Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ФИЛОСОФИЯ и методология науки↑ Стр 1 из 9Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ и методология науки Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения философско-методологический анализ науки
Могилев 2017 УДК 1 ББК 87 Ф 54
Рекомендовано к изданию учебно-методическим отделом Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г., протокол № 11 Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич Рецензент канд. филос. наук, доц. В.А. Якубовский
В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.
Учебно-методическое издание ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова Технический редактор Е. А. Галковская
Компьютерная верстка Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс. Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ . Издатель и полиграфическое исполнение: Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет». № 1/156 от 24.01.2014 г. Пр. Мира, 43 212000, г. Могилев
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2017 Содержание 1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4 1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт 4 1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5 1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7 1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9 2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10 2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10 2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое время.............................................................................................................. 11 2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11 2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12 3 Структура и динамика научного познания..................................... 13 3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13 3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как форма научного познания............................................................................. 14 3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15 3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18 3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории............................................................................. 19 3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................ 20 4 Методологический инструментарий современной науки............... 21 4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования................ 21 4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24 4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25 4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26 4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28 Темы рефератов................................................................................... 30 Список литературы.............................................................................. 30
Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью». Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции. Наука как важнейшая форма познания в современном мире Наука в ее историческом развитии Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое Время В Новое время (XVII–XVIII вв.) в Западной Европе происходит промышленная революция, которая привела к разделению общества на буржуазию, фабрично-заводской пролетариат и крестьянство и соответствующему имущественному расслоению. Наука стала интенсивно развиваться во всех сферах жизнедеятельности, начинается тесное взаимодействие науки и техники, научный и технический прогресс постепенно сливаются в единое целое. Одна из основных особенностей науки Нового времени - формирование научной картины мира на основе исследований И. Ньютона (1643–1726), который открыл закон всемирного тяготения и создал единую систему земной и небесной механики, составившую основу классической физики. И. Ньютон физически обосновал движение планет вокруг оси и объяснил причину их удерживания на орбитах. П. Гассенди, И. Ньютон, Х. Гюйгенс внесли значительный вклад в разработку теории света, Э. Торричелли открыл атмосферное давление и создал барометр, А. ван Левенгук создал микроскоп. И это только малая толика научных достижений Нового времени. К научным итогам Нового времени следует отнести становление дисциплинарно-организованной науки (физики, механики, астрономии, медицины и др.), разделение науки на теоретическую и экспериментальную, разработку научной методологии (эксперимент, дедуктивно-математический, индуктивно-опытный методы), формирование прикладных (технических) наук. 2.3Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности Рациональность (от лат. «ratio» - разум) - термин, означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В соответствии с особенностями основных периодов исторического развития научного познания выделяют классический и неклассический типы научной рациональности. Для классического типа научной рациональности характерны следующие черты: приоритет разума (логики) в познании мира; жесткое отделение научного знания от ненаучного; идея «чистого» разума, свободного от иррациональных моментов; объективность знания, исключение субъективности, оппозиция субъекта и объекта познания. Недостатки классической рациональности: ограничение мышления преимущественно логической деятельностью рассудка, излишняя систематизация и упорядочение знаний, абсолютизация научных знаний и объективности истины. Для неклассического типа научной рациональности характерно: единство рассудка и разума (логических и творческих аспектов научного познания), а также целенаправленной деятельности человека; признание относительной истинности научного познания, плюрализм истины; усложнение методологии и языка науки; присутствие иррациональных элементов; отказ от оппозиции объекта и субъекта познания. Человек как субъект познания - активный, систематизирующий фактор, субъективность - неотъемлемый компонент научного познания, включенный в его предметное содержание. Достижение объективной истины вне ее субъективного переосмысления невозможно. В настоящее время нередко говорят о постклассическом типе научной рациональности, в который включают, кроме вышеперечисленных свойств, современную методологию (глобальный эволюционизм, синергетику, информационные технологии и т. д.) и социокультурные предпосылки (этос науки и др.). Все типы научной рациональности соответствуют уровню науки своего времени, и каждый новый не отменяет предшествующего, а дополняет и совершенствует. Темы рефератов 1 Наука как особая область культуры. 2 Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее общенаучное значение. 3 Синергетика и становление постнеклассической науки. 4 Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды. 5 История создания глобальной сети Интернет и проблемы ее развития. 6 Проблема соотношения веры и знания от античности до наших дней. 7 Этос ученого: ценности, нормы, проблемы. 8 Антропологический кризис информационного общества. Список литературы
1 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2004. 2 Философия: учебное пособие для студентов вузов/ В. С. Степин [и др.]; Под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. 3 Тоффлер, Э. Революционное богатство / Элвин Тоффлер, Хедди Тоффлер. – Москва: АСТ, 2008. 4 Лученкова, Е. С. История науки и техники: учебное пособие / Е. С. Лученкова, А. П. Мядель. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. 5 Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова / Норма, 2008. 6 Микешина, Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина. – Москва: Прогресс – Традиция, МПСИ, 2005. 7 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Москва: Ермак, 2003. 8 Философия глобального эволюционизма: метод. рекомендации для магистрантов / Сост. Г. А. Макаревич. – Могилев: Белорусско-Российский университет, 2014. 9 Лешкевич, Т. Г. Философия науки: традиции и новации / Т. Г. Лешкевич. – Москва: ПРИОР, 2001. 10A Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / К. Поппер. – Москва: Ермак, 2004. ФИЛОСОФИЯ и методология науки Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения философско-методологический анализ науки
Могилев 2017 УДК 1 ББК 87 Ф 54
Рекомендовано к изданию учебно-методическим отделом Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г., протокол № 11 Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич Рецензент канд. филос. наук, доц. В.А. Якубовский
В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.
Учебно-методическое издание ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова Технический редактор Е. А. Галковская
Компьютерная верстка Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс. Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ . Издатель и полиграфическое исполнение: Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет». № 1/156 от 24.01.2014 г. Пр. Мира, 43 212000, г. Могилев
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2017 Содержание 1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4 1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт 4 1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5 1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7 1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9 2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10 2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10 2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое время.............................................................................................................. 11 2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11 2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12 3 Структура и динамика научного познания..................................... 13 3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13 3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как форма научного познания............................................................................. 14 3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15 3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18 3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории............................................................................. 19 3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................ 20 4 Методологический инструментарий современной науки............... 21 4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования................ 21 4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24 4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25 4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26 4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28 Темы рефератов................................................................................... 30 Список литературы.............................................................................. 30
Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью». Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.45 (0.008 с.) |