Ваша позиция – характеристика учения Р. Дарендорфа, обоснуйте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ваша позиция – характеристика учения Р. Дарендорфа, обоснуйте.



КУРС «СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ» Практикум по истории социологии 20 «Фрагменты произведений» Ф.И.О.  Сукиасян Левон Арменович

СОЦИОЛОГИЯ.   Пьер Бурдье ̈ (1930-2002)

Ознакомьтесь с отрывком из произведения Пьера Бурдье «Социальное пространство и символическая власть» *и ответьте на вопросы в конце:

«Символическая власть — это возможность создания реальности при помощи слов, что удается лишь тогда, когда понятия адекватны реалиям. В этом смысле символическая власть обладает свойством скрывать или обнаруживать реально существующие объекты. Означает ли это, что сама символическая власть ни на что не способна? В действительности, подобно созвездиям, которые, как утверждал Нельсон Гудман, становятся реальными, только если они открыты и обозначены, социальные группы, классы или нации начинают существовать как таковые для тех, кто в них входит, равно как и для остальных людей, только когда их, руководствуясь теми или иными принципами, воспринимают и признают, выделяя тем самым из множества социальных образований. Теперь, я надеюсь, будет легче понять, что ставится на карту в борьбе по поводу существования или несуществования классов. В основе этой борьбы лежит борьба классификаций. Власть, навязывающая определенные представления, выявляющая и определяющая имплицитное социальное расслоение, оказывается par excellence (преимущественно — прим. пер.) политической властью: она способна создавать новые группы, манипулировать объективной структурой общества. Власть обозначать или называть, как и в примере с созвездиями, превращает collectio personarum phirum (простые множества людей — прим. пер.), до того только случайно пересекавшихся, в институциональные, конституированные формы (создавая “корпоративную общность”, как ее называли средневековые мыслители, изучавшиеся Канторовичем). Наконец, если мы вернемся к основной проблеме, которую я сегодня пытался разрешить — каким образом происходит создание объектов, а именно групп, при помощи слов, нам нужно ответить на один последний вопрос, составляющий misterium ad ministerium (таинство службы — прим. пер.), как любили говорить профессора церковного права. Каким образом появляется представитель группы, наделенный правом выступать и действовать от ее имени, использующий лозунги, призывы или команды и олицетворяющий данную группу? Подобно древним властителям, которые, согласно Бенвенисту, брали на себя regere fines et regere sacra (поддержание границ и порядка — прим. пер.), то есть устанавливали и сохраняли социальные различия и таким путем конституировали социальные группы, профсоюзные или политические лидеры, должностные лица или государственные эксперты персонифицируют множество фиктивных 149 социальных образований, которым они дают жизнь и от которых взамен получают власть. Представитель группы — это персонифицированная группа, только через него она выражает свои интересы. Как утверждали каноники, status est magistratus, положение — это тот судья, который его занимает; или же, как говорил Людовик XIV: “Государство — это я”; или, наконец, как заявлял Робеспьер: “Народ — это я сам”. Класс (народ, нация или другая социальная общность) существует, если находятся люди, готовые олицетворять его, официально выступать от его имени, люди, которых остальные члены общества будут воспринимать как представителей этого класса, народности или нации или любой другой социальной реальности, которую может предложить реалистическая конструкция мира. Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, что сложность изучения социальной реальности коренится в сложности самого объекта изучения. Башлар часто повторял: “Простое — это не что иное, как упрощенное”. При этом он доказывал, что наука может развиваться, только подвергая сомнению простые идеи. Мне кажется, что подобное сомнение необходимо и в социальных науках, где мы слишком легко удовлетворяемся очевидными представлениями, которые черпаем из обыденного опыта и хорошего знания научных традиций.»

*Цитата из: Пьер Бурдье Социальное пространство и символическая власть / Pierre Bourdieu. Espace social etfouvoir symbolique. In: P. Bourdieu. Choses dites. Paris: Editions de Minuit, 1987. / Editions de Minuit, 1987. / Перевод к. ф. н, В. И. Иванова / Материалы Интернет.

Вопросы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.005 с.)