Закончи двухстишие словами , подходящими по смыслу и значению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закончи двухстишие словами , подходящими по смыслу и значению



Логопед

Распустились утром розы. На цветах сверкают... (росы).

Щиплет травушку коза, Косит травушку... (коса).

На столе лежала сайка, А по лесу бегал... (зайка).

Лиза пробовала суп, Заболел у Лизы... (зуб).

Звонкий - глухой звук

Оборудование: 8 больших карточек, 64 маленькие карточ­ки с изображением предметных картинок.

Логопед. На большую карточку с желтым прямоуголь­ником в середине мы должны собрать картинки, в которых слова начинаются со звонкого согласного звука. На большие карточки с сиреневым прямоугольником в середине соберем картинки, если в слове глухой согласный звук находится в начале слова.

Дети (2—4 чёл.) берут себе по большой карточке и решают, что будут ориентироваться на звонкий (глухой) согласный звук в начале слова. Ло­гопед показывает по одной картинке и спрашивает: «Кому она подходит?»

Дети выкладывают картинки, которые начинаются, например, с глу­хого согласного звука [с].

Выигрывает тот, кто первым соберет все картинки на своей большой карточке.


л


Библиотека Логопеда


39


Развитие навыков звукового анализа и синтеза

Звуковые замки

Цель: учить • различать гласные и согласные звуки по твердости и мягкости.

Оборудование: плоскостные домики с окошками разного цвета (красный, синий, зеленый).

Логопед. Ребята, мы попали в город разноцветных зам­ков. В этих замках живут разные звуки. В красном замке на красной улице живут звуки, которые поют разные длинные песенки, и им ничто не мешает во рту. Эти звуки называются гласные. На синей улице в синем замке живут звуки, которые произносятся твердо. Когда мы их произносим, нам мешают наши губы, зубы, язык. В зеленом замке на зеленой улице живут звуки, которые произносятся мягко, но когда мы их произносим, нам тоже мешают губы, зубы, язык. Звуки, кото­рые живут в синем и зеленом замках, называются согласными.

Звуковые человечки

Цели:

— формировать артикуляционные уклады гласных и соглас­ных звуков;

— развивать фонематический слух.

Оборудование: звуковые человечки в красных, синих и зе­леных костюмчиках.

Логопед. Ребята, мы уже знакомились с разноцветными замками. А сегодня мы узнаем про их жителей. В красном замке на красной улице живут звуковые человечки, которые носят красные костюмчики. Шесть гласных — шесть дево­чек. Они не похожи друг на друга, посмотрите на положение их губ. (Схематическая артикуляция.) Полуоткрытый рот говорит о свободном выдохе воздушной струи: гласные зву­ки легко поют длинные песенки. Шапочки с колокольчиками обозначают, что их песенки звонкие. С помощью звуковых человечков можно составлять звуковые песенки, выкладывая человечков в таком порядке, в каком произнесены звуки. Все согласные звуки изображают четыре мальчика: два маль­чика в синих костюмчиках, два — в зеленых.

Кто мне скажет, в каком замке живут мальчики в синих костюмчиках?^ синем.)


40


Речевые игры и упражнения


Л


В каком замке живут мальчики в зеленых костюмчиках? (В зеленом.)

Правильно. Посмотрите, у двоих мальчиков на шапочках есть колокольчики, а у двоих — шапочки без колокольчиков. Это значит, что звуки глухие, голосок у них всегда спит и не включается в работу. Этих звуковых человечков называют согласными.

Посмотрите на их положение губ. Сжатые губы — сим­вол преграды для выдыхаемого воздуха. Спеть песенку у со­гласных не получается: они свистят, шипят, звенят, рычат, взрываются, их можно потянуть: «ж-ж-ж», но не пропеть! Все звуковые человечки дружат между собой, а когда они встре­чаются, то поют разные песенки.

Дружные звуки

Цели:

— развивать фонематический слух;

— научить узнавать на слух звуки, произносимые с утриро­ванной интонацией.

Речевой материал: А-а-аня — А-а-алла, О-о-оля' — И-и-и-горь, У-у-уля — И-и-ира, а-а-астра — а-а-аист, о-о-осень — о-о-о-слик, и-и-игру — и-и-имя, а-а-адрес — у-у-умный, о-о-обруч

— у-у-утка.

