Теоретические и методические указания по проведению занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические и методические указания по проведению занятия



 

Санитарное просвещение, согласно ВОЗ, - это базовый метод профилактики, состоящий из распространения медицинских и гигиенических знаний, а также воспитания у широких масс населения гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления их здоровья и общего повышения санитарной культуры.

 

Конечной целью комплекса санитарно-просветительных мероприятий должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта.

 

Эти цели выглядят следующим образом: информация – знания – убеждение – действие (навыки) – привычка.

 

•      Эти цели выглядят следующим образом: информация – знания – убеждение – действие (навыки) – привычка.

•      Убедить пациента изменить свои привычки или приобрести новые – очень трудный и долгий процесс. Процесс идет медленно и на первых стадиях может быть обратим. До убеждения – теория, далее следуют практические этапы – выработка навыков выполнения каких – либо манипуляций.

•      У детей эта схема несколько укорочена до: информация – действие (навыки) – привычка в силу их возрастных и психологических особенностей восприятия.

Санитарно просветительная работа в своей основе подразделяется на две основные формы: пропаганда медицинских знаний о профилактике и агитация за соблюдение медицинских правил и методов здорового образа жизни.

•      Санитарно просветительная работа в своей основе подразделяется на две основные формы: пропаганда медицинских знаний о профилактике и агитация за соблюдение медицинских правил и методов здорового образа жизни.

•      Пропаганда – это идеология, фундамент знаний, действий, привычек, а агитация – это форма работы с людьми, направленные на людей знания, действия, привычки.

•      Пропаганда – для идей, агитация – для людей.

•      Агитация носит личностный характер, очная по типу общения и воздействия на массы.

•      Пропаганда всегда заочная. Безличностный характер. По видам и организационным формам СПР подразделяют на:

•      По видам и организационным формам СПР подразделяют на:

•      массовую

•      групповую

•      индивидуальную

•      целевую.

 

Массовая – это реклама, ТВ, радио, видео, книги, газеты,  журналы и др. (это всегда пропаганда, заочная форма)

 

•      Массовая – это реклама, ТВ, радио, видео, книги, газеты, журналы и др. (это всегда пропаганда, заочная форма)

•      Групповая - лекции, беседы, выступления, уроки в классе, группе, на собрании, совещании (всегда агитация, очный характер).

•      индивидуальная – беседы или уроки с пациентами, отдельными лицами (всегда агитация, очный характер).

•      Целевая – работа с детьми, родителями, учителями, средним медперсоналом, руководством, общественными деятелями (агитация, очно)

•      связаны с возрастным и социальным статусом детей, уровнем их психологических реакций.

•      Комплексный подход к СПР среди детей, где задействованы и в обязательном порядке участвуют четыре основные группы заинтересованных лиц:

•      Медицинские работники детских учреждений

•      Педагогический коллектив

•      Родители

•      И сами дети.

 

Медицинские работники, особенно средний медперсонал -непосредственно участвуют во всех этапах профилактики и должны являться заинтересованными и активными помощниками стоматолога -организатора профилактических мероприятий.

 

Медицинские работники, особенно средний медперсонал -непосредственно участвуют во всех этапах профилактики и должны являться заинтересованными и активными помощниками стоматолога -организатора профилактических мероприятий.

 

•      Педагогические коллективы участвуют в организационной структуре проводимых мероприятий, и также должны знать о характере и важности профилактики, чтобы активно и заинтересованно помогать стоматологу.

•      Родители должны в домашних условиях контролировать гигиену полости рта и регулировать пищевой режим.

•      Дети - это непосредственный объект профилактики.

 

При проведении СПР не нужно забывать, что ею может и должно быть охвачено не только организованное детское население, но и неорганизованное, которое посещает лечебные учреждения в индивидуальном порядке.

 

При этом необходимо четко подразделять активные и пассивные формы стоматологического просвещения.

 

•      К активным или очным относятся методы непосредственного общения медицинских работников (стоматологов) с населением - проведение уроков здоровья, бесед, лекций, выступлений и т. д.

•      К пассивным (заочным) относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.

Преимуществом активных, очных форм работы является:

•      непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наибольший эффект воздействия на аудиторию.

•      Пассивные - заочные методы не требуют присутствия медицинского персонала или работника, воздействуют длительное время и на неограниченную аудиторию.

•      Недостатком ее является отсутствие обратной связи между специалистами и населением.

•      Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивной формы СПР.

•      Как очные, так и заочные формы СПР необходимо применять среди организованных групп детского населения (детские комбинаты, школы) и неорганизованных детей, посещающих стоматологические детские учреждения с родителями или без них.

•      Среди организованного населения эта работа осуществляется более эффективно, так как охватывает все четыре основных звена (медработник, педагог, родители, дети).

 

Наиболее эффективными методами очных форм СПР являются лекции, доклады, выступления, уроки, беседы. Их высокая действенность зависит от непосредственного общения врача с аудиторией. Это обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания.

•      Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности

Беседы или семинары с педагогами и медперсоналом - это первый этап СПР.

•      1. Необходимо объяснить цель и задачи профилактики, обрисовать круг мероприятий по ее проведению, объем работы, желательное время и условия их осуществления.

•      2. Объяснить роль воспитателей и медицинских работников детских учреждений в проводимой работе. От их участия, заинтересованности и требовательности во многом зависит успех и эффективность проводимых мер профилактики.

•      3. Доходчиво и убедительно ответить на вопросы педагогического коллектива. При соблюдении всех этих условий может быть достигнута цель - приобретение в лице педагогов, воспитателей и медработников убежденных сотрудников и помощников в осуществлении профилактики.

