Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вклад в теорию организации зарубежных школ менеджмента середины хх векаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Примерно с 60-хх годов, по оценкам многих исследователей, страны с развитой экономикой вступили в такой период своего развития который может быть назван эпохой массового сбыта. Его отличительной особенностью становится сложность определения стратегических направлений развития организации. И сложность взаимосвязей в организационной структуре. В середине ХХ века продолжают развиваться следующие течения научной организации: 1. Школа постклассицизма 2. Школа поведенческих наук 3. Количественная школа 4. Школа социальных систем 5. Ситуационная школа Школа постклассицизма продолжила исследования Тейлора и Файоля. Ее основные представители А. Гьюлик и Л. Урвик доказывали в своей работе 1937 года, что административная деятельность должна включать помимо пяти функций Файоля еще и следующие четыре функции [8]: • по работе с персоналом, • руководство, • отчетность • составление бюджетов. В целом представители постклассицизма рассматривали организацию с формальной стороны, а управление ею кака конструирование ее деятельности через введение строгой системы правил обязательных для всех. Школа поведенческих наук (1950- по настоящее время) Цель школы в разработке рекомендаций по повышению эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Наибольшую популярность эта школа приобрела в 60-е с выходом в свет работ Д. МакГрегора (1906-1964). Важной заслугой МакГрегора стало то, что он был первый, кто связал взгляды психологов на мотивацию человека с теорией организации [8]. В традиционных концепциях менеджмента руководство непосредственно само направляет и контролирует трудовую деятельность сотрудников. Это происходит в силу того, что предполагаются определенные допущения о природе мотивации человека, которые МакГрегор определяет как Теорию «Х»". Эта теория основывается на следующих предпосылках: · обычному человеку присуща неприязнь к работе и желание ее избежать; · вследствие нежелания работать, большинство людей необходимо контролировать, принуждать, направлять и подвергать различным дисциплинарным санкциям и наказаниям для достижения, целей стоящих перед ней организацией; · обычный человек предпочитает, чтобы им управляли, стремится избежать ответственности, имеет относительно низкое честолюбие и желает находиться в комфортных условиях безопасного окружения. Исходя из этого, МакГрегор предлагает альтернативную концепцию, обозначенную как Теория «Y». Эта альтернативная теория имеет следующие предположения о природе трудовой мотивации человека: · Для человека затраты физических и умственных усилий в процессе работы также естественны, как и во время игры и отдыха. Обычный человек по своей внутренней сущности не испытывает неприязни к работе. Он воспринимает и интерпретирует работу, как источник удовлетворения или наказания в зависимости от условий трудовой деятельности; · Внешний контроль не является единственным средством, побуждающим людей затрачивать определенные усилия на выполнение работы. Люди способны осуществлять самоконтроль и самопобуждение, направленные на достижение цели, относительно которой они приняли определенные обязательства; · Самым значительным вознаграждением в случае принятия на себя обязательств служит удовлетворение потребностей человека в самореализации. Этим вознаграждением может быть непосредственный результат усилий человека, направленных на достижение целей организации; · При создании соответствующих условий обычный человек способен научиться, не только принимать ответственность, но и стремиться брать ее на себя; · Большинство людей способны вносить творческий вклад в решение проблем организации, но этот творческий потенциал не используется на практике в полном объеме. МакГрегор анализирует возможные пути перехода от Теории "Х" к Теории "Y", формулируя в своих работах основные цели управления с учетом нового видения основ трудовой мотивации людей. «Главная задача управления, - писал МакГрегор - состоит в такой организации условий и методов работы, чтобы направляя усилия людей на достижение целей организации, они достигали бы и собственных целей». Несмотря на множество положительных результатов школа поведенческих наук недооценивала противоречивость интересов в организациях. ЕЕ представители не придавали особого внимания экономическому, политическому и социальному фону на котором возникают и приобретают свой смысл человеческие взимоотношения. Следствием такой недооценки стал вывод об изначальной гармонии интересов в организации, что не соответствовало реальности. Становление количественной школы связано с появлением