Милиция в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Милиция в Российской Федерации



Основные вопросы организации и деятельности милиции регулируются Законом РСФСР от 18.04.1991 г. № 1026-I "О милиции"[49]. Регламентацией организации и деятельности милиции на уровне специального закона подчеркивается особое место милиции не только в системе МВД РФ, но и в целом среди правоохранительных органов, значимость ее роли в жизни российского общества, что связано с важностью задач, решаемых милицией, наличием у нее широких полномочий по применению мер государственного принуждения.

Действительно, согласно ст. 1 Закона "О милиции", милиция в Российской Федерации представляет собой систему государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных данным Законом и другими федеральными законами.

Статья 2 Закона "О милиции" устанавливает следующие задачи милиции:

· обеспечение безопасности личности;

· предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

· выявление и раскрытие преступлений;

· охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

· защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;

· оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных данным За-
коном.

Статья 11 Закона "О милиции", устанавливающая права, предоставленные милиции (ее сотрудникам) для выполнения возложенных на нее обязанностей, содержит 35 пунктов, в каждом из которых закреплено одно или несколько властных полномочий, которые могут применяться в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц[50]. Отдельный разд. IV (ст.ст. 12–16) данного Закона регламентирует основания и порядок применения милицией физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В данном разделе закреплено немало случаев, при наличии которых милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

В то же время Законом "О милиции" устанавливается, что деятельность милиции должна основываться на принципах законности, гуманизма, уважения прав человека. Милиции запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека, а всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом. Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Вследствие вхождения милиции в систему МВД РФ, руководство всей милицией в РФ осуществляет министр внутренних дел РФ.

Руководство всей милицией в субъектах РФ осуществляют министры внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности Президентом РФ по представлению министра внутренних дел РФ. До внесения Президенту РФ представления по кандидатуре для назначения на должность министра внутренних дел, начальника управления (главного управления) внутренних дел субъекта РФ выясняется мнение высшего должностного лица соответствующего субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) по предлагаемой кандидатуре.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ в порядке, определяемом министром внутренних дел РФ.

Согласно Закону "О милиции", милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (МОБ). Эти подразделения милиции отличаются друг от друга характером решаемых ими задач, подчиненностью, а также порядком назначения на должность и освобождения от должности их непосредственных руководителей, порядком финансирования и определения численности сотрудников.

Основными задачами криминальной милиции являются:

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно;

- организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ, на органы внутренних дел, как на органы дознания в уголовном процессе, возложено выполнение в порядке, предусмотренном ст. 157 УПК РФ, неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Это означает, что по таким делам сотрудники органов внутренних дел уполномочены в течение
10 дней с момента возбуждения ими (с согласия начальника органа внутренних дел, а затем прокурора) уголовного дела самостоятельно проводить предварительное расследование по нему, после чего обязаны направить дело прокурору для последующей передачи его в орган предварительного следствия. Именно сотрудники криминальной милиции, являющейся составной частью органов внутренних дел, специализирующейся на выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, в большинстве случаев реализуют данные полномочия.

Криминальная милиция имеет строго централизованную (вертикальную) структуру управления.

Начальники криминальной милиции субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ. Они являются по должности заместителями соответствующих министров внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел или начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ и, аналогично, являются по должности заместителями начальников соответствующих органов внутренних дел.

Структура криминальной милиции утверждена постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 925 "О подразделениях криминальной милиции"[51]. Согласно данному постановлению, в криминальную милицию входят следующие подразделения: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по борьбе с организованной преступностью; оперативно-поис-
ковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды милиции специального назначения; оперативно-розыскной информации. В криминальную милицию также входит Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения.

Криминальная милиция финансируется за счет федерального бюджета, а численность её сотрудников устанавливается Правительством РФ.

В отличие от криминальной милиции, милиция общественной безопасности решает задачи, имеющие значение в большей мере на местном уровне.

