Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции органов судебной власти.Содержание книги
Поиск на нашем сайте Понятие судебной власти 1. Судебная власть в раскрытии своего содержания опирается на более общие явления общества и отражающие их понятия: государственная власть, социальная власть. Формирование понятия судебной власти связано с разработкой теоретической концепции разделения государственной власти в обществе между имеющимися или формируемыми органами государства. "Теория разделения властей" уходит своими корнями в историю развития научной мысли о государстве и праве. Ш. Монтескье, Д. Локк и другие зарубежные исследователи внесли свой вклад в разработку этой теории. Российские ученые А.И. Елис- Понятие судебной власти в современном отечественном правоведении стало утверждаться в начале 90-х годов XX столетия. Законодательное закрепление это понятие нашло в Конституции РФ 1993 г., ст. 10 и гл. 7 которой выделили судебную власть как самостоятельное явление в российском государстве. Дальнейшее использование в законодательстве понятия судебной власти получило при внесении изменений в Закон РФ "О статусе судей в РФ" (1995 г.) в ст. 1 и при принятии в 1996 г. Федерального конституционного закона РФ "О судебной системе РФ" (ст. 1), которые послужили толчком к разработке теоретических положений судебной власти и ее реализации. Наличие термина "судебная власть" в ст. 10 Конституции РФ подчеркивает ее как составную часть государственной власти, наряду с законодательной и исполнительной. Признаки государственной власти и ее назначение в обществе являются общими и характеризующими для всех трех разновидностей власти. Судебная власть реализуется через специальные государственные органы, которые самостоятельны при ее реализации. Понятия "судебная власть", "судебные органы", "судья", "судопроизводство" и другие раскрывают разные аспекты существования и реализации одной из ветвей государственной власти – судебной. В правовых источниках не раскрывается понятие "судебная власть" – это задача теории. В современной юридической литературе также нет общепризнанного, устоявшегося определения судебной власти. В некоторых работах, посвященных правоохранительным органам, "судебная власть" рассматривается как полномочия, предоставленные государством судам, по разрешению отнесенных к их компетенции споров, или как система судебных органов, или как конкретный суд. Однако при определении судебной власти необходимо отталкиваться от общего понимания государственной власти, разрабатываемого в теории государства и права. Определение государственной власти формируется в юридической литературе в различных аспектах. Один из вариантов понятия " государственная власть " раскрывает ее как предусмотренную законом возможность государства в лице его органов и должностных лиц оказывать определяющее воздействие на деятельность или поведение людей в целом, на происходящие процессы в обществе с помощью убеждения или специального принуждения. Таким образом, государственная власть проявляется как средство, созданное людьми в государстве для поддержания порядка и обеспечения прогрессивного развития общества с помощью государственного механизма. Судебная власть является составляющей государственной власти, поэтому определение судебной власти должно содержать ее основные признаки. Вместе с тем "судебная власть" – это более конкретное и содержательное понятие. Оно носит собирательно-обобщающий характер применительно к различным категориям, раскрывающим судебную власть, и проявлениям ее в жизнедеятельности государства. Судебная власть, с одной стороны, – это возможность и способность государства в установленном законом порядке воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц через суды и судей с соблюдением процессуальных процедур. С другой стороны, судебная власть проявляется в реально существующей, организованной системе судов, деятельности судей, складывающихся отношениях при осуществлении предусмотренных судопроизводств. Соответственно понятия "судья", "суд", "судопроизводство" (правосудие), "судебная система", "органы судейского сообщества", "судебное право" и некоторые другие являются необходимыми составляющими, призванными раскрыть содержание судебной власти. Формулой, раскрывающей судебную власть, может быть следующее определение – это предусмотренная законом разновидность государственной власти, предполагающая возможность и способность судей и судов воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц при разрешении правовых вопросов, осуществлении правосудия в установленном порядке судопроизводства, толковании действующего законодательства, при решении внутренних вопросов судейского сообщества его органами для обеспечения законности и справедливости в государстве и прогрессивного развития общества. Таким образом, категория судебной власти и отражаемое ею социальное явление представляет собой сложный объект научного познания и предполагает значительный объем знаний, требующих изучения. Вопросы судебной власти находятся в поле зрения современных ученых юристов, которые изучают ее с различных позиций. Так, например, вопросам судебной власти и уголовного судопроизводства посвящены работы В.М. Бозрова, В.А. Лазаревой, Л.М. Володиной и других авторов. Исследуется судебная власть и в системе государственной Признаки судебной власти Признаки, характеризующие судебную власть, связаны с определением ее места в системе государственной власти, ее назначением и содержанием, а также реализацией судебной власти в общественных отношениях. Основным, наиболее часто встречающимся признаком является разновидность государственной власти (ветвь), предусмотренная законом. Другая группа признаков связана с организационной обособленностью и реализацией судебной власти. Она реализуется судьями и судами. Суды создаются и действуют в рамках установленной законом судебной системы. Судьи обеспечивают представительство своих интересов через органы судейского сообщества. Финансовое, организационное, техническое и прочее обеспечение судов и судей осуществляется во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти. Судебная власть реализуется судьями и судами в предусмотренных законом процедурах, именуемых видами судопроизводств. Осуществление судопроизводства происходит путем гласного, коллегиального, состязательного, устного и непрерывного разбирательства правового спора или конфликта. Судьи и суды для воздействия на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц наделены специальными полномочиями по осуществлению правосудия и решению других правовых вопросов. Судебная власть в лице судей и судов призвана обеспечивать в обществе соблюдение законов, справедливое разрешение возникающих конфликтов и поступательное прогрессивное развитие. Сказанное позволяет сформулировать признаки судебной власти. 