ЭВМ и возможностью моделирования организационных структур, используя сложные расчеты. Именно «количественная школа» в мировой управленческой мысли стимулировала привлечение теории систем, кибернетики и эргономики к вопросам управления Отсюда вырастает идея управления социальной и производственной средой предприятия основной целью которого является уменьшения предельности, разрыва между возможностями человека и требованиями к нему, другими словами, согласования человека и внешней среды, включающей технику, условия работы и отдыха. Однако выпуск дифференцированной по видам продукции все возрастающего качества требовал участия специалистов высокой квалификации. Усложнение задач, решаемых предприятием, по прежнему приковывал внимание теоретиков управления к внутреннему миру человека и процессу социального взаимодействия в процессе труда. Новые идеи оформились как школа социальных систем. В рамках школы социальных систем организация характеризуется как совокупность двух взаимозависимых подсистем – технико-технологической (техническая организация) и социально-психологической (социальная организация), регулирующих поведение ее участников и выполняющих функцию соединения техники и человеческого компонента. Основные представители Герберт Саймон, Рэнсис Лайкерт, Алвин Гоулднер. Г.Саймон впервые исследовал процесс "идентификации работника с организацией", в результате которого работник, вновь поступивший в организацию, через определенное время принимает ее цели, начинает рассматривать индивидуальные задачи через их призму и проявляет готовность добровольно, самостоятельно и без принуждения извне предпринимать действия (принимать решения), направленные на удовлетворение интересов и достижение целей организации. При этом принятые им решения он воспринимает не как навязанные, а как соответствующие его побуждениям и собственной мотивации [25]. Ренсиса Лайкерт (1903-1981) в процессе своих исследований обнаружил, что наблюдаемые различия в эффективности деятельности предприятий определяется тем, с каких позиций руководство подходит к организации работы сотрудников. Оказалось, что типы эффективных и неэффективных организации различаются по тому, сконцентрировано ли руководство только на «задание сотрудникам» или на построении «отношений между сотрудниками». Его типология структур организаций активно применяется и сегодня. В зависимости от того, с каких позиций воспринимаются руководством человеческие ресурсы, можно выделить четыре структуры организаций: 1. Эксплуататорско-авторитарная. Информация в этой организации подобно воде в водопаде течет только вниз. Все организационные решения принимаются руководством. В организации жестко заданы правила выполнения конкретных работ. В качестве факторов, побуждающих людей к труду используется давление и принуждение. 2. Промежуточная. Здесь наряду с авторитарным стилем управления руководство изредка прибегает к системе поощрений и привлечения сотрудников к обсуждению решений. 3. Консультативная. Сотрудники принимают участие в обсуждении и выработки решений. Руководители в этом типе организаций прибегают к системе поощрений и проявляют значительное доверие к деятельности сотрудников. Коммуникация в организации направлена как вверх, так и вниз, но содержание этой информации ограничивается той, которую хочет услышать руководство. 4. Эффективная. Она характеризуется широким участием сотрудников в управлении. Коммуникация в организации направлена не только вверх и вниз, но и по горизонтальным связям. Она носит открытый характер и позволяет адекватно оценивать сложившуюся в организации ситуацию. Ключевые элементы эффективной структуры. Согласно Лайкерту для развития организации в направлении четвертого типа руководству необходимо учитывать три ключевых элемента: 1. принцип «поддерживающих» отношений; 2. коллективные методы принятия решений; 3. ставить высокие производственные цели" Заслуга этого исследователя в том, что он углубил существующие представления о деловых отношениях между сотрудниками и показал как принципы теории «Y» могут быть реализованы в структуре организации. Групповое принятие решений открыло новые области исследований и, в первую очередь, проблем лидерства в группах. МакГрегор противопоставил теории «Х» теорию «Y», базирующуюся на представлении о человеке, как существе свободном, независимом, принимающем на себя ответственность и стремящимся личностному росту. Лайкерт глубоко верил в основополагающие принципы своего подхода. Он утверждал «Любой аспект деятельности организации определяется компетентностью сотрудников, их мотивацией и эффективностью организации человеческих ресурсов»[28].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.18.135 (0.012 с.) |