Аннотирование документов при описании единицы хранения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Аннотирование документов при описании единицы хранения



Аннотация документов единицы хранения представляет собой крат­кую характеристику наиболее ценных документов, содержание и особен­ности которых не отражаются в заголовке единицы хранения.

Аннотируются уникальные и особо ценные документы, документы учреждений-предшественников, документы, содержащие сведения по лично­му составу, имеющие значение для исполнения социально-правовых, генеалогических и других запросов, документы, наличие которых в данном деле не может быть определено по заголовку. Аннотироваться могут и документы-приложения (аннотации на научные работы, рукописи и т.п.).

Аннотация располагается вслед за заголовком единицы хранения с красной строки.

Аннотация составляется так же, как заголовок отдельного документа или как краткое изложение части содержания документа. В конце ее под рубрикой «упоминаются» могут перечисляться имена и фамилии лиц, названия учреждений, географические названия и пр., имеющие сущест­венное значение для поиска информации. В аннотации отмечается сте­пень подробности сведений («краткие сведения», «подробное сообще­ние»). Текст аннотации должен быть кратким, высоко информативным. При аннотировании не следует употреблять фраз и выражений, не несу­щих основной смысловой нагрузки, типа «документы касаются», «в доку­ментах содержатся», а также такие формулировки, как «интересные доку­менты», «весьма ценные документы», «важные сведения». В конце анно­тации приводятся номера листов аннотируемого документа. Например:

Заголовок: Переписка с СНКРСФСР об изменении финансового зако нодательства (ф. Наркомфина РСФСР).

Аннотация: Доклад заведующего бюджетным отделом Наркомфина РСФСР от 15 декабря 1920 г. о пересмотре финансового законодатель­ства РСФСР. пп...

Заголовок: Журнал боевых действий 254-го Гвардейского стрелково­ го полка за период с 13 января по 16 июля 1943 г.

Аннотация: Краткое описание подвига Матросова Александра, совер­ шенного им 23 февраля 1943 г. Л. 212.

Заголовок: Письма Коллонтай A.M. Безруких П.Е.

Личное дело:

Петров Дмитрий Иванович 15 марта 1950 г. 2 декабря 1972 г.

50 т.

Хранить 75 лет.

Если в личном деле имеются варианты написания имени, отчества или фамилии лица, на которого заведено дело, то на обложке дела (и в описи) должны быть указаны все варианты. Например:

Ильясов Нурулла Хабибулович (Юрий Алексеевич) Хасин Борис Павлович (Борух Пинхусович)

Иностранные фамилии, имена воспроизводятся в русской транскрипции, в скобках приводится их написание на иностранном языке (если оно имеется в личном деле). Например:

Лихт Радомир (Licht Radomir)

Крайние даты личного дела устанавливаются по организационно-распорядительной документации (приказы, распоряжения и др.), по лично­му составу учреждений, организаций; выпискам из приказов по личному составу, входящим в состав личного дела; из текста дополнения к листку по учету кадров, помет кадрового работника, с обложки личного дела.

Датой приема (увольнения) считается день зачисления (увольнения) лица на работу (с работы), а не дата принятия приказа. Если в личном де­ле имеются документы о деятельности лица вне данной организации и датируемые более ранними годами, при описании даты этих документов во внимание не принимаются.

Комплексные личные дела описываются по крайним первым буквам фамилий. Таков же порядок описания единиц хранения с учетными карточками формы Т-2. В заголовке единицы хранения, содержащей личные де­ла и карточки ф. Т-2, указывается год увольнения работников. Например:

Личные дела сотрудников Министерства здравоохранения СССР с фамилиями на буквы МН, уволенных в 1970 г.

Аттестационные, наградные, выездные дела по набору документов схожи с составом «личного дела работника (сотрудника)». Они содержат автобиографии, характеристики, справки, выписки из приказов и т.п. На­личие в этих делах иных документов (выписки из протоколов квалифика­ционных комиссий, контракты на работу ирасчеты по ним и др.) не влия­ет на их описание, которое проводится по аналогии с личным делом.

Описание организационно-распорядительной документации по лич ному составу.

