Различение высоты , силы , тембра голоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различение высоты , силы , тембра голоса



БИБЛИОТЕКА ЛОГОПЕДА


 

В. П. Невская


РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

 

Речевые игры и упражнения ______________________ J ]

Речевые игры и упражнения

Узнавание неречевых звуков

Цели:

— упражнять в определении на слух предметов;

— развивать фонематический слух;

— учить узнавать ритмический рисунок.

Шумовые баночки

Оборудование: металлические баночки с крупами: рисом, кедровыми орехами, пшеном, семечками, гречкой, фасолью (количество видов круп от 2 до 6).

Логопед гремит баночками, дети определяют вид крупы.

Какой предмет звучит?

Оборудование: балалайка, скрипка, гитара, металлофон, гармонь, дудочка, барабан.

Логопед играет на инструменте, дети определяют — на каком.

Полянка

Оборудование: игрушки: заяц, медвежонок, белка, ежик.

Логопед. На полянку соберутся дикие животные. Каж­дый из них постучится по-разному: заяц — 1 раз, медвежо­нок — 2, белка — 3, а ежик — 4 раза. По стуку догадайтесь, кто пришел на полянку.

Какой предмет издает звук?

Оборудование: деревянная и металлическая ложки, каран­даш, молоток, резиновый мяч, стакан, ножницы, будильник. Логопед стучит предметом, дети определяют каким.

Слушай звуки

Оборудование: палочка, барабан, колокольчик, игрушка, бумага, фишки.

Логопед, стоя сзади ребенка, ударяет палочкой по бараба­ну (звенит колокольчиком, пищит игрушкой, стучит по столу, мнет бумагу и т.д.). Ребенок должен отреагировать на услы­шанный звук поднятием руки (поворотом головы, хлопком, откладыванием фишки).


л


Библиотека Логопеда


5


Двигайся на звук

Оборудование: погремушка.

Логопед, спрятав за спиной погремушку (колокольчик, бубен), предлагает ребенку подпрыгнуть, если он услышит звук.

Сторож

Оборудование: флажок, бубен.

Ребенок «сторож» становится спиной к стулу, на котором лежит флажок (или любая другая игрушка). Логопед с буб­ном в руках стоит на некотором расстоянии. Другой ребе­нок очень тихо подходит к стулу, чтобы взять флажок. Когда он находится близко к цели, звучит бубен. По этому сигналу оба ребенка стараются схватить флажок. К(то это сделает пер­вым, становится «сторожем».

Покажи, что звучит

Оборудование: разные предметы. '

Логопед воспроизводит звуки одним из предметов, спря­танным за ширмой. Затем ребенку предлагается показать прозвучавший предмет и еще раз его озвучить, проверив себя.

Будь внимательным

Оборудование: свисток, дудочка, шарманка.

По инструкции логопеда ребенок выполняет различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка должен поднять руку вверх, на звук дудоч­ки — удерживать руки впереди, а на звук шарманки — раз­вести их в стороны.

Узнай по звуку

Оборудование: записи пения птиц и мяуканья кошки, ко­локольчик.

Ребенку предлагается закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, сказать, какие звуки он услышал (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колоколь­чика, кашель т.п.). Предлагается прослушивание 2—5 звуча­ний. Ребенок по команде «День!» открывает глаза, указывает на звучащие предметы или их изображения и называет запо­мнившиеся звуки или предметы, их издающие.


Речевые игры и упражнения ______________ /|

Три медведя

Оборудование: иллюстрации к сказке «Три медведя».

Вариант 1

Логопед рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая речь пока­зом иллюстраций.

Логопед. Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что стул его сдвинут?

Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Логопед следит, чтобы дети, подражая Мишутке, Настасье Петровне и Михаиле Потапычу, не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

Вариант 2

Логопед рассказывает сказку «Три медведя». Затем предла­гает детям инсценировать ее. Выбирает трех медведей: Михай-


и


л


Библиотека Логопеда


7


ла Потапыча, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляет мебель и посуду. Логопед предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голоса­ми они говорили.

