Формирование новой государственности и права Российской Федерации в 1990е - начало 2000-х годов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование новой государственности и права Российской Федерации в 1990е - начало 2000-х годов.



Новая российская государственность в 1991–1993 гг. находилась в процессе становления.

Положенный в основу государственности принцип разделения властей не имел твердой законодательной основы, не было баланса между законодательной и исполнительной властями.

Исполнительная власть, сосредоточенная в руках президента и правительства, постоянно встречала противодействие со стороны власти законодательной, представленной Съездом народных депутатов РСФСР и Верховным Советом РСФСР. Трения особенно обострились в вопросах проведения экономической политики. Правительство выступало за более радикальные методы реформирования экономики, законодатели, обеспокоенные падением жизненного уровня населения, – за более осторожные реформы с упором на социальную защищенность.

В декабре 1993 г. прошли выборы в Федеральное Собрание – новый орган представительной власти, заменивший Верховный Совет.

Одновременно 12 декабря 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России, определившая систему государственного устройства в постсоциалистической России.

Новая Конституция закрепила политические изменения, произошедшие в стране, утвердила новые основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.

В соответствии со ст. 1 Основного закона Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

Носителем суверенитета и единственным источником власти в стране является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Статья 10 Конституции закрепляет демократический республиканский правовой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти, по конституции, самостоятельны.

Таким образом, государственную власть в Российской Федерации осуществляют:

– Президент Российской Федерации;

– Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

– Правительство Российской Федерации;

– суды Российской Федерации.

Характер государственной власти, основанный на положениях Конституции, отражает в целом переходный характер государственной власти от авторитарной – к подлинно демократической, переход от тоталитарного общества – к гражданскому.

Несмотря на новые демократические формы и принципы созданной системы институтов государственного управления, было очевидно усиление в распределении власти от представительных органов к президенту. Эта проблема остается в центре внимания общественности, политических партий, а дискуссии по вопросу необходимости перераспределения властных функций в пользу главным образом представительной власти обостряются вместе с нарастающими трудностями реформ. Видимо, сложившийся баланс полномочий в настоящий момент в целом отвечает условиям переходного периода, который не может быть преодолен без сильного авторитарного элемента в управлении. Кроме того, "президентская" структура государственной власти в России не только обоснована условиями переходного периода, но имеет и глубокие исторические корни и традиции.

Деятельность Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы, избранной на основе Конституции России 1993 г., позволила в определенной мере стабилизировать политическую обстановку в стране, свести политическую борьбу в значительной степени к парламентским формам.

 


(ПОДРОБНЕЕ ПО ОТРАСЛЯМ )

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ

В октябре 1991 г. была одобрена предложенная Б.Н. Ельциным программа «крупного реформистского прорыва». Она включала:

Ø либерализацию цен, т.е. освобождение их из-под контроля государства;

Øотказ от монополии государства на внутреннюю и внешнюю торговлю;

Øприватизацию и акционирование предприятий с целью создания класса собственников;

Øреформирование банковской системы и т.д.

Ø Методом реализации стала «шоковая терапия», предполагавшая разовый отпуск цен (либерализация цен) и ликвидацию государственного регулирования экономики. В ноябре 1991 г. сторонники радикальных экономических реформ (Е.Гайдар,А.Шохин, А.Чубайс и др.) вошли в новое правительство, названное «правительством Гайдара». Реформа началась 2 января 1992 г. Летом 1992 г. утверждена программа приватизации государственной собственности. Первый ее этап проводился на основе приватизационных чеков, бесплатно выданных всем россиянам. Надежды на экономический рост не оправдались и в декабре 1992 г. Е.Т. Гайдар был отправлен в отставку. С конца 1992 по май 2000 сменилось 5 председателей правительства:

