Свойства и виды организаций будущего 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Свойства и виды организаций будущего



Будущее организаций не может не занимать ведущих теоретиков и практиков менеджмента. В целом результаты научных дискуссий о новых организационных структурах и подходах к организациям могут быть сведены к нескольким тезисам [34]:

1) Современные организации не просто становятся гибкими, они превращаются в «виртуальные» системы сетей, в «сумму рыночных контрактов»” между поставщиками, специалистами, потребителями и обществом в целом.

2) Организации становятся все более «невидимыми» и «неосязаемыми», коренным образом меняются структуры управления. Не структуры, а отношения становятся источниками власти.

3) Все более значимыми становятся способности и уровень квалификации работников, возрастает роль нематериальных активов, снижается роль традиционных материально-вещественных активов фирмы. Создается новый «социальный контракт»”, определяющий взаимные обязательства работников, менеджеров и собственников.

4) Современные организации - это совокупности работников и их взаимоотношений. Отсутствуют вертикальные иерархические структуры.

 Главным свойством организации будущего, по мнению Б. Мильнера, станет постоянное приспособление к динамичной внешней среде.

Общий вывод, который может быть сделан на основании новых подходов к современной организации: с одной стороны, вертикальные иерархические структуры заменяются горизонтальными, сетевыми, с другой - резко возрастает роль контрактной экономической организации.

Сетизация (создание сетевых структур) представляет собой, по сути, отказ от вертикальной иерархии бюрократической организации, создание вместо функциональных структур независимых рабочих групп, переход к горизонтальным структурам организации и замену в значительной степени административных отношений контрактными (договорными). Отличительными чертами сетевой организации являются:

· непостоянный характер функционирования элементов,

· осуществление связей и управленческих действий на базе интегрированных и локальных систем и телекоммуникаций,

· взаимоотношения со всеми партнерами и другими заинтересованными организациями на основе серии соглашений, договоров и взаимного владения собственностью,

· образование временных альянсов организаций в смежных областях деятельности,

· частичная интеграция в материнскую компанию и сохранение отношений собственности до тех пор, пока это считается выгодным,

· договорные отношения работников с администрацией во всех звеньях.

Нетрудно заметить, что описанная структура отличается качественно от бюрократической организации с ее вертикальной иерархией.

Обычно выделяют два типа сетевых структур:

1. Сетевая структура крупной компании, которая собирает вокруг себя фирмы меньшего размера,

2. Сеть (совокупность) фирм, близких по размерам, юридически самостоятельных и поддерживающих устойчивость друг друга.

Рассмотрим их внимательнее.

Первый тип сетевой структуры может быть представлен в виде системы субподряда, франчайзинга и иных видах нерыночных отношений в рамках рыночных систем. Напомним, что эти нерыночные отношения имеют, как правило, форму юридических соглашений, носящих, однако, неравноправный характер.

Эти виды сетевых структур достаточно распространены. Но, строго говоря, они могут быть отнесены к сетям только при условии, что мы не рассматриваем специально саму крупную компанию, вокруг которой формируется сеть. Она, как правило, представляет собой внутрифирменную иерархию. Можно утверждать, что структуры подобного типа – это соединение внутрифирменной иерархии с контрактной системой, сложившейся между большой компанией и ее партнерами.

Второй тип сетевых структур представляет собой сеть в полном смысле этого слова. Участники ее связаны равноправными юридическими соглашениями (контрактами). Подобного рода структуры, действующие чаще всего либо в пределах определенного региона, либо в рамках одного вида деятельности, позволяют повышать общую эффективность функционирования данных фирм (растет конкурентоспособность товаров, появляются возможности использования инноваций, происходит снижение управленческих расходов и т. д.).

Эти структуры, помимо отмеченных «плюсов», имеют еще ряд достоинств:

1) в них заложен элитарный принцип формирования компетенций,

 2) сети исключают дублирование компетенций рабочей силы и производственных мощностей,

3) они не обременены политическими организационными единицами.

“Минусы” сетевых структур столь же очевидны, как и “плюсы”.