Поощряет детей, удачно подражавших голосам медведей.

Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям сказками: «Ко­лобок», «Теремок» и др.

Найди мишку

Оборудование: игрушка мишка, бубен.

Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала — бубна. Чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке.

Близко - далеко

Оборудование: запись голосов животных.

Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить предложением, дале­ко или близко слышится звук (например, мяуканье кошки).

Тишина

Ребенок, закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1—2 мин ему предлагается открыть глаза, рассказать и нарисовать то, что он услышал.

Покажи звук

Оборудование: 2 карточки.

Ребенку дают две карточки: на одной изображена ко­роткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном из­дает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

Долгий звук - короткий звук

Оборудование: разные музыкальные инструменты.

Ребенок воспроизводит звучания на музыкальных инстру­ментах, но, прежде чем играть, предупреждает, коротко или долго будет длиться звучание.


8


Речевые игры и упражнения


Л


Высоко - низко

Оборудование: разные музыкальные инструменты.

Ребенок идет по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино). Услы­шав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки, услы­шав низкие — приседает.

Угадай, что звучит?

Оборудование: барабан и игрушка, издающая писк; погре­мушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.

Перед ребенком на столе лежат две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко. По словесной команде логопеда («Вы­сокий звук!» или «Низкий звук!») ребенок выбирает подходя­щую игрушку и проверяет свой выбор, воспроизводя звучание.

Похожие звуки

Оборудование: картинки с животными и предметами, аудио­запись разных звуков.

Перед ребенком выставляется ряд картинок, на кото­рых изображены различные животные и предметы (карти­нок больше, чем последующих звучаний). Ребенок называет предметы на картинках. Ему предлагается внимательно про­слушать звучания (звуки высокой и низкой частот), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

Сколько предметов?

Оборудование: предметы, имеющие контрастные звучания.

Логопед одновременно «звучит» 2—3 предметами, имею­щими контрастные звучания (например, свистком и погре­мушкой; бубном, пищалкой и свистком). Зрительное воспри­ятие ребенком звучащих предметов исключается. Он на слух определяет их количество.

Покажи, где звук?

Оборудование:

Ребенок с завязанными глазами находится в центре ком­наты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди манипулируют с музыкальны­ми игрушками. Ребенок с завязанными глазами движени­ем руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление (локализацию) источника звука.


LQ


Библиотека Логопеда


9


Где котенок, где щенок?

Оборудование: 4 магнитофона, аудиозаписи голосов жи­вотных.

Два-четыре магнитофона устанавливают в разных точках помещения. Ребенок с закрытыми глазами последовательно прослушивает в аудиозаписи голоса животных (кошки и со­баки), показывает направления звучаний. После этого вклю­чают сразу два магнитофона, и ребенок обеими руками пока­зывает, где слышатся голоса. Далее он определяет принад­лежность услышанных голосов и показывает (по памяти), где «сидел» щенок, а где котенок.

Гусь и гусята

Оборудование: игрушки: гусь и гусята.' Логопед (показывает игрушечного гуся). Вспомните, как он кричит. Дети. Га-га-га.

Затем логопед рассказывает и показывает, действуя с игрушками.

Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовет гусят: «Га-га-га, идите ко мне!»

Звукосочетание «га-га-га» он произносит громко и предлагает детям также громко повторить его — позвать гусят. Дети повторяют. Группо­вые ответы чередуются с индивидуальными.

Гусята маленькие, они не могут так громко кричать, послу­шайте, как они отвечают. «Га-га-га» (Произносит тихо.)

Дети повторяют также тихо. После того как ответят 4—5 детей, ло­гопед предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит «га-га-га» то громко, то тихо. Дети отвечают и по­казывают соответствующие игрушки.

Угадай, чей голос?

Логопед, имитируя голоса животных, т.е. произнося раз­личные звуковые комплексы, предлагает детям угадать, кто как кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут жи­вотное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, логопед громко произносит «ква-ква-ква» и спрашивает: «Кто это?» Дети отвечают: «Ля-


10 ________________ Речевые игры и упражнения ___________________ \ J \

гушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто же?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушо­нок». — «Как вы узнали, что это лягушонок?» — «Лягушо­нок квакает тихо, а лягушка громко».

