История института мировых судей в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История института мировых судей в России



Мировой суд в России впервые был сформирован в результате судебной реформы 1864 г. и представлял собой систему местных судов, отграниченную от общих судов и основанную на иных принципах. Мировой суд задумывался тогда как суд всесословный, максимально свободный от формальностей и обрядов (с соблюдением, однако, необходимых процессуальных гарантий), максимально приближенный к населению. Мировыми судьями должны были становиться местные жители, хорошо знакомые с местными условиями, пользующиеся уважением и авторитетом у населения и обладающие определенным минимумом юридических знаний. Кроме того, перед местным судом были поставлены и особые задачи (по сравнению с прочими – "коронными" судами). По мысли составителей судебных уставов, ими должны были стать: достижение примирения, а также охранение общественного порядка и спокойствия "посредством разбора дел о маловажных преступлениях и проступках, которые... требуют скорого решения на этих именно местах, где они возникают".

С учетом всех этих особенностей, характерных для мирового суда, сами принципы его организации и деятельности существенно отличались от принципов организации и деятельности общих судебных мест.

Нижним звеном мировой юстиции стал единоличный мировой судья. В его полномочия входило:

1) разрешение дел об уголовных проступках, за которые возможно назначить следующие наказания: а) выговор, замечание или внушение; б) денежное взыскание не свыше 300 руб.; в) арест на срок не свыше 3 месяцев; г) содержание в тюрьме не свыше 1 года;

2) разрешение гражданских дел, если сумма иска не превышала 500 руб.;

3) кроме судебных полномочий мировые судьи имели и некоторые обязанности административного и охранительного порядка, в частности, они открывали избирательные сельские съезды для избрания гласных, исполняли на своем участке нотариальные обязанности, если на нем не было нотариуса; несли определенные обязанности по устройству помещений для арестованных по приговорам мировых судей и по надзору за ними, а также выполняли другие обязанности.

Второй инстанцией для мировых судей служил мировой съезд соответствующего округа. Он мог пересматривать неокончательные приговоры в апелляционном порядке, а окончательные – в кассационном. Высшей кассационной инстанцией служили кассационные департаменты Правительствующего сената. Окружной суд судебного надзора за мировыми судьями не осуществлял. Это аргументировалось необходимостью обеспечения независимости этих учреждений, а также тем, что надзор за ними лишь со стороны высшего органа судебной власти будет способствовать повышению уважения к мировым судьям со стороны населения. Немаловажным было и другое: мировой суд по своему предназначению должен решать дела не только и, может быть, не столько руководствуясь законом, но и сообразуясь с наглядным знанием судьей местных отношений и обстоятельств, с тем чтобы обеспечить достижение "естественной справедливости". Окружному же суду, суду профессиональных юристов чужд такой взгляд на дело, он руководствуется не собственным знанием местных обстоятельств, а исключительно представленными доказательствами, которые оценивает в строгом соответствии с законом. И потому подчинить мировую юстицию судам общей юрисдикции, по мнению авторов судебной реформы 1864 г., значило бы упразднить ее как таковую. Поэтому, хотя в дореволюционной России и обсуждался неоднократно вопрос об изменении порядка обжалования приговоров и решений мировых судей, приняты эти предложения не были, так как интересы охраны независимости и самостоятельности мировых судей пользовались несомненным приоритетом перед интересами унификации судебной системы.

Следующим серьезным отличием мировых судов стала выборность судей. В отличие от судей общих судебных учреждений, назначавшихся на должность правительством, мировые судьи (в центральных губерниях России) избирались местным населением.

При этом преследовалась чисто утилитарная цель: на местах было проще найти достаточное количество уважаемых людей на эту службу, которые к тому же соответствовали бы всем установленным цензам.

Цензы, необходимые для судей мировых судов, также отличались от общих. Так, образовательный ценз для мировых судей был ниже, чем для коронных. Достаточно было окончить курс в среднем учебном заведении либо прослужить не менее 3 лет в должностях, на которых он мог приобрести практический опыт в производстве судебных дел. Диктовалась эта особенность как тем, что в то время было практически невозможно найти необходимое количество людей с высшим образованием для отправления этой службы, так и предпочтением со стороны законодателя других качеств, в частности уважения населения и житейского опыта. Кроме того, мировые судьи должны были обладать и особыми качествами: они должны были быть жителями данной местности и обладать определенным имущественным цензом.

Мировые судьи пользовались громадным авторитетом среди населения. За десять лет существования данного института количество дел, находящихся в производстве мировых судей, выросло почти в десять раз. Институт мировых судей существенно повлиял на рост уважения к суду со стороны населения, увеличил его правовую защищенность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.004 с.)