Классификация форм обучения: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация форм обучения:



1. По месту проведения занятий: учебные формы (лекция, семинар, лабораторная работа, консультация и т.д.); внеурочные (экскурсии); домашняя работа; дистанционная форма; производственная и преддипломная практика.

2. По ведущему методу преподавания (беседа, семинар, игра и др.).

3. По дидактической задаче: урок изучения нового материала; урок обобщения и систематизации знаний; урок закрепления знаний; урок формирования умений; комбинированный урок.

4. По месту занятия в системе работы: вводное занятие; тематическое занятие; заключительное занятие.

5. По форме проведения занятия: традиционное построение занятия (теоретическое (лекционное) занятие, практическое занятие); инновационное построение занятия, т.е. занятие имеет нестандартную гибкую структуру; бинарное занятие (взаимодействие 2-х педагогов разных дисциплин).

6. По способу проведения контроля в конце занятия: традиционный контроль: опрос, тестирование и др.; урок контроля знаний, умений и навыков (контрольная работа, собеседование, зачет, защита проекта и др.); инновационный контроль: занятие с применением рейтинговой оценки деятельности микрогруппы и отдельного обучающегося.

 

Лекционные формы проведения занятия

Поскольку в профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им, безусловно, стоит уделять достаточное внимание в процессе экономического образования. Однако, используя перечисленные формы взаимодействия в традиционном их понимании, невозможно сформировать интерес к изучению экономических дисциплин, в связи с чем целесообразно использовать бинарные лекции, лекции «Пресс-конференции», проблемные лекции, лекции-шоу, лекции-визуализации, лекции-ситуации и т.п. При этом, если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в вышеперечисленных видах лекций – всесторонний анализ явлений, научный поиск истины и др.

Приемы активизации внимания на лекционных занятиях

В какой бы форме ни проходило лекционное занятие, необходимо помнить, что интерес к изучаемой дисциплине зависит от того, как начать занятие. В первые минуты внимание студентов самое высокое. Необходимо использовать этот момент, рассказывая что-либо особенно интересное. Можно задать вопрос, который заставит слушателей задуматься, привести данные статистики или рассказать интересный факт.

 

ПРИМЕРЫ

 

1. По теме «Правонарушение» (дисциплина «Теория государства и права»), раскрывая вопрос о субъекте правонарушения, можно рассказать студентам, что в средневековой Европе церковные суды часто рассматривали дела, обвиняемыми в которых выступали животные. Такие процессы проходили по всем правилам – с адвокатами, свидетелями, обвинителями. Любое животное могло стать обвиняемым, начиная от представителей крупного рогатого скота и заканчивая насекомыми. Как правило, домашние животные, судились церковью за колдовство и приговаривались к смерти. Диким же представителям фауны, попавшим под суд, инкриминировали статью «вредительство», в результате чего они отлучались от церкви или высылались за территорию страны. Последний приговор животному был вынесен в 1740 году во Франции, когда была обвинена в колдовстве и повешена корова.

2. В рамках темы «Юридическая ответственность» (дисциплина «Теория государства и права») студентам можно рассказать, что древние римляне применяли к государственным преступникам особое наказание под названием «проклятие памяти». Суть оного состояла в том, что подлежало уничтожению все, что так или иначе было связано с существованием преступника – статуи, упоминание в летописях и законах, надгробные и настенные надписи и т.п. Также могли попасть под «зачистку памяти» казненного преступника и члены его семьи.

 

Материал, предлагаемый студентам на лекции, необходимо представлять в проблемном виде. Например, начать лекцию с примера из правовой реальности, сформулировать вопросы, которые студенты, наверняка, задают себе сами. Во время занятия постоянно привлекать аудиторию к диалогу.

Студенческая аудитория с большим удовольствием воспринимает вопросы типа:

- Как Вы думаете, что из той или иной теории применимо на практике?

- Как Вы думаете, что имеет большое теоретическое / практическое значение и почему?

- Какие примеры Вы можете привести? и т.д.

