Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Что звучит тихо , звонко , гроико ?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Логопед называет слова, дети определяют их звучание. Тихо: мышка, шишки, кошка, мишка. Звонко: зонт, козы, звезда, знамя. Громко: барабан, тигр, рыба, трамвай. Три медведя Оборудование: иллюстрации к сказке «Три медведя». Вариант 1 Логопед рассказывает сказку «Три медведя», сопровождая речь показом иллюстраций. Логопед. Что сказал Михаил Иванович, когда увидел, что стул его сдвинут? Дети, отвечая на вопросы, меняют соответственно высоту голоса. Логопед следит, чтобы дети, подражая Мишутке, Настасье Петровне и Михаиле Потапычу, не говорили очень высоко (до писка) и очень низко (до хрипоты в голосе), т.е. чтобы они повышали и понижали голос в доступных для них пределах. Вариант 2 Логопед рассказывает сказку «Три медведя». Затем предлагает детям инсценировать ее. Выбирает трех медведей: Михай- и л Библиотека Логопеда 7 ла Потапыча, Настасью Петровну и Мишутку. Расставляет мебель и посуду. Логопед предлагает вспомнить, что говорили медведи. Он обращает внимание детей на то, какими голосами они говорили. Поощряет детей, удачно подражавших голосам медведей. Аналогичные игры-драматизации можно использовать в работе и над другими известными детям сказками: «Колобок», «Теремок» и др. Найди мишку Оборудование: игрушка мишка, бубен. Ребенок должен найти спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала — бубна. Чем громче звучит бубен, тем ближе ребенок к спрятанной игрушке. Близко - далеко Оборудование: запись голосов животных. Воспроизводится аудиозапись голосов животных (птиц). Далее регулятором громкость звучания увеличивается или уменьшается. Ребенок должен ответить предложением, далеко или близко слышится звук (например, мяуканье кошки). Тишина Ребенок, закрыв глаза, «слушает тишину». Через 1—2 мин ему предлагается открыть глаза, рассказать и нарисовать то, что он услышал. Покажи звук Оборудование: 2 карточки. Ребенку дают две карточки: на одной изображена короткая полоска, на другой — длинная. Логопед бубном издает длинные и короткие звучания, а ребенок показывает карточку, соответствующую длительности звука. Долгий звук - короткий звук Оборудование: разные музыкальные инструменты. Ребенок воспроизводит звучания на музыкальных инструментах, но, прежде чем играть, предупреждает, коротко или долго будет длиться звучание. 8 Речевые игры и упражнения Л Высоко - низко Оборудование: разные музыкальные инструменты. Ребенок идет по кругу. Логопед воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на металлофоне, пианино). Услышав высокие звуки, ребенок поднимается на носочки, услышав низкие — приседает. Угадай, что звучит? Оборудование: барабан и игрушка, издающая писк; погремушка и свисток; барабан и колокольчик и т.д. Перед ребенком на столе лежат две игрушки: одна звучит низко, другая — высоко. По словесной команде логопеда («Высокий звук!» или «Низкий звук!») ребенок выбирает подходящую игрушку и проверяет свой выбор, воспроизводя звучание. Похожие звуки Оборудование: картинки с животными и предметами, аудиозапись разных звуков. Перед ребенком выставляется ряд картинок, на которых изображены различные животные и предметы (картинок больше, чем последующих звучаний). Ребенок называет предметы на картинках. Ему предлагается внимательно прослушать звучания (звуки высокой и низкой частот), выбрать подходящую картинку и объяснить свой выбор. Сколько предметов? Оборудование: предметы, имеющие контрастные звучания. Логопед одновременно «звучит» 2—3 предметами, имеющими контрастные звучания (например, свистком и погремушкой; бубном, пищалкой и свистком). Зрительное восприятие ребенком звучащих предметов исключается. Он на слух определяет их количество. Покажи, где звук? Оборудование: Ребенок с завязанными глазами находится в центре комнаты. Другие дети становятся спереди и сзади (или справа и слева) от него и по очереди манипулируют с музыкальными игрушками. Ребенок с завязанными глазами движением руки показывает, где он слышит звуки, т.