При описании ОРД по личному составу указываются: вид документа (приказ, распоряжение и т.д.); крайние номера приказов, кроме случаев, когда приказы и т.д. не имеют валовой нумерации; наименование учреж­дения, при необходимости следует указать номер тома или части описы­ваемых документов; в графе «крайние даты» — число, месяц (прописью), год. Например:

Приказы №№ 30-70 Министерства просвещения РСФСР по личному составу. Т. 2.

3 мая 1980 г.

31 августа 1980 г.

При описании лицевых счетов работников по заработной плате следу­ет указывать месяц и год. Если за отдельные месяцы лицевые счета отсут­ствуют, в заголовке единицы хранения следует это отметить. Например:

Лицевые счета работников завода «Вымпел» по заработной плате за ноябрь 1991 г.; февраль, март, май-октябрь 1992 г.

В заголовках единиц хранения, содержащих тарификационные спи­ски, может быть указана категория работников, например: учителя, ди­ректора школ. В заголовках единиц хранения с домовыми книгами ука­зывается наименование населенного пункта и улиц.

Невостребованные подлинные личные документы конкретного лица (трудовые книжки, трудовые списки, метрические свидетельства, дипло­мы и т.д.), оставшиеся в организации, описываются в фонде той организа­ции, где они отложились. В фондах отрасли они могут составить коллек­цию. Описываются эти документы обычным порядком. В графе «край­ние даты» проставляется год увольнения работника.

Составление заголовков документов личного происхожденияимеет особенности, которые определяются спецификой этих документов.

Заголовок, данный автором, редактором, собирателем, как правило, переносится в заголовок единицы хранения. В случае его неполноты и не­соответствия содержанию документа, заголовок может быть изменен или дополнен в аннотации к заголовку. Например:

Леонтьева С.Г. «О комплектовании архивов документами колхозов и совхозов». Статья. «Советские архивы», № 5; 1988 г.; типографский оттиск;

Новосельский Н.А. «Ответ профессору Лебедеву В.А.». Статья о проекте денежной реформы в России.

В тех случаях, когда единицы хранения располагаются в описи по ал­фавиту фамилий корреспондентов (при описании писем), по алфавиту фамилий авторов (при описании рукописей разных лиц), в заголовке следует писать сначала фамилию, затем — полностью имя и отчество. Например:

Письмо Юрьева Бориса Николаевича Циолковскому Константину Эдуардовичу.

При описании документов лиц, известных под псевдонимами, в заго­ловке указывается псевдоним, а настоящая фамилия фондообразователя приводится только в названии фонда в круглых скобках.

В том случае, когда псевдоним не был устойчив или псевдонимов бы­ло несколько, а автор документа (единицы хранения) известен под нас­тоящей фамилией, в заголовке единицы хранения псевдоним упоминает­ся лишь в единице хранения с произведениями, подписанными автором. В этом случае в названии фонда псевдоним не указывается. Например:

Куприн А.И. «Памятная книжка». Очерки за подписью «Али-Хан».

Титулы, обычно применяемые в сокращенном виде: вел. кн.. гр., д.с.с. а также частицы в иностранных фамилиях: де, ван, фон, в заголовках еди­ниц хранения, располагаемых по алфавиту фамилий, пишутся после фа­милии: Волконский кн., Михаил Сергеевич; Мопассан де, Ги; во всех ос­тальных случаях — перед фамилиями.

В заголовке единицы хранения, содержащей документы лиц, имев­ших несколько фамилий (замужние женщины и др.), указывается, как правило, фамилия, которая стоит в документе, или основная фамилия данного лица в данном фонде. Если заголовок единицы хранения переда­ет содержание документов с разными фамилиями данного лица, то в нем указывается последняя фамилия, а в круглых скобках — предыдущая фа­милия: Короленко (урожд. Ивановская), Евдокия Семеновна.

При описании документов лиц царских фамилий и других правящих династий в заголовке указывается титул: Екатерина II, императрица Рос­сии; Фридрих II, король прусский. В заголовках единиц хранения, содер­жащих информацию о священнослужителях, указывается их имя и сан, а в скобках — светская фамилия и инициалы: Савва, архиепископ Твер­ской (Тихомиров И.М.).

