Методические материалы: курс – «социология и культурология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические материалы: курс – «социология и культурология»



                                         

                                          Рекомендации к выполнению эссе. *

                              *Эссе́ (из фр. essai «попытка, проба, очерк», от лат. exagium «взвешивание») —литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету и не претендует на исчерпывающую или определяющую трактовку темы (в пародийной русской традиции «взгляд и нечто»). В отношении объёма и функции граничит, с одной стороны, с научной статьёй и литературным очерком (с которым эссе нередко путают), с другой — с философским трактатом. Эссеистическому стилю свойственны образность, подвижность ассоциаций, афористичность, нередко антитетичность (противоположность, противополагание) мышления, установка на интимную откровенность и разговорную интонацию. В качестве особой жанровой формы ввёл, опираясь на опыт предшественников, Мишель Монтень в своих «Опытах» (1580).

   По дисциплине «СОЦИОЛОГИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ» каждый обучающийся выполняет эссе, тему которого он может выбрать из предлагаемого списка. В отдельных случаях студентом может быть предложена своя авторская версия темы эссе, которая согласовывается с преподавателем. Объем эссе составляет 7-8 страниц (включая титульный лист и список литературы). На титульном листе указывается факультет, курс, группа, Ф.И.О. студента и тема эссе. Страницы нумеруются и имеют поля. На первой странице пишется план работы (1-7 пунктов) с указанием страниц и приводится список использованной литературы (5-8 наименований). Эссе не следует строить на изложении и тем более переписывании одного из источников. Тема раскрывается студентом самостоятельно на основе прочитанных источников. Дословное переписывание текста должно оформляться как цитата со ссылкой на источник заимствования: например: (3, 9), где 3 — это номер источника в списке использованной литературы, а 9 - номер страницы, на которой находится цитируемый отрывок текста. Работа озвучивается на занятиях и соответствующим образом оценивается сокурсниками. Преподаватель проверяет самостоятельность выполнения работы, степень знания и понимания автором использованной литературы, а затем засчитывает её как единицу текущего контроля.

*****************************************************************************

Требования к эссе. Важно хорошо знать и понимать их, так как в последнее время появляются всё больше программ на конкурсной основе, одной из важнейших составляющих которых является именно эссе. Важно так же знать, какие требования предъявляет аудитория, которая будет оценивать эссе. Так как оценка за творческую работу в основном зависит от идей, мыслей и ценностей слушающих. Если же неизвестны личности слушателей, либо их методология оценки, то важно произвести впечатления на них через свою работу. Как же это сделать? Первое правило, не лезть в дебри, не запутывать свои мысли и не составлять нудные фразы с закрученными оборотами, так как их сложно понять, а вдаваться в смысл никто не имеет особого желания, и вполне возможно, что ваше творение даже не дослушают до конца.

   Желательно составить четкий план своего творения и следовать ему, так появится больше вероятности того, что эссе будет написано лаконично и содержательно.

   Часто требуется написать Эссе на свободную тему. В этом случае желательно выбрать нейтральную тему, о которой вы имеете четкое представление, так вы сможете написать грамотно, и, главное, ваши рассуждения не будут противоречить рассуждениям слушающей аудитории. При этом нужно правильно подойти к проблеме подбора материала. Уделите этому моменту должное внимание. Пролистайте книги, статьи, их анализ, работы критиков, проработайте информацию в интернете. Почитайте так же афоризмы, их можно выгодно использовать при написании эссе.

Работа над эссе начинается с черновика. На нём можно отметить важные тезисы, мысли, интересные идей, цитаты, высказывания тех же самых критиков, и только потом можно все эти отрывки начинать собирать в одно целое.

 Если вы изучили достаточно материала и смогли выписать много, понравившихся вам идей, то работа над написанием самого Эссе практически не потребует траты времени. Можно лишь отшлифовать выписанные мысли, объединить их воедино, и с чистой совестью оформить работу.

   Основная задача Эссе, получить общее представление о человеке, поэтому преподнести себя лучше с хорошей стороны. Даже если вы считаете, что люди в России слишком политизированы и им следует заниматься только поиском удовольствий, пишите всё наоборот.

Заголовок стоит написать кричащим и запоминающимся, каждый новый абзац начинать с новой идеи, которую так же необходимо оформить в привлекательном виде.

   Не смотря на то, что эссе это свободное течение мыслей, простор для творчества и воображение, оно должно иметь четко определённую структуру.

Первый абзац, это традиционное вступление, оно не должно превышать 30% всего объёма эссе. Именно вступление должно заманить читателя, возбудить в нём желание продолжить чтение. Можно использовать строки из философских произведений, необычные факты, цитаты, вопрос, можно ещё многое придумать для этой цели.

Во введении должна быть отражена основная мысль эссе, однако она не должна раскрываться в нём, так как в таком случае нет необходимости писать основную часть. Писать не обязательно литературным языком используя всевозможные обороты, метафоры, гиперболы и все остальные красоты литература, однако в эссе не должно быть слов-паразитов, оно не должно быть написано детским языком, должно легко читаться.

Основная часть Эссе составляет около 60% всего текста, в ней раскрывается главная мысль, идея Эссе, которую желательно подкрепить точными фактами, яркими описаниями, размышлениями, цитатами, или другой интригующей информацией.

Последняя часть Эссе — это заключение. Оно составляет порядка 10% всего текста и в нём необходимо продемонстрировать свой потенциал, свои взгляды на проблему, свои предложение относительно возможностей её решения. В заключении так же можно выделить главную мысль эссе.

 Следуя всем описанным принципам при написании Эссе, вы сможете привлечь внимание преподавателя и студентов произвести на них хорошее впечатление.

Темы эссе.

1. «Культура» - понятие: актуальность или архаизм в ХХI веке?

