Государственно регулирование отношений недропользования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственно регулирование отношений недропользования



Государственное регулирование - целенаправленное воздействие органов власти, наделенных компетенцией в сфере недропользования, посредством форм и методов, установленных нормативно-правовыми актами.

Государственное регулирование осуществляется в целях:

· Упорядочения общественных отношений;

· Развития общественных отношений;

· Охраны прав и законных интересов субъектов отношений;

· Защиты интересов всего населения страны.

Государственному регулированию отношений недропользования посвящен раздел 4 Закона РФ "О недрах".

Основная задача гос. регулирования отношений недропользования (ст.35 Закона РФ "О недрах"):

· Обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, её рациональное использование и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов РФ.

 

Задачи государственного регулирования:

· Определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

· Обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

· Обеспечение геологического изучения территории РФ, её континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового Океана;

· Установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

· Введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

· Установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с использованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

В соответствии со ст.35 Закона РФ "О недрах" государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством:

· Управления (гос. управление недропользованием);

· Лицензирования (система предоставления в пользование участков недр.);

· Учета (результатов геологического изучения и освоения недр для обеспечения полноты геологического изучения территории и извлечения ПИ из месторождений);

· Контроля (соблюдения законодательства и условий пользования недрами, включая соблюдение норм и правил промышленной безопасности при производстве работ в сфере недропользования).

Статья 72 Конституции РФ относит вопросы владения, пользования и распоряжения ресурсами недр к совместному ведению РФ и её субъектов.

 

2.1 К компетенции федеральных органов гос. власти относится (ст.3 Закона РФ "О недрах"):

1) разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов ПИ;

4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет гос. средств;

5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах ПИ, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность (кроме ОПИ и местного значения);

6) официальное опубликование:

· Перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством РФ;

· Формирование федерального фонда резервных участков недр;

· Установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

7) формирование совместно с субъектами РФ региональных перечней ПИ, относимых к ОПИ и выделение участков недр местного значения;

8) осуществление гос. учета в сфере недропользования:

· Составление Государственного баланса запасов ПИ;

· Гос. учет участков недр, используемых для добычи ПИ и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей ПИ;

· Ведение гос. кадастра месторождений и проявлений ПИ, гос. регистрация работ по геологическому изучению недр;

9) распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

10) защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ;

11) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами РФ;

12) заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр;

13) гос. контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения;

14) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

2.2 К компетенции органов гос. власти субъектов федерации относится (ст.4 Закона РФ "О недрах"):

1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;

2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;

4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;

5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

6) составление территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и выделение участков недр местного значения;

 

  Система органов государственной власти в сфере недропользования

Гос. управление отношениями недропользования осуществляется:

1) Президентом РФ;

2) Правительством РФ;

3) Федеральными органами РФ;

4) Органами гос. власти субъектов РФ в пределах их компетенции.

Гос. управление осуществляется через органы гос. власти.

Структура органов гос. власти РФ:

В соответствии со ст.10 Конституции РФ от 12.12.1993г гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на:

1) Законодательную;

2) Исполнительную;

3) Судебную.

Принцип разделения властей: органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельно осуществляют свои полномочия и не зависят друг от друга.

Структура органов гос. власти РФ:

1) Президент РФ: глава государства и гарант Конституции;

2) Органы законодательной власти:

Федеральное собрание:

· Госдума федерального собрания;

· Совет федерации Федерального собрания.

3) Органы исполнительной власти:

· Правительство РФ;

· Министерства РФ, агентства, службы, комитеты.

4) Органы судебной власти:

· суды различной юрисдикции: Конституционный, Верховный, арбитражный; суды субъектов.

 

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) организует:

1. Государственное геологическое изучение недр, посредством:

1) организации и проведения регионального геологического изучения за счет средств федерального бюджета;

2) предоставления участков недр в пользование для целей геологического изучения за счет средств недропользователей на основе лицензирования пользования недрами;

2. Проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами;

3. Проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений ПИ и участков недр;

4. Проведение гос. экспертизы информации о разведанных запасах ПИ, геологической, экономической информации о предоставляемых в пользование участков недр.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) осуществляет:

1. Организационное обеспечение гос. системы лицензирования пользования недрами;

2. Отнесение запасов ПИ к кондиционным или некондиционным запасам;

3. Предоставление в пользование за плату геологической информации о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр;

4. Выдачу заключений об отсутствии ПИ в недрах под участком предстоящей застройки и разрешения на осуществление постройки площадей залегания ПИ, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений;

5. Учет поступающих заказов на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ;

6. Принятие решений о предоставлении права пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке;

7. Принятие решений об утверждении итогов конкурсов или аукционов на право пользования участками недр в установленном законодательством РФ порядке;

8. Выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами;

9. Внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформление лицензий;

10. Принятие, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере недропользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;

11. Установление конкретного размера ставки регулярного платежа за пользование недрами по каждому участку недр.

12. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений ПИ и государственного баланса запасов ПИ, обеспечение в установленном порядке постановки запасов ПИ на гос. баланс и их списание с гос. баланса;

13. Ведение гос. учета и обеспечение ведения государственного реестра работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставляемых для добычи ПИ, а также в целях, не связанных с их добычей, и лицензий на пользование недрами;

14. Организационное обеспечение деятельности комиссии по согласованию технических проектов по разработке месторождений.

 

Ход работы

1. Назовите субъекты горного права

2.  Метод горного права.

3.  Недра как юридическое понятие и как объект правоотношений

4.  Источники горного права.

5. Классификация источников горного права.

6. Система правового регулирования недропользования.

7. Административные регламенты

8. Как осуществляется Государственное управление отношениями недропользования в России?

9. Государственно регулирование отношений недропользования

10.  Статья 72 Конституции РФ

11.  ст.3 Закона РФ "О недрах"

12.  ст.4 Закона РФ "О недрах"

13. Система органов государственной власти в сфере недропользования

14. Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) организует:

 

Выходной контроль

Контрольные вопросы

1. Кто осуществляет   учет поступающих заказов на получение лицензий, информирование о них органов исполнительной власти соответствующих субъектов РФ?

2. Кто осуществляет   выдачу, оформление и регистрацию лицензий на пользование недрами?

3. Кто осуществляет   внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр?

4. Кто осуществляет   переоформление лицензий?

5. Кто организует Проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами?

6. Оформить отчет

 

  Практическое занятие № 02

Тема: Составление годовых планов при определении потребности участка в оборудовании, запасных частях и смазочных материалах  

 Цель:    Научиться определять потребность  участка в оборудовании, запасных частях и смазочных материалах  

Входной контроль

1.    Перечислите, что учитывается при планировании закупок материальных ресурсов.

   2. Что понимается под потребностью в материальных ресурсах?  

 

Теоретический материал

Планирование материально- технического обеспечения (МТО)

От организации снабжения, хранения материальных ресурсов и доставки к месту непосредственного потребления внутри предприятия, зависит возможность получения ресурсов, необходимых для процесса производства в определенные сроки, в заданных объемах и ассортименте. Поэтому главное при планировании разработка программы снабжения, прогнозирование потребности в материалах и оборудовании, создание необходимых запасов и контроль за использованием этих ресурсов.

Значение и содержание плана МТО

План МТО является важнейшим разделом годового плана. От тщательности его обоснования зависят не только выполнение производственной программы и эффективность работы  предприятия, но и многих других, т.к. установленные в нем объемы поставок материальных ресурсов являются основанием для разработки плана производства и реализации других предприятий.

Целью разработки плана МТО является оптимизация потребности в материально-технических ресурсах так как недостаток приведет к ухудшению качества продукции, а излишек – к снижению эффективности использования, созданию сверх нормативных запасов и «омертвлению» оборотных средств.

Основные задачи: 

· своевременное и полное удовлетворение потребности;

· обеспечение высокого качества поставляемых ресурсов;

· минимизация затрат на приобретение и хранение материальных ценностей;

· определение оптимальных сроков поставки и размеров транспортных партий приобретаемых материальных ресурсов; 

· определение оптимальных уровней запасов ресурсов;

· разработка политики экономии материальных ресурсов;

· создание условий для эффективной деятельности подразделений предприятия.

В настоящее время система МТО претерпела существенные изменения. Предприятия самостоятельно организуют материальное обеспечение, исходя из сложившейся конъюнктуры рынка, возможностей партнеров, информации о колебании цен, путем приобретения ресурсов на рынке товаров и услуг. Приобретение осуществляется в основном по прямым договорам или у организаций материального снабжения, торговле, на ярмарке и т.д.

 В этих условиях методология планирования существенно меняется. Изменились и функции отделов материально - технического снабжения. Их работа носит аналитический характер и оказывает большое влияние на показатели деятельности предприятия (особенно себестоимость и прибыль). Службы материально - технического обеспечения должны изучать рынки материалов, цены и возможности приобретения качественных ресурсов по минимальным ценам. План составляется в натуральном и денежном выражении на год с разбивкой по кварталам.

План состоит из расчетов потребности в ресурсах и плана закупок.  

 

Потребность определяется с учетом особенностей производства в виде расчетных таблиц, классифицированных по характеру применяемых материалов:

а) потребность в сырье и материалах;

б) потребность в топливе и энергии;

в) потребность в оборудовании.

 

План составляется в 4 этапа:

1. Расчет потребности в отдельных видах материальных ресурсов. Исходной базой является план производства и достигнутые показатели потребления ресурсов года, предшествующему планируемому.

2. Анализ эффективности использования материальных ресурсов, который позволяет корректировать обеспечение на основе уточненных данных по внедрению новой техники и проведению экспериментальных работ, скорректированных норм расхода и производственных запасов.

3. Анализ рынка сырья и материалов, позволяющий оценить целесообразность приобретения и принятие решений о закупке.

4. Составляется баланс материально - технических ресурсов и планы закупок.