Так, основными задачами милиции общественной безопасности являются:

- обеспечение безопасности личности;

- обеспечение общественной безопасности и охрана общественного порядка;

- охрана собственности;

- выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

- раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно;

- предварительное расследование в форме дознания по большинству уголовных дел, по которым необязательно производство предварительного следствия (указаны в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), возбуждаемых в отношении конкретных лиц;

- оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям;

- розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

В отличие от криминальной милиции, милиция общественной безопасности имеет "двойное" подчинение. Так, согласно Закону "О милиции", в своей деятельности милиция общественной безопасности подчиняется как МВД РФ, так и соответствующим органам исполнительной власти субъектов РФ.

Соответствующие отличия имеют порядок назначения на должность и освобождения от должности непосредственных руководителей милиции общественной безопасности.

Начальники милиции общественной безопасности субъектов РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ, согласованному с высшими должностными лицами субъектов РФ (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ), и являются по должности заместителями министров или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ.

Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов РФ по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных муниципальных образований.

Структура милиции общественной безопасности утверждена постановлением Правительства РФ от 07.12.2000 г. № 926 "О подразделениях милиции общественной безопасности"[52]. Согласно данному постановлению, в милицию общественной безопасности входят: 1) дежурные части; 2) участковые уполномоченные милиции; 3) Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД РФ; 4) изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; 5) специальные приемники для содержания лиц, арестованных в административном порядке; 6) приемники-распределители для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество; 7) медицинские вытрезвители при органах внутренних дел; 8) центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей; 9) отряды милиции особого назначения;
10) подразделения: а) милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел; б) дознания; в) патрульно-постовой службы милиции; г) лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью; д) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; е) по делам несовершеннолетних; ж) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства; з) по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств.

Милиция общественной безопасности, в отличие от криминальной милиции, финансируется не только за счет средств федерального бюджета, но и за счет средств бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Среди источников финансирования следует выделить также средства предприятий, учреждений и организаций, охраняемых милицией по договорам.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета (как и ее структура, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений) определяется Правительством РФ.

Численность же милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. При этом она не должна быть ниже нормативов, утверждаемых министром внутренних дел РФ.

Так, Указом Президента РФ от 12.02.1993 г. № 209 "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации"[53] установлены нормативы штатной численности подразделений милиции общественной безопасности, содержащихся за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации. Например:
1 работник ППС на 1–1,5 тыс. человек городского населения; 1 участковый инспектор милиции – на 3–3,5 тыс. человек городского населения; 1 инспектор по делам несовершеннолетних – на 4–5 тыс. несовершеннолетних.

В то же время органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной безопасности.

Несмотря на рассмотренные различия, криминальная милиция и милиция общественной безопасности составляют единую систему органов, решают общие для всей милиции задачи, оказывают содействие друг другу в исполнении возложенных на них обязанностей.

4. Органы предварительного следствия системы
Министерства внутренних дел РФ

В отличие от милиции, на которую возложен максимально широкий объем функций, органы предварительного следствия в системе МВД РФ специализируются лишь на одном направлении правоохранительной деятельности – на предварительном расследовании преступлений. Однако предварительное расследование преступлений, осуществляемое в установленном уголовно-процессуальным законодательством порядке, является важнейшей составной частью правоохранительной деятельности в сфере борьбы с преступностью, по отношению к которой деятельность милиции в данной сфере носит в основном вспомогательный, служебный характер.

Органами предварительного следствия в системе МВД РФ осуществляется предварительное расследование в его основной форме, предусмотренной УПК РФ, – форме предварительного следствия, которое обязательно проводится по делам о преступлениях с достаточно высокой степенью сложности и общественной опасности. Такие преступления предусматриваются в большинстве статей Особенной части УК РФ. При этом именно следователями органов внутренних дел, занимающими данные должности в органах предварительного следствия в системе МВД РФ, осуществляется предварительное следствие по делам о тех из числа таких преступлений, которые имеют наибольшую распространенность, по сравнению с преступлениями, расследуемыми следователями иных ведомств (прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ). К подследственности следователей органов внутренних дел, согласно п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных более чем в 90 статьях Особенной части УК РФ. Среди них такие имеющие достаточно высокую степень общественной опасности и нередко, к сожалению, довольно распространенные преступления, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ), кража (ст. 158 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ), грабеж (ст. 161 УК РФ), разбой (ст. 162 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), хулиганство (ст. 213 УК РФ), различные преступления в сфере экономической деятельности и многие другие.