Ø декабрь 1992 - март 1998 гг. - правительство, возглавляемое В.С. Черномырдиным, оказало поддержку топливно-энергетическому комплексу, создало систему Государственных краткосрочных обязательств - ГКО, продолжило приватизацию (второй - денежный - этап), осуществило деноминацию рубля (1998). В этот период в России действовал целый ряд компаний, в спекулятивных целях привлекавших денежные средства граждан под высокие проценты («МММ», «Властилина» и др.). К 1997 г. удалось добиться относительной стабилизации экономики;

Ø апрель - август 1998 г. – правительство возглавил С.В. Кириенко. Резкое падение мировых цен на нефть поставило под угрозу финансовую пирамиду ГКО. 17 августа 1998 г. правительство объявило дефолт (временный отказ от выплаты внешних долгов и выполнения финансовых обязательств внутри страны). В результате рухнула финансовая пирамида ГКО, произошел скачок инфляции и резкое падение обменного курса рубля;

Ø сентябрь 1998 – май 1999 гг. – правительство во главе с Е.М. Примаковым приняло меры по административному регулированию валютного рынка, ограничению денежной эмиссии, попыталось добиться реструктуризации долгов по ГКО;

Ø май – август 1999 г. – председателем правительства стал С.В. Степашин, а 16 августа 1999 г. его сменил на этом посту В.В. Путин.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ

Декларация о государственном суверенитете, принятая 12 июня 1990 г., стала началом формирования российской государственности. 12 июня 1991 г. президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин.

После распада СССР Верховный совет РСФСР изменил наименование государства на новое – Российская Федерация (Россия). 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, разграничивший полномочия центра и регионов. Конфронтация между президентом и парламентом подтолкнула Б. Ельцина к форсированной подготовке новой Конституции, которая должна была превратить Россию в президентскую республику.

21 сентября 1993 г. президентом был издан указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Попытка отстранить Б. Ельцина от власти усилила противостояние.

3-4 октября 1993 г. конфликт между Президентом и Верховным Советом перешел в вооруженное противостояние. 4 октября здание Верховного Совета было обстреляно танками и вертолетами, а к вечеру взято под контроль президентских сил, руководители сопротивления (Р. Хасбулатов, А. Руцкой и др.) были арестованы.

После разгона парламента был подготовлен проект новой Конституции, одобренный на референдуме 12 декабря 1993 г. Согласно Конституции президенту России предоставлялись широкие полномочия, а высшей законодательной властью Российской Федерации стало Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации.

Принятая в 1993 г. Конституция РФ действует по настоящее время.

Одновременно 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу (1994-1995). 17 декабря 1995 г. состоялись выборы в Государственную Думу 2 созыва.

Этот период сопровождался осложнением обстановки на Северном Кавказе. Президент Чечни Д. Дудаев 1 ноября 1991 г. объявил о независимости Чеченской республики. Переговоры Москвы с чеченским руководством о сохранении Чечни в составе в РФ не принесли результата. В декабре 1994 г. Ельцин отдал приказ о начале военных действий. Война в Чечне (1994-1996) принесла многочисленные жертвы, углубила экономический и политический кризис в самой России.

16 июня 1996 г. состоялись новые президентские выборы. Во втором туре (3 июля 1996) участвовали два кандидата – Б. Ельцин и Г. Зюганов. Победу одержал Б.Ельцин (50,8% голосов).

31 декабря 1999 г. Б. Ельцин объявил о добровольной отставке с поста Президента РФ. Исполняющим обязанности президента стал В.В. Путин (с 7 мая 2000 г. – президент РФ).

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

Ø 1992 г. – президенты США и России подписали декларацию «О прекращении холодной войны»;

Ø 24 июня 1994 г. – двустороннее соглашение о партнёрстве и сотрудничестве между ЕС и РФ;

Ø 28 февраля 1996 г. – вступление Российской Федерации в Совет Европы;

Ø 1999 г. – подписание Белоруссией и Россией Договора о создании Союзного государства

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 787; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.01 с.)