Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как постижение истинного знания. Истина и заблуждениеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Достижение истинного знания является целью познавательной деятельности человека. Споры, которые ведутся вокруг понятия истины, имеют мировоззренческий характер. Наиболее известная концепция истины - корреспондентская или классическая. Истина есть соответствие знаний человека объективной действительности. Платон, Аристотель, Гегель, К. Маркс и др. придерживались данной концепции. При всей простоте и очевидности классическая концепция столкнулась с немалыми трудностями. Знания сопоставляются не с действительностью как таковой, а с нашим знанием действительности на сегодняшний момент. К тому же имеются знания, которые полностью моделируются и с действительностью не сопоставляются (математика, квантовая механика и др.). Полного, однозначного соответствия знаний действительности не существует, поэтому непонятно, о каком соответствии идет речь. Критерий соответствия истинного знания действительности устанавливается интуитивно и потому сам нуждается в доказательстве. Таким образом, приходим к парадоксу бесконечности. Существуют логические парадоксы («Лжец», «Брадобрей», «Крокодил» и др.), при анализе которых невозможно установить истину непротиворечивым способом. Трудности при использовании классической концепции истины привели, во-первых, к попыткам ее совершенствования и, во-вторых, к критическому пересмотру и замене другими концепциями. Диалектическая концепция истины коренится в философии Гегеля и К. Маркса. Гегель: «истина не является отчеканенной монетой, она не дается в готовом виде и ее нельзя в таком виде положить в карман». Истинное знание развивается, оно достигается в процессе длительного познания объекта, который может быть неисчерпаем в своих свойствах. На каждом конкретном этапе познания достигается неполное, частичное знание объекта. В этом смысле истина относительна, но всякая относительная истина представляет частичку абсолютного, исчерпывающего знания объекта. Абсолютная истина складывается из относительных истин, но по причине бесконечности и постоянного развития мира недостижима во всей своей полноте. Истинное знание имеет объективное содержание, но объективный мир не может быть зеркально воспроизведен в сознании человека, он познается в виде субъективных образов, которые являются идеальными, нематериальными и зависят от личных свойств и творческой активности субъекта. Главное противоречие процесса познания: стремление к полному, исчерпывающему знанию об объекте (абсолютной истине) и неполнота, частичность знаний на каждом конкретном этапе научного познания (относительная истина). Одна из попыток совершенствования классической концепции - семантическое определение истины.По мнению польского логика А. Тарского, надо рационализировать классическое определение, т. е. придать ему дополнительный смысл. Любая формулировка истины должна соответствовать определению Аристотеля и удовлетворять двум требованиям: 1) материальной адекватности (например, суждение «снег бел» истинно, если снег действительно бел»); 2) формальной непротиворечивости. Когерентная концепция (от лат. «когеренс» — находящийся в связи) исходит из того, что знание будет истинным, если оно самосогласованно, т. е. внутренне непротиворечиво. Принцип когерентности используется в математике и других формализованных теориях. «Главная проблема этой концепции состоит в том, что самосогласованность и непротиворечивость знаний далеко не всегда означает его «совпадение» с реальностью» [2, С. 432]. В религии догматы внутренне согласованы, но из этого не следует, что они истинны. Прагматическая концепция (от греч. «прагма» - дело, действие) — истинным считается знание полезное, эффективное в достижении цели (У. Джемс, Д. Дьюи). Названные концепции в известной мере дополняют друг друга, раскрывая разные аспекты истинного знания. Кроме того, современное понимание истины дополняется новыми принципами. Например, плюрализм истины (множественность). Одно и то же явление, обладающее множеством свойств, может истолковываться различными субъектами по-разному и в чем-то правильно воспроизводить объект. Поэтому не следует отдавать предпочтение какой-либо одной интерпретации (например, при истолковании исторических событий). «Все они равнонаправлены и среди них нет «царской». Значит, целостное знание о предмете должно строиться по принципу дополнительности...» [2, С. 433]. На постнеклассическом этапе развития науки плюрализм становится ее фундаментальной особенностью. Наука не только допускает, но считает необходимым сосуществование разного типа научных парадигм и концепций, которые в чем-то противоречат друг другу. В этом смысле интересна концепция Э. Тоффлера, который выделяет «шесть соперничающих между собой критериев, по которым мы определяем, что истинно, а что нет» [3, С. 182] — консенсус, непротиворечивость, авторитетность, откровение, долговечность, наука. Наука основана на «жесткой проверке» идей, но даже самые убедительные научные открытия подвергаются дальнейшему изучению и пересмотру и иногда опровергаются. «Это делает науку единственным из шести фильтров, последовательно противостоящим любого рода фанатизму — религиозному, политическому, националистскому, расистскому и так далее» [3, С. 187]. Для полноты картины можно отметить, что истине противостоит заблуждение — несоответствие знаний сущности объекта. Оно обусловлено ограниченностью практики и знания. Еще Ф. Бэкон писал об «идолах» (заблуждениях человеческого разума, которые коренятся в родовых и субъективных свойствах человека, в чрезмерном доверии авторитетам и неоднозначном словоупотреблении.) Заблуждения бывают научные и ненаучные, практические и теоретические, философские и религиозные. Поскольку познание — длительный и сложный процесс, заблуждение — его необходимый элемент. Причины заблуждений: недостаток информации, неразработанность методологии, недоступность объекта, невозможность поставить эксперимент и т. д. По мере развития науки заблуждения преодолеваются, но могут возникнуть другие. Заблуждения как непреднамеренное принятие неправильных представлений за истину отличается от ложного знания (обмана) — сознательного сокрытия истины, когда человек знает истину или догадывается о ней, но по каким-то причинам скрывает ее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.007 с.) |