Кто как кричит?

Предварительная работа: дети учились изменять силу го­лоса.

Оборудование: на фланелеграфе картинки: дерево, забор, птичка, кошка, котенок; игрушки: кошка, котенок, птица, птенчик.

Логопед (рассказывает, сопровождая речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок). Рано утром на даче вышли мы гулять. Услышали, что кто-то тоненько пи­щит: «Пи-пи». (Произносит звукоподражание «тоненьким» голоском.) Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птен­чик пищит? («Пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червячка и запищала: «Пи-пи». (Произносит звукоподражание более низким голосом.) Как мама-птичка пшцала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, а мы дальше пошли. Слышим, у забо­ра кто-то тоненько кричит: «Мяу-мяу-мяу». (Произносит звукоподражание «тоненьким» голоском.) И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал?(«Мяу-мяу».) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «Мяу-мяу-мяу». (Говорит «мяу-мяу» более низким голосом.) Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я покажу, кто к нам в гости пришел.

Логопед достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится.

Как кошка мяукает?

Дети, понижая голос, говорят: «Мяу-мяу-мяу». Затем логопед достает котенка, птицу, птенчиков и дети подражают их голосам.

Эхо

Предварительная работа: дети учились произносить тихо и громко различные звукоподражания.

Оборудование: картинка «Дети заблудились в лесу».


л


Библиотека Логопеда


1 11 I.


Дети делятся на две группы. Одна изображает детей, ко­торые заблудились в лесу, другая — эхо. Каждая группа рас­полагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблуди­лись в лесу, громко зовут по имени детей другой группы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические рекомендации. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторит их слова.

Вьюга

Предварительная работа: дети учились изменять силу го­лоса от громкого голоса к тихому.

Оборудование: картинка с изображением вьюги.

Логопед показывает картинку, на которой нарисована вью­га. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую зимним вечером. По сигналу логопеда «Вьюга начинается!» дети тихо говорят: «Ууу...»; по сигналу «Сильная вьюга!» громко гово­рят (но не кричат): «Ууу...»; по сигналу «Вьюга кончается!» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась!» — замолкают.

Методические рекомендации. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук [у] тихо, затем громко и снова тихо, поэтому логопед быстро сменяет один сигнал другим.

Воли и семеро козлят

Оборудование: маски животных.

Дети предварительно знакомятся со сказкой и хорошо зна­ют слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми логопед распределяет роли сказочных персонажей и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Логопед обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк сначала грубым, низ­ким голосом, а потом более высоким.

Иди с нами играть

Предварительная работа: проводились игры и занятия на вызывание звукоподражаний, развитие речевого дыхания. Оборудование: игрушки: мишка, зайка, лиса.

Дети сидят полукругом. Логопед на расстоянии 2—3 м от них расстав­ляет игрушки.


12


Речевые игры и упражнения _____________________ /|


Логопед. Мишке, зайке, лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!»

Дети вместе с логопедом зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Гудок

Оборудование: картинка с изображением паровоза.

Дети становятся в один ряд лицом к логопеду и поднима­ют руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно их опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят «у» сначала громко, а за­тем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Кот и мыши

Предварительная работа: логопед обращает внимание де­тей на то, что мы пользуемся в речи громким и тихим голо­сом; разучивает с детьми содержание стихотворения.

Оборудование: шапочка с изображением кота.

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота.

Дети (тихим голосом)

Тише, мыши,

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные мыши становятся котами.

Методические указания. Следить, чтобы дети не усилива­ли голос, но и не говорили шепотом.

Дует ветер

Подготовительная работа: дети учились говорить тихо и громко.


Л


Библиотека Логопеда


13


Оборудование: картинки: легкий ветерок, качающий травку, цветы; сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Дети сидят полукругом на стульях.