К ним следует отнести:

1) отсутствие регулирующей функции структуры организации,

2) сложность обеспечения в условиях существования асимметрии информации равной информацией всех участников сети,

3) чрезмерная зависимость от кадрового состава,

4) чрезмерное усложнение отношений, вытекающее из разнородности членов сети,

5) высокая зависимость как от рынка, так и от ресурсов.

Фактически сетевая структура представляет собой некий компромисс между растущими затратами на построение организации и стремлением к их минимизации за счет отказа от организационных структур как таковых.

Отдельным подвидом данного типа сетевых организаций можно считать виртуальные корпорации. Их появление связано с появлением виртуальной продукции - как продуктов, так и услуг, т.е. с развитием информационных технологий и продажей информации.

Она радикально отличается от всех основных ресурсов тем, что не подпадает под категорию редких или ограниченных. Напротив, информация обладает свойством безграничности, что служит категориальной характеристикой не ресурса, а потребностей. Если я продаю некий предмет, скажем, книгу, то после продажи у меня ее больше нет. Если я продаю информацию, она по-прежнему остается у меня. Более того, информация становится тем более ценной, чем больше людей владеют ею. Информация «не привязана» ни к одному из видов промышленности, ни к одной из форм предпринимательской деятельности.

 Такие условия создают необходимость формирования специфических структур, как сообщества функциональны партнеров, управляющих проектированием, производством и реализацией продуктов и услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами. К характерным чертам виртуальной корпорации можно отнести:

1) упразнение отношений преимущественного подчинения,

2) центры индивидуальной выгоды,

3) географическая рассредоточенность,

4) использование информационных технологий,

5) совместная собственность,

6) меняющиеся альянсы,

7) объединение ключевых технологий.

 По мнению Б. Мильнера, новые организационные построения виртуального характера делают расплывчатыми формальные линии организации, т.к. часто трудно определить, где кончается одна организация и начинается другая.

 

  Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются причины и особенности развития современных организаций.

2. Опишите ключевые характеристики новых организаций.

3. Приведите пример эдхократической организации.

4. В чем заключается специфика предпринимательской организации


 

Итоговое тестовое задание

Тестовые вопросы:

1. Предметом научных исследований теории организаций является:

 А) система отношений складывающихся в процессе производства, потребления и распределения редких благ, в условиях относительной ограниченности производственных ресурсов;

Б) целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей;

В) организационный опыт социальных систем.

2. Основными представителями классической школы являются:

А) Ф.У.Тейлор, А. Файоль;

Б) А. Гьюлик, Л. Урвик;

В)Г. Саймон, Р. Лайкерт;

Г) И.Ансофф, А. Чандлер;

 Д)А.А. Богданов, А.К.Гастев;

Е) В.М. Бехтерев, Н.А. Витке.

3.  Наиболее известной работой А. А. Богданова является книга:

А) «Всеобщая организационная наука»;

Б) «Резание металлов»;

В) «Организация управления и индустриальное развитие».

4. Ф.У. Тейлор в рамках научного подхода к управлению организациями исследовал:

А) проблемы рационализации отдельного трудового процесса;

 Б) основные методы управления организациями;

В) систему и структуру социальных отношений складывающихся в рамках организации;

Г) проблемы организации производства в целом;

Д) проблему эффективного использования ограниченных ресурсов.

5. Отечественная школа теории организаций переживала свой рассвет в период:

А)1900-1920-е г.г.;

Б)1930-1950-е г.г.;

В)1960- 1980-е г.г.;

Г) 1990-2000г.г.

6. Согласно современным теориям организаций главный потенциал повышения эффективности организаций заключается:

А) в организационной культуре;

 Б) в человеческих ресурсах;

В) в рационализации трудового процесса.

7. Основными признаками системы являются:

А) множество элементов и наличие связей между ними;

Б) единство главной цели для всех элементов;

В) иерархичность;

Г) потребность в управлении;

Д) все выше обозначенные.

8. Биологическая подсистема включает:

А) станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя;

Б) включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы;

В) человека в совокупности взаимосвязанных организационных элементов.

9. Искусственные системы создаются:

А) человеком;

Б) природой;

В) организациями.

10. Открытые системы характеризуются:

А) открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее;

Б) преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей;

В) всеми названными свойствами.

11. К детерминированным системам можно отнести:

А) ВУЗ;

Б) предпринимательская компания;

В) игра в русское лото.

