Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и характерные черты судебной системы РФ
К характеризующим судебную систему РФ чертам можно отнести: 1) ее двойственность устройства – федеральные суды и суды субъектов РФ; 2) простоту и доступность правосудия в судах для населения; 1. В соответствии со ст. 4 ФКЗ "О судебной системе РФ" судебная система РФ состоит из двух видов судов – федеральных судови судов субъектов Российской Федерации. Каждый из этих видов судов имеет свою систему, правила и условия организации и деятельности. Такая двойственность организационного построения судебной системы РФ делает ее сложной в понимании. К федеральным судам закон относит: - Конституционный Суд РФ; - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды[23], составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; - Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, составляющие систему федеральных арбитражных судов. К судам субъектов РФ относятся: - конституционные (уставные) суды субъектов РФ; - мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Двойственное построение судебной системы позволяет учитывать территориальные и национальные особенности субъектов РФ. Отнесение мировых судей и уставных судов к числу судов субъектов РФ означает, что законодательное регулирование организации и деятельности таких судов производится субъектом РФ самостоятельно, но в рамках, определенных федеральными законами, и не должно им противоречить. В частности, субъект РФ вправе самостоятельно создавать и упразднять конституционные (уставные) суды субъектов РФ, определять порядок назначения (избрания) судей этих судов, устанавливать определенные отличия в правовом положении судей этих судов, определять их компетенцию и порядок рассмотрения ими дел. Такие суды финансируются из бюджета субъекта РФ. В отношении мировых судей субъект РФ обладает гораздо более узкими полномочиями. Так, полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются Федеральным конституционным законом "О судебной системе РФ", Федеральным законом "О мировых судьях в РФ", иными федеральными законами и законами субъектов РФ. Общее число мировых судей и количество судебных участков в субъектах РФ определяются также Федеральным законом "Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах РФ".
Субъект РФ вправе самостоятельно устанавливать лишь порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей, срок их полномочий, создавать и упразднять судебные участки и должности мировых судей, осуществлять мероприятия по организационному обеспечению деятельности этих судей, выполнять некоторые другие полномочия. Отнесение мировых судей и конституционных (уставных) судов к числу судов субъекта РФ не означает, что субъект РФ вправе каким-то образом вмешиваться в осуществление этими судами правосудия, оказывать давление на судей этих судов при разрешении ими дел. Наиболее важные начала статуса судей и принципы организации и деятельности суда, закрепленные в Конституции РФ, остаются неизменными в любом случае и по отношению к любому суду РФ. 2. Простота и доступность правосудия в судах Территориальная организация судебной системы делает ее понятной и доступной для населения. По любому спорному вопросу гражданин может обратиться в суд, который всегда расположен в районе его жительства. При этом затраты на судебные издержки не слишком значительны и, как правило, не препятствуют обращению в суд за защитой своих прав. Кроме того, в ряде случаев гражданин может быть при принятии заявления судьей освобожден от уплаты государственной пошлины. Не облагаются государственной пошлиной заявления о взыскании алиментов, о защите чести и достоинства, требования, вытекающие из трудовых правоотношений, иски, связанные с нарушением прав потребителей, и некоторые другие. Введение института мировых судей призвано сделать правосудие еще более доступным для населения, поскольку это подразумевает, что гражданин может получать судебную защиту еще ближе к месту своего жительства.
3. Единство статуса судей в судах Единство статуса судей в судах судебной системы обеспечивает единый подход к разрешению возникающих правовых вопросов, споров и уголовных дел в судах. Единый для судей статус всех судов судебной системы базируется на положениях Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ. Деятельность судей в судах, предусмотренных ФКЗ "О судебной системе РФ", строится на соблюдении всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами единых правил судопроизводства. Принятые на их основе судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации или территории субъектов РФ всеми субъектами, кому они адресованы. Материальное и социальное обеспечение судей и их деятельности осуществляется, как правило, из федерального бюджета или в установленных в законе случаях из бюджета субъекта РФ. Таким образом, законодательное закрепление единства статуса судей, единые процессуальные формы судопроизводства, централизованное финансирование деятельности судов, материального и социального обеспечения судей создают единые условия и правила организации судов судебной системы и деятельности судей. 4. Характерной чертой судебной системы РФ является и то, что судебное дело разрешается по существу в суде первой инстанции. Подсудность дел по первой инстанции присуща почти всем судам судебной системы, в которых и разрешается дело по существу (кроме арбитражных судов округов и арбитражных апелляционных судов). Исключением из этого правила является апелляционная инстанция. При пересмотре не вступивших в законную силу приговоров, решений и постановлений мирового судьи и пересмотре не вступивших в законную силу решений арбитражного суда субъекта РФ в апелляционной инстанции дело рассматривается с самого начала, по правилам первой инстанции с определенными изъятиями. По результатам апелляционного производства может быть принято решение, отличающееся от решения суда первой инстанции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.13.194 (0.007 с.) |