Лекция 6. Разработка исследовательского этапа проекта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 6. Разработка исследовательского этапа проекта



Цель лекции: определить сущность исследовательского этапа проекта, определить способы сбора и анализа информации, методы работы с источником информации, составление тезисов, правила конспектирования, цитирования.

План лекции:

1.Содержание исследовательского этапа проекта. Основная часть проекта.

2.Содержание исследовательского этапа проекта. Практическая часть проекта.

3.Правила составления тезисов, конспектов, цитат.

Ключевые понятия по теме: информация, наглядно-графический материал, тезис, цитата, цитирование.

Содержание лекции

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЭТАПА ПРОЕКТА. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

Составление плана работы над проектом

Для выполнения проекта необходимо составить черновой план работы (определить направления по поиску информации, ее оформлению и представлению в виде напечатанного или написанного от руки текста). Составленный черновой план обязательно, следует показать руководителю. Для того чтобы составить план, надо ответить на вопрос: «Как мы можем узнать что-то новое о том, что исследуем?» Для этого надо определить, какие инструменты или методы ты можешь использовать, а затем выстроить их по порядку. Однако надо помнить, что при проведении исследовательской работы этот план обычно приходится изменять и совершенствовать, потому что исследование представляет собой творческий процесс, в ходе которого постоянно приходится что-то дополнять, а от чего-то отказываться.

Основная часть, помимо почерпнутого из разных источников содержания, также должна включать в себя собственное мнение и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Работа с источниками

Включает в себя отбор и изучение литературы по теме проекта, сбор дополнительного материала, его изучение, анализ и обобщение.

Источниками для написания проектной работы являются:

• нормативно-правовые акты;

• учебники;

• специализированные и научные журналы;

• интернет-источники.

Все необходимые сведения (фамилия, инициалы автора, название, год издания, издательство, количество страниц и др.) о книгах, справочниках, энциклопедиях записываются для последующего составления списка литературы.

Подготовка наглядно — графического материала по проекту

Проект обязательно надо сопроводить фотографиями, рисунками, по необходимости таблицами, графиками, диаграммами и схемами. Можно использовать готовые иллюстрации из книг, журналов, Интернета, тогда их необходимо скопировать или сканировать. Неплохо, если некоторые фотографии, рисунки, схемы сделаны самостоятельно. Лучше всего будет, если они будут помещены после текста в приложении к проекту.

Основная часть проектной работы включает:

– обзор литературы по теме и выбор направления исследований;

– описание источников информации;

– изложение общей концепции и основных методов исследования;

– содержание теоретических и (или) экспериментальных исследований;

– анализ и обобщение результатов исследований.

 

Основная часть начинается с обзора литературных источников по исследуемому вопросу (глава I) и определяется как теоретический раздел, в котором раскрываются основные этапы в развитии научной мысли по рассматриваемой проблеме.

Целью теоретического раздела является демонстрация ориентированности в проблеме исследования, обоснование гипотезы исследования и выбор способов ее доказательства.

Литературный обзор начинается с изложения идей тех авторов, которые внесли существенный вклад в разработку проблемы. Затем целесообразно проанализировать и сравнить разные точки зрения авторов. Литературный обзор не должен превращаться в сплошную цитату. Теоретическая и практическая части проекта представляют завершенную учебно-исследовательскую работу, на основании результатов которой автор(ы) предлагают то или иное решение выявленной проблемы (проектная часть).

Литературный обзор, теоретическая часть:

а) Словари, энциклопедии → школьные учебники → монографии → научные статьи по теме – это поможет в построении гипотезы (можно найти через указатель к реферативным сборникам по отрасли: номера рефератов, статья, № журнала и год издания, название). Нельзя пользоваться публицистикой.

В теоретическом разделе кратко, но достаточно глубоко, систематизировано следует изложить состояние проблемы на данный момент, дать характеристику предмета исследования: определить основные категории и понятия, провести их классификации, оценить достижения отечественной и зарубежной науки по исследуемой проблеме. Ссылаясь на научные публикации, нужно кратко изложить дискуссионные точки зрения по разным вопросам и дать им собственную оценку с ясно выраженной позицией студента.