Логопед. Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем по­лем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет трав­ку, цветочки. (Показывает картинку.) Он дует тихо, вот так: «Ууу». (Тихо и длительно произносит звук.) Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер. (Показывает картинку.) Он громко загудел: «Ууу...». (Громко и длительно произносит этот звук.)

Дети повторяют за логопедом, как дует легкий ветерок и как дует сильный ветер.

Затем логопед показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Логопед следит, чтобы дети, по­вторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Не разбуди Катю

Подготовительная работа: дети учились говорить громко.

Оборудование: кукла с закрывающимися глазами, кроват­ка с постельными принадлежностями; мелкие игрушки: ку­бик, машинка, башенка и др.; коробка для игрушек.

Логопед (ставит себе на стол кроватку со спящей куклой). Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбу­дить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку.

Так логопед вызывает всех детей по двое, а они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

Эхо

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна груп­па то тихо, то громко произносит: «А», а другая — тихо от­зывается: «А».

Методические указания. Можно играть, употребляя глас­ные звуки, а также сочетания: АУ, УА, ИА, ИО и т.д.


14


Речевые игры и упражнения   _____________      / I


Перебежки

Оборудование: мел, стульчики.

Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу логопеда один из детей вызы­вает другого по своему выбору: «Ay, ay, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ay, ay, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

На лесной полянке

(ел. П. Кагановой, муз. Б. Кравченко)

По ходу песни дети изображают персонажей и выпол­няют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.

Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та. (Зраза) Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ. (3 раза) Лягушата делают зарядку, Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква и т.д. (3 раза)

Карусель

Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу логопеда.

Дети изображают карусель, бегая в разном темпе.

Логопед (знакомит с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца). Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Встанем возле веревки в круг, возьмем ее в пра­вую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели. А потом кругом, кругом — Все бегом, бегом, бегом.


л


Библиотека Логопеда


15


Снова пойдем медленно, а потом на слово «бегом» побе­жим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в дру­гую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, затем останавли­вается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бу­бен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры логопед может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Дождик

Логопед. Во время дождя дождинки стучат по крыше. (Произносит «кап-кап-кап» в умеренном темпе, дети повто­ряют.) Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому.

Произносит «кап... кап...» медленно, немного растягивая, с паузами, дети повторяют. Хоровые ответы детей чередуются с индивидуальными.

Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так. (Произносит «кап-кап-кап» в быстром темпе.)

Когда дети научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в замедленном темпе, логопед предлагает им опреде­лить на слух, какой идет дождь, и произносит «кап-кап-кап» в различ­ном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3—4 раза.

Методические указания. Логопед следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроиз­водили его в заданном темпе.

Топ - топ - топ

Логопед. Послушайте сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке». (Произносит «топ-топ-топ» в уско-


16


Речевые игры и упражнения


Л


репном темпе.) А теперь, как «большие ноги топали по доро­ге». (Произносит «топ... топ... топ...» медленно.)

После этого логопед произносит данное сочетание то быстро, то медлен­но, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.

Логопед добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного словосочетания, сами умели произносить его и быстро и медленно.

Угадай, какой поезд?

Оборудование: картинки с изображением товарного, пасса­жирского и скорого поездов.

Логопед (показывает картинки с изображением разных поездов). Когда идет товарный поезд, то его коле­са стучат так. (Произносит «тук... тук... тук...» медленно.) Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его сту­чат так. (Произносит «тук-тук-тук» в умеренном темпе.) Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так. (Произ­носит «тук-тук-тук» в слегка ускоренном темпе.)

Дети тоже произносят «тук-тук-тук» в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса разных поездов, логопед предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесе­ния им звукоподражания), какой идет поезд. Логопед произносит «тук-тук-тук» то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают.

Логопед добивается, чтобы дети точно воспроизводили данные звукосочетания, правильно определяли на слух по скорости произнесения «тук-тук-тук» скорость движения поездов.

Успокой куклу

Дети сидят на стульчиках полукругом, на руках у них куклы.

Логопед. Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотри­те, как я укладываю свою куклу спать. (Укачивает куклу, негромко напевая на звук [а] мотив знакомой колыбельной песни.) А теперь вы покачайте.