Иностранные имена и фамилии даются в русской транскрипции по современным правилам, а рядом в круглых скобках — на иностранном языке: Руссель Альберт (Roussel Albert). Фамилии известных иностран­ных исторических деятелей, представителей науки, литературы, искусст­ва в заголовках пишутся только по-русски, а иностранная транскрипция может опускаться: Рембрандт ван Рейн, Визе Ж.

Названия общеизвестных иностранных газет и журналов также пи­шутся в заголовке единицы хранения в русской транскрипции («Юмани-те», «Унита»).

В остальных случаях название периодического издания дается на под­линном языке газеты (издания): «La Rive gauche».

Заголовки единиц хранения, содержащих рукописи деятелей литера­туры, науки, искусства и др., состоят из фамилии и инициалов автора (иногда полных названий имени и отчества), названий произведений, указаний на жанр, способ воспроизведения. Заголовок может начинаться с указания вида документа, затем указываются фамилия и инициалы ав­тора и название произведения. Содержание рукописей в заголовке не от­ражается.

Например:

Чернышевский Н.Г. «Что делать?». Роман. Автограф.

Статья Ключевского В.О. «Хозяйственная деятельность Соловец­ кого монастыря в Беломорском крае». Автограф.

Ромм М.И. «Девять дней одного года». Режиссерский сценарий. Ма шинопись с правками автора.

При отсутствии в рукописи названия произведения в заголовке еди­ницы хранения ему дается название, заключаемое в квадратные скобки и в кавычки, под которым оно вошло в публикации. В качестве заголовка неопубликованного художественного произведений берется первая стро­чка текста, заключаемая в кавычки. Условное название неопубликованно­го научного, публицистического, критического и других произведений устанавливается по содержанию. Например:

Данилевский Т.П. [«Девятый вал»]. Роман.

Луначарский А.В. «Весна была в самом разгаре...». Рассказ.

Шмидт О.Ю. Статьи об освоении Северного морского пути.

Если единица хранения содержит стихотворение, название которого в документе отсутствует, в заголовке в кавычках указывается его первая строка. В этом случае при описании стихотворений классиков или из­вестных поэтов в заголовке единицы хранения после названия стихотво­рения приводится его первая строка в кавычках и в круглых скобках. Например:

Куприн А.И. «Я не богат, моя царица...». Стихотворение.

Блок А.А. «На железной дороге». («Под насыпью, во рву некошенном...»). Стихотворение.

В заголовке единицы хранения, содержащей лекции, выступления, Доклады, планы и тезисы к ним, указывается автор, название документа, место выступления (если оно известно). При отсутствии названия — по­следнее дается по содержанию документа. Например:

Тихонов Н.С. «Современная прогрессивная литература мира». Док­ лад на II Всесоюзном съезде советских писателей. План и тезисы.

Луначарский А.В. Лекции об искусстве, прочитанные в Московском Художественном театре.

В заголовке единицы хранения, содержащей записные книжки, тетра­ди и блокноты с записями, должны быть указаны вид документов, автор, раскрыто их содержание. Например:

Записные книжки Богданова А.А. с записями и заметками к своим на­ учным и публицистическим, работам, литературным произведениям, ме­ муарам; афоризмы, эпиграммы и др.

Записная книжка Ионова НИ. с записями о работе в военном отде­ ле Советского РКВКП(б), г. Москва.

При составлении заголовков к единицам хранения, содержащим выпис­ки, заметки и прочие рабочие и черновые документы, указывается автор выписок, вид документов, их содержание (тема). В отдельных случаях мо­гут указываться названия книг, из которых сделаны выписки. Например:

Жебелев С.А. Выписки, заметки на тему: «Археологические раскопки в Крыму».

Афиногенов А.Н. Выписки из газет и книг, сделанные для работы над пьесой «Москва, Кремль».

Танеев В.И. Выписки из книг Дрейнера Дж.У. «История умственного развития в Европе», Летурно Ш. «История цивилизации», Лебона Г. «За­ метки о социализме».