2.Социология и культурология как неотъемлемые части человеческой культуры.

3.Социология – это научное изучение общества и социальных отношений

4.Считаю, что специфика современной городской культуры существует…

5. Есть ли сегодня культура современного русского села? 

6. Культурные памятники Кубани - разнообразие в единстве.

7. Культура Адыгеи – своеобразие во многом.

8. Наука, изучающая человеческое общество и социальное поведение.

9. Человек интересен не столько как личность, сам по себе, сколько как представитель какого-то большинства, объединенного по тем или иным признакам.

10.Культура – это связь всего со всем.

11.Социология делает ставку на усредненный человеческий тип.

12.В сфере культуры основной категорией выступает уникальная и неповторимая личность.

13.Только личность являет собой единственную форму существования и воплощения духа.

14.Духовная культура, о которой надо забыть…

15.Нельзя реформировать мир прежде, чем не произойдет реформация самого себя. 16.Элитарная и массовая культуры – только для меня…

17.Творцы культуры в прошлом и в наше время, а были ли они?

18.Может ли быть творчество и инновации в системе культуры?

19.Конкретная личность или группа лиц в состоянии нарушить социальную статику, направив все общественное, историческое и культурное развитие по новому пути.

20.Символ в культуре существовал всегда…

21.Техника как «текст» культуры.

22.Аксиологические аспекты культуры, где их искать?

23.Проблема универсалий культуры, да это круто…

24.Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.

25.Возможен ли разговор о становлении и развитии культуры в первобытном обществе?

26.Функции культуры в социальных системах.

27.Человек является единственным существом, культурным в родовом и индивидуальном смыслах.

28.Общество – это не совокупность людей, а система их отношений.

29.Социальная система не может существовать без культуры и личности, культура – без социальных систем и личности, личность – без социальных систем и культуры.

30.В результате социальной мобильности культура обществаменяется?

31.Как может выглядеть человек, который прошел социализацию, но не инкультурацию, инкультурацию, но не индивидуализацию.

32.Особенности социализации личности в российском обществе 90-х годов и начала 20 века.

33.Особенности инкультурации личности в российском обществе 90-х годови начала 20 века.

34.Социокультурные проблемы развития личности.

35.Социокультурные проблемы формирования личности.

36. Развитие личности как социокультурный процесс.

37.Индивидуализация личности.

38.Инкультурация личности.

39.Социализация личности.

40.Соотношение социальной и культурной динамики.

41.Социальная интеграция и социальная поляризация.

42.Социальная дифференциация.

43.Социальные изменения в процессе социальной мобильности.

44.Социальная мобильность – это мой выбор.

45.Сущность социальной культуры:культура бедных и культура бедности;особенности культуры средних слоев; массовая культура

46.Язычество Древней Руси взгляд из ХХ I века.

47. Социальные общности – системное многообразие,сложный комплекс взаимосвязей и взаимоотношений.

48.Социальный статус и его виды.

49.Социально-духовная стратификация -конкретные очертания стратификации будущего общества.

50.Российскоеобщество как самодостаточная система: современность и прогноз.

51.Источники и основные черты древнерусского искусства.

52.Православие и русская культура: особенности взаимодействия.

53.Самодержавие — феномен русской культуры. Царь и Бог.

54.Древняя Русь и Великая Степь: борьба и взаимодействие.

55. Синтез западной и восточной традиции в российской цивилизации.

56.Петровская реформа: «псевдо модернизация» или модернизация «догоняющая»?

57.Петровские реформы и их влияние на формирование новой культуры России.

58.Русский классицизм или западничество…

59.Русское барокко.

60.Просвещение в России: особенности и главные достижения.

61.Художественные стили и направления «золотого века» русского искусства.

62. «Критический реализм» в искусстве пореформенной России.

63. «Серебряный век». Кризис «классической модели» культуры или ее расцвет?

64.Идея «всеединства» в русской культуре IX-XXI вв.

65.Советская культура: прогресс или регресс?

66.Современное российское социокультурное развитие: модернизация в период постмодерна

67.Постсовременное общество и его проблемы.

68.Россия: проблема цивилизационной идентичности («западники», «славянофилы», «евразийцы»).

69.Культура, природа, человек – pro et contra.

70. «Массовая культура» - отличительная черта современной социокультурной ситуации.

71.Наука и нравственность: гармония или противоречие?

72.Современная молодёжная культура она есть или…

73.Современная культура США (или другой страны по выбору обучающегося.

74.Роль СМИ в формировании личности на современном этапе развития культуры.

75.Кино - феномен культуры ХХ века, нет, скорее технический прогресс.

76.Основные стили и направления в современной художественной культуре существуют…

77.Культура и модернизация в России.

78.Толерантность и культура межнационального общения, они нам необходимы...?

79.Место культуры в разрешении глобальных проблем современности…

80.Социальные институты и учреждения культуры, какой в них прок...?

 

                                             

 

 


Уважаемые респонденты!

 Прошу Вас принять участие в социологическом опросе, посвященном оценке мнений различных категорий граждан о тенденциях социального развития современного российского государства. Результаты опроса позволят сформировать представление о существующем общественном настроении среди российских граждан.

 Опрос проводится на условиях анонимности. Все результаты будут представлены только в обобщённом виде.

Отвечая на вопросы, отметьте цифру ответа или впишите другой, наиболее точно отражающий ваше личное мнение. В каждом вопросе необходимо выбрать только один вариант ответа, если не указано иное.

Данный опрос проводится студентами «Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина» в рамках изучения дисциплины "Социология и культурология". Таким образом, данный опрос, как и анкета, являются учебными. В связи с этим в ней возможны огрехи и методологические неточности.

Спасибо ответившим и отвечающим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.55.14 (0.028 с.)