Цель изучения темы / цель занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цель изучения темы / цель занятия



Как правило, принято говорить о триединой цели изучения темы (занятия) – дидактическая (обучающая), развивающая, воспитательная.

Например, цель изучения темы «Брак в семейном праве» (дисциплине «Семейное право»): 1. Обучающая: сформировать у студентов знания определения и сущность брака, порядка заключения и расторжения брака, основания и процедуру признания брака недействительным. 2. Развивающая: формирование аналитического мышления и коммуникативных навыков обучающихся. 3. Воспитательная: воспитание уважительного отношения к браку, познавательной активности и культуры общения.

Цель выполнения задания (учебных заданий)

Цель выполнения задания ранжируется по следующим уровням:

1. Знание: запоминание и воспроизведение по образцу или по памяти. Это цели на I уровне усвоения.

2. Понимание: преобразование учебного материала из одной формы выражения в другую; перевод материала с одного языка на другой; объяснение и интерпретация материала. Это цели на II уровне усвоения.

3. Применение: умение применят теоретический материал на практике. Это цели на I–III уровнях усвоения.

4. Анализ: вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Это цели на III–IV уровнях усвоения.

5. Синтез: комбинирование элементов, чтобы получить целое, обладающее новизной. Это цели на IV уровне усвоения.

6. Оценка: умение определять критерии оценивания, осуществлять оценку и самооценку работы. Это цели на IV уровне усвоения.

Изобразим уровни учебных целей в виде пирамиды (рис. 1).

 

Рис. 1. Уровни учебных целей

Далее приведем примеры видов заданий, направленных на разные уровни усвоения материала (табл. 2).

 


Таблица 2

 

Примеры видов заданий, направленных на разные уровни усвоения учебного материала

Уровни усвоения Виды заданий
Знание Напишите определение понятий… Составьте список понятий, касающихся… Вспомните и напишите… Перечислите…
Понимание Объясните причины того, что… Приведите примеры… Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существую между… Прокомментируйте положение о том, что…
Применение Изобразите информацию о… графически Предложите способ, позволяющий… Проведите эксперимент, подтверждающий, что… Рассчитайте … на основании данных …
Анализ Раскройте особенности… Проанализируйте … с точки зрения… Составьте перечень основных свойств…, характеризующих… Постройте классификацию… на основании… Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… Сравните точки зрения… и … на… Выявите принципы, лежащие в основе…
Синтез Предложите новый (иной) вариант… Разработайте план, позволяющий (препятствующий)… Найдите необычный способ, позволяющий… Придумайте игру, которая… Предложите новую классификацию… Напишите возможный сценарий развития… Изложите в форме… свое мнение (понимание)… Напишите эссе на тему…
Оценка Выделите критерии оценивания… Оцените работу… Проведите самооценку… Ранжируйте… и обоснуйте… Определите, какое из решений является оптимальным для… Оцените значимость… для... Выскажите критические суждения о… Оцените возможности…для… Проведите экспертизу состояния…

ПРИМЕРЫ

1. Сформулируем учебные цели по теме «Субъекты административного права» (дисциплина «Административное право»), и для их достижения предложим проверочные задания для текущего контроля умений студентов по достижению выделенных целей.

Уровень учебной цели Формулировка цели Проверочное задание
Знание Знать определение понятий «субъект административного права», «орган исполнительной власти», «государственная служба» Определите следующие понятия: «субъект административного права», «орган исполнительной власти», «государственная служба»
Понимание Научить интерпретировать изученный материал Раскройте основные права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти
Применение Научить использовать изученный материал в конкретной ситуации Составьте обращение (предложение, заявление, жалобу) гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме
Анализ Научить разбивать материал и определять элементы Дайте характеристику федеральным министерствам, федеральным службам и федеральным агентствам как элементам системы федеральных органов исполнительной власти
Синтез Научить излагать материал, чтобы получить целое Подготовьте доклад на тему «Роль и значение Правительства РФ в обеспечении единства системы исполнительной власти в РФ»
Оценка Научить выносить суждения На конкретном примере оцените законность увольнения гражданина с гражданской службы

 


 

 

2. Опишем требования к результатам усвоения темы обучающимися по дисциплине «Муниципальное право», указав уровни усвоения заявленных в целях учебных элементов. Тема: «Вопросы местного значения».

