Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие организационной теории в РоссииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Любопытно отметить, что в историко - управленческих публикациях современных западных исследователей нет даже намека на то, что и в России были весьма достойные ученые, внесшие немалую лепту в развитие науки о менеджменте. Однако, в развитии научного менеджмента в России может быть выделено пять периодов, охватывающих в совокупности все ХХ столетие: • 1900–192ое гг. — этап зарождения и интенсивного развития на мировом уровне; • 1930–1950е гг. — этап затяжного кризиса и глубокого отставания; • 1960–1980е гг. — этап активного возрождения; • 1990 – по настоящее время — этап «догоняющего» развития Было бы неверным полагать, будто научный менеджмент зародился в нашей стране лишь в начале 1920х гг. прошлого века [29]. По авторитетному свидетельству А. К. Гастева, НОТовское движение возникло в России примерно в то же время, что в США и Европе., 1900–1910е гг. и можно считать началом первого этапа становления и развития науки о менеджменте в России, который продолжался до 1920х гг. Но главное состоит в том, что в России, как свидетельствует Гастев, уже начинали появляться и собственные ученые в области НОТ, наиболее заметным из которых, по его оценке, был петербургский профессор Н. Н. Савин. Его работа «Резание металлов» в западноевропейской литературе ставилась на один уровень с трудами самого Тейлора. После Октябрьской революции Савин эмигрировал в Чехословакию, где стал генеральным директором и главным инженером заводов «Шкода» [29]. Его воспитанники и сподвижники уже с 1912 г. начали практическую деятельность по внедрению принципов научной организации труда на целом ряде предприятий, прежде всего на машиностроительном заводе «Айваз» в Петербурге, построенном по последнему слову европейской техники и организации производства тех лет. Это было одно из немногих российских производств, на котором впервые внедрялась система Тейлора (наряду с заводами «Вулкан», Семенова, орудийным заводоми др.). В целом до первой мировой войны в России насчитывалось восемь предприятий, работа на которых была организована по системе Тейлора, тогда как во Франции — лишь одно. После окончания гражданской войны руководством страны была поставлена задача перестройки аппарата управления промышленностью на научной основе. Для широкого изучения и внедрения научной организации труда и управления был создан целый ряд научно-исследовательских организаций.. Для руководства работой этих научных институтов в 20-е годы был создан Совет научной организации труда (СовНОТ) во главе с наркомом РКИ В.В. Куйбышевым [22]. Под флагом НОТ начался период быстрого развития отечественной теории управления по двум концептуальным направлениям: 1)научно-обоснованного совершенствования организационно-технических систем; 2) развития социальных подходов к организации. Остановимся кратко на содержании основных концепций. а) концепция организационного управления тектология В изданных в 1920-е годы научных работах, в том числе в монографии «Всеобщая организационная наука (тектология)», выдающийся русский ученый Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873—1920). высказал предположение о существовании законов организации, по которым развиваются техническая (организация вещей), экономическая (организация людей) и политическая (организация идей) системы и предложил необходимость их изучения. По мнению Богданова, предметом научного обобщения должны стать организационные принципы и законы, по которым протекают процессы организации во всех сферах органического и неорганического мира: в психических и физических комплексах, в живой и неживой природе, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Они, по мнению Богданова, действуют в технике (организация вещей), экономике (организация людей) и идеологии (организация идей). Он высказал идею необходимости системного подхода к изучению организации, дал характеристику соотношения системы и ее элементов, показав, что организованное дело оказывается больше простой суммы его частей. При этом элементы всякой организации проявляются в «активностях» и «сопротивлениях». Их сочетания сводятся к трем типам организации — организованным, дезорганизованным и нейтральным комплексам[2]. Согласно Богданову, основными организационными механизмами являются формирующий и регулирующий. Формирующий комплекс – включает в себя такие компоненты, как соединение комплексов, вхождение элемента одного комплекса в другой и распад комплекса. Соединение комплексов является основой организационного развития, выступая в форме сотрудничества, делового общения, обмена товарами между предприятиями, собрания работников, дискуссии с оппонентами и т.