В заключение обзора следует кратко охарактеризовать состояние проблемы и указать недостаточно изученные, дискуссионные вопросы. Это даст возможность определить актуальность исследования. Желательно закончить обзор кратким резюме о необходимости проведения исследований в данном направлении и определить предмет своего исследования.

Предлагаем список доступных методов исследования:

• подумать самостоятельно;

• прочитать книги о том, что вы исследуете;

• познакомиться с кино- и телефильмами;

• найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет;

• спросить у других людей;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ЭТАПА ПРОЕКТА. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОЕКТА

а) Описание методики, если применяется много методик, то только их названия, а методики выносятся в приложения;

б) Описание полученных результатов, их обсуждение; четкие, ясные, полные выводы

Отметим основные особенности указанных выше методов исследования.

1) Подумать самостоятельно

Наверное, с этого лучше всего начинать любую проектную работу. Можно задать себе вопросы:

• Что я знаю об этом?

• Какие суждения могу высказать по этому поводу?

• Какие выводы и умозаключения я могу сделать из того, что мне уже известно?

2) Прочитать книги о том, что вы исследуете

Если предмет исследования подробно описан в доступных для вас книгах, их надо обязательно посмотреть. Ведь совсем не обязательно открывать то, что до вас уже открыто. Изучив уже известное, можно двигаться дальше. Открывать новое!

Начать можно со справочников и энциклопедий. В наше время издается много различных энциклопедий и справочников для детей и взрослых. Они обычно хорошо иллюстрированы, их тексты, как правило, содержат очень много интересной информации. Если ее оказывается недостаточно, то следует прочитать книги с подробным описанием изучаемого вами объекта или явления.

Запишите все, что вы узнали из книг.     

3) Познакомиться с кино- и телефильмами

Много новой информации содержится не только в книгах, но и в различных научных, научно-популярных и художественных фильмах. Это настоящий клад для исследователя. Не забудьте об этом источнике!

Запишите все, что вы узнали нового из фильмов.

4) Найти информацию в глобальных компьютерных сетях, например, в сети Интернет

В глобальных компьютерных сетях содержится много информации практически обо всем, что вас может заинтересовать.

Запишите все, что вам помог узнать компьютер.          

5) Спросить у других людей

Людей, с которыми следует побеседовать о предмете исследования, можно условно поделить на две группы: специалисты и неспециалисты.

1. К специалистам мы отнесем всех, кто профессионально занимается тем, что вы исследуете. Специалистом может быть и учитель. Например, учитель физики или астрономии может рассказать о космосе много нового, того, что не входит в обычные программы.

Специалистами могут оказаться и папа, и мама, и дедушка, и бабушка.

2. Неспециалистами для вас будут остальные люди. Их тоже целесообразно расспросить. Вполне может быть, что кто-то из них знает что-то очень важное о том, что вы изучаете.

Запишите информацию, полученную от других людей.

6) Понаблюдать

Интересный и доступный способ добычи новых знаний - наблюдение. Надо понимать и помнить, что смотреть и слушать может каждый, а вот видеть и слышать способны не все. Смотрим мы глазами, слушаем ушами, а видим и слышим умом.

Для наблюдений человек создал множество приспособлений: простые лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения. Есть приборы и аппараты, усиливающие нашу способность различать звуки и даже электромагнитные волны. Об этом надо помнить и все это также можно использовать в ваших исследованиях.

Запишите информацию, полученную с помощью наблюдений.        

7) Провести эксперимент

Слово «эксперимент» происходит от латинского «experimentum» и переводится на русский как «проба, опыт». Это ведущий метод познания в большинстве наук. С его помощью в строго контролируемых и управляемых условиях исследуются самые разные явления.

Эксперимент предполагает, что вы активно воздействуете на то, что исследуете. Так, например, вы можете экспериментально определить, при какой температуре замерзают разные жидкости (вода, молоко, солярка и др.); как быстро способен обучиться ваш щенок или котенок новым командам; как относится к различной музыке ваш попугай; какие овощи и фрукты больше всего любит ваша черепаха.

Опишите сначала планы, а затем результаты своих экспериментов. 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.018 с.)