![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ФИЛОСОФИЯ и методология наукиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
ФИЛОСОФИЯ и методология науки Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения философско-методологический анализ науки
Могилев 2017 УДК 1 ББК 87 Ф 54
Рекомендовано к изданию учебно-методическим отделом Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г., протокол № 11 Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич Рецензент канд. филос. наук, доц. В.А. Якубовский
В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.
Учебно-методическое издание ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова Технический редактор Е. А. Галковская
Компьютерная верстка Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс. Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ . Издатель и полиграфическое исполнение: Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет». № 1/156 от 24.01.2014 г. Пр. Мира, 43 212000, г. Могилев
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2017 Содержание 1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4 1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт 4 1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5 1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7 1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9 2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10 2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10 2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое
время.............................................................................................................. 11 2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11 2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12 3 Структура и динамика научного познания..................................... 13 3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13 3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как форма научного познания............................................................................. 14 3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15 3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18 3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории............................................................................. 19 3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................ 20 4 Методологический инструментарий современной науки............... 21 4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования................ 21 4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24 4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25 4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26 4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28 Темы рефератов................................................................................... 30 Список литературы.............................................................................. 30
Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью». Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции. Наука как важнейшая форма познания в современном мире Наука в ее историческом развитии
Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое Время В Новое время (XVII–XVIII вв.) в Западной Европе происходит промышленная революция, которая привела к разделению общества на буржуазию, фабрично-заводской пролетариат и крестьянство и соответствующему имущественному расслоению. Наука стала интенсивно развиваться во всех сферах жизнедеятельности, начинается тесное взаимодействие науки и техники, научный и технический прогресс постепенно сливаются в единое целое. Одна из основных особенностей науки Нового времени - формирование научной картины мира на основе исследований И. Ньютона (1643–1726), который открыл закон всемирного тяготения и создал единую систему земной и небесной механики, составившую основу классической физики. И. Ньютон физически обосновал движение планет вокруг оси и объяснил причину их удерживания на орбитах. П. Гассенди, И. Ньютон, Х. Гюйгенс внесли значительный вклад в разработку теории света, Э. Торричелли открыл атмосферное давление и создал барометр, А. ван Левенгук создал микроскоп. И это только малая толика научных достижений Нового времени. К научным итогам Нового времени следует отнести становление дисциплинарно-организованной науки (физики, механики, астрономии, медицины и др.), разделение науки на теоретическую и экспериментальную, разработку научной методологии (эксперимент, дедуктивно-математический, индуктивно-опытный методы), формирование прикладных (технических) наук. 2.3Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности Рациональность (от лат. «ratio» - разум) - термин, означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В соответствии с особенностями основных периодов исторического развития научного познания выделяют классический и неклассический типы научной рациональности. Для классического типа научной рациональности характерны следующие черты: приоритет разума (логики) в познании мира; жесткое отделение научного знания от ненаучного; идея «чистого» разума, свободного от иррациональных моментов; объективность знания, исключение субъективности, оппозиция субъекта и объекта познания. Недостатки классической рациональности: ограничение мышления преимущественно логической деятельностью рассудка, излишняя систематизация и упорядочение знаний, абсолютизация научных знаний и объективности истины. Для неклассического типа научной рациональности характерно: единство рассудка и разума (логических и творческих аспектов научного познания), а также целенаправленной деятельности человека; признание относительной истинности научного познания, плюрализм истины; усложнение методологии и языка науки; присутствие иррациональных элементов; отказ от оппозиции объекта и субъекта познания. Человек как субъект познания - активный, систематизирующий фактор, субъективность - неотъемлемый компонент научного познания, включенный в его предметное содержание. Достижение объективной истины вне ее субъективного переосмысления невозможно. В настоящее время нередко говорят о постклассическом типе научной рациональности, в который включают, кроме вышеперечисленных свойств, современную методологию (глобальный эволюционизм, синергетику, информационные технологии и т. д.) и социокультурные предпосылки (этос науки и др.).