п. Соединение комплексов, ведущее к возникновению качественно новой системы, осуществляется непосредственно или путем использования определенной их связки. Возможно и разделение комплексов, ведущее к распаду системы, появлению ее новых границ, возникновению отдельных образований. Регулирующий механизм, по Богданову, представляет собой подбор наилучшего сочетания элементов. Отбор элементов и обеспечение их эффективного сочетания могут иметь положительное или отрицательное значение в зависимости оттого, направлены они на развитие комплексов или на их упадок. При этом организация вещей (техника) имеет приоритетное значение перед организацией людей (экономика) и организацией идей (организация опыта) и составляет основу последних. Отсюда вытекает положение о том, что первичным фактором является техника и доминирующее значение имеют общие организационные закономерности, от которых и зависят человеческие организационные методы [2]. Концепция А.А. Богданова о необходимости создания организационной науки в дальнейшем нашла свое развитие в трудах инженера Таганского института организации производства Н.А. Амосова. В своем исследовании «Общие соображения об организационном плане» (1922) он приходит к выводу о том, что любая организационная работа слагается из следующих действий [16]: установка цели деятельности; - определение задач для достижения этой цели; - оценка внешних условий, в которых функционирует организация; -составление плана преодоления препятствий на пути решения задач; - конкретизация действий по выполнению плана; -определение инструментария и исполнителей; - последовательное выполнение плана и достижение цели. б) концепция рациональной организации производства и управления в рамках отдельных предприятий. Основными представителями этого направления были Е.М. Альперович, М.И. Васильев, Н.С. Лавров, И.В. Рабчинский, П.Ф. Симонов, ГЛ. Хейнман. Они считали, что цель любой организации — максимальное удовлетворение потребностей в производимой продукции (работах, услугах) при минимальных затратах средств и усилий с одновременным улучшением положения работающих. Так, Альперович, изучив опыт организации и управления производством на машиностроительных заводах в Германии, приходит к выводу, что решающее значение для работы любого предприятия имеют три момента: —четкость определения объема работы; —целесообразность распределения обязанностей; —выполнение обязанностей по принципу «скорее, проще, дешевле»; в) концепция физиологического оптимума, выдвину О.А. Ерманским (1866—1941). Им были сформулирова предпосылки теории организации труда, зависящие от организационно-технических условий крупного машинного производства. Он разработал методологию рационализации машинного производства, в основе которой лежал комплексный подход, а также сформулировал предмет науки организации основе идеи об оптимальном использовании всех видов энергии и факторов производства. Причем одним из основных конов этой науки Ерманский считал закон организацией* суммы, которая больше, чем арифметическая сумма составляющих ее сил, что возможно при гармоничном сочетании и, полнении друг друга между вещественными и личными э ментами производства. Этот закон позволил ему сформулировать главный принцип теории рационального управления эффективной организации производства — принцип физиологического оптимума, опирающийся на критерий рациональности выполнения любой работы. В основе этого критерия жало сопоставление расходуемой энергии и достигаемого при этом эффекта, выражаемое коэффициентом рационально[16]. г) концепция узкой базы А.К. Гастева (1882—1941), первого директора Центрального института труда. Он считал, что в работу по научной организации производства и труда необходимо начинать с отдельного человека (рабочего, руководителя т.п.). Основное внимание в своей деятельности он уделял вопросам нормирования, рациональным методам и приемам раба организации рабочего места, рационализации управленческих* процессов, вопросам производственного обучения. В трудовой процесс Гастев вносит новое понятие — «трудовая культура» как новое производственное поведение и сумма привычек народа, его умение трудиться; делает заключение о необходимости выработки привычки работать, когда для этого нет желания, и большую роль в этом отводит процессам тренировок в работе без соответствующего для этого настроения. Гастев считал, что труд любого работника может быть разложен на отдельные операции, легко поддающиеся регулированию, как и машинные, а значит, для эффективного управления ими необходим точный расчет, внедрение нормативов, контроль за работой, учет результатов и корректировка рассчитанных параметров. Это задавало определенные стандарты для технологических операций и облегчало адаптацию работников к постоянному изменению, в том числе на основе личной инициативы. Однако Гастев уделял внимание не только способам улучшения индивидуального трудового поведения, но и факторам, обеспечивающим эффективность коллективной деятельности [21]; д) производственная концепция организации процессов Е.Ф. Розмирович (1886—1953) — директора Государственного института техники управления при НК РКИ СССР (ИТУ) и ее сторонников Э.К. Дрезена, Л.