Согласно п. 4 Положения об органах предварительного следствия в системе МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 23 ноября 1998 г. № 1422 "О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации"[54], в органы предварительного следствия в системе МВД входят: Следственный комитет при МВД РФ, следственные управления Следственного комитета по федеральным округам, главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов РФ, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Организация, структура следственных подразделений в системе МВД РФ, порядок назначения на должности и освобождения от должностей их сотрудников регулируются Положением об органах предварительного следствия в системе МВД РФ, утвержденным вышеназванным Указом Президента РФ от 23.11.1998 г. № 1422, а также ПриказомМВД РФ от 04.01.1999 г. № 1 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 23.11.1998 г. № 1422"[55]. Основные требования к сотрудникам следственных подразделений, а также к порядку и условиям прохождения ими государственной службы в системе МВД РФ установлены Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992 г. № 4202-I[56].

Органы предварительного следствия в системе МВД РФ возглавляет Следственный комитет при МВД РФ, он осуществляет организационно-методическое руководство следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организует и проводит предварительное следствие по уголовным делам особой сложности или особого общественного значения, а также носящих межрегиональный и международный характер.

Следственный комитет при МВД РФ возглавляет заместитель министра внутренних дел РФ – начальник Следственного комитета при МВД РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Начальник Следственного комитета при МВД РФ имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по его представлению министром внутренних дел РФ.

Иные сотрудники Следственного комитета при МВД РФ, имеющие специальные звания, в том числе старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам, назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно начальником Следственного комитета при МВД РФ.

На уровне среднего звена системы МВД РФ действуют главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел субъектов РФ, следственные управления (отделы) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах.

Они также осуществляют организационно-методическое руководство нижестоящими следственными подразделениями органов внутренних дел, ведомственный и процессуальный контроль за данными подразделениями, организуют и проводят предварительное следствие по наиболее сложным уголовным делам.

Начальники следственных подразделений (главных следственных управлений, управлений, отделов) среднего звена системы МВД РФ назначаются на должность и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета МВД РФ. Они одновременно (по должности) являются заместителями министров внутренних дел, начальников главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов РФ, начальников управлений внутренних дел на транспорте, на особо важных и режимных объектах и, в то же время, в своей деятельности подчиняются начальнику Следственного комитета при МВД РФ.

Начальники следственных подразделений (главных следственных управлений, управлений, отделов) среднего звена системы МВД РФ имеют заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности по их представлениям соответствующими министрами внутренних дел, начальниками ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ и т.п.

Иные сотрудники следственных подразделений (главных следственных управлений, управлений, отделов) среднего звена системы МВД РФ, имеющие специальные звания, в том числе следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам назначаются на должность и освобождаются от должности непосредственно начальниками этих подразделений.

На уровне нижнего (и основного в силу объема работы и близости к населению) звена системы МВД РФ действуют следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на транспорте. Именно следователями данных подразделений расследуется наибольшая часть уголовных дел.

Начальники этих следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, групп) назначаются на должность и освобождаются от должности начальником вышестоящего (т.е. на уровне среднего звена) органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела) при этом органе внутренних дел. Они являются заместителями начальников органов внутренних дел нижнего (основного) звена системы МВД РФ, т.е. начальников ГОВД, РОВД, ЛОВДТ, и одновременно подчиняются начальнику вышестоящего главного следственного управления (управления, отдела), по представлению которого они назначаются на должность.

