передавались министру юстиции, который направлял их в судебные инстанции или принимал мер к решению дела в административном порядке.

С 1872 г. все наиболее важные дела по политическим преступлениям стали рассматриваться Особым присутствием Правительствующего сената с участием сословных представителей (было учреждено 7 июня 1872 года в связи с недовольством императора уголовными судами, проводившими политические процессы недостаточно жёстко, в соответствие с новыми уставами, предусмотренными судебной реформой 1864 года, в частности, приговором Петербургской судебной палаты по процессу нечаевцев. Состояло из шестерых сенаторов (председателя — первоприсутствующего и пятерых членов), а также троих сословных представителей (предводителя дворянства, городского головы и волостного старшины).

· В 1866 г. из компетенции суда присяжных были выведен дела о печати

· в 1874 г. из ведения общих судов — дела о противозаконных сообществах и участии в них

· в 1878 г. — дела противодействии или сопротивлении властям.

  Все эти и многие другие дела были переданы в военно-окружные суды

· В 1887 г. суду было предоставлено право рассматривать «деликатные» и «секретные» дела при закрытых дверях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.007 с.)