А. Вызова и др. Исходной предпосылкой их исследований являлось выявление общих черт в производственном и управленческом процессах. Они пришли к выводу о том, что производственная и управленческая деятельность состоят из одних и тех же элементов (сырье, орудия труда, рабочая сила), а следовательно, строение производственных и управленческих аппаратов основано на одних и тех же принципах. С точки зрения сотрудников ИТУ, в организации физического и умственного труда есть много однородного. Критический анализ системы Ф. Тейлора позволил им разработать собственную модель функциональной структуры управления, основанную на четкой классификации функций по целевой установке, исключающей их параллелизм. Деятельность коллектива была направлена прежде всего на организационно-техническую рационализацию основных функций и структуры управления, а также на совершенствование делопроизводства, отчетности и в целом всей «технологии» управленческой работы[22]. Вторая группа социальных концепций включает: а) теорию организационной деятельности П.М. Керженцева (Лебедева) (1881—1940). Организация предполагает три воздействующих направления — труд, производство, управление. Исходя из этого существует необходимость формулировки принципов управления ими. Керженцев считал необходимым планирование любого делового мероприятия. Задача организатора — составить план, учитывающий все возможные неожиданности, отделив основные цел от второстепенных. Он был сторонником тщательного научно- обоснованного подбора работников, их расстановки и контроля за деятельностью. При этом он отводил большую роль психологии — науки для организатора, прежде всего при общении с персоналом, приеме на работу. Керженцев был сторонником научной организации труда, позволяющей с наибольшей эффективностью использовать труд на предприятии; б) социально-трудовую концепцию организации и управления производством Н.А. Витке, предполагающую четкое разграничение управления вещами и людьми на основе предпочтений организационного воздействия последних. Так, в книге Витке «Организация управления и индустриальное развитие» организатору производства отведена роль социального строителя, а не техника-технолога, как было у представителей школы совершенствования организационно-технического развития. Главная задача организатора -объединить и направить желания людей и их волю в трудовое единство. Витке подчеркивал особую значимость для эффективной коллективной работы социально-организаторской функции руководителя. Причем руководитель может, по мнению Витке, быть технически наименее компетентным работником по отношению к объединяемым и направляемым им рабочим группам. Наиболее существенна для руководителя способность к лидерству. Значительное место в работе Витке уделено созданию «социально-психологической атмосферы» на предприятии. Работник должен понимать не только содержание своего труда, но и общественный смысл работы. Он должен быть удовлетворен работой. Для роста эффективности деятельности предприятия важным моментом должен быть профессиональный рост рабочих. Причем усталость работников зависит не только от физического утомления, но и от гнетущих социально-психологических факторов[16]; в) теорию административной емкости Ф.Р. Дунаевского (1887—1960), сформулировавшую принципы оптимальной структуризации организации. Под административной емкостью Дунаевский понимал способность администрациируководить определенным количеством лиц. Причем он заметил, что с ростом масштабов производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов. Дунаевский выявил нарастание информационного барьера в управлении и выдвинул идеи о путях его преодоления: -> построить «промежуточное звено нового типа» (тщательно подобрать персонал, подготовить его, использовать новые методы планирования и стимулирования); —> уменьшить до минимума нужду в управляющих промежуточного звена, заменив его внедрением современной техники в производство и управление. Подход Ф.Р. Дунаевского к проблеме расширения «административной емкости» перекликается с современной концепцией «второго информационного барьера» академика В.М. Глушкова. Исходя из того, что все-таки не техника, а человек — главное действующее лицо в управлении, Дунаевский разрабатывает состав организационных функций, которые обязан четко знать по фазам организационного процесса каждый организатор. I фаза — починная — включает функции установления задач организации, определение способов их решения, формирование аппарата организации. II фаза — устроительная — включает функции определения необходимых активностей, выбор состава исполнителей, обеспечение их стимуляции. III фаза — распорядительная — включает функции установления распоряжения и обеспечения их исполнения. Ф.Р. Дунаевский приходит к выводу, что нормальная деятельность в организации осуществляется только при выполнении этих функций. В этом случае «административная емкость» организации расширяется; г) концепцию взаимодействия коллектива и личности. Исследования в данном направлении проводили Э.К. Дрезен, В.М. Бехтерев, А.С. Макаренко и другие ученые. Так, Э.