Дети по очереди, а потом вместе укачивают кукол, произнося звук [а].


л


Библиотека Логопеда


17


Медведь и елка

Оборудование: маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Логопед выбирает двух детей: один будет медведем, другой, напри­мер, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. Во время встречи между ними происходит диалог.

Волк. Ты куда идешь, медведь? Медведь. В город, елку приглядеть. Волк. Да на что тебе она? Медведь. Новый год встречать пора. Волк. Где поставишь ты ее? Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Произнося эти слова, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.

Подскажи подходящее слово

Логопед

В реке большая драка, Поссорились два р... (рака).

Далеко от нас Москва, Не слышны ее слова.


18


Речевые игры и упражнения __________________ /|


Только что наладили

В нашем доме р... (радио).

Над лугами, над водой Хлынул дождик проливной. А потом повисло В небе коромысло. Ребятишек радует р... (радуга).

Мы по узенькой дощечке Побежим купаться к р... (речке).

Лесники ее котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь!»

Потому что это р... (рысь).

Наша старшая сестра Вяжет с самого у... (утра).

Слон шагает по дороге. Вот так хобот! Вот так ноги! Под слоном прогнулся мост. У слона огромный р... (рост).

Среди жирных голубей Прыгал тощий в... (воробей).

Я сегодня утром рано Умываюсь из-под к... (крана).

Только жив ли петушок, Золотой наш г... (гребешок).

Назови лишний звук

Логопед

Говорит Володя Коле:

«Стройку (тройку) получил я в школе».

В нашем доме на окошке

Сидят серенькие крошки (кошки).

Вадик спит и видит слон (сон), Что летит в ракете он.

Правильно подбери слова со звуками [ п ], [ п ']

Логопед

На волке (полке) — сметана, Творог, молоко. И рад бы поесть, Да достать нелегко.

Под березками, где тень, Притаился старый день (пень).

Лес пилить пустились вилы, Обратившись в... (пилы).

— Волк, смотри, — сказал он волку, — Станешь зубы класть на... (полку).

Лучше ты в лесу не вой, Лучше в цирке песни... (пой).

Исправь меня

Логопед

Я колол дрова, и... кепка Отлетела от бревна.


20 __________________ Речевые игры и упражнения ______________________ J ]

Я надел скорее... щепку — Целее будет голова!

Вот так рыба, вот так... мука На крючок попалась мне! Тяжело, ну просто... щука Удочку держать в руке!

В океане, в океане Плавает огромный... щит. Воина от стрел закроет Крепкий и широкий... кит.

Появилась в небе... щучка, Капли капают уже. Плещется в речушке... тучка, Рыбаки спешат к реке.

Все колдуньи злые... щетки, Любят брать чужие... тетки И летать по злым делам.

Волшебные превращения

Оборудование: предметные картинки с надписями слов: том — дом, соты — ноты, рак — лак, лук — жук, печка — речка, двери — звери, санки — банки; ручка.

Логопед. Кот Леопольд подобрал для тебя слова, в кото­рых надо изменить только одну букву и сразу вместо пред­мета получится что-то другое! Бери свою волшебную палоч­ку-ручку и начинай «волшебные превращения».

Библиотека Логопеда


21


Скачут побегайчики — Солнечные... (зайчики).

— Где же зайчики?

— Ушли.

Вы нигде их... (не нашли).

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему... (штанишки). Надо к ним карман... (пришить) И конфету... (положить).

Доскажи словечко

Логопед

А рядом бегемотики Схватились за... (животики).

Золотой и молодой За неделю стал седой, Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Белый... (одуванчик).

Целый день поет щегол В клетке... (на окошке). Третий год ему пошел, А он боится... (кошки).

Не послушал зайка папу — Отдавили зайке... (лапу).

А возле этой елки Бродили злые... (волки).


22


Речевые игры и упражнения


Л


Стала жаба важно квакать: «Ква-ква-ква, не надо... (плакать)».

Я с бубенчиком в руке, В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка

И зовут его... (Петрушка).