 

Необходимо также помнить, что в процессе лекции студенты не могут сосредоточить свое внимание более чем на 20 мин. Данный недостаток можно повернуть в свою пользу. Так, через каждые четверть часа целесообразно разнообразить лекцию пословицей, цитатой, афоризмом, логической задачкой правового содержания или анекдотом по теме занятия. При этом важно не просто процитировать известные выражения или рассказать анекдот, а обсудить со студентами смысл каждой фразы, студенты должны четко понимать, почему то или иное высказывание было произнесено в рамках определенной темы.

Далее приведены несколько примеров удачно подобранных афоризмов, анекдотов и логических задачек юридической тематики.

 

ПРИМЕРЫ

 

1. Рассматривая тему «Основные права человека и гражданина» (дисциплина «Теория государства и права»), целесообразно процитировать Т. Джефферсона: «Мы считаем самоочевидными следующие истины: что все люди созданы равными; что они наделены своим Творцом неотчуждаемыми правами; что в число этих прав входят жизнь, свобода и возможность добиваться счастья».

 

2. В рамках темы «Нормативный правовой акт» (дисциплина «Теория государства и права») можно произнести слова И. Гёте: «Если кто-нибудь захочет изучить все законы, то у него не будет времени нарушать их».

 

3. В рамках темы «Законность и правопорядок» (дисциплина «Теория государства и права») студентам можно рассказать следующий анекдот: «Закон защищает каждого, кто может нанять хорошего адвоката».

 

4. Тему «Стороны в гражданском процессе» (дисциплина «Гражданский процесс») также можно разнообразить удачно подобранным анекдотом. Например, «Богатая практика не всегда делает адвоката лучше, но всегда делает его богаче».

Приведем примеры логических задачек юридического характера.

 

ПРИМЕРЫ

1. Некто, умирая, оставил жену в ожидании ребенка и сделал такое завещание: в случае рождения сына отдать ему 2/3 оставленного имущества, а матери – 1/3. В случае рождения дочери отдать ей 1/3 наследства, а матери – 2/3. Вдова завещателя родила близнецов: мальчика и девочку. Как разделить наследство, чтобы удовлетворить условиям завещания?

Ответ: имущество надо разделить на семь равных частей. Четыре части должен получить сын, две – мать и одну – дочь.

 

2. Кто-то проколол шины на машине Ивана Петровича. Рядом с машиной в течение дня было замечено трое мальчишек: Андрей, Боря и Вася. Галя, начинающий детектив, задала ребятам несколько вопросов.

Андрей сказал:Это сделал Боря, я уверен.

Боря сказал:Ты что! Это не я!

Вася сказал:Это сделал кто-то из этих двоих, а я к этому непричастен!

Боря сказал:Это Вася как раз шины-то проткнул!

Андрей сказал:Мне кажется, ты ошибаешься.

Вася сказал:Похоже, это всё-таки Андрей.

Отличник Дима, проходя мимо, заметил:Один из этих мальчиков отвечал правду, другой всё время лгал, а третий один раз солгал, а другой раз сказал правду.

Помогите Гале рассудить все, если известно, что Дима сказал правду.

Ответ: это сделал Боря. Андрей оба раза сказал правду, Боря оба раза солгал, а Вася был прав в первом высказывании и неправ во втором.

 

3. В семейном предприятии участвуют братья и сестры. У каждого брата число братьев и сестер одинаково. У каждой сестры вдвое меньше сестер, чем братьев. Сколько в семейном предприятии братьев и сестер?

Ответ: 4 брата и 3 сестры.

 

4. По обвинению в ограблении перед судом предстали Иванов, Петров, Сидоров. Следствием установлено следующее:

Если Иванов не виновен или Петров виновен, то Сидоров не виновен.

Если Иванов не виновен, то Сидоров не виновен.

Виновен ли Иванов?

Ответ: Иванов – виновен.

 

Для того чтобы занятие было не только интересным, но познавательным для студентов, педагог может пользоваться разнообразными приемами при изложения и усваивания юридических терминов. Рассмотрим некоторые из этих приемов более подробно далее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.25.32 (0.012 с.)