Особенности составления заголовков единиц хранения, содержащих творческие документы композиторов, актеров и режиссеров театра, кино­режиссеров, художников, архитекторов, подробно изложены в «Методи­ческих рекомендациях по работе с документами личного происхождения (литература и искусство)». М, 1990.

Если заголовок единицы хранения, содержащий переписку, начинает­ся с указания вида документа (письмо, телеграмма), то при обозначении автора документа сначала указываются его фамилии, затем — инициалы. Заголовок может начинаться с фамилии, имени и отчества (или инициа­лов) фондообразователя (в именительном падеже), когда переписка рас­полагается по алфавиту фамилий. В переписке при обозначении в заго­ловке единицы хранения адресата, кроме фамилии, имени, отчества (или инициалов), должны быть указаны должность, звание или служебное по­ложение адресата. Если письмо адресовано в учреждение, организацию, общество, то указывается полное наименование последних. В заголовке единицы хранения, относящейся к переписке, кратко раскрывается со­держание документов. Например:

Письмо Менделеева Д.И. министру финансов России Витте СЮ. по вопросам развития науки России.

Мечников Илья Ильич. Письмо Ковалевскому Александру Онуфриевичу, профессору Новороссийского университета, о результатах его науч­ных экспериментов в эмбриологии.

Письмо доктора технических наук Сасс-Тисовского Б.А: министру химической промышленностиТихомирову СМ. о форсировании работ по усовершенствованию малых электролитов.

При описании коллективных писем в заголовок единицы хранения следует вносить три-пять фамилий наиболее значительных лиц или — первых по порядку фамилий. Если подписавшиеся лица могут быть объ­единены каким-либо обобщающим наименованием, то последнее указы­вается в заголовке. Например:

Письмо Андреева Л.А., Бунина И.А., Вересаева В.В., Горького A.M., Шаляпина Ф.И. и других издателю Марксу А.Ф. с просьбой пересмот­ реть договор с Чеховым А.П. на издание его сочинений.

Письма студентов Московского Высшего технического училища им. Баумана Н.Э. в Министерство высшего и среднего специального образо­ вания СССР о проблемах обучения и распределения студентов.

В заголовках единиц хранения, содержащих письма разных лиц, ко­торые объединены по тематическому признаку, указываются корреспон­дент (группа корреспондентов), адресат и затронутые в письме вопросы. Например:

Письма избирателей депутату Верховного Совета СССР Ангели­ ной П.Е. по правовым и бытовым вопросам.

Письма Анненского Н.Ф., Тацинского С.С. и других писателю Коро­ленко В.Г. об обвинении вотяков в ритуальных убийствах.

При описании писем, имеющих приписки других лиц и обращения к нескольким лицам, в заголовках единиц хранения отмечаются авторы этих дополнений; в письмах родственников указываются фамилии, име­на и отчества автора, адресата, корреспондента; возле фамилии, имени, отчества адресата, корреспондента указывается степень родства (в скоб­ках). Например:

Письма Лебединского Н.А. писателю Фадееву А.А. и его жене, актри­ се Степановой А.О., личного характера.

Письмо Фигнер Веры Николаевны Лопатину Герману Александрови­ чу, одному из руководителей «Народной воли», с припиской Морозова Ни­ колая Александровича, о задачах народовольческого движения.

Письма Вяземского Петра Андреевича Вяземскому Петру Павловичу \внуку) по семейным делам.

При описании дарственных надписей в книгах и др. документах в за­головке единицы хранения указываются автор надписи, фамилия, имя, отчество (инициалы) лица, которому она адресована, и документ, на ко­тором сделана надпись. Например:

Дарственная надпись Ахматовой Анны Андреевны Блоку Александр] Александровичу на титульном листе сборника ее стихотворении «Подо рожник».

В заголовке единицы хранения, представляющей альбом, указывают­ся фамилия и инициалы владельца альбома, даются краткое описание имеющихся в нем записей, фотографий и других документов и характеристики внешних особенностей альбома. Например:

Альбом Головиной М.А. со стихотворениями Чайковского П.И., нотными записями его и Рубинштейна А.Г., с записями Самарина И.В., Розенталя М. и автографами других лиц (на рус. и нем. яз.); с рисунками карандашом; в бархатном переплете.

