Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование российского рынка телекоммуникационных услуг, которые оказывает ПАО «Ростелеком»

Поиск

Ниже представлен текст статьи, которую вы можете использовать как пример при написании собственных научных публикаций при выполнении НИР:

 Шерегов Н.А., Иванова Т.З. Исследование российского рынка телекоммуникационных услуг // Сборник научных статей по итогам V Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления» (1-7 октября 2018 г). Электронное издание. С. 184-188. Режим доступа: http://www.iee.unn.ru/wp-content/uploads/sites/9/2019/02/Sbornik-2.pdf

В статье приведено исследование целевого рынка компании ПАО «Ростелеком». Этот целевой рынок соответствует сегменту «Телеком-услуги» на рис. 1.5.1.а.

ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫ НКА ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

Шерегов Н.А. канд. экон. наук. доцент кафедры информационных технологий и инструментальных методов в экономике, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Иванова Т.З. м агистрант института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Ключевые слова: цифровой маркетинг, телекоммуникационные услуги, российский рынок, исследование рынка, качество услуг, удовлетворенность потребителей.

Аннотация: В работе рассматриваются вопросы исследования российского рынка телекоммуникационных услуг с разбиением на продуктовые сегменты в динамике за 2016-2018 годы. Вычисляются рейтинги шести лидирующих на российском рынке компаний на основе интернет-отзывов потребителей услуг.

Процессы оказания телекоммуникационных услуг являются процессами современной цифровой экономики и цифрового маркетинга. К рассматриваемым в работе телекоммуникационным услугам относятся: мобильная связь, интернет-доступ, почтовая связь, фиксированная телефонная связь, платное ТВ, межоператорские услуги, прочие услуги.

В отличие от товаров телекоммуникационные услуги сначала продаются, а затем производятся и потребляются.

Услуги характеризуются следующим:

− качеством связи (надежностью, скоростью передачи сообщений; эти характеристики могут зависеть от погодных условий, загруженности сети, удалённости от точки сигнала и от других факторов);

− тарифами (тарифные планы должны быть понятны клиентам; клиенты выбирают устраивающие их тарифные планы по приемлемым ценам);

− покрытием зон обслуживания;

− наличием дополнительных услуг;

− биллингом (биллинговая система – это программная платформа (приложение) для поддержания в актуальном состоянии данных учета и анализа потребностей клиентов и удовлетворенности этих потребностей, для оптимизации начислений и оплат за услуги);  

− контактами с колл-центром (простота и понятность взаимодействия);

− контактами с офисными сотрудниками (вежливость и квалификация персонала, степень эффективности обслуживания) и т.д.

Объем продаж на российском рынке телекоммуникационных услуг в 2017 году составил [2] 1,62 трлн. руб. Темпы прироста в размере 1,3% превысили более чем в два раза динамику предыдущего года.

Доли объемов продаж по продуктовым сегментам составили:

- мобильная связь – 55%,

- интернет-доступ – 12%,

- почтовая связь – 10%,

- фиксированная телефонная связь – 8%,

- платное ТВ – 5%,

- межоператорские услуги – 4%,

- прочие – 6%.

Динамика прироста объемов продаж в 2016 и в 2017 годах по сегментам приведена на рис. 1.5.1.а.

Рис. 1.5.1.а Динамика прироста объемов продаж по продуктовым сегментам в 2016 и в 2017 годах.

Задание 1.5.1.а. Вычислите показатель темпы прироста в 20017 г. услуги «Платное ТВ» (на рис. 1.5.1.а: 10,5%) в млрд. руб. (1

1.

Динамика в сегменте «Мобильная связь» обусловлена несколькими причинами:

- отказом операторов от ценовой конкуренции,

- отказом от безлимитных тарифов,

- высокой динамикой доходов в 2017 г., связанной с дополнительными услугами для корпоративных клиентов.

Число абонентов мобильной связи за 2017 г. увеличилось на 1,7%.