Закончи стишок

Логопед

Встает на заре, Поет во дворе, На голове гребешок. Кто же это?..

(Петушок.)

Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Это зверь лесной —... (медведь).

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке... (мяч).

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал, След за ним был то бел. Кто же этот заяц?..

(Мел.)

Летом в болоте вы ее найдете, Зеленая квакушка. Кто это?..

(Лягушка.)


л


Библиотека Логопеда


23


Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый — краса! А зовут ее... (лиса).

Закончи слово

Логопед

Слово спряталось куда-то. Слово спряталось и ждет: «Пусть найдут меня ребята, Ну-ка, кто меня найдет?»

За окнами шумит буран,, За стеклом поет ба... (баян).

Удивился дед Тарас,

Бородой своей затряс.

Сорняки — на гряде,

А морковки — в боро... (борозде).

Из кармана у Аркашки

Вечно сыплются бу... (бумажки).

Найди ошибку в стихах

Логопед

— Ой! — кричат вокруг хозяйки. — В огород забрались майки (зайки).

Доски на гору везем, Будем строить Новый ком (дом).

Любопытные мартышки Собирают с елок фишки (шишки).

Прилетел из леса лук (жук) И залез под толстый сук.


24


Речевые игры и упражнения                                    J ]


Жил в лесу один чудак, Разводил в саду он лак (мак).

Стужа. Снег. Метут метели. Темной ночью бродят двери (звери).

Какой звук пропущен?

Логопед

Написал письмо я зайке,

Но забыл приклеить..арки (марки).

Своей младшей дочке Тосе Заплетает мама..осы (косы).

Подарили нам игрушки:

Целый день стреляли..ушки (пушки).

Землю роет старый к..от (крот), Под землею он живет.

В зоопарке живет сон (слон), Словно дом, огромен он.

Мама кукле шар., (шарф) вязала, Ей Наташа помогала.

Серый вол., (волк), голодный, злой, Бродит по лесу зимой.

Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла..пу (лампу).

Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к..ошки (крошки).

Друг приехал из Полтавы,

Он привез письмо от..лавы (Славы, Клавы).

На арену вышли..игры (тигры), Мы от страха все притихли.


J ] J                                Библиотека Логопеда                                       25

Найди и исправь ошибки

Логопед

Здесь хорошее местечко — Протекает мимо печка. (Речка.)

Слезы льются у Оксанки,

У нее сломались банки. (Санки.)

Мышка спряталась под горку

И грызет тихонько норку. (Корку.)

Сшил себе котенок шапки,

Чтоб зимой не мерзли лапки. (Тапки.)

Назови пары слов

Оборудование: парные картинки: маски — краски, чаш­ки — шашки, избушка — старушка.

Логопед помогает детям подобрать рифму.

Исправь ошибки

Логопед. Слова танки, санки, тапки, лапки так похожи, что, составляя предложения, я случайно поменяла слова ме­стами: помогите мне, пожалуйста, навести порядок! Исправь­те мои ошибки.

Зазеленели в парке... детки, И на прогулку вышли... ветки]

В лесу летают летом... кошки, Охотятся на мышек... мошки.

В бою стреляют метко... санки.

За шнур мы в горку тянем... танки.

На маскарад наденем... каски. Солдаты в бой наденут... маски.

Буква заблудилась

Речевой материал: стихотворение А. Шибаева «Буква за­блудилась».


26


Речевые игры и упражнения


Л


Логопед (читает стихотворение и предлагает найти ошибки в тексте)

Неизвестно, что случилось, Только буква заблудилась: Заскочила в чей-то дом И хозяйничает в нем! Но едва туда вошла Буква-озорница, Очень странные дела Начали твориться... Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! На виду у детворы Крысу красят маляры. Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села.

Подбери в рифму названия овощей со звуком [ к ]

Логопед

Поздним летом в огороде собирается народ. Зрел все лето урожай. Что собрали, отгадай!

Где весною было пусто, Летом выросла... (капуста).

Собираем мы в лукошко Очень крупную... (картошку).

Солнце светило, чтоб Ярче зеленел... (укроп).