е. определяет направление (локализацию) источника звука. LQ Библиотека Логопеда 9 Где котенок, где щенок? Оборудование: 4 магнитофона, аудиозаписи голосов животных. Два-четыре магнитофона устанавливают в разных точках помещения. Ребенок с закрытыми глазами последовательно прослушивает в аудиозаписи голоса животных (кошки и собаки), показывает направления звучаний. После этого включают сразу два магнитофона, и ребенок обеими руками показывает, где слышатся голоса. Далее он определяет принадлежность услышанных голосов и показывает (по памяти), где «сидел» щенок, а где котенок. Гусь и гусята Оборудование: игрушки: гусь и гусята.' Логопед (показывает игрушечного гуся). Вспомните, как он кричит. Дети. Га-га-га. Затем логопед рассказывает и показывает, действуя с игрушками. Вывел гусь гусят на лужайку. Разбежались гусята, щиплют травку. Гусь зовет гусят: «Га-га-га, идите ко мне!» Звукосочетание «га-га-га» он произносит громко и предлагает детям также громко повторить его — позвать гусят. Дети повторяют. Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Гусята маленькие, они не могут так громко кричать, послушайте, как они отвечают. «Га-га-га» (Произносит тихо.) Дети повторяют также тихо. После того как ответят 4—5 детей, логопед предлагает всем слушать и отгадывать, когда кричит гусь, а когда гусята, и произносит «га-га-га» то громко, то тихо. Дети отвечают и показывают соответствующие игрушки. Угадай, чей голос? Логопед, имитируя голоса животных, т.е. произнося различные звуковые комплексы, предлагает детям угадать, кто как кричит. Когда дети отгадают и правильно назовут животное, он предлагает им определить, большое это животное или маленькое. Например, логопед громко произносит «ква-ква-ква» и спрашивает: «Кто это?» Дети отвечают: «Ля- 10 ________________ Речевые игры и упражнения ___________________ \ J \ гушка». Затем взрослый произносит это же звукосочетание тихо. «А это кто же?» — спрашивает он. Дети: «Это лягушонок». — «Как вы узнали, что это лягушонок?» — «Лягушонок квакает тихо, а лягушка громко». Кто как кричит? Предварительная работа: дети учились изменять силу голоса. Оборудование: на фланелеграфе картинки: дерево, забор, птичка, кошка, котенок; игрушки: кошка, котенок, птица, птенчик. Логопед (рассказывает, сопровождая речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок). Рано утром на даче вышли мы гулять. Услышали, что кто-то тоненько пищит: «Пи-пи». (Произносит звукоподражание «тоненьким» голоском.) Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червячка и запищала: «Пи-пи». (Произносит звукоподражание более низким голосом.) Как мама-птичка пшцала? («Пи-пи-пи».) Птичка улетела, а мы дальше пошли. Слышим, у забора кто-то тоненько кричит: «Мяу-мяу-мяу». (Произносит звукоподражание «тоненьким» голоском.) И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал?(«Мяу-мяу».) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает: «Мяу-мяу-мяу». (Говорит «мяу-мяу» более низким голосом.) Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».) А сейчас, дети, я покажу, кто к нам в гости пришел. Логопед достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. Как кошка мяукает? Дети, понижая голос, говорят: «Мяу-мяу-мяу». Затем логопед достает котенка, птицу, птенчиков и дети подражают их голосам. Эхо Предварительная работа: дети учились произносить тихо и громко различные звукоподражания. Оборудование: картинка «Дети заблудились в лесу». л Библиотека Логопеда 1 11 I. Дети делятся на две группы. Одна изображает детей, которые заблудились в лесу, другая — эхо. Каждая группа располагается в разных углах комнаты. Дети, которые заблудились в лесу, громко зовут по имени детей другой группы: «Ау, Оля! Ау, Петя!» Дети, изображающие «эхо», повторяют тихо те же слова. Потом участники игры меняются ролями. Методические рекомендации. Следить, чтобы дети после называния имени выдерживали паузу, давая возможность «эху» повторит их слова. Вьюга Предварительная работа: дети учились изменять силу голоса от громкого голоса к тихому. Оборудование: картинка с изображением вьюги. Логопед показывает картинку, на которой нарисована вьюга. Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую зимним вечером. По сигналу логопеда «Вьюга начинается!» дети тихо говорят: «Ууу...»; по сигналу «Сильная вьюга!» громко говорят (но не кричат): «Ууу...»; по сигналу «Вьюга кончается!» говорят тише; по сигналу «Вьюга кончилась!» — замолкают. Методические рекомендации. Желательно, чтобы дети на одном выдохе произносили звук [у] тихо, затем громко и снова тихо, поэтому логопед быстро сменяет один сигнал другим. Воли и семеро козлят Оборудование: маски животных. Дети предварительно знакомятся со сказкой и хорошо знают слова козы и волка, ответы козлят. Между детьми логопед распределяет роли сказочных персонажей и раздает маски. Начинается игра-инсценировка. Логопед обращает внимание детей на характер голосов. Коза и козлята должны говорить тоненькими, высокими голосами, а волк сначала грубым, низким голосом, а потом более высоким. Иди с нами играть Предварительная работа: проводились игры и занятия на вызывание звукоподражаний, развитие речевого дыхания. Оборудование: игрушки: мишка, зайка, лиса. Дети сидят полукругом. Логопед на расстоянии 2—3 м от них расставляет игрушки. 12 Речевые игры и упражнения _____________________ /| Логопед. Мишке, зайке, лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Дети вместе с логопедом зовут мишку, лису, зайку, потом играют с ними. Методические указания. Следить, чтобы дети, когда зовут игрушки, говорили громко, а не кричали. Гудок Оборудование: картинка с изображением паровоза. Дети становятся в один ряд лицом к логопеду и поднимают руки через стороны вверх до встречи их ладонями. Затем медленно их опускают через стороны вниз. Одновременно с опусканием рук дети произносят «у» сначала громко, а затем постепенно все тише (паровоз удаляется). Опустив руки, замолкают. Кот и мыши Предварительная работа: логопед обращает внимание детей на то, что мы пользуемся в речи громким и тихим голосом; разучивает с детьми содержание стихотворения. Оборудование: шапочка с изображением кота. Дети ходят по кругу, в центре которого присел на корточки ребенок, изображающий кота. Дети (тихим голосом) Тише, мыши, Тише, мыши. Кот сидит на нашей крыше. Мышка, мышка, берегись! И коту не попадись! Ребенок, изображающий кота, громко мяукает и бежит за детьми. Пойманные мыши становятся котами. Методические указания. Следить, чтобы дети не усиливали голос, но и не говорили шепотом. Дует ветер Подготовительная работа: дети учились говорить тихо и громко. Л Библиотека Логопеда 13 Оборудование: картинки: легкий ветерок, качающий травку, цветы; сильный ветер, качающий ветви деревьев. Дети сидят полукругом на стульях. Логопед. Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки. (Показывает картинку.) Он дует тихо, вот так: «Ууу». (Тихо и длительно произносит звук.) Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер. (Показывает картинку.) Он громко загудел: «Ууу...». (Громко и длительно произносит этот звук.) Дети повторяют за логопедом, как дует легкий ветерок и как дует сильный ветер. Затем логопед показывает картинки, уже не произнося звук, а дети подражают соответствующему ветру. Методические указания. Логопед следит, чтобы дети, повторяя за ним, соблюдали ту же силу голоса. Не разбуди Катю Подготовительная работа: дети учились говорить громко. Оборудование: кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями; мелкие игрушки: кубик, машинка, башенка и др.; коробка для игрушек. Логопед (ставит себе на стол кроватку со спящей куклой). Катя много гуляла, устала. Пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но только тихо, чтобы не разбудить Катю. Идите ко мне, Оля и Петя. Оля, скажи тихо Пете, какую игрушку надо убрать в коробку. Так логопед вызывает всех детей по двое, а они убирают игрушки, расставленные на столе. Методические указания. Следить, чтобы дети говорили тихо, но не шепотом. Эхо Дети становятся в два ряда лицом друг к другу. Одна группа то тихо, то громко произносит: «А», а другая — тихо отзывается: «А». Методические указания. Можно играть, употребляя гласные звуки, а также сочетания: АУ, УА, ИА, ИО и т.д. 14 Речевые игры и упражнения _____________ / I Перебежки Оборудование: мел, стульчики. Дети расходятся по своим домам (очерченные кружки, углы комнаты, стулья). По сигналу логопеда один из детей вызывает другого по своему выбору: «Ay, ay, Петя». Петя в свою очередь отвечает ему: «Ay, ay, Вова», и они быстро меняются местами. Тогда Петя выбирает другого товарища и таким же образом меняется с ним местами. На лесной полянке (ел. П. Кагановой, муз. Б. Кравченко) По ходу песни дети изображают персонажей и выполняют их движения. Каждый персонаж обозначается своим голосом. Утром рано на лесной поляне Звонко, звонко зайчик барабанит: Тра-та-та. (Зраза) Из берлоги вылез медвежонок, Топать, топать начал он спросонок: Топ-топ-топ. (3 раза) Лягушата делают зарядку, Пляшут, пляшут весело вприсядку: Ква-ква-ква и т.