Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что звучит тихо , звонко , гроико ?

Поиск

Логопед называет слова, дети определяют их звучание. Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка. Звонко: зонт, козы, звезда, знамя. Громко: барабан, тигр, рыба, трамвай.

Три медведя

Оборудование: иллюстрации к сказке «Три медведя».

Вариант 1

Логопед рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая речь пока­зом иллюстраций.

Логопед. Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что стул его сдвинут?

Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса.

Логопед следит, чтобы дети, подражая Мишутке, Настасье Петровне и Михаиле Потапычу, не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах.

Вариант 2

Логопед рассказывает сказку «Три медведя». Затем предла­гает детям инсценировать ее. Выбирает трех медведей: Михай-


и


л


Библиотека Логопеда


7


ла Потапыча, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляет мебель и посуду. Логопед предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голоса­ми они говорили.

Поощряет детей, удачно подражавших голосам медведей.

Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям сказками: «Ко­лобок», «Теремок» и др.

Найди мишку

Оборудование: игрушка мишка, бубен.

Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала — бубна. Чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке.

Близко - далеко

Оборудование: запись голосов животных.

Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить предложением, дале­ко или близко слышится звук (например, мяуканье кошки).

Тишина

Ребенок, закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1—2 мин ему предлагается открыть глаза, рассказать и нарисовать то, что он услышал.

Покажи звук

Оборудование: 2 карточки.

Ребенку дают две карточки: на одной изображена ко­роткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном из­дает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука.

Долгий звук - короткий звук

Оборудование: разные музыкальные инструменты.

Ребенок воспроизводит звучания на музыкальных инстру­ментах, но, прежде чем играть, предупреждает, коротко или долго будет длиться звучание.


8


Речевые игры и упражнения


Л


Высоко - низко

Оборудование: разные музыкальные инструменты.

Ребенок идет по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино). Услы­шав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки, услы­шав низкие — приседает.

Угадай, что звучит?

Оборудование: барабан и игрушка, издающая писк; погре­мушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д.

Перед ребенком на столе лежат две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко. По словесной команде логопеда («Вы­сокий звук!» или «Низкий звук!») ребенок выбирает подходя­щую игрушку и проверяет свой выбор, воспроизводя звучание.

Похожие звуки

Оборудование: картинки с животными и предметами, аудио­запись разных звуков.

Перед ребенком выставляется ряд картинок, на кото­рых изображены различные животные и предметы (карти­нок больше, чем последующих звучаний). Ребенок называет предметы на картинках. Ему предлагается внимательно про­слушать звучания (звуки высокой и низкой частот), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор.

Сколько предметов?

Оборудование: предметы, имеющие контрастные звучания.

Логопед одновременно «звучит» 2—3 предметами, имею­щими контрастные звучания (например, свистком и погре­мушкой; бубном, пищалкой и свистком). Зрительное воспри­ятие ребенком звучащих предметов исключается. Он на слух определяет их количество.

Покажи, где звук?

Оборудование:

Ребенок с завязанными глазами находится в центре ком­наты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди манипулируют с музыкальны­ми игрушками. Ребенок с завязанными глазами движени­ем руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление (локализацию) источника звука.


LQ


Библиотека Логопеда


9


Где котенок, где щенок?

Оборудование: 4 магнитофона, аудиозаписи голосов жи­вотных.

Два-четыре магнитофона устанавливают в разных точках помещения. Ребенок с закрытыми глазами последовательно прослушивает в аудиозаписи голоса животных (кошки и со­баки), показывает направления звучаний. После этого вклю­чают сразу два магнитофона, и ребенок обеими руками пока­зывает, где слышатся голоса. Далее он определяет принад­лежность услышанных голосов и показывает (по памяти), где «сидел» щенок, а где котенок.

Гусь и гусята

Оборудование: игрушки: гусь и гусята.' Логопед (показывает игрушечного гуся). Вспомните, как он кричит. Дети. Га-га-га.

Затем логопед рассказывает и показывает, действуя с игрушками.

Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовет гусят: «Га-га-га, идите ко мне!»

Звукосочетание «га-га-га» он произносит громко и предлагает детям также громко повторить его — позвать гусят. Дети повторяют. Группо­вые ответы чередуются с индивидуальными.

Гусята маленькие, они не могут так громко кричать, послу­шайте, как они отвечают. «Га-га-га» (Произносит тихо.)

Дети повторяют также тихо. После того как ответят 4—5 детей, ло­гопед предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит «га-га-га» то громко, то тихо. Дети отвечают и по­казывают соответствующие игрушки.