Логопед. Жили разные звуки в одном Звуковом цар­стве. Когда стали создаваться слова, пришлось им разойтись по своим домам-словам. И вместо одного звука [а] появилось много таких же звуков [а]. Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг без друга. Помогите звукам собраться вместе. Я буду произносить по два слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если в словах звуки одинаковые. Чтобы легче вам было искать друзей, я буду произносить звуки громко, протяжно. Сначала нужно сказать, какой звук я называю громко в пер­вом слове, а потом — во втором слове. После этого мы сравним звуки и обрадуемся, если они одинаковые, хлопнем в ладоши.

Утки и окуни

Цель: научить узнавать на слух и различать в словах удар­ные гласные звуки [о] и [у].

Речевой материал: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, облако, угол, удочка, ужин, улей,утро,уголь.


л


Библиотека Логопеда


41


Дети делятся на две команды — «Окуни» и «Утки». Они двигаются произвольно по полянке. Логопед произносит по­очередно слова то с ударным звуком [о], то с ударным звуком [у]. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком [о], а «утки» — когда услышат слово со звуком [у]. Кто не остановился вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех оставался на по­лянке.

Куклы заблудились

Цели:

— научить выделять в слове ударный звук;

— развивать фонематический слух.

Логопед

Наша Маша рано встала, Кукол всех пересчитала: Две матрешки — на окошке, Две Танюшки — на подушке, Две Иринки — на перинке, А Петрушка в колпаке — На дубовом сундучке.

Дети получают задание слушать текст, находить слова с заданным звуком и запоминать их. После прочтения логопед спрашивает детей, какие слова они запомнили. Выигрывает тот, кто запомнил больше слов.

Построй пирамиду

Цель: упражнять детей в определении количества звуков в словах.

Оборудование:

1) демонстрационный материал — аппликация пирамиды из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармаш­ки для выкладывания картинок. В основании пирамиды — 5 квадратов, выше — 4, потом 3 и 2 квадрата. Заканчивается пирамида треугольной верхушкой;

2) предметные картинки, содержащие в названиях от 2 до 5 звуков:

 

— 2 звука находятся в словах: еж, уж, ус;

— 3 звука: мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом;

— 4 звука: рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба;

— 5 звуков: сумка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка.


42


Речевые игры и упражнения __________________ J \


Логопед (демонстрирует пирамиду). Эту пирамиду мы будем строить из картинок. На самом верху у нас должны быть картинки с короткими названиями, состоящими всего из двух звуков. А в основании пирамиды помещены картин­ки с названиями из пяти звуков.

Логопед вызывает поочередно детей для выполнения игрового зада­ния. Сначала дети берут любые картинки, отчетливо произносят слово и определяют в нем количество звуков. Например: в слове жук три звука. Ребенок ставит эту картинку во второй ряд (от верха). Ошибоч­ный вариант не засчитывается, в этом случае картинка возвращается на прежнее место.

В процессе игры дети ищут картинки только для незаполненных квадратов. В конце игры логопед спрашивает о том, как устроена эта необычная пирамида.

Аквариум

Цели:

— активизировать словарный запас;

— автоматизировать отдельные звуки;

— упражнять в нахождении изучаемого звука в начале, сере­дине или конце слова.

Оборудование: аквариум (коробка); удочка с леской и маг­нитом на конце; конверты с небольшими предметными кар­тинками, наклеенными на кружки красного, синего и зелено­го цвета, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные звуки (по количеству изучаемых звуков); на каждый изу­чаемый звук по 8 картинок, который находится в начале, середине или конце слова; картинки с гласными звуками: [а], [у]» [°]«[ы]' [и]» И; картинки с твердыми согласными звука­ми: [м], [п], [х], [т], [н], [с], [к], [ш], [л], [б], [г], [д], [ж], [з], [в]; картинки с мягкими согласными звуками: [м'], [к'], [л'], [р']. Контуры рыбок трех цветов: по 8 — красного, синего и зеле­ного цвета; металлические скрепки, которыми прикрепляют­ся картинки к рыбкам.

Дети по очереди из аквариума вылавливают удочкой раз­личные предметы. Называют их и объясняют, к какому обоб­щающему слову относятся. Определяют наличие или отсут­ствие в названии изучаемого звука, например: звук [а], его место в слове (в начале, середине, конце слова).

За правильный ответ ребенок получает рыбку.


л


Библиотека Логопеда


43



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.01 с.)