Все типы научной рациональности соответствуют уровню науки своего времени, и каждый новый не отменяет предшествующего, а дополняет и совершенствует. Темы рефератов 1 Наука как особая область культуры. 2 Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее общенаучное значение. 3 Синергетика и становление постнеклассической науки. 4 Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды. 5 История создания глобальной сети Интернет и проблемы ее развития. 6 Проблема соотношения веры и знания от античности до наших дней. 7 Этос ученого: ценности, нормы, проблемы. 8 Антропологический кризис информационного общества. Список литературы
1 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2004. 2 Философия: учебное пособие для студентов вузов/ В. С. Степин [и др.]; Под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006. 3 Тоффлер, Э. Революционное богатство / Элвин Тоффлер, Хедди Тоффлер. – Москва: АСТ, 2008. 4 Лученкова, Е. С. История науки и техники: учебное пособие / Е. С. Лученкова, А. П. Мядель. – Минск: Вышэйшая школа, 2014. 5 Философия: учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова / Норма, 2008. 6 Микешина, Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина. – Москва: Прогресс – Традиция, МПСИ, 2005. 7 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Москва: Ермак, 2003. 8 Философия глобального эволюционизма: метод. рекомендации для магистрантов / Сост. Г. А. Макаревич. – Могилев: Белорусско-Российский университет, 2014. 9 Лешкевич, Т. Г. Философия науки: традиции и новации / Т. Г. Лешкевич. – Москва: ПРИОР, 2001. 10A Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / К. Поппер. – Москва: Ермак, 2004. ФИЛОСОФИЯ и методология науки Методические рекомендации к семинарским занятиям для магистрантов дневной и заочной форм обучения философско-методологический анализ науки
Могилев 2017 УДК 1 ББК 87 Ф 54
Рекомендовано к изданию учебно-методическим отделом Белорусско-Российского университета
Одобрено кафедрой «Гуманитарные дисциплины» «19» июня 2017г., протокол № 11 Составитель канд. филос. наук, доц. Г. А. Макаревич Рецензент канд. филос. наук, доц. В.А. Якубовский
В методической разработке рассматривается наука как важнейшая форма познания, анализируется специфика научного знания, основные периоды исторического развития науки, структура и динамика научного познания, методический инструментарий современной науки. Методическая разработка рекомендуется магистрантам при изучении курса «Философия и методология науки». Может быть использована студентами при написании контрольных работ.
Учебно-методическое издание ФИЛОСОФИЯ и методология науки
Ответственный за выпуск Н. Н. Алексейчикова Технический редактор Е. А. Галковская
Компьютерная верстка Подписано в печать . Формат 60х84/16. Бумага офсетная. ГарнитураТаймс. Печать трафаретная. Уст.-печ. л. . Уч.-изд.л. Тираж 56 экз. Заказ . Издатель и полиграфическое исполнение: Государственное учреждение высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет». № 1/156 от 24.01.2014 г. Пр. Мира, 43 212000, г. Могилев
© ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет», 2017 Содержание 1 Наука как важнейшая форма познания в современном мире........ 4 1.1 Понятие науки. Наука как деятельность, система знаний и социальный институт 4 1.2 Специфика научного познания. Научное и ненаучное познание. 5 1.3 Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждение 7 1.4 Роль науки в жизни современного общества................................ 9 2 Наука в ее историческом развитии.................................................. 10 2.1 Наука и типы цивилизационного развития................................... 10 2.2 Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое время.............................................................................................................. 11 2.3 Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности.................................... 11 2.4 Феномен паранауки. Девиантная наука. Эзотеризм..................... 12 3 Структура и динамика научного познания..................................... 13 3.1 Эмпирический и теоретический уровни научного познания, их единство и различие......................................................................................................... 13 3.2 Структура и специфика эмпирического исследования. Факт как форма научного познания............................................................................. 14 3.3 Понятие научной и функции теории. Проблема и гипотеза как форма научного поиска. Абстрактные и идеальные объекты..................... 15 3.4 Метатеоретические основания науки............................................. 18 3.5 Дидактика развивающейся науки. Кумулятивные и антикумулятивные теории............................................................................. 19 3.6 Развитие науки как единство процессов дифференциаций и интеграции научного знания. Природа и типы научных революций............................ 20 4 Методологический инструментарий современной науки............... 21 4.1 Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования................ 21 4.2 Объект, предмет, цель и задачи научного исследования............. 24 4.3 Методы эмпирического исследования........................................... 25 4.4 Методы теоретического исследования.......................................... 26
4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования..... 28 Темы рефератов................................................................................... 30 Список литературы.............................................................................. 30
Р. Декарт писал «Жажда знаний, присущая всем людям, представляет собой неизлечимую болезнь, ибо любознательность возрастает вместе с ученостью». Наука - основная форма познания в современном мире. Философский анализ науки помогает понять особенности научного познания, его структуру и методы, раскрывает закономерности развития, возможности и перспективы науки, ее социальные функции.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.208.109 (0.012 с.) |