Планирование потребности в материальных ресурсах

Потребность должна быть обоснована соответствующими расчетами по видам их потребления: 

· основное производство;

· капитальное строительство;

· внедрение новой техники и технологии;

·ремонтно-эксплуатационные нужды;

· прирост незавершенного производства;

· создание необходимых материальных запасов.

 

 1.Потребность в основных материалах на основное производство определяется произведением нормы расхода данного вида материалов на единицу продукции и планового объема ее выпуска. Потребность вспомогательных материалов (если нет нормативов) может быть определена укрупненно умножением фактического количества расхода данного вида за предшествующий период на отношение объема продукции в плановом периоде к объему производства в предшествующем году:

Для более точного расчета потребности необходимо разработать нормативы расхода вспомогательных материалов на единицу объема (в натуральном или стоимостном выражении) или на конкретный объект расхода (1 час работы единицы оборудования, на 1 м2 площади или объема помещения и т.д.).

 

2.Для капитального строительства потребность для подрядных организаций рассчитывают на основе  

· объема строительно-монтажных работ (СМР);

· объектных норм расхода материалов на 1 млн.руб. стоимости СМР.

Для хозяйственного способа ведения работ расчет ведется по нормам расхода на основе проектно- сметной документации.

3. Потребность для проведения мероприятий по плану технического развития и организации производства определяется на основе объемов работ по совершенствованию технологии, механизации и автоматизации, основанию и внедрению новой техники и других работ и норм расхода на эти цели.

 4. Потребность на ремонтные работы рассчитывается исходя из объемов по видам ремонтов и норм расхода отдельных видов материалов.

Например:

 ·ремонт горных выработок - объемы ремонта и нормы расхода крепежных видов материалов в соответствии с паспортами крепления;

· ремонт основных фондов – на основе объемов ремонта и норм расхода на 1 млн. стоимости основных фондов или конкретного оборудования в соответствии с дефектной ведомостью.

 5. По объемам незавершенного производства потребность в материалах определяется по длительности производственного цикла в днях и среднесуточному расходу материала в натуральных единицах измерения.

6. Потребность на создание производственных запасов рассчитывается по каждому виду материала исходя из суточного расхода и дней запаса. При этом учитываются дни запаса (норматив) текущего, подготовительного и страхового. Общая потребность определяется как сумма потребностей всех видов материалов.

Планирование закупок материальных ресурсов

 План закупки составляется на основе балансов материально- технических ресурсов, в которых сопоставляется потребность в ресурсах с источниками ее удовлетворения и определяется количеством материалов, подлежащих завозу со стороны.

Источниками удовлетворения являются:

 ·ожидаемые остатки материальных ресурсов на начало планового периода; ·завоз ресурсов со стороны;

   · мобилизация внутренних резервов;

· собственное производство

 

 Задача. Организация планирует сократить запасы материалов на конец планируемого периода на 30%. Запасы данного материала на начало – 200000 руб., план производства – 75000 единиц готовой продукции. Затраты материала на единицу готовой продукции – 48 руб. Определить объем закупок данного материала в планируемом периоде.

Решение

Количество закупаемого материала определяется в соответствии с балансовым уравнением:

Зконнач+З-И,

где Зкон – запасы на конец периода, руб.;

Знач – запасы на начало периода, руб.;

З – объем закупаемых материалов, руб.,

И – объем используемых в течение периода материалов, руб.

Из этой формулы выводим величину объема закупки материала:

З=Зконнач+И.

 

Согласно условию, Знач=200000 руб.

Кроме того, известно, что организация планирует сократить запасы материалов на конец планируемого периода на 30%, следовательно:

Зкон=200000*(1-30/100)=140000 руб.

План производства – 75000 единиц готовой продукции, затраты материала на единицу готовой продукции – 48 руб., следовательно:

И=75000*48=3600000 руб.

Теперь можно рассчитать объем закупки материала:

З=140000-200000+3600000=3540000 руб.

 

Ход работы

1. Значение и содержание плана МТО

2. Планирование потребности в материальных ресурсах

3. Планирование закупок материальных ресурсов

4. Задача.

Организация планирует сократить запасы материалов на конец планируемого периода на ……%.

вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
40 32 28 25 44 18 24 48 34 26

Запасы данного материала на начало –………руб.,

вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
180000 140000 150000 210000 220000 160000 230000 140000 240000 120000

план производства – 60000 единиц готовой продукции.

вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
80000 72000 60000 50000 68000 54000 52000 62000 65000 40000

Затраты материала на единицу готовой продукции – ……. руб.

вариант

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
54 44 52 34 50 46 58 40 48 38

 

Определить объем закупок данного материала в планируемом периоде.

 

 

Выходной контроль

Контрольные вопросы

1.Планирование материально- технического обеспечения (МТО)

2. Перечислить основные задачи плана МТО

3.Оформить отчет

 

 

 

 

 

Практическое занятие № 03

Тема: Оформление заявок на запасные части и оборудование, подбор и расстановка механизмов на производственном участке. Составление карт технического уровня и качества продукции

 Цель: Научиться оформлению заявок на запасные части и оборудование, составлению карт технического уровня и качества продукции.

Входной контроль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-12; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.133.169 (0.108 с.)