12. К субъективным законам организации относятся:

А) закон информированности-упорядоченности;

 Б) закон синергии;

В) закон единства анализа и синтеза;

Г) закон самосохранения;

Д) закон композиции и пропорциональности;

 Е) закон самосохранения;

Ж) закон развития.

13.   Закон самосохранения может быть сформулирован следующим образом:

А) в организации не может быть больше порядка, чем информации и чем больше качественной информации, тем устойчивее организация;

 Б) каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов своего развития; 

В) для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше;

Г) каждая система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал.

14.  Закон информированности-упорядоченности может быть сформулирован следующим образом:

А) в организации не может быть больше порядка, чем информации и чем больше качественной информации, тем устойчивее организация;

Б) каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов своего развития; 

В) для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше;

Г) каждая система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал.

15. Горизонтальное разделение труда - это:

А) дифференциация трудовой деятельности и выполняемых задач в пределах одного функционального уровня;

Б) дифференциация  контроля и меры ответственности в пределах одной организации;

В) распределение элементов системы по силе оказываемого влияния на другие элементы.

16. Гетерархия предполагает:

А) что члены организации имеют равные статусы и обладают равным, распределенным по горизонтали, влиянием на процесс принятия значимых решений;

Б) жесткую вертикальную иерархию;

 В) ежегодную ротацию персонала организации.

17. Отношения зависимости и влияния, складывающиеся между формально одноуровневыми системами или подсистемами - это характеристика:

 А) вертикальной иерархии;

 Б) горизонтальной иерархии;

 В) косвенной иерархии;

Г) восходящей иерархии.

18. Коммерческие организации  ориентированы на:

 А) получение и распределение прибыли;

Б) формирование экономических благ;

В) удовлетворении неких общественных потребностей, а прибыль (если вдруг она появляется) может быть направлена только на развитие самой организации.

19. Регулятивные (политические) организации:

 А) производят вещи и продукты, потребляемые членами общества;

 Б) обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений;

 В) сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта; 

Г) выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей.

20. Социальные организации:

А) производят вещи и продукты, потребляемые членами общества;

Б) обеспечивают формулирование и достижение общественных целей, «отвечают» за формирование и реализацию властных отношений;

В) сохраняют традиции, обеспечивают социальную преемственность, передачу социального опыта;

Г) выполняют функции улаживания конфликтов, мотивирования членов общества, согласования целей и деятельности отдельных социальных групп и общностей.

21. Миссия организации обычно включает:

А) предмет бизнеса;

Б) базисные стратегические намерения организации;

В) главные конкурентные преимущества организации;

Г) ведущие ценности организации; 

Д) основные заинтересованные группы и их ожидания;

 Е) все перечисленные выше компоненты.

22.  Цели, конкретизированные на уровне отдельных рабочих групп, бизнес-процессов, бизнес-единиц, подразделений, команд, отделов – это:

 А) функциональные цели;

Б) оперативные цели;

В) исполнительские цели.

23. Ресурсный приоритет организации — это:

А) сырье, материалы и физический капитал, используемые в производстве товаров или услуг;

Б) тот ресурс, с которым организация работает чаще всего и который, собственно, и является предметом ее деятельности;

 В) персонал организации;

 Г) денежные средства, которыми обладает организация.

24. Материальные ресурсы организации - это:

А) сырье, материалы и физический капитал, используемые в производстве товаров или услуг;

 Б) тот ресурс, с которым организация работает чаще всего и который, собственно, и является предметом ее деятельности;

В) персонал организации;

 Г) денежные средства, которыми обладает организация.

25. Технология – как система включает в себя следующие компоненты:

А) финансовые ресурсы;

Б) физические объекты;

 В) технологические процессы;

 Г) ноу-хау;

Д) харизму лидера.

26. Финансовая технология организации отражает то:

А) как в организации реализуются основные функции управления, как принимаются решения, как организованы бизнес-процессы и взаимодействие подразделений и т.д.;

Б) как в организации реализуются основные производственные функции непосредственно связанные с преобразованием материальных и сырьевых ресурсов;

 В) как в организации реализуются основные производственные функции, связанные с получением, преобразованием, приумножением и расходованием денежных средств организации;

Г) как в организации реализуются функции, связанные с набором, аттестацией, мотивацией, расстановкой и организацией работы персонала организации.

