Метатеоретические основания науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Метатеоретические основания науки



Структура научного познания не исчерпывается эмпирическим и теоретическим исследованием, существуют также метатеоретические основания науки, которые определяют стратегию научного поиска, дают целостное представление о мире, позволяют рассматривать науку в контексте культуры.

Термин «мета» (после, вслед) здесь не вполне точен, т. к. метатеоретические основания пронизывают весь процесс научного исследования первоначально в виде предпосылочного знания, затем - как основание, базис и, наконец, как необходимая предпосылка осмысления результатов.

К метатеоретическим основаниям науки относят научную картину мира, идеалы и нормы научного исследования, философские основания науки.

 Научная картина мира. «Она складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках» и представляет обобщенный образ мира в данный исторический период [2, С. 456]. Это - общая научная картина мира (ОНКМ). Наряду с общей может быть специальная научная картина мира, характеризующая область реальности, изученную одной и несколькими науками (СНКМ).

Научная картина мира (НКМ) исторически развивается от наглядно-образной конкретной модели к абстрактно-идеальной, выраженной в символической форме. В XVII–XVIII вв. господствовала механистическая НКМ, в первой половине ХХ в. — квантово-релятивистская.

Современная НКМ основана на идее глобального эволюционизма, в соответствии с которой «Вселенная - единая саморазвивающаяся система» (Н. Н. Моисеев). Обоснованию глобального эволюционизма способствуют три научных подхода: теория нестационарной Вселенной, идеи коэволюции (согласованности природы и общества), синергетика.

Идеалы и нормы научного исследования - ценностные целевые установки, изменяющиеся от эпохи к эпохе. Это идеалы и нормы объяснения и описания, доказательности и обоснования, построения знаний. Так, в Древней Греции идеалом обоснования была дедукция, в период Средневековья - теология, в Новое время - естественные причины, экспериментальная проверка, индукция и дедукция.

Философские основания науки - «философские идеи и принципы, которые обосновывают как идеалы и нормы науки, так и содержательные представления научной картины мира, а также обеспечивают включение научного познания в культуру» [2, С. 457].

В античном мире философские основания науки определялись космоцентризмом (гармония, упорядоченность космоса, человек - микрокосм, часть макрокосма). В эпоху средневековья господствовал теоцентризм. В эпоху Возрождения и Новое время мир объяснялся исходя из антропоцентризма и рационализма.

Современная философия ориентирует науку на системность, нелинейность, плюрализм, множество способов познания, единство рационального и иррационального, неразрывную связь объекта и субъекта, статистический детерминизм и т. д. Философские основания науки не сводятся к одному или нескольким учениям, а рассматриваются в многообразии философских тем, проблем и их решений.

 

 3.5Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории

  Никто не станет оспаривать факт развития науки, но по вопросу научного прогресса существуют разногласия между сторонниками кумулятивных и антикумулятивных концепций.

Кумулятивные концепции рассматривают научный прогресс как постоянное накопление, кумуляцию, прирост научных знаний. «Ничто не отбрасывается, прообраз и истоки нового всегда можно найти в старом знании» [6, С. 202]. Данной концепции придерживался А. Пуанкаре: наука является коллективным творчеством, «она, как монументальное сооружение, строить которое нужно века и каждый должен принести камень, и этот камень часто стоит ему целой жизни».

Методологические принципы кумулятивных концепций:

– признание неизменных абсолютных истин;

– заблуждения не являются элементами науки;

– научное и ненаучное знание жестко отделены;

– все достижения науки входят в ее «золотой запас», накопленный запас знаний сохраняется.

Антикумулятивные концепции впадают в другую крайность - релятивизм и, по сути дела, отрицают преемственность в науке.

Т. Кун и П. Фейерабенд выдвинули тезис о «несоизмеримости теорий». По их мнению, каждая новая теория объясняет эмпирический материал из различных онтологических оснований, имеет иной понятийный смысл. Я. Хакинг выдвинул три типа несоизмеримости: несовпадение областей исследования; стилей рассуждений; смысла терминов.

Анти(не)кумулятивные концепции делают акцент на революционных преобразованиях в науке. Американский физик Т. Кун написал книгу «Структура научных революций» (1962). Он предложил модель развития науки, центральными понятиями которой являются «научное сообщество», «парадигма», «нормальная наука», «научная революция».

Научное сообщество - коллектив ученых, каждый представитель которого придерживается определенной парадигмы. Парадигма (дисциплинарная матрица) - совокупность теоретических, методологических, аксиологических установок, принятых в качестве образца решения задач и разделяемых всеми членами научного сообщества.

Т. Кун выделил три стадии в развитии науки: допарадигмальная; нормальная (парадигмальная); экстраординарная (внепарадигмальная).

В допарадигмальный период наука представляет эклектичное соединение альтернативных гипотез, конкурирующих сообществ, каждое из которых придерживается своей теоретической модели. Со временем на первый план выдвигается одна теория, которая становится образцом решения проблемы, составляет основание будущей парадигмы.

Нормальная наука основана на парадигме, признаваемой членами научного сообщества. В русле нормальной науки совершается «будничная работа», ученые заняты «наведением порядка» в исследовании, они не выходят за рамки парадигмы, «не ставят себе цели создания новых теорий, обычно… нетерпимы к созданию таких теорий другими» [7, С. 48–49]. Происходит кумулятивное накопление знаний. Вместе с тем ученые сталкиваются с «аномальными» фактами, необъяснимыми в рамках данной парадигмы.

Экстраординарная наука. Поскольку объяснить «аномальные» факты не удается, возникают альтернативные гипотезы, из которых выбирается одна, дающая оптимальный вариант решения проблемы, т. е. заключается конвенция. Достижение конвенции означает «смену парадигмы», или научную революцию.

Научные революции — «некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма заменяется целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой» [7, С. 144]. Альтернативные концепции отсекаются, начинается новый этап развития. Исходя из новой парадигмы переосмысливаются весь массив знаний, образовательные программы, стандарты, учебники.

Концепция Т. Куна оказала огромное воздействие на философию науки. Ее самые значительные результаты: антикумулятивизм, введение понятий парадигмы и научной революции, социокультурная обусловленность научного познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.006 с.)