Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы организационной культурыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Профессором Ч. Хэнди была разработана модель, различающая четыре типа организационной культуры[8]. В основу этой модели было положено определение основных составных частей организационной культуры, а именно сложившиеся убеждения относительно того, как должна быть организована работа, как должно осуществляться руководство, как нужно премировать и контролировать работников, какова степень требуемой формализации, какое сочетание послушания и инициативы требуется от подчиненных, какое значение придается соблюдению времени работы, одежде или личным странностям, существуют ли правила и принципы поведения или важны только результаты. Рассмотрим более подробно основные типы организационной культуры. Культура власти. Она зависит от центрального источника власти, власть исходит из центра, а распространяется в виде концентрических волн. Основными чертами культуры власти в организации являются: · централизованный контроль через отобранных для этой цели лиц, с учетом некоторых правил и приемов и небольшой доли бюрократизма; · решение проблем осуществляется по большей части на и^пиве баланса влияний, а не на процедурной или частично логической основе; · быстрое реагирование на события; · сильная зависимость от принятия решений людьми из центра; · власть на основе силы ресурсов с некоторыми элементами ее персонализации; · оценка выполнения заданий на основе результатов. Таким образом, культура власти опирается на отдельные личности, а не на советы. Чтобы хорошо уживаться с культурой власти, служащий должен быть ориентирован на силу, не бояться рисковать в небезопасных ситуациях. Он должен быть уверен в себе, а не в других членах команды, ориентироваться на результат, быть достаточно «толстокожим», чтобы выдержать жесткую конкуренцию. Пример культур власти можно обнаружить в небольших предпринимательских организациях, в компаниях, занимающихся собственностью, торговлей, финансами. Культура роли. Этот тип организационной культуры характеризуется: · наличием строгих функциональных и специализированных участков, которые координируются узким связывающим звеном управления сверху; · высокой степенью формализации и стандартизации; · регулированием деятельности и функциональных областей и их взаимодействия на основе определенных правил и процедур, определяющих разделение работы и власти, способы связи и разрешения конфликтов между функциональными участками; · зависимостью эффективности этой культуры от рационального распределения работы и ответственности, а не от отдельных личностей; · основным источником силы является сила положения. Организация с ролевой культурой наиболее успешно действует в стабильном окружении, со стабильным, предсказуемым и контролируемым рынком, с длительным жизненным циклом продукта. Ролевая культура преобладает гам, где стабильность производства важнее гибкости или где техническая компетентность и глубина специализации важнее внедрения новой продукции или стоимости обслуживания. Основными положительными моментами ролевой культуры для служащего являются: • защищенность и возможность стать компетентным специалистом; • исполнительность в определенных пределах поощряется по соответствующей шкале оплаты; • возможность продвижения по службе внутри функциональной области. Следует заметить, что эта культура является менее эффективной для честолюбивых лиц, ориентированных на власть и стремящихся управлять своей работой, для тех, кого больше интересует результат, чем методы. Этот тип культуры в большей степени подходит менеджерам, которые любят безопасность и предсказуемость, которые хотят достигнуть цели, выполняя роль, а не делая выдающийся личный вклад. Культура задачи. Эта культура ориентируется на проект или работу. В качестве примера такой культуры можно привести организацию с матричной структурой управления. Отличительными особенностями культуры задачи являются следующие: · основное внимание уделяется скорому завершению работы; · организация пытается соединить соответствующие ресурсы и подходящих сотрудников на нужном уровне и дать им возможность хорошо завершить работу; · культура зависит от способности коллектива повысить эффективность работы и объединить личные цели сотрудника с целями организации; · приоритет отдается результату команды, а не индивидуальным целям, положению и стилевым различиям; · влияние базируется больше на силе эксперта, специалиста, а не на силе, положении или масштабе личности. Положительными сторонами культуры задачи являются: • хорошая адаптируемость, поскольку группы, проектные бригады или специальные комиссии, созданные для достижения определенных целей, могут быть переформированы, распущены или оставлены; • быстрая реакция на изменения рынка, так как каждая группа в идеале содержит все необходимые элементы, позволяющие принимать решения; • высокая степень автономии, оценка работы по результатам и легкие рабочие отношения внутри группы. Основным