Угадай, чей голос?

Логопед, имитируя голоса животных, т.е. произнося раз­личные звуковые комплексы, предлагает детям угадать, кто как кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут жи­вотное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, логопед громко произносит «ква-ква-ква» и спрашивает: «Кто это?» Дети отвечают: «Ля-


10 ________________ Речевые игры и упражнения ___________________ \ J \

гушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто же?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушо­нок». — «Как вы узнали, что это лягушонок?» — «Лягушо­нок квакает тихо, а лягушка громко».

Кто как кричит?

Предварительная работа: дети учились изменять силу го­лоса.

Оборудование: на фланелеграфе картинки: дерево, забор, птичка, кошка, котенок; игрушки: кошка, котенок, птица, птенчик.

Логопед (рассказывает, сопровождая речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок). Рано утром на даче вышли мы гулять. Услышали, что кто-то тоненько пи­щит: «Пи-пи». (Произносит звукоподражание «тоненьким» голоском.) Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птен­чик пищит? («Пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червячка и запищала: «Пи-пи». (Произносит звукоподражание более низким голосом.) Как мама-птичка пшцала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, а мы дальше пошли. Слышим, у забо­ра кто-то тоненько кричит: «Мяу-мяу-мяу». (Произносит звукоподражание «тоненьким» голоском.) И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал?(«Мяу-мяу».) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «Мяу-мяу-мяу». (Говорит «мяу-мяу» более низким голосом.) Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я покажу, кто к нам в гости пришел.

Логопед достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится.

Как кошка мяукает?

Дети, понижая голос, говорят: «Мяу-мяу-мяу». Затем логопед достает котенка, птицу, птенчиков и дети подражают их голосам.

Эхо

Предварительная работа: дети учились произносить тихо и громко различные звукоподражания.

Оборудование: картинка «Дети заблудились в лесу».


л


Библиотека Логопеда


1 11 I.


Дети делятся на две группы. Одна изображает детей, ко­торые заблудились в лесу, другая — эхо. Каждая группа рас­полагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблуди­лись в лесу, громко зовут по имени детей другой группы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями.

Методические рекомендации. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторит их слова.

Вьюга

Предварительная работа: дети учились изменять силу го­лоса от громкого голоса к тихому.

Оборудование: картинка с изображением вьюги.

Логопед показывает картинку, на которой нарисована вью­га. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую зимним вечером. По сигналу логопеда «Вьюга начинается!» дети тихо говорят: «Ууу...»; по сигналу «Сильная вьюга!» громко гово­рят (но не кричат): «Ууу...»; по сигналу «Вьюга кончается!» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась!» — замолкают.

Методические рекомендации. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук [у] тихо, затем громко и снова тихо, поэтому логопед быстро сменяет один сигнал другим.

Воли и семеро козлят

Оборудование: маски животных.

Дети предварительно знакомятся со сказкой и хорошо зна­ют слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми логопед распределяет роли сказочных персонажей и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Логопед обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк сначала грубым, низ­ким голосом, а потом более высоким.

Иди с нами играть

Предварительная работа: проводились игры и занятия на вызывание звукоподражаний, развитие речевого дыхания. Оборудование: игрушки: мишка, зайка, лиса.

Дети сидят полукругом. Логопед на расстоянии 2—3 м от них расстав­ляет игрушки.


12


Речевые игры и упражнения _____________________ /|


Логопед. Мишке, зайке, лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!»

Дети вместе с логопедом зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними.

Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали.

Гудок

Оборудование: картинка с изображением паровоза.

Дети становятся в один ряд лицом к логопеду и поднима­ют руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно их опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят «у» сначала громко, а за­тем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают.

Кот и мыши

Предварительная работа: логопед обращает внимание де­тей на то, что мы пользуемся в речи громким и тихим голо­сом; разучивает с детьми содержание стихотворения.

Оборудование: шапочка с изображением кота.

Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота.

Дети (тихим голосом)

Тише, мыши,

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись!

Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные мыши становятся котами.

Методические указания. Следить, чтобы дети не усилива­ли голос, но и не говорили шепотом.

Дует ветер

Подготовительная работа: дети учились говорить тихо и громко.


Л


Библиотека Логопеда


13


Оборудование: картинки: легкий ветерок, качающий травку, цветы; сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Дети сидят полукругом на стульях.

Логопед. Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем по­лем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет трав­ку, цветочки. (Показывает картинку.) Он дует тихо, вот так: «Ууу». (Тихо и длительно произносит звук.) Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер. (Показывает картинку.) Он громко загудел: «Ууу...». (Громко и длительно произносит этот звук.)