27. Взаимодействие, которое осуществляется на совещаниях групп, будь то регулярно заседающие комитеты или специально создаваемые комиссии – это:

А) неформальная непрограммируемая координация;

 Б) программируемая безличная координация;

В) индивидуальная координация;

 Г) групповая координация.

28. Производственная технология организации отражает то:

А) как в организации реализуются основные функции управления, как принимаются решения, как организованы бизнес-процессы и взаимодействие подразделений и т.д.;

Б) как в организации реализуются основные производственные функции непосредственно связанные с преобразованием материальных и сырьевых ресурсов;

В) как в организации реализуются основные производственные функции, связанные с получением, преобразованием, приумножением и расходованием денежных средств организации;

 Г) как в организации реализуются функции, связанные с набором, аттестацией, мотивацией, расстановкой и организацией работы персонала организации.

29. Производство больших партий комплектующих с последующей конвейерной сборкой из них различных изделий - это:

А) мелкосерийная технология;

Б) массовая технология;

В) непрерывная технология.

30. Механизму координации «стандартизация» - соответствует рисунок:

 

 

 

31. Свойствами новых технологий являются:

 А) стохастичность;

 Б) абстрагированность;

В) непрерывность;

Г) детерминированность;

Д) синергитичность.

32. Взаимодействие, которое осуществляется добровольно, неформально, без предвари­тельного планирования со стороны предприятия - это:

А) неформальная непрограммируемая координация;

Б) программируемая безличная координация;

В) индивидуальная координация;

Г) групповая координация.

33. Организационная культура – это:

А) основополагающие идеи и допущения, задающие смысл существования организации;

Б) аккумулирован­ный коллективный опыт данной группы, включающий пове­денческий, эмоциональный и когнитивный элементы психо­логического функционирования ее членов;

В) феномены, которые можно увидеть, услышать и почувствовать при вхождении в новую организацию.

34. К символам «низкого» профиля организационной культуры относятся:

А) артефакты;

 Б) те, которые были созданы намеренно для формирования имиджа органи­зации: миссия, логотип компании, годовой отчет и финансо­вая отчетность, униформа;

В) те, которые являются выражением того, как конкретно выполняется работа: ритуаль­ные процедуры, коммуникации, физические формы, общий язык.

35.  Воспроизводственная функция организационной культуры:

 А) обеспечивает интеграцию и адаптацию организации;

 Б) обеспечивает репродукцию, стандартизацию и сохранение организационных норм;

В) обеспечивает развитие и инновационность организации.

36. Организационная культура, направленная только на обеспечение интересов конкретной личности в организации, без какой-либо иной цели – относится к:

А) культуре роли;

Б) культуре власти;

 В) культуре задачи;

Г) культуре личности.

37. Слабая организационная культура характеризуется:

А) главными (стержневыми) ценностями организации, которые активно под­держиваются большинством членов организации, четко определены и широко распространяются;

Б) отсутствием четко сформулированных и разделяемых большинством членов организации норм и ценностей;

В) наличием уникальных культур, резко отличающихся друг от друга во всех отделениях организации.

38. Организационную культуру тем труднее изменить, чем она:

А) сильнее;

Б) моложе;

В) старше;

Г) сильнее зависит от внешних факторов;

Д) менее зависит от внешних факторов.

39. Внешняя среда организации включает в себя:

А) потребителей; 

Б) цели и задачи;

 В) персонал и организационную структуру;

Г) конкурентов;

Д) технологии производства, управления, информации;

 Е) правительственные учреждения и их распоряжения;

Ж) организационную культуру;

 З) поставщиков ресурсов.

40. Скорость, с которой происходят изменения в окружении организации, отражает такое свойство внешней среды организации, как:

 А) сложность;

 Б) подвижность;

В) взаимосвязанность;

Г)неопределенность.

41. Трудность в установлении цепочек взаимосвязей протекающих изменений, отражает такое свойство внешней среды организации, как:

А) сложность;

Б) подвижность;

В) взаимосвязанность;

Г)неопределенность.