В заголовках единиц хранения, содержащих личные (биографические) документы, документы служебной и общественной деятельности, имущественно-хозяйственного и бытового характера, указываются виды документов, названия учреждений, их выдавших, инициалы и фамилии лиц. которым они выданы или адресованы, и краткое их содержание. Если единица хранения состоит из нескольких видов (разновидностей) документов по одному вопросу, то в заголовке следует перечислить все или основные виды документов. В заголовках единиц хранения, содержащих официальные документы с подписями известных лиц, последние оговариваются. Например:

Автобиография, дипломы, удостоверения и другие личные документы Смирновой Марии Григорьевны, депутата Верховного Совета СССР, за служенного работника культуры СССР.

Почетные грамоты Ульяновского автомобильного завода им. Лени­ на В.И., выданные Лаврентьевой М.И. за высокие производственные пока­ затели в социалистическом соревновании за 1950, 1953, 1957, 1961 годы.

Письма «Книгоиздательства Звонарева Б.Н.» Серафимовичу А.С. об издании его книги «Очерки и рассказы», накладные на авторские экземп­ ляры, расчетные листы.

Циркулярные письма Наркомата просвещения РСФСР за подписью наркома Луначарского А.В. об улучшении постановки школьного дела.

В заголовке единицы хранения об имуществе указывается вид документа, название и местоположение владения (имения, фабрики и т.п.). владелец (фамилия, имя, отчество (или инициалы)). Например:

Приходно-расходная книга вотчинной конторы села Васильевское. Дорогобужского уезда, Смоленской губернии, принадлежащего Семено­ ву Алексею Павловичу.

В заголовке единицы хранения, состоящей из документов юридиче­ского или экономического характера, кроме вида документов, указывают­ся как учреждения и лица, принимавшие участие в акте их составления, принятия, так и содержание документов. Например:

Купчая помещицы Лотошиной Василисы Андреевны на недвижимое имущество в Брюхановской волости Вологодского уезда, проданное за пять рублей Пушечниковой Евдокии Федоровне.

При описании фотографий в заголовке единицы хранения сначала указывается вид документа, а затем — фамилии, имена и отчества изображенных лиц. Если фондообразователь снят в группе лиц, то при описании указывается «в группе» и перечисляются в алфавитном порядке фамилии и инициалы изображенных лиц. Если фондообразователь снят в группе родственников, то после указания их фамилий и инициалов сле­дует обозначить родственные связи с фондообразователем каждого изображенного лица. Например:

Фотография Гагарина Ю.А. в группе с космонавтами Леоновым А.А.. Николаевым А.Г., Поповичем П.Р.. Терешковой В.Н., Титовым ГС. 1968 г.

Фотография Гиппиус З.Н. в группе с Гиппиусом Н.Р. (отцом), Гиппи­ ус А.С. (матерью), Анной, Татьяной и Натальей (сестрами). 1878 г.

В заголовке единицы хранения с уникальными фотографиями могут указываться место съемки и события, изображенные на снимках, проставляться размеры фотографий (в сантиметрах).

В заголовках единиц хранения, содержащих фотографии с дарственными надписями, дается описание изображений, затем — дарственных надписей. В заголовке оговариваются даты дарственных надписей. На­пример:

Фотография Шаляпина Ф.И. с дарственной надписью Бунину И.А. (следует описание надписи) от 29 ноября 1900 г.

Крайними датами единиц хранения, содержащих фотографии, в том числе и фотографии с дарственными надписями, являются даты изобра­жений.

В заголовках единиц хранения, содержащих фотографии городов, местностей, помещений, указывается вид документов и дается описание изображений. Например:

Фотография кабинета Чайковского П.И. в доме-музее в Клину.

Фотографии видов городов Самара, Сызрань, Углич.

Свою специфику имеет описание документов по истории церкви.

При описании церковных документов следует прежде всего учиты­вать их видовой состав. Основные виды документов следующие: указы духовных консисторий и духовных правлений; переписка с благочинными; отчеты благочинных об их деятельности; богослужебные книги (богослужебно-братские журналы); клировые ведомости; церковные летопи­си (ведомости); метрические книги; книги брачных обысков (брачные об­ыскные книги, книги предбрачных свидетельств); брачные документы; исповедные (духовные, исповедальные) книги (ведомости, росписи); опи­си церковного имущества; приходно-расходные книги; журналы входя­щих/исходящих документов.