По итогам 2 квартала 2018 года по данным [2] число абонентов платного ТВ в России выросло на 0,5% (229 тысяч) до 43,4 млн, проникновение услуги превысило 76%. Средний счет на абонента (ARPU) составил 168 рублей без НДС, что на 2 рубля больше, чем в 2017 году. При этом наибольший вклад в развитие рынка вновь внесла технология IPTV платного телевидения – число подписчиков выросло на 142 тысячи, при этом около 70% новых подключений пришлось на «Ростелеком».

В сегменте спутникового ТВ абонентская база лидера рынка – оператора «Триколор ТВ» после снижения в первом квартале 2018 года вновь продемонстрировала рост на 46 000. Чуть меньше – на 31000 увеличилось число подписчиков оператора «Орион». Число абонентов спутникового ТВ МТС по итогам 2 квартала достигло отметки в полмиллиона.

В сегменте кабельного ТВ во 2 квартале 2018 года отток составил 43000 абонентов. 

В сегменте интернет-доступа во 2 квартале 2018 года на рынке наблюдалось [2] сезонное замедление темпов роста абонентских баз провайдеров и общее число пользователей осталось на уровне 1 квартала. По сравнению же с аналогичным периодом 2017 года, рост числа абонентов составил 2,3%.

Во 2 квартале 2018 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в сегменте частных лиц в России составило 32,7 млн, проникновение – 58%. Объем рынка достиг 34,0 млрд руб., ARPU — почти 347 руб. В этом же периоде в связи с активной деятельностью укрепил свои позиции оператор «ЭР-Телеком». Его доля по абонентам выросла на 1% и составила почти 12%. Доли прочих операторов из ТОП-5 сохранились на уровне 2017 года.

Крупнейшими игроками на рынке телекоммуникационных услуг остаются компании: «МТС», «ВымпелКом», «Ростелеком», «Эр-телеком», «Мегафон», «ТрансТелеКом».

Компания ПАО «Ростелеком» занимает лидирующее положение на рынке широкополосного доступа в Интернет и платного телевидения. Так по итогам 2017 года около 37% пользователей домашнего интернета являются абонентами Ростелекома, что превышает 12,7 мллионов, а доля абонентов платного ТВ «Ростелекома» составляет 23% от общего числа пользователей ТВ России. Количество абонентов платного ТВ «Ростелекома» составляет более 9,8 миллионгов пользователей, из которых свыше 4,8 миллионов используют уникальный федеральный продукт «Интерактивное ТВ». С 2016 года компания возобновила свою деятельность на рынке сотовой связи. Количество абонентов сотового оператора «Ростелеком» составило 0,8 млн [3].

 

Рис. 1.5.1.б. Доли крупнейших операторов ШПД и платного ТВ по итогам 2017 г. [1]

В последние годы ПАО «Ростелеком» все больше нацелено на реализацию проектов для государственных заказчиков («электронное правительство», единый портал госуслуг, «цифровая прокуратура» и другие). Государственные контракты отличаются высокой доходностью и высокими штрафными санкциями при их ненадлежащем выполнении.

Основным источником доходов Ростелекома по-прежнему является предоставление телекоммуникационных услуг физическим и юридическим лицам. Доля доходов от цифровых и контентных услуг за 2017 год составила 47% от общей выручки.

Для анализа удовлетворенности потребителей телекоммуникационными услугами, предоставляемыми ПАО «Ростелеком», можно взять статистику [4] количества запросов словосочетания «Ростелеком Жалоба» за 2016 и 2017 гг. (Таблица 1.5.1).


Таблица 1. 5.1

Количество запросов «Ростелеком Жалобы» по данным Яндекса [4]

Месяц 2016 год 2017 год Темп прироста, %
Январь 1098 1962 44%
Февраль 1327 1543 14%
Март 1324 1825 27%
Апрель 1148 1717 33%
Май 1156 1577 27%
Июнь 1293 1679 23%
Июль 1327 2293 42%
Август 1369 1918 29%
Сентябрь 1747 1938 10%
Октябрь 1862 2287 19%
Ноябрь 2400 2410 0%
Декабрь 2773 2560 -8%
Итого 18824 23709 21%

Согласно статистике, количество пользователей искавших словосочетание «Ростелеком Жалоба» за год, выросло на 21%. Для сравнения: у компании «ВымпелКом» количество пользователей, искавших «жалоба билайн» сократилось.