недостатком культуры задачи является наличие трудностей в управлении большой подвижной организацией, связанных с созданием рациональной структуры. Основной контроль в организациях с данной культурой остается за высшим руководством, которое распределяет проекты, людей и ресурсы. Руководство также сохраняет незначительный каждодневный контроль за работой, не нарушая нормы культуры. Это хорошо работает в благоприятных условиях, когда ресурсы доступны всем, кто в них нуждается. В противном случае высшее руководство начинает испытывать необходимость контролировать работу и результаты, а руководители группы могут начать конкурировать за эти ресурсы, используя политическое влияние. В результате таких действий мораль группы падает, работа приносит меньше удовлетворения и сотрудники начинают действовать в своих личных интересах. Таким образом, у культуры задачи есть тенденция перейти к ролевой культуре или культуре власти, когда ограничены ресурсы или организация функционирует плохо. Данный тип культуры подходит для большинства средних менеджеров, которые предпочли бы работать в организации, где акцент делается на группы, возможности специалиста, вознаграждение по результату и объединение личных и групповых целей. Культура личности. В этой культуре личность находится в центре, т.е. организация существует только для обслуживания и помощи личностям в этой организации, для содействия выполнению их интересов без какой-либо цели. Лишь немногие организации могут существовать с таким видом культуры. Как правило, организации склонны иметь некие корпоративные цели, возвышающиеся над личными целями участников организации. Кроме того, в рамках этой культуры невозможен контроль или даже иерархия управления за исключением обоюдного согласия. Основными отличительными чертами культуры личности являются следующие: · организация подчиняется личности и обязана своим существованием этой личности; · личность может покинуть эту организацию, но организация не способна, как правило, исключить личность; · влияние распределяется поровну, а основа власти при необходимости — это обычно сила специалиста. Примером организаций с таким типом культуры могут служить адвокатские конторы, творческие союзы и т.д. Несмотря на то что организации с культурой личности встречаются редко, часто можно встреть людей, отдающих предпочтение личным интересам и подходящих под этот тип культуры, но работающих в более консервативных организациях. Они мало преданы своей организации и рассматривают ее как место совершения своих собственных дел с некоторой выгодой для работодателя. Такими людьми трудно управлять по следующим причинам: · если человек является специалистом, ему легко найти другую работу; · сила положения, не подкрепленная силой ресурсов, не работает; · эти люди не признают силу экспертов и не подчиняются силе принуждения; · на них трудно повлиять силой личности; · на них обычно не влияют групповые нормы и отношения с коллегами. Заметим, что в организации существует лишь одна личность, способная оказывать некоторое давление на таких людей. Это личность, контролирующая доступ к определенным средствам, поскольку в культуре личности людям также нужны средства для достижения своих целей. В заключение следует отметить, что в одной организации могут сосуществовать два или более из вышеперечисленных типов культур. Кроме того в организациях можно выделить доминирующую культуру и субкультуры. Доминирующая кулътура выражает основные (центральные) ценности, которые принимаются большинством членов организации. Субкультуры развиваются в крупных организациях и отражают общие проблемы ситуации, с которыми сталкиваются работники, опыт их разрешения. Они связаны с региональными особенностями и спецификой отдельных подразделений. Различают вертикальные и горизонтальные субкультуры. Когда производственное отделение конгломерата обладает уникальной культурой, резко отличающейся от других отделений организации, то здесь имеет место вертикальная субкультура. Когда функциональный отдел организации (например, бухгалтерия или отдел сбыта) имеет набор общепринятых понятий, то формируется горизонтальная субкультура. В принципе любая группа в организации может создать свою субкультуру. Она будет включать основные ценности доминирующей культуры плюс дополнительные ценности, присущие только членам этой группы. Также необходимо различать сильную и слабую культуру[5]. Сильная культура характеризуется главными (стержневыми) ценностями организации, которые активно поддерживаются, четко определены и широко распространяются. Чем большее число членов организации разделяют ее главные ценности, признают их важность и привержены им, тем сильнее культура. Молодые организации или организации, характеризующиеся постоянной ротацией мнений (ценностей), имеют слабую культуру. Члены таких организаций не имеют достаточного совместного опыта для формирования общих ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 135; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.57.57 (0.009 с.) |