Единицы хранения церковных документов должны содержать документы одного вида; не относящиеся к ним документы должны быть выделены и описаны в самостоятельных единицах хранения или в единицах хранения, содержащих идентичные по видовому составу документы.

В заголовок единицы хранения документов по истории церкви вхо­дят следующие элементы: название вида документов, название церковно­го учреждения (церковь, собор, консистория и др.), географическое оп­ределение местности, к которой относится это учреждение, даты, к кото­рым относятся документы единицы хранения. Если единицы хранения систематизированы по географическому признаку, то в заголовок едини­цы хранения не следует вносить название местности, к которой относит­ся церковное учреждение. Например:

Указы Орловской духовной консистории за 1843 г.

Книга брачных обысков Петропавловского кафедрального собора г. Орел за 1849-1854 гг.

Метрические книги Преображенской церкви с. Спасское-Лутовиново, Мценского уезда, Орловской губернии за 1780-1812 гг. (приходский экземпляр).

Исповедные ведомости Введенской церкви, с. Ачмазово, Кромского уезда, Орловской губернии за 1821 г.

При описании метрических книг, представляющих собой совокуп­ность хронологических записей по установленной форме о рождении, браке и смерти прихожан, необходимо учитывать их особенности. Мет­рические книги по принципу документирования и хранения делятся на приходские и консисторские, названия которых происходят от места их создания и хранения. Экземпляры не идентичны. Приходской экземпляр включал записи рождений, браков и смертей прихожан только одного прихода за несколько лет, в зависимости от численности прихода, в силу чего он обладает хронологической распространенностью и статичной географией (один приход). Приходская метрическая книга составлялась в двух экземплярах, один из них (список) передавался в консисторию. До 1840-1850-х гг. приходская метрическая книга включала все виды ре­гистрации, а позже каждый вид регистрации велся в отдельной книге.

Встречаются книги, объединяющие регистрационные записи двух видов. Например:

Метрические книги Димитриевской церкви г. Кромы, Орловской гу бернии за 1802—1911 гг. (приходский экземпляр).

Метрическая книга с записями в приходских церквях уездов и городов Тобольской губернии о бракосочетавшихся за 1874 г. (консисторский экземпляр).

Метрическая книга с записями в приходских церквях Богородского уезда Московской губернии о родившихся и умерших за 1889 г. (конси­сторский экземпляр).

Консисторский экземпляр начинал формироваться тем же приход­ским священником, который заполнял метрическую тетрадь, то есть он представлял список трех частей приходского экземпляра за истекший год. В начале января следующего года этот экземпляр передавался в кон­систорию, где тетради всех приходов одного уезда или города сшива­лись погодно в одну книгу, которая и получила название консисторского экземпляра. В отличие от приходского консисторский экземпляр объе­диняет метрические книги со сведениями о рождении, браке, смерти за один год по всем приходам уезда или города и потому имеет географи­ческую распространенность и хронологическую статичность.

Вследствие того, что выделенные (по разным причинам) из фондов консисторий консисторские экземпляры метрических книг в настоящее время оказались в фондах приходских церквей, необходимо при описа­нии, учитывая разную структуру этих книг, указывать название экземпля­ра: «приходской», «консисторский». При этом недопустимо в одной еди­нице хранения соединять разные экземпляры.

При описании метрических книг необходимо также различать метрические книги по конфессиональному признаку. Они делятся на христиан­ские: православные (ортодоксальная и старообрядческая церковь), като­лические (римско-католическая церковь и др.), протестанские (евангелическо-лютеранская церковь, баптисты и др.); нехристианские: мусульман­ские, иудейские.

Существуют различия метрических книг по статусу церкви, когда метрические книги различаются как:

а)  книги приходских церквей (в том числе книги соборов, монастыр­ских церквей и др., имевших постоянный приход);

б) книги бесприходских церквей (церквей казенных и богоугодных
заведений, домовых, кладбищенских церквей);

в)  книги полковых священников и капелланов.

