В мае 1922 Г. Вцик утвердил положение о прокурорском надзоре. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В мае 1922 Г. Вцик утвердил положение о прокурорском надзоре.



ВЦИК учреждал государственную прокуратуру в составе Наркомюста, но не как автономную систему. Нарком юстиции возглавлял прокуратуру, являясь Прокурором Республики. Прокурор Республики в своей деятельности опирался на помощников. Губернские прокуроры и их помощники назначались Прокурором Республики. При трибуналах состояли особые прокуроры, подчиненные помощнику Прокурора Республики.

На прокуратуру возлагалось:

· осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных, общественных и частных организаций и частных лиц (общий надзор);

· наблюдение за деятельностью следственных органов и дознанием, за деятельностью органов ОГПУ;

· поддержание обвинения в суде;

· наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

Эти четыре основные функции прокуратуры сохранятся затем во всех последующих положениях о прокурорском надзоре.

Прокурор Республики наделялся правом входить с предложениями об отмене незаконных постанвлений наркоматов и иных центральных ведомств, опротестовывать их решения в СНК и Президиуме ВЦИК, руководить деятельностью прокуроров на местах.

Одновременно с Положением о прокурорском надзоре ВЦИК принял Положение об адвокатуре.

При губернских отделах юстиции создавались коллегии защитников, состав которых утверждался губернским исполкомом. Члены коллегии не могли одновременно работать в государственных организациях. В задачи адвокатуры входили оказание юридической помощи гражданам и защита их интересов в суде.

В 1922 г. были изданы Положения о нотариате и об арбитражных комиссиях. На нотариат возлагалась работа по регистрации сделок с недвижимостью и другим имуществом, различных юридических актов. Арбитражные комиссии принимали на себя рассмотрение имущественных споров, касающихся государственных органов и хозяйственных организаций.

Создание нового социалистического федеративного государства. Конституция СССР 1924 года.

В декабре 1922г. съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками:

· РСФСР,

· Украиной,

· Белоруссией

· ЗСФСР.

Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной Конституции (проект был разработан в течение 1922г.), которая и была утверждена II съездом Советов СССР в январе 1924г.

Возникшие в ходе ее разработки разногласия по вопросам национально-государственного строительства регулировались решением XII съезда РКП (б).

Конституция СССР состояла из двух разделов:

· Декларации об образовании СССР

· Договора об образовании СССР.

В Декларации указывалось на

· особый характер национальной политики советского государства,

· причины объединения советских республик,

· принципы их объединения (добровольность и равноправие).

Договор состоял из одиннадцати глав.

По Конституции в исключительное ведение Союза входили

· внешние отношения и торговля,

· решение вопросов о войне и мире,

· организация и руководство вооруженными силами,

· общее руководство и планирование экономики и бюджета,

· разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция).

Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство.

Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов (один депутат от 25 тыс. избирателей) и от губернских съездов Советов (один депутат от 125 тыс. избирателей).

В период между съездами высшим органом власти был Центральный исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).

ЦИК состоял из

· Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению,

· Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой).

ЦИК работал в сессионном порядке, число председателей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик.

В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат.

Каждая республика, входящая в СССР, имела свой Совет народных комиссаров (из несоюзных и объединенных комиссариатов), союзные комиссариаты посылали туда своих уполномоченных. ЦИК союзной республики не мог приостанавливать решения СНК СССР, но мог обжаловать их в ЦИК.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конституционного суда.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительной компетенции Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали Центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, «пролетарской по содержанию и национальной по форме» (Сталин), на компромисс между коммунистическими планами всеобщего объединения и национальными традициями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.007 с.)