Заместители начальников следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, групп) нижнего звена системы МВД РФ, иные сотрудники этих подразделений, имеющие специальные звания, в том числе следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам и старшие следователи по особо важным делам назначаются на должность и освобождаются от должности по представлениям начальников этих подразделений начальниками вышестоящих следственных подразделений среднего звена системы МВД РФ, т.е. главных следственных управлений (управлений, отделов) при МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ и т.п.

Следователи органов внутренних дел, как и следователи иных ведомств, осуществляя предварительное следствие по уголовным делам, руководствуются уголовно-процессуальным законодательством и, несмотря на подчинение в организационном плане начальникам следственных подразделений и их заместителям, обладают широкой процессуальной самостоятельностью. Так, согласно п. 3 ч. 2 ст. 38 УПК РФ, следователь уполномочен: самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора. В то же время на начальников следственных подразделений (управлений, отделов, отделений, групп) и их заместителей возлагается процессуальный контроль за законностью и эффективностью процессуальной деятельности руководимых ими следователей.

Начальник следственного подразделения и его заместитель вправе проверять материалы уголовных дел, давать следователю обязательные для исполнения письменные указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и объеме обвинения. Они имеют полномочия поручать производство предварительного следствия одному либо нескольким следователям, передавать дело от одного следователя другому, принять уголовное дело к своему производству и лично провести предварительное следствие, непосредственно отменять некоторые необоснованные постановления следователя, а в отношении иных незаконных и необоснованных постановлений следователя вносить прокурору ходатайство об их отмене.

Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ

Внутренние войска МВД РФ играют заметную роль в обеспечении выполнения ряда функций, возложенных в целом на МВД РФ и составляющие его систему органы и иные подразделения. В силу своего предназначения внутренние войска МВД РФ, прежде всего, в значительном объеме охватывают выполнение функций, относящихся к такому виду правоохранительной деятельности, как охранная деятельность и предупреждение преступлений и иных правонарушений. Внутренние войска МВД РФ оказывают содействие органам внутренних дел и в осуществлении иных функций. Внутренние войска МВД РФ, пожалуй, в большей мере, чем иные органы и подразделения системы МВД РФ, участвуют в осуществлении такого вида правоохранительной деятельности, как обеспечение государственной безопасности.

Значимость места внутренних войск в системе МВД РФ и среди других государственных органов и структур, осуществляющих правоохранительную деятельность, подтверждается регламентацией основ их организации и деятельности на уровне федерального закона. В настоящее время действует Федеральный закон от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации"[57].

Статья 1 названного закона определяет, что внутренние войска МВД РФ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Задачами внутренних войск, согласно ст. 2 указанного закона, являются:

- участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;

- охрана важных государственных объектов и специальных грузов;

- участие в территориальной обороне Российской Федерации;

- оказание содействия пограничным войскам федеральной службы безопасности в охране государственной границы РФ.

Министр внутренних дел РФ осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками. Для этих целей в его подчинении находится главнокомандующий внутренними войсками, являющийся одновременно его заместителем, и образовано специальное структурное подразделение в центральном аппарате МВД РФ – Главное командование внутренних войск (ГКВВ).

Управление внутренними войсками строится, по сути, аналогично управлению войсками в системе Министерства обороны: округа внутренних войск, воинские соединения, части (подразделения)[58]. Кроме того, в системе внутренних войск существуют военные образовательные учреждения, учреждения обеспечения деятельности внутренних войск.

Внутренние войска комплектуются путем призыва граждан РФ на военную службу или заключения контракта на прохождение службы.

Военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы обладают комплексом прав, обеспечиваемых возможностью применения мер государственного принуждения (ст. 24 Федерального закона от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ).

При этом военнослужащие внутренних войск вправе применять физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, а также состоящую на вооружении войск боевую и специальную технику, но исключительно на условиях, в пределах, при наличии оснований
и в порядке, установленных в ст.ст. 25–30 Федерального закона от 06.02.1997 г. № 27-ФЗ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.053 с.)