От дождя земля намокла. Вылезай, толстушка... (свекла).

Из земли за чуб, плутовку, Тянем сочную... (морковку).


л


Библиотека Логопеда


27


Надо поклониться низко, Чтобы вытащить... (редиску).

Помогает деду внук — Собирает с грядок... (лук).

Просит дедушка Федюшку: «Собирай еще... (петрушку)».

Вот зеленый толстячок, Крупный, гладкий... (кабачок).

И красавец-великан — Темно-синий... (баклажан).

Испорченный телефон

Речевой материал: стихотворение В. Баширова «Испор­ченный телефон».

Логопед

— Будьте добры, Позовите врача!

— Куда вы звоните? Какого грача?

— Врача позовите, Будьте добры!

— Чего вы хотите? Какие бобры?

— Будьте бобры, Позовите грача!

— Если бодры,

Так зачем же врача?

Речевые игры и упражнения


Л


Много снега во дворе — Едут танки (санки) по горе.

Хулиганам не до шутки,

Если Рекс в собачьей дудке (будке).

Посмотрите в воду сами —

С очень длинными усами

Проплывает под мостом

Серый, скользкий, длинный дом (сом).

Когда поранишь ты колено, То покупаешь непременно, Уверенный, что все пройдет, Коричневую жидкость — мед (йод).

Дифференциация слогов

Цели:

— учить четко произносить слоговые ряды в отраженной речи;

— произносить трехсложные слова с открытыми слогами при закреплении обобщающих понятий;

— произносить односложные слова с закрытым слогом;

— подбирать рифму;

— упражнять в определении количества слов;

— формировать навыки анализа и синтеза слов;

— развивать слуховое внимание и память.

Эхо

Слоговые ряды:

СА-ША-СА,     ШО-СО-ШО,          АС-АШ-АШ,

ША-ША-СА,    ШИ-ШИ-СЫ,         УС-УС-УШ,

ШУ-СУ-ШУ,    СЫ-СЫ-ШИ,          ОС-ОШ-ОС,

СО-СО-ШО,     АШ-АШ-АС,          ИШ-ИС-ИС.

Логопед (обращается к ребенку). Представь, что ты — эхо. Ты должен повторить за мной цепочки слогов в той же последовательности, в какой я буду их произносить, потому что ты будешь изображать эхо.

Логопед закрывает рот экраном и произносит всю цепочку слогов, а дети по очереди повторяют ее вслух. За каждую неправильно вос­произведенную цепочку игрок получает штрафное очко. В конце игры


л


Библиотека Логопеда


29


подсчитывается количество штрафных очков. Выигрывает тот, у кого их меньше.

Слушай и называй

Логопед называет обобщающее понятие и ряд слов. Ребенок выбирает подходящее слово и повторяет его.

Логопед

Ягоды: дыня, малина, мак.                  (Малина.)

Мебель: дом, комнаты, диваны.         (Диваны.)

Овощи: томаты, липа, мука.               (Томаты.)

Фрукты: какао, лилии, лимоны.         (Лимоны.)

Цветы: липа, пионы, малина.              (Пионы.)

Найди лишнее слово

Логопед медленно и четко произносит ряд из четырех слов. Ребенок называет слово, которое отличается от остальных.

Логопед

Канава — канава — какао — канава.             (Какао.)

Минута — монета — минута — минута.       (Монета.)

Утенок — утенок — утенок — котенок.        (Котенок.)

Калина — малина — малина — малина.       (Калина.)

Колено — колено — колено — полено.        (Полено.)

Полина — Галина — Полина — Полина.      (Галина.)

Панама — панама — помада — панама.       (Помада.)

Отгадай загадки

Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка риф­муется с каким-либо словом загадки.

Логопед

Зеленеет даль полей. Запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это?..

(Май.)

Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы.


30


Речевые игры и упражнения


У него усы, как спицы, Он, мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится, вот. Угадали? Это... (кот).

С подстриженной гривой Он скачет ретиво, Чуть шпорами тронь. Кто же это?..

(Конь.)

Узнай слово



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.33 с.)