При описании метрических книг в заголовках единиц хранения следу­ет также отмечать эти особенности. Например: «метрическая книга старообрядцев», «метрическая книга иудеев», «метрическая книга мусульман», «полковая метрическая книга» и др.

В приходских церквах под названием «брачные документы» собирались личные документы вступающих в брак. В больших городских прихо­дах эти документы группировались отдельно от брачных обысков (пред. брачных свидетельств), объединявшихся в шнуровых обыскных книгах, В небольших приходских церквах брачные документы нередко помеща­лись в обыскные книги, что приводило к нарушению принципов докумен­тирования. Необходимо выделить брачные документы из состава кнщ брачных обысков в самостоятельную группу и описывать их раздельно.

В заголовке единицы хранения, содержащей брачные (личные) документы, указываются сведения о лицах, вступающих в брак: фамилии, имена, отчества, возраст (год рождения), сословие, чин, семейное поло­жение, число, месяц и год заведения дела. Затем перечисляются виды брачных документов, которые предъявлены бракосочетающимся для за­ключения брака. Например:

Брачные документы

Петров Петр Иванович, I860 г.р., купец, холост

Смирнова Ольга Сергеевна, 1864 г.р., мещанка, незамужняя: 1892 г., 25 мая.

Прошения о вступлении в брак; разрешения начальства (с подписью и печатью); свидетельства об исповеди и причастии; свидетельство или удостоверение о разрешении на вступление в брак жениху (выдан­ ное купеческой или мещанской управой, если он принадлежал к этим со­ словиям); свидетельство о номере брака после вдовства или развода; указ консистории о разрешении повенчать 3-й брак (с 1840 г.); указ кон­систории о расторжении брака и разрешении вступить в новый; показа­ние-обязательство для иноверца(ки) при вступлении в брак с православным(ой) соблюдать законы Российской империи и др.

Описание документов КГБ СССР, переданных на государственное хранение, имеет свои особенности.

Прежде всего это относится к фильтрационно-проверочным делам н трофейным документам на репатриированных советских граждан и быв­ших военнопленных Советской Армии. Среди фильтрационных доку­ментов имеются личные дела, отмеченные грифом «Секретно», которые, после выделения в отдельную опись, описываются в обычном порядке.

Заголовок единицы хранения «личное дело;» должен состоять из фамилии, имени, отчества, дат жизни лица, на которое составлено фильтрационное дело. Поскольку в заголовке фильтрационного дела, в силу осо­бенностей его составления, эти даты зачастую неполные или отсутствуют, необходимо их определить, используя имеющиеся в фильтрацион-ных материалах справочные картотеки, регистрационные журналы, тро­фейные документы и другие источники, включая поиски через Междуна­родные организации: Международная служба розыска, (г. Арользен, ФРГ), Центральное бюро розыска Международного Красного Креста (г. Жене­ва, Швейцария) и др. В соответствующих графах описательной статьи следует указать крайние даты документов.

Большой массив документов составляют фильтрационные карточки НКВД (МВД, МГБ) на репатриантов (бывших в окружении, в плену, в зо­нах фашистской оккупации или репатриированных из заграницы совет­ских граждан) и трофейные немецкие карточки учета военнопленных. В каждой группе эти карточки систематизируются по алфавиту фамилий, после чего составляются единицы хранения, состоящие из 250-300 карто­чек. Если на одного человека имеется несколько карточек, они объединя­ются и получают один порядковый номер. Заголовок единицы хранения должен состоять из названия карточек и указания букв фамилий людей, на которые составлены карточки. Например:

Фильтрационные карточки репатриантов с фамилиями

на буквы АИ.

Трофейные немецкие карточки военнопленных с фамилиями

на буквы КП.

При обнаружении в трофейных документах трофейной карты военнопленного (с фотографией, указанием анкетных и личных данных, особых примет) следует сформировать отдельное дело военнопленного и опи­сать его по правилам описания личных дел.