Для получения информации о содержании отзывов, оставленных абонентами «Ростелеком» были выбраны пять наиболее популярных сайтов Рунета: banki.ru, ru.otzyv.com, irecommend.ru, otzyvov.net, otzovik.com.

Сайты имеют более 5 тысяч отзывов о компании Ростелеком. Отзыв проверяется на подлинность, после чего пятибалльная оценка засчитывается.  

Было проанализировано 318 отзывов, оставленных за период 01.04.2018 – 30.04. Из них 35 положительных отзывов с оценками 4 и 5 баллов, 17 нейтральных отзыва (с оценкой 3 балла) и 266 отрицательных (с оценками 1 и 2 балла).

Приведем структуру отрицательных отзывов:

− около 28% отзывов связаны с биллингом (изменением тарифных планов без уведомления клиента, длительностью списания денежных средств с баланса и недоступностью в этот период услуг, начислением пеней);

− 20% - жалобы на сотрудников компании (в том числе на техподдержку, обращения по качеству обслуживания в центре обслуживания вызовов, неуважительное обращение к клиенту и т.д.);

− 25% недовольны качеством услуг связи (в том числе скоростью интернета, отсутствием сигнала и т.д.);

− 7,5% недовольны подключением/отключением дополнительных услуг;

− еще 7,5% недовольны качеством/ценой предоставляемого оборудования;

− 2% - жалобы на работу сайта/личного кабинета;

− 10% - иные негативные отзывы.

Далее на основании отзывов был проведен анализ и в Таблице 2 выведены средние рейтинги шести лидирующих компаний.

Таблица 2

Рейтинги телекоммуникационных компаний

Название сайта ТТК Эр-телеком Мегафон МТС ВымпелКом Ростелеком
banki.ru 1,0 2,36 1,25 1,3 1,69 1,44
ru.otzyv.com 3,2 2,1 2,1 1,8 1,3 1,4
irecommend.ru 3 2,3 2,4 2,3 2,3 1,6
otzyvov.net 2,24 3.3 2,25 2,38 2,22 2,17
otzovik.com 2,92 2,03 1,96 1,8 1,97 2,12
Средний рейтинг 2,47 2,42 1,99 1,92 1,90 1,75

По среднему рейтингу у потребителей ПАО «Ростелеком» оказался на 6 месте. Не смотря на это ПАО «Ростелеком» остается одним из лидеров на рынке телекоммуникационных услуг. Ключевым преимуществом ПАО «Ростелеком» является доступность подключения телекоммуникационных услуг во многих населенных пунктах России. Этому способствует наличие и развитие мощной магистральной волоконно-оптической сети связи. ПАО «Ростелеком» участвует в реализации проекта устранения цифрового неравенства в РФ. В рамках проекта планируется строительство сетей в сельской местности с населением 250–500 человек, в том числе и отдаленных. Помимо этого ПАО «Ростелеком» прокладывает сеть в строящиеся дома.

Список литературы

2. Итоги развития отрасли связи в 2017 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.protarif.info/news/new?id=2988.

3. Российский рынок телекоммуникаций – 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://tmt-consulting.ru/category/napravleniya/?tag=gotovye-issledovaniya,obzory.

4. ПАО «Ростелеком» – О компании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.rostelecom.ru/about/info/

5. Ростелеком, итоги года: жалобы растут, акции падают. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://newizv.ru/news/economy/25-12-2017/rostelekom-itogi-goda-zhaloby-rastut-aktsii-padayut-84e089b5-e82f-4334-ae96-487d07358339

6.

Задание 1.5.1.б.    1) Из каких частей, на ваш взгляд состоит статья? Придумайте лаконичные названия этих частей.       2) Какой, наиболее важнойдиаграммы нет на рис. 1.5.1.б?


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.224.165 (0.007 с.)