42. Наиболее общие силы, события и тенденции, непосредственно не связанные с операционной деятельностью организации, однако в целом, формирующие контекст бизнеса - это:

А) среда прямого воздействия;

 Б) среда косвенного воздействия;

В)  глобальная среда.

43. «Трансграничные» факторы внешней среды, воздействие которых не связано с особенностями конкретного региона или страны - это:

А) среда прямого воздействия;

Б) среда косвенного воздействия;

 В)  глобальная среда.

 


 

Библиографический список:

1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1989.

2. Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. Т. 1-2. – М.: Экономика, 1989

3. Баранников А.Ф. Теория организации: Учеб. для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 700 с.

4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М., 1998.

5. Гибсон Дж.Л., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. мл. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. – 8-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2000. – XXVI, 662 с.

6. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб. пос. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 288 с.

7. Гуияр Ф.Ж., Келли Д. Н. Преобразование организации/ Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 376 с.

8. Дафт Р. Организации: Учеб. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2001. – 352 с.

9. Дил Т., Кеннеди А. Корпоративные культуры. - М,1990.

10. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. Учебное пособие. М. 2000.

11. Друкер П. Управление, нацеленное на результаты / Пер. с англ. – М.: Технологическая школа бизнеса, 1994

12. Дятлов А.Н. Современный менеджмент. М.: ВШЭ, 1996.

13. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - СПб.: Питер, 2004. - 269 с.

14. Кожухар В. М. Основы теории организации: Учебное пособие. - М.: Изд.-ТК «Дашков и К», 2004. - 184 с.

15. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: "Дело", 1993. - 702 с.

16. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 797 с

17. Минцберг Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб.: Питер, 2001. - 688 с.

18. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2002.

19. Овсянко Д.В., Чернов Г.В., Воронцовский А.В. Интересы-цели-показатели: взаимосвязи и согласование. - СПб., 1992.

20. Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес. / Под ред. Ю.М. Осипова. - М., 1992. - 432 с.

21. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пос. - М.: КНОРУС, 2004. - 304 с.

22. Подлесных В.И. Теория организации: Учеб. для вузов. - СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2003. - 336 с.

23. Портер М. Международная конкуренция / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. - 440 с.

24. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

25. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации: Учебное пособие. – М.: Издательство "Экзамен", 2004. – 320с.

26. Семь нот менеджмента: настольная книга руководителя / Под ред. В. Красновой, А. Привалова. 5-е изд., доп. - М., 2001.

27. Силбигер С. МВА за 10 дней. Поэтапное овладение профессиональными знаниями, которые дают лучшие школы бизнеса / Пер. с англ. Э.В. Шустера - М.: ЗАО "Консультант Плюс", 2001. - 440 с.

28. Сметана В.В. Социальные организации: структура, виды, организационная культура и организационный менеджмент.-М.: Современная экономика и право, 2007.

29. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 248 с.

30. Спивак В.А. Корпоративная культура. – СПб.: Питер, 2001. – 352 с.

31. Организационная психология / Сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. – СПб.: Питер, 2001. – 512 с. Серия «Хрестоматия по психологии».

32.  Лафта Дж. К. Теория организации: Учеб. пособие. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2003. – 416с.

33. Теория менеджмента от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. – СПб.: Питер, 2001.

34. Теория организации: Уч. пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина.- 2-е изд.-М.: Экзамен,2004.- С.41-45.

35. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации: Учеб. пос. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 128 с

36.  Фатхутдинов Р.А. Организация производства.: Учебник.- М:ИНФРА,2002.

37. Экономика предприятия:Учеб./ под ред. О.И. Волкова. М.: Инфра-М,1997.

 

Электронное учебное издание

 

Наталья Александровна Водопьянова

Теория организации

 

Учебное пособие

 

Электронное издание сетевого распространения

Редактор Матвеева Н.И.

 

Темплан 2019 г. Поз. № __.

Подписано к использованию 00.00.2019. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура Times. Усл. печ. л. ___.

 

Волгоградский государственный технический университет.

400005, г. Волгоград, пр. Ленина, 28, корп. 1.

 

ВПИ (филиал) ВолгГТУ.

404121, г. Волжский, ул. Энгельса, 42а.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.181 с.)