Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Прокуратура – орган государственной власти РФСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие прокуратуры происходит от латинского глагола "procurare", что означает "заботиться" или "предотвращать". Этот государственный институт имеет продолжительную историю. В России его основателем считается Петр I, подписавший 12 января 1722 г. указ об учреждении прокуратуры. В высочайшем указе императора отмечалось: "Надлежит быть при Сенате генерал-прокурору и обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать генерал-прокурору"[34]. Несмотря на то, что Петр Великий заимствовал этот институт из Швеции, прообразом российской прокуратуры послужила прокуратура Франции[35]. Статья 1 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" (далее по тексту – Закон о прокуратуре) определяет прокуратуру как единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Отталкиваясь от такого легального определения, можно выделить следующие характерные черты прокуратуры как государственного органа: 1. Прокуратура формируется в соответствии с требованиями Конституции РФ (ст. 129) и в порядке, определяемом Законом о прокуратуре, т.е. является легитимным органом. 2. Она осуществляет свои функции от имени государства – Российской Федерации. 3. Прокуратура является федеральным органом власти, т.е. распространяет свою деятельность на всю территорию Российской Федерации независимо от конституционно-правовых особенностей статуса некоторых субъектов федерации или специфики отдельных административно-территориальных единиц (к примеру, органы прокуратуры реализуют в полном объеме свои функции также в закрытых административно-территориальных образованиях). 4. Прокуратура осуществляет свою деятельность в строго определенных законодательством формах и видах деятельности. Закон о прокуратуре к основным направлениям прокурорской деятельности относит осуществление прокурорского надзора, реализацию уголовного преследования, участие в судах и в заседаниях представительных органов государственной власти и местного самоуправления, координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в правотворческой деятельности, международное сотрудничество, а также рассмотрение и разрешение обращений, содержащих сведения о нарушениях закона (ст.ст. 1, 2, 7–10).
5. Этот орган имеет централизованную систему, включающую в себя Генеральную прокуратуру РФ и подчиненные ей нижестоящие территориальные и специализированные органы и учреждения прокуратуры. 6. Должностные лица прокуратуры наделены полномочиями государственно-властного характера. Статья 6 Закона о прокуратуре устанавливает, что требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В свою очередь, ст.ст. 22, 27, 30 и 33 определяют правовое содержание указанных требований. Так, ст. 22 Закона о прокуратуре гласит, что, осуществляя надзор за исполнением законов, прокурор вправе по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных органов, требовать предоставления необходимых документов, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов и т.п. 7. Прокуратура РФ играет особую роль в государственном аппарате России. Имея функциональное отношение к каждой из ветвей власти, она, тем не менее, не относится ни к одной из них. Это специфичное положение прокуратуры в государственном устройстве позволяет выступать ей в качестве самостоятельного эффективного элемента системы сдерживания любой из ветвей власти, а также осуществлять различные многочисленные функции, возложенные на нее законом[36]. Такое положение позволяет определить прокуратуру как отдельный самостоятельный орган государственной власти. Отмеченные признаки характеризуют прокуратуру преимущественно как одну из частей российского государственного аппарата. Вместе с тем, помимо отмеченных особенностей, отечественная прокуратура имеет ряд специфичных черт, характеризующих ее как специализированный орган. Во-первых, она является, прежде всего, надзорным органом. Статья 1 Закона о прокуратуре называет основным направлением ее деятельности надзор за соблюдением действующих на территории России законов, т.е. наблюдение за тем, чтобы поднадзорные субъекты в точности выполняли возложенные на них задачи, соблюдали установленный законом порядок отправления порученных им обязанностей и чтобы в случае нарушения этого порядка были приняты меры к восстановлению законности, привлечению виновных к установленной законом ответственности[37]. Специфика этого надзора заключается в том, что он охватывает деятельность большей части других органов власти, действующих на территории России, – всех отраслевых федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного самоуправления, а также иных государственных и негосударственных органов контроля и надзора. При этом важно иметь в виду, что осуществление надзора является не единственным направлением деятельности российской прокуратуры.
Во-вторых, отечественная прокуратура является правоохранительным органом. Это означает, что она является одним из органов государства, специально предназначенных для осуществления правоохранительной функции присущими ей методами[38]. К числу таких методов можно отнести реализацию уголовного преследования лиц, совершивших преступления, подержание государственного обвинения в суде, координацию деятельности иных правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Следует иметь в виду, что не вся деятельность прокуратуры охватывается содержанием правоохранительной функции. В частности, участие прокурора в работе представительных органов власти или правотворчестве едва ли возможно отнести к реализации данного направления деятельности. Наконец, по мнению некоторых отечественных ученых, одна из основных особенностей российской прокуратуры заключается в том, что она представляет собой также орган надзора центральной (федеральной) власти за деятельностью местных и региональных органов публичной власти[39]. Другим словами, она выступает в качестве "инструмента, позволяющего сохранять единое законодательное пространство федеративного государства"[40], средства укрепления вертикали центральной государственной власти.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.01 с.) |