Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука и типы цивилизационного развития
Наукавозникает в первом тысячелетии до н. э. в Египте, Индии, Китае в тесной связи с мифологией и религией; в Древней Греции она развивалась в рамках философской мудрости. Как самостоятельная сфера знаний она формируется в эпоху Возрождения и Новое время (ХVI–XVII вв.). Античная наука зародилась в рамках натурфилософии. Первые античные философы пытались найти природное начало мира и ответить на вопрос: «Из чего состоит всё?» Одновременно они занимались научными изысканиями. Пифагор, Эвклид заложили основы математики; Фалес предсказал солнечное затмение; Демокрит предположил, что всё состоит из атомов, движущихся в пустоте; Гиппократ занимался медициной, отрицая сверхъестественное происхождение болезней. Известно его изречение о последовательности методов лечения: «Что лекарства не излечивают, железо излечивает; что железо не излечивает, огонь излечивает; что и огонь не излечивает, лишь смерть излечивает» [4, С. 61–62]. Итоги античной мудрости подвел Аристотель, который высказал немало правильных мыслей в области физики и создал логику как науку. В период средневековья религия безраздельно господствовала в духовной жизни, наука как таковая не развивалась. Философия была служанкой богословия, но пыталась внести некоторые рационалистические моменты в религиозное мировоззрение (идея совместимости веры и знания, использование иносказаний, символов, аллегорий, методов классификации, схематизации, формализации). Схоластика опиралась на логику Аристотеля. Самыми яркими воплощениями исследовательских поисков были алхимия и астрология, опиравшиеся на магические манипуляции и веру в сверхъестественные силы. В эпоху Возрождения развиваются ремесло, торговля, происходит рост городов, возникают светские центры науки и культуры, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Получает распространение гуманизм - учение о человеке как высшей общественной ценности. В середине XV в. было изобретено книгопечатание. Важнейшим событием XVI в. стала революция в астрономии, совершенная Н. Коперником, который обосновал не только гелиоцентрическую систему, но и вращение Земли вокруг своей оси. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Андреас Везалий подробно описал анатомию человека. Развивались география и картография. Колумб, Васко да Гама, Магеллан совершили величайшие географические открытия. У. Гильберт считается отцом науки об электричестве и магнетизме.
Дисциплинарно-организационное становление науки в Новое Время В Новое время (XVII–XVIII вв.) в Западной Европе происходит промышленная революция, которая привела к разделению общества на буржуазию, фабрично-заводской пролетариат и крестьянство и соответствующему имущественному расслоению. Наука стала интенсивно развиваться во всех сферах жизнедеятельности, начинается тесное взаимодействие науки и техники, научный и технический прогресс постепенно сливаются в единое целое. Одна из основных особенностей науки Нового времени - формирование научной картины мира на основе исследований И. Ньютона (1643–1726), который открыл закон всемирного тяготения и создал единую систему земной и небесной механики, составившую основу классической физики. И. Ньютон физически обосновал движение планет вокруг оси и объяснил причину их удерживания на орбитах. П. Гассенди, И. Ньютон, Х. Гюйгенс внесли значительный вклад в разработку теории света, Э. Торричелли открыл атмосферное давление и создал барометр, А. ван Левенгук создал микроскоп. И это только малая толика научных достижений Нового времени. К научным итогам Нового времени следует отнести становление дисциплинарно-организованной науки (физики, механики, астрономии, медицины и др.), разделение науки на теоретическую и экспериментальную, разработку научной методологии (эксперимент, дедуктивно-математический, индуктивно-опытный методы), формирование прикладных (технических) наук. 2.3Понятие научной рациональности. Классический, неклассический, постнеклассический типы научной рациональности Рациональность (от лат. «ratio» - разум) - термин, означающий разумность, осмысленность, противоположность иррациональности. В соответствии с особенностями основных периодов исторического развития научного познания выделяют классический и неклассический типы научной рациональности. Для классического типа научной рациональности характерны следующие черты: приоритет разума (логики) в познании мира; жесткое отделение научного знания от ненаучного; идея «чистого» разума, свободного от иррациональных моментов; объективность знания, исключение субъективности, оппозиция субъекта и объекта познания.
Недостатки классической рациональности: ограничение мышления преимущественно логической деятельностью рассудка, излишняя систематизация и упорядочение знаний, абсолютизация научных знаний и объективности истины. Для неклассического типа научной рациональности характерно: единство рассудка и разума (логических и творческих аспектов научного познания), а также целенаправленной деятельности человека; признание относительной истинности научного познания, плюрализм истины; усложнение методологии и языка науки; присутствие иррациональных элементов; отказ от оппозиции объекта и субъекта познания. Человек как субъект познания - активный, систематизирующий фактор, субъективность - неотъемлемый компонент научного познания, включенный в его предметное содержание. Достижение объективной истины вне ее субъективного переосмысления невозможно. В настоящее время нередко говорят о постклассическом типе научной рациональности, в который включают, кроме вышеперечисленных свойств, современную методологию (глобальный эволюционизм, синергетику, информационные технологии и т. д.) и социокультурные предпосылки (этос науки и др.). Все типы научной рациональности соответствуют уровню науки своего времени, и каждый новый не отменяет предшествующего, а дополняет и совершенствует.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.006 с.) |