1. Содержательным признаком власти является возможность и способность государства через свои властные органы и должностных лиц воздействовать на поведение людей, деятельность органов и юридических лиц. 2. Воздействие это от имени государства осуществляют судьи и суды. 3. Суды в РФ организационно оформлены в судебную систему и обособлены от других государственных органов. 4. Организационное управление, техническое, материальное и иное обеспечение судов и судей осуществляется судебными органами или через специально созданные учреждения судебной системы во взаимодействии с органами исполнительной власти. 5. Судьи реализуют судебную власть, действуя в рамках предусмотренной законом судебной системы. Судьи образуют судейское сообщество, которое управляется органами судейского сообщества. 6. Суды, в лице судей, наделены специальными правомочиями применять положения закона к конкретным жизненным обстоятельствам и принимать оценочные правовые решения по конфликтным фактическим ситуациям. Они вправе проверять соответствие законов и других нормативных актов Конституции РФ и федеральным конституционным законам. 7. Судьи осуществляют свою деятельность в установленном законом порядке судопроизводства. 8. Решения судей по конкретным делам могут проверить только судьи вышестоящих судов и в установленной законом судебной инстанции. Решения Конституционного Суда РФ проверке не подлежат. 9. Решение суда по конкретному делу обязательно для всех лиц и органов кому оно адресовано или с кем связано. Исполнение судебного решения обеспечивается в каждом конкретном случае специальным механизмом государственного принуждения. 10. Судебные органы имеют право разъяснять, толковать положения законов или Конституции РФ. 11. Судебные органы обладают правом внесения предложений и законопроектов в законодательные органы. 12. Судьи и суды призваны обеспечивать законность общественных взаимоотношений, справедливость разрешения правовых вопросов, споров, конфликтов, прогрессивное развитие общества. Признаки, характеризующие судебную власть, связаны с условиями и порядком ее реализации судами и судьями. Судебные органы самостоятельны при решении вопросов, отнесенных к их компетенции. Суды имеют исключительные полномочия при осуществлении правосудия и принимают окончательные решения в пределах системы судебных органов. Самостоятельность судебных органов исключает их подчиненность какому-либо внешнему руководству или представителям органов законодательной и исполнительной власти. Суд не делит функции по осуществлению правосудия с иными государственными органами. Внутренние вопросы организации судебной системы и реализации судебной власти, в частности касающиеся финансирования, материально-техни- Самостоятельность судебных органов предполагает их взаимосвязи и взаимодействие с органами других ветвей власти. Взаимодействие может выражаться в следующем: 1. Органы законодательной власти на основе Конституции РФ определяет судебную систему страны, структуру судов и организацию 2. Органом законодательной власти (Советом Федерации Федерального Собрания РФ) по представлению Президента РФ назначаются судьи высших судов, другие судьи назначаются Президентом РФ[19]. 3. Организация подготовку кадров для судебных органов осуществляется во взаимодействии с органами исполнительной власти РФ. 4. С другой стороны, суды наделены правом, в установленном законом порядке, проверять соответствие законам нормативных и ненормативных актов, издаваемых органами исполнительной государственной власти, разрешать споры между государственными органами, рассматривать жалобы граждан на решения и действия государственных органов и должностных лиц. Конституционный Суд РФ имеет право признать не соответствующими Конституции РФ законы, принятые органами законодательной власти. 5. Высшим судебным органам предоставлено право давать разъяснения и толкование законов по вопросам практического их применения. Разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ обязательны не только для судов, но и для других органов и должностных лиц, применяющих закон, по которому дано разъяснение. Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения, и они могут входить со своими предложениями и законопроектами в органы законодательной власти. Исключительность полномочий судей заключается в том, что только им в нашей стране предоставлено право осуществлять правосудие и никакому другому органу или должностному лицу. Объем компетенции судов и ее содержание позволяют однозначно и окончательно суду принять решение по конкретному делу или вопросу. Исключительность компетенции судов связана с организацией и осуществлением правосудия в государстве. Только суды, входящие в судебную систему РФ, могут рассматривать возникающие правовые споры и дела по существу (1-я инстанция), проверять их в апелляционной или кассационной инстанции (2-я инстанция), в определенных законом случаях проверять в надзорной инстанции. В связи с рассмотрением конкретного дела суд вправе давать администрациям предприятий, учреждений, организаций, должностным лицам обязательные для них поручения о выполнении необходимых действий, требовать от любых организаций и граждан предоставления документов или предметов, которые могут быть доказательствами по делу, вызывать любое лицо для допроса в качестве свидетеля. Указанные требования обязательны для всех лиц, к которым они обращены. Принятые и вступившие в законную силу решения, приговоры, определения, постановления суда приобретают по конкретному делу силу закона, то есть: 1) становятся общеобязательными для всех государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан – для всех, кого они касаются; 2) в случае необходимости приводятся в исполнение принудительно, приговоры судов исполняются специально созданными государственными учреждениями и органами; 3) вступление в законную силу решения, приговора суда исключает возможность вторичного рассмотрения данного дела в суде первой инстанции; 4) факты, установленные вступившим в законную силу решением, приговором суда, имеют преюдициальное значение, что устраняет необходимость устанавливать и доказывать их при рассмотрении и разрешении в судах других дел. Судебные акты могут быть отменены или изменены в порядке, предусмотренном процессуальным или иным законодательством в рамках органов судебной системы, при этом какого-либо согласования или утверждения со стороны иных государственных органов не требуется.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.009 с.) |