•      Следующим этапом очной СПР в организованных коллективах являются беседы или выступления перед родителями. Удобнее всего это выступление организовать перед родительским собранием.

 

Для данного этапа нежелательна большая аудитория. Поэтому не следует объединять родителей нескольких классов или групп. Здесь нужно решить следующее: - озаботить родителей состоянием зубов и органов полости рта детей, - вызвать их заинтересованность в проведении и поддержании профилактических мероприятий в детском коллективе.

 

Беседы желательно строить живо, интересно, с примерами и иллюстрациями, не более 15-20 минут, чтобы было время для ответов на вопросы.

Необходимо акцентировать внимание на сложных и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, нарушения прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена.

•      На таком фоне серьезнее воспринимается информация о возможностях профилактических мероприятий, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей.

•      В заключении беседы врач должен призвать родителей быть его помощником в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических мероприятий от совместных усилий.

•      Для закрепления полученных знаний весьма целесообразно каждому родителю вручить соответствующие памятки, брошюры, листовки и др.

•      Следующий этап очных форм СПР - это беседы и уроки здоровья для детей. Они должны быть строго дифференцированы по целям и содержанию в зависимости от возраста детей. Эти занятия или уроки удобнее всего проводить с классом, группой. В возрасте 2- 4 лет - они носят игровой характер, должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей и ни в коем случае не включать поучительные и убеждающие интонации.

•      В возрасте 5-7 лет беседы (должны носить несколько иной характер. Учитывая, что в этом возрасте дети уже встречались со стоматологами и уже знают азы ухода за полостью рта, беседу с группой следует начать с объяснения необходимости сохранять зубы здоровыми и что для этого нужно делать. В беседах имеет смысл коснуться значения питания, особенно продуктов, очищающих полость рта.

•      В школах СПР проводится в форме уроков здоровья и требует иного подхода. Урок здоровья продолжительностью 45 минут обычно включает и элементы обучения методам гигиены полости рта.

На первом уроке целесообразно рассказать о строении, функции и значении зубов в жизни человека, как функционируют зубы, когда прорезываются и выпадают. Необходимо в популярной форме объяснить причины заболеваний зубов, а также остановиться на роли питания, вредных привычках.

На фоне сообщения этих данных нужно объяснить детям, особенно начальных классов, необходимость гигиены полости рта, когда и зачем нужно обращаться к стоматологу. Преподносимые знания важно проконтролировать путем вопросов и коррекции ответов детей в конце урока.

На следующем уроке беседа может быть посвящена средствам и предметам ухода за полостью рта. Детям надо объяснить, как устроена зубная щетка, как ею пользоваться, хранить. Необходимо рассказать и показать зубные щетки, пасты, правила пользования ими, методику чистки зубов на моделях.

•      В заключении второго урока нужно проверить знания по этому разделу.

Следующий урок здоровья посвящен обучению ухода за полостью рта, на нем детей нужно ознакомить с методами контроля гигиены.

В средних и особенно в старших классах, активная СПР приобретает черты лекции, которая должна носить научный характер и воздействовать как на эмоции, так и на разум слушателей.

•      Старшеклассники уже приобретают знания по физиологии и анатомии органов полости рта, причинам и механизмам развития заболеваний, возможностям и методам профилактики. Важно объяснить и наглядно показать эстетические аспекты возможности сохранить зубы здоровыми или улучшить их внешний вид.

Активные, очные формы СПР с неорганизованными детьми проводятся в поликлинике и носят индивидуальный характер, реже коллективный (группы детей). Основной метод - беседы с детьми и родителями.

•      заочные, пассивные формы СПР направлены на две группы заинтересованных людей - это родители и дети. Частично в эти формы вовлечены медработники детских учреждений и педагогический коллектив.

•      В организованных группах все средства агитации -санбюллетени, витражи, стенды) целесообразно сосредоточить в комнате гигиены.

•      В поликлинике, где идет прием по обращаемости неорганизованного детского населения, эти средства должны быть распределены равномерно как в холле детского отделения, так и в комнате гигиены.

•      Конечной целью всего комплекса СП мероприятий должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний.

•      Для воздействия на эмоции людей, для того, чтобы информация перешла в знания и убеждения, необходимы условия и оснащения очных или активных форм СПР. Это:

•      наглядность,

•      вспомогательные средства и пособия,

•      модели,

•      слайды, рисунки, таблицы, видеофильмы и др. Все средства подразделяться на:

•      научно-логические - научные положения и доказательства, логические схемы, научные доклады, накопленный опыт.

•      эмоциональные - примеры, слайды, рисунки, видеофильмы, сопоставления, опыты, специализированные видеопрограммы.

 

ЭТАЛОН ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ:

001. При внешнем осмотре лица пациента врач отмечает

1) тургор кожи, пигментные пятна

2) симметрию лица, носогубные складки, цвет кожи

3) форму носа, цвет глаз

4) целостность зубного ряда

 

002. Родители должны начинать чистить детям зубы с возраста

1) 1 года

2) 2 лет

3) 3 лет

4) сразу после прорезывания первого временного зуба

 

003. Для очищения зубов ребенка в возрасте до 1 года наиболее целесообразно использовать

1) ватный тампон

2) мягкую резиновую щетку-напальчник 

3) детскую зубную щетку

4) детскую зубную щетку и зубную пасту

 

004. Детям в возрасте до 3 лет рекомендуется использовать

для чистки зубов зубную щетку

1) очень мягкую

2) мягкую 

3) средней жесткости

4) жесткую

 

005. За ежедневную чистку зубов у ребенка дошкольного возраста ответственны

1) родители

2) стоматолог

3) гигиенист

4) педиатр

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА №12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.15.149 (0.028 с.)