д. (3 раза) Карусель Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу логопеда. Дети изображают карусель, бегая в разном темпе. Логопед (знакомит с правилами игры, предварительно разложив веревку в виде кольца). Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Встанем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова: Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели. А потом кругом, кругом — Все бегом, бегом, бегом. л Библиотека Логопеда 15 Снова пойдем медленно, а потом на слово «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова: Тише, тише, не спешите, Карусель остановите. Раз и два, раз и два — Вот и кончилась игра. Карусель начинает кружиться медленно, затем останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель. При повторении игры логопед может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст. Дождик Логопед. Во время дождя дождинки стучат по крыше. (Произносит «кап-кап-кап» в умеренном темпе, дети повторяют.) Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому. Произносит «кап... кап...» медленно, немного растягивая, с паузами, дети повторяют. Хоровые ответы детей чередуются с индивидуальными. Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так. (Произносит «кап-кап-кап» в быстром темпе.) Когда дети научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в замедленном темпе, логопед предлагает им определить на слух, какой идет дождь, и произносит «кап-кап-кап» в различном темпе. Дети угадывают. Это повторяется 3—4 раза. Методические указания. Логопед следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно воспроизводили его в заданном темпе. Топ - топ - топ Логопед. Послушайте сначала, как «маленькие ножки бежали по дорожке». (Произносит «топ-топ-топ» в уско- 16 Речевые игры и упражнения Л репном темпе.) А теперь, как «большие ноги топали по дороге». (Произносит «топ... топ... топ...» медленно.) После этого логопед произносит данное сочетание то быстро, то медленно, а дети должны отгадать, какие ноги топали по дороге — большие или маленькие. Логопед добивается, чтобы все дети точно определяли на слух скорость произнесения данного словосочетания, сами умели произносить его и быстро и медленно. Угадай, какой поезд? Оборудование: картинки с изображением товарного, пассажирского и скорого поездов. Логопед (показывает картинки с изображением разных поездов). Когда идет товарный поезд, то его колеса стучат так. (Произносит «тук... тук... тук...» медленно.) Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так. (Произносит «тук-тук-тук» в умеренном темпе.) Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так. (Произносит «тук-тук-тук» в слегка ускоренном темпе.) Дети тоже произносят «тук-тук-тук» в разном темпе. Когда они усвоят, как стучат колеса разных поездов, логопед предлагает им внимательно слушать и определять на слух (по скорости произнесения им звукоподражания), какой идет поезд. Логопед произносит «тук-тук-тук» то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают. Логопед добивается, чтобы дети точно воспроизводили данные звукосочетания, правильно определяли на слух по скорости произнесения «тук-тук-тук» скорость движения поездов. Успокой куклу Дети сидят на стульчиках полукругом, на руках у них куклы. Логопед. Куклы плачут, надо их успокоить. Посмотрите, как я укладываю свою куклу спать. (Укачивает куклу, негромко напевая на звук [а] мотив знакомой колыбельной песни.) А теперь вы покачайте. Дети по очереди, а потом вместе укачивают кукол, произнося звук [а]. л Библиотека Логопеда 17 Медведь и елка Оборудование: маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайки и др.). Логопед выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов комнаты они должны идти навстречу друг другу. Во время встречи между ними происходит диалог. Волк. Ты куда идешь, медведь? Медведь. В город, елку приглядеть. Волк. Да на что тебе она? Медведь. Новый год встречать пора. Волк. Где поставишь ты ее? Медведь. В лес возьму, в свое жилье. Произнося эти слова, дети должны подражать голосам зверей, т.е. изменять тембр голоса. Кто наиболее удачно сделает, поощряется. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-26; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.77 (0.01 с.) |