Уровень учебной цели Цели
Знание I уровень Запоминание и воспроизведение материала. Пример: дайте определение понятиям «вопросы местного значения», «вопросы местного значения межпоселенческого характера»
Понимание II уровень Усвоение материала и способность к его преобразованию и интерпретации. Пример: проиллюстрируйте решение вопросов местного значения на примере муниципального образования, в котором Вы проживаете
Применение II уровень Умение применять правила, теории, методы в конкретных ситуациях и новых условиях. Пример: на конкретном примере дайте оценку законности принятого органом местного самоуправления решения по вопросам местного значения
Анализ III уровень Умение выделять отдельные элементы структуры материала, определять взаимосвязь элементов и логику взаимосвязи. Пример: проведите сравнительный анализ вопросов местного значения городского (сельского) поселения и вопросов местного значения муниципального района, выявив общее и различия
Синтез IV уровень Умение объединить элементы в целое. Создать новое. Пример: рассмотрите бюджет муниципального образования и предложите изменения к нему с позиции повышения эффективности в решении вопросов местного значения
Оценка IV уровень Умение оценить качество и значение материала на основе критериев. Пример: оцените эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципального образования, в котором Вы проживаете

 


 

 

3. Предложим перечень методов обучения, направленных на достижение выделенных целей обучения по т еме «Административное принуждение. Административная ответственность» (дисциплина «Административное право»).

Уровни Цели Методы обучения
Знание Знать определение понятий «административное принуждение», «административное правонарушение», «административная ответственность», «административное наказание» Словесный (вопрос, беседа)
Понимание Научиться раскрывать каждый из элементов юридического состава административного правонарушения Словесный (вопрос, беседа), наглядный (пример)
Применение Научиться определять орган (должностное лицо), уполномоченный рассматривать дела об административном правонарушении Практический (решение задач), наглядный (демонстрация)
Анализ Научиться отграничивать административные правонарушения от уголовных преступлений Словесный (беседа, объяснение), практический (решение задач), наглядный (демонстрация, пример)
Синтез Научиться на основе анализа правоприменительной практики, научной и учебной литературы формулировать предложения по совершенствованию законодательства в сфере административной ответственности Практический (разработка нового продукта)
Оценка Научиться оценивать на конкретных примерах законность привлечения к административной ответственности Словесный (оценка), практический (рефлексия)

4. Сформулируем учебные цели по теме «Аппарат государства» (дисциплина «Теория государства и права»). На основе анализа целей выделим учебные элементы, подлежащие усвоению.

Учебные цели Учебные элементы
Аппарат государства: понятие и признаки Определение понятия «аппарат государства». Соотнесение категорий «аппарат государства» и «механизм государства». Определение понятия «государственный орган». Признаки государственного аппарата
Принципы организации и деятельности государственного аппарата Принципы организации и деятельности госаппарата в демократических и недемократических государствах. Принцип «разделения властей» в системе органов государственной власти. Распределение компетенции и взаимодействие центральных и региональных органов государства
Система государственных органов Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти: понятие, сущность, система, порядок формирования

Практические задания

Задание 3.1. Сформулируйте примерную цель освоения дисциплины «Административное право».

Задание 3.2. Сформулируйте цели по теме «Имущественные права граждан», и предложите проверочные задания для текущего контроля знаний и умений студентов.

Задание 3.3. Опишите требования к результатам усвоения темы по дисциплине «Гражданское право», указав уровень усвоения заявленных в целях учебных элементов.

 

Задание 3.4. Установите соответствие между объектами и признаками.

 

Цели из иерархической структуры целей, принятых в профессиональном образовании Документ (средство), где цели формулируются
1. Цели как требования к результатам освоения образовательной программы А. План-конспект занятия
2. Цели занятия Б. Учебная программа по дисциплине
3. Общие цели изучения дисциплины В. ФГОС
4. Общие цели учебной практики Г. Рабочая программа учебной практики по профессии

 


Задание 3.5. Сформулируйте перечень заданий для обучающихся по любой выбранной Вами дисциплине/теме, используя конструктор задач Л.С. Илюшина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.008 с.)