К. Дрезен рассматривал вопросы трудового взаимодействия людей, рационального построения трудового коллектива на основе профессионального отбора, включающего административную, служебную, психологическую оценки, оценку технических умений принимаемого на работу работника. Причем проведением этих оценок должны были заниматься профессиональные организации. Изучением механизмов коллективной деятельности, ее отличий от индивидуальной занимался академик В.М. Бехтерев,сформировавший новое научное направление — «коллективную рефлексологию». Рассматривая коллективную деятельность людей, он выявил следующую закономерность: чем слабее сплоченность и организованность коллектива, тем меньше у него возможностей в достижении целей, ради которых он возник. В этом же направлении развивал свою деятельность А.С. Макаренко, изучавший основы развития коллектива с помощью понятий цели, перспектив развития и взаимной ответственности. Его труды связаны с разработкой методики формирования целей коллективной деятельности как основы развития коллектива. Период расцвета отечественной науки о менеджменте, пришедшийся на 1920е гг., сменился этапом ее глубокого упадка в1930–1950е гг. Ознакомление с сильно оскудевшей литературой этого времени позволяет констатировать совершенно бесспорный факт: прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики было безвозвратно утрачено, все рассмотренные выше течения и научные школы разгромлены, а лучшие отечественные ученые обвинены во «вредительстве» и репрессированы. В результате за указанные три десятилетия наша управленческая мысль не дала практически ничего существенного из того, что могло бы обогатить теорию и практику менеджмента. Были закрыты, по существу, все институты и лаборатории НОТ, славившиеся своими достижениями в мире, прекращены творческие дискуссии по проблемам управления, упразднены научно-рационализаторские органы при ведомствах и предприятиях. Основная ставка отныне делалась на «сильного» руководителя, единолично управляющего вверенным ему участком и неукоснительно (чтобы не сказать «слепо») выполняющего директивы Центра. Организационно-управленческие изыскания приобрели в эти годы новые особенности. Прежде всего речь идет об их строго отраслевом характере, пришедшем на смену межотраслевому. Кроме того, резко усилился прикладной и почти исчез общетеоретический аспект исследований. Новым в «организационно-производственной» трактовке было то, что она внятно указала на зависимость организационно-управленческой сферы от объективных законов экономики, пренебрегать которыми научный менеджмент, если он желает быть эффективным, просто не вправе. Отсюда органично вытекала необходимость изучения механизма действия этих законов и учета полученных теорией сведений в практике хозяйственного управления. Однако эта идея оставалась лишь благим намерением, поскольку в экономике правил марксизм. Второй этап развития отечественной науки организации производства (1930— 1950 гг.) характеризуется разработками принципов рационального построения производственных процессов во времени. Так, широко известны в мире система микроэлементарных нормативов времени В.И. Йоффе (1886—1947), научная теория организации производственного процесса во времени, в том числе видов движения партии деталей по операциям О.И. Непоренто (1886—1966).. В этот период выходит в свет ряд работ по методике расчета календарно-плановых нормативов и по оперативно-календарному планированию 19[]. На третьем этапе (1960—1980-е гг.) формируется и разрабатывается технико-кибернетическое направление в теории организации производства: совершенствуются формы специализации производства и производственной структуры предприятии и цехов (создаются первые производственные объединения), системы и методы планирования и оперативного управления производством (внедряются автоматизированные системы управления производством). В это время появляются научные разработки, выполненные большими творческими коллективами. Так, Госплан СССР совместно с НИИ современной системы технико-экономического планирования производства. На четвертом этапе (1990-е гг. — настоящее время) требования к организации производства повысились в связи с переходом к рынку. Теперь если структура предприятия будет стабильна продолжительное время и не будет учитывать в своей работе постоянно меняющиеся внешние условия, то такое предприятие долго существовать не сможет. В этот период упраздняются отраслевые министерства, упрощается вертикальная структура промышленности, приватизируются государственные предприятия, происходит реструктуризация крупных неэффективно работающих предприятий. Появляется новое понятие «предприятие как самоорганизующаяся система». Возникают новые подразделения в структуре предприятий, ориентированные на рынок (маркетинговый отдел, отдел рекламы и сбыта и т.д.). Создается мобильная организационная структура предприятий: гибкая и динамичная, соответствующая меняющимся частным целям предприятия, адаптирующаяся к непредвиденным изменениям внешних условий, способная к эффективной самоорганизации звеньев по мере решения задач. Совершенствуется организация сервисного обслуживания потребителей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 97; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.016 с.) |