Дети повторяют за логопедом, как дует легкий ветерок и как дует сильный ветер.

Затем логопед показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру.

Методические указания. Логопед следит, чтобы дети, по­вторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса.

Не разбуди Катю

Подготовительная работа: дети учились говорить громко.

Оборудование: кукла с закрывающимися глазами, кроват­ка с постельными принадлежностями; мелкие игрушки: ку­бик, машинка, башенка и др.; коробка для игрушек.

Логопед (ставит себе на стол кроватку со спящей куклой). Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбу­дить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку.

Так логопед вызывает всех детей по двое, а они убирают игрушки, расставленные на столе.

Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом.

Эхо

Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна груп­па то тихо, то громко произносит: «А», а другая — тихо от­зывается: «А».

Методические указания. Можно играть, употребляя глас­ные звуки, а также сочетания: АУ, УА, ИА, ИО и т.д.


14


Речевые игры и упражнения   _____________      / I


Перебежки

Оборудование: мел, стульчики.

Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу логопеда один из детей вызы­вает другого по своему выбору: «Ay, ay, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ay, ay, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами.

На лесной полянке

(ел. П. Кагановой, муз. Б. Кравченко)

По ходу песни дети изображают персонажей и выпол­няют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом.

Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та. (Зраза) Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ. (3 раза) Лягушата делают зарядку, Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква и т.д. (3 раза)

Карусель

Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу логопеда.

Дети изображают карусель, бегая в разном темпе.

Логопед (знакомит с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца). Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Встанем возле веревки в круг, возьмем ее в пра­вую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели. А потом кругом, кругом — Все бегом, бегом, бегом.


л


Библиотека Логопеда


15


Снова пойдем медленно, а потом на слово «бегом» побе­жим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в дру­гую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, затем останавли­вается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бу­бен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры логопед может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Дождик

Логопед. Во время дождя дождинки стучат по крыше. (Произносит «кап-кап-кап» в умеренном темпе, дети повто­ряют.) Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому.

Произносит «кап... кап...» медленно, немного растягивая, с паузами, дети повторяют. Хоровые ответы детей чередуются с индивидуальными.

Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так. (Произносит «кап-кап-кап» в быстром темпе.)

Когда дети научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в замедленном темпе, логопед предлагает им опреде­лить на слух, какой идет дождь, и произносит «кап-кап-кап» в различ­ном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3—4 раза.

Методические указания. Логопед следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроиз­водили его в заданном темпе.

Топ - топ - топ

Логопед. Послушайте сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке». (Произносит «топ-топ-топ» в уско-


16


Речевые игры и упражнения


Л


репном темпе.) А теперь, как «большие ноги топали по доро­ге». (Произносит «топ... топ... топ...» медленно.)

После этого логопед произносит данное сочетание то быстро, то медлен­но, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие.

Логопед добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного словосочетания, сами умели произносить его и быстро и медленно.

Угадай, какой поезд?

Оборудование: картинки с изображением товарного, пасса­жирского и скорого поездов.

Логопед (показывает картинки с изображением разных поездов). Когда идет товарный поезд, то его коле­са стучат так. (Произносит «тук... тук... тук...» медленно.) Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его сту­чат так. (Произносит «тук-тук-тук» в умеренном темпе.) Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так. (Произ­носит «тук-тук-тук» в слегка ускоренном темпе.)

Дети тоже произносят «тук-тук-тук» в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса разных поездов, логопед предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесе­ния им звукоподражания), какой идет поезд. Логопед произносит «тук-тук-тук» то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают.

Логопед добивается, чтобы дети точно воспроизводили данные звукосочетания, правильно определяли на слух по скорости произнесения «тук-тук-тук» скорость движения поездов.

Успокой куклу

Дети сидят на стульчиках полукругом, на руках у них куклы.

Логопед. Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотри­те, как я укладываю свою куклу спать. (Укачивает куклу, негромко напевая на звук [а] мотив знакомой колыбельной песни.) А теперь вы покачайте.

Дети по очереди, а потом вместе укачивают кукол, произнося звук [а].


л


Библиотека Логопеда


17


Медведь и елка

Оборудование: маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.).

Логопед выбирает двух детей: один будет медведем, другой, напри­мер, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. Во время встречи между ними происходит диалог.

Волк. Ты куда идешь, медведь? Медведь. В город, елку приглядеть. Волк. Да на что тебе она? Медведь. Новый год встречать пора. Волк. Где поставишь ты ее? Медведь. В лес возьму, в свое жилье.

Произнося эти слова, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.01 с.)