Вторая группа документов, переданных в государственные архивы из архивов КГБ, представлена документами граждан, репрессированных по политическим мотивам в 1920-1970 годы и реабилитированных впослед­ствии. Эти документы можно разделить на три группы, каждая из кото­рых описывается с учетом специфики документов каждой группы:

первая группа — «дела» репрессированного;

вторая группа — личные документы репрессированного;

третья группа — вещественные доказательства.

Первую группу составляют созданные в процессе следствия следующие дела репрессированного: архивно-следственное, контрольное, наблюдательное, личное дело заключенного, дело спецпроверки, имущественное, учетное и другие дела.

Архивно-следственное дело являлось основным в ходе ведения следствия. В журналах регистрации КГБ ему присваивался порядковый номер. Остальные дела рассматривались как приложения к архивно-ледственному делу и не имели самостоятельного номера. В прочих делах к номеру архивно-следственного дела добавлялась соответствующая лите­ра, например, наблюдательное дело имело литеру «н/д».

Вторая группа — личные документы — может быть представлена изымавшимися у обвиняемого документами: паспорт, трудовая книжка, профбилет и др. удостоверения, грамоты, свидетельства, фотографии, письма, рукописи, книги, дневники, листовки, плакаты и др.

Третью группу — «вещественные доказательства» — могут предста­влять личные документы (письма, рукописи и т.д.), а также приобщав­шиеся к делу предметы, которые можно отнести к музейным (ордена, медали, заготовки печатей, оттиски, куски резины для типографии и др.).

Документы одного репрессированного гражданина в каждой группе составляют самостоятельные единицы хранения, и записываются разде­льно. Целесообразно составлять типовые заголовки на однородные еди­ницы хранения.

В состав элементов описания заголовка единицы хранения входят: на­звание вида единицы хранения: архивно-следственное дело (наблюдате­льное дело и т.д.); личные документы; «вещественные доказательства». Вслед за названием архивноследственного и других дел репрессирован­ного проставляется номер регистрации дела в журнале КГБ; далее указы­ваются фамилия, имя, отчество и год рождения лица/лиц, проходящих по делу. В заголовок группового дела в алфавитном порядке вносятся все фамилии лиц, проходящих по делу. В случае разночтений фамилий и имен, разночтения указываются в скобках.

В заголовке единицы хранения личных документов перечисляется их виды (паспорт, книга, рукопись и др.).

За единицу хранения музейных предметов, являющихся «веществен­ными доказательствами», принимается один или несколько предметов, помещенных в отдельную коробку, конверт, связку, чехол. В заголовке единицы хранения с «вещественными доказательствами» перечисляются их состав, который отражается также во внутренней описи единицы хра­нения.

Суть обвинения в заголовок не выносится. Состав документов «Де­ла» в заголовке не раскрывается, т.к. он идентичен в аналогичных едини­цах хранения и оговаривается в предисловии к описи.

При определении крайних дат документов единицы хранения следу­ет иметь в виду, что начальной датой архивно-следственного дела (и дру­гих дел) является дата составления (регистрации) самого раннего доку­мента, а конечной датой — дата составления (регистрации) самого позднего документа (в данном случае начальной датой единицы хранения ре­шено считать дату документа о заведении дела (постановление об аре­сте, ордер на арест, протокол обыска). Крайние даты документов следст­вия указываются полностью: число, месяц, год. Если в единице хранения имеются документы с датами, предшествующими дате заведения дела, то они оговариваются в описании с новой строки: «имеются документы за ___ (год/ месяц)». При описании указываются также даты (год) более поздних документов, в том числе — документов о реабилитации. Примеры описания документов репрессированных граждан:

1.  Архивно-следственное дело № 5711
БОБРОВИЧ Мария Михайловна, 1881 г.р.

31 марта 1938 г.25 июля 1939 г.

1954г., 1990 г.

Имеются документы за 1932 г.

2.  Наблюдательное дело № 5711 н/д
БОБРОВИЧ Марш Михайловна, 1881 г.р.

31 марта 1938 г.25 июля 1939 г.

Личные документы

БОБРОВИЧ Мария Михайловна, 1881 г.р.

31 марта 1938 г.25 июля 1939 г. Паспорт, трудовая книжка, профсоюзный билет, фотографии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.097 с.)