ФИЛОСОФИЯ и методология науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ФИЛОСОФИЯ и методология науки



ФИЛОСОФИЯ и методология науки

Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения

философско-методологический анализ науки

 

Могилев 2017

УДК 1

ББК 87

Ф  54  

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г., протокол № 11

Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич

Рецензент канд. филос. наук, доц. В.А. Якубовский

 

В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.

 

 

  Учебно-методическое  издание

 ФИЛОСОФИЯ и методология науки

 

Ответственный за выпуск       Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор                  Е. А. Галковская

 

 

                 Компьютерная верстка

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс.

Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л.   Тираж 56 экз. Заказ    .

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

 № 1/156 от 24.01.2014 г.

Пр. Мира, 43 212000, г. Могилев

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                             университет», 2017

Содержание

1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4

1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и           социальный институт 4

1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5

1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7

1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9

2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10

2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10

2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое

время.............................................................................................................. 11

2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11

2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12

3 Структура и динамика научного познания..................................... 13

3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их     единство и различие......................................................................................................... 13

3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как

форма научного познания............................................................................. 14

3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как

форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15

3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18

3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и                             антикумулятивные теории............................................................................. 19

3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и              интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................ 20

4 Методологический инструментарий современной науки............... 21

4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция            методологических знаний. Общенаучные методы исследования................ 21

4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24

4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25

4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26

4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28

Темы рефератов................................................................................... 30

Список литературы.............................................................................. 30


 

Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью».

Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.

Наука как важнейшая форма познания в современном  мире

Наука в ее историческом развитии

Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое

Время

В Новое время (XVII–XVIII вв.) в Западной Европе происходит промышленная революция, которая привела к разделению общества на буржуазию, фабрично-заводской пролетариат и крестьянство и соответствующему имущественному расслоению. Наука стала интенсивно развиваться во всех сферах жизнедеятельности, начинается тесное взаимодействие науки и техники, научный и технический прогресс постепенно сливаются в единое целое.

Одна из основных особенностей науки Нового времени - формирование научной картины мира на основе исследований И. Ньютона (1643–1726), который открыл закон всемирного тяготения и создал единую систему земной и небесной механики, составившую основу классической физики. И. Ньютон физически обосновал движение планет вокруг оси и объяснил причину их удерживания на орбитах.

П. Гассенди, И. Ньютон, Х. Гюйгенс внесли значительный вклад в разработку теории света, Э. Торричелли открыл атмосферное давление и создал барометр, А. ван Левенгук создал микроскоп. И это только малая толика научных достижений Нового времени.

К научным итогам Нового времени следует отнести становление дисциплинарно-организованной науки (физики, механики, астрономии, медицины и др.), разделение науки на теоретическую и экспериментальную, разработку научной методологии (эксперимент, дедуктивно-математический, индуктивно-опытный методы), формирование прикладных (технических) наук.

2.3Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности

Рациональность (от лат. «ratio» - разум) - термин, означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В соответствии с особенностями основных периодов исторического развития научного познания выделяют классический и неклассический типы научной рациональности.

Для классического типа научной рациональности характерны следующие черты: приоритет разума (логики) в познании мира; жесткое отделение научного знания от ненаучного; идея «чистого» разума, свободного от иррациональных моментов; объективность знания, исключение субъективности, оппозиция субъекта и объекта познания.

Недостатки классической рациональности: ограничение мышления преимущественно логической деятельностью рассудка, излишняя систематизация и упорядочение знаний, абсолютизация научных знаний и объективности истины.

Для неклассического типа научной рациональности характерно: единство рассудка и разума (логических и творческих аспектов научного познания), а также целенаправленной деятельности человека; признание относительной истинности научного познания, плюрализм истины;  усложнение методологии и языка науки; присутствие иррациональных элементов;  отказ от оппозиции объекта и субъекта познания. Человек как субъект познания - активный, систематизирующий фактор, субъективность - неотъемлемый компонент научного познания, включенный в его предметное содержание. Достижение объективной истины вне ее субъективного переосмысления невозможно.

В настоящее время нередко говорят о постклассическом типе научной рациональности, в который включают, кроме вышеперечисленных свойств, современную методологию (глобальный эволюционизм, синергетику, информационные технологии и т. д.) и социокультурные предпосылки (этос науки и др.).

Все типы научной рациональности соответствуют уровню науки своего времени, и каждый новый не отменяет предшествующего, а дополняет и совершенствует.

Темы рефератов

1 Наука как особая область культуры.

2 Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее общенаучное значение.

3 Синергетика и становление постнеклассической науки.

4 Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды.

5 История создания глобальной сети Интернет и проблемы ее развития.

6 Проблема соотношения веры и знания от античности до наших дней.

7 Этос ученого: ценности, нормы, проблемы.

8 Антропологический кризис информационного общества.

Список литературы

 

1 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2004.

2 Философия: учебное  пособие  для студентов вузов/ В. С. Степин [и др.]; Под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006.

3 Тоффлер, Э. Революционное богатство / Элвин Тоффлер, Хедди Тоффлер. – Москва: АСТ, 2008.

4 Лученкова, Е. С. История науки и техники: учебное пособие / Е. С. Лученкова, А. П. Мядель. – Минск: Вышэйшая школа, 2014.

5 Философия: учебник  для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова /  Норма, 2008.

6 Микешина, Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина. – Москва: Прогресс – Традиция, МПСИ, 2005.

7 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Москва: Ермак, 2003.

8 Философия глобального эволюционизма: метод. рекомендации для магистрантов  / Сост. Г. А. Макаревич. – Могилев: Белорусско-Российский университет, 2014.

9 Лешкевич, Т. Г. Философия науки: традиции и новации / Т. Г. Лешкевич. – Москва: ПРИОР, 2001.

10A Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / К. Поппер. – Москва: Ермак, 2004.

ФИЛОСОФИЯ и методология науки

Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения

философско-методологический анализ науки

 

Могилев 2017

УДК 1

ББК 87

Ф  54  

 

Рекомендовано к изданию

учебно-методическим отделом

Белорусско-Российского университета

 

Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г., протокол № 11

Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич

Рецензент канд. филос. наук, доц. В.А. Якубовский

 

В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.

 

 

  Учебно-методическое  издание

 ФИЛОСОФИЯ и методология науки

 

Ответственный за выпуск       Н. Н. Алексейчикова

Технический редактор                  Е. А. Галковская

 

 

                 Компьютерная верстка

Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс.

Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л.   Тираж 56 экз. Заказ    .

Издатель и полиграфическое исполнение:

Государственное учреждение высшего профессионального образования

«Белорусско-Российский университет».

 № 1/156 от 24.01.2014 г.

Пр. Мира, 43 212000, г. Могилев

 

© ГУ ВПО «Белорусско-Российский

                                                             университет», 2017

Содержание

1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4

1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и           социальный институт 4

1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5

1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7

1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9

2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10

2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10

2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое

время.............................................................................................................. 11

2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11

2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12

3 Структура и динамика научного познания..................................... 13

3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их     единство и различие......................................................................................................... 13

3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как

форма научного познания............................................................................. 14

3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как

форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15

3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18

3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и                             антикумулятивные теории............................................................................. 19

3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и              интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................ 20

4 Методологический инструментарий современной науки............... 21

4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция            методологических знаний. Общенаучные методы исследования................ 21

4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24

4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25

4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26

4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28

Темы рефератов................................................................................... 30

Список литературы.............................................................................. 30


 

Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью».

Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.048 с.)