Методы теоретического исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы теоретического исследования



Познавательная роль эксперимента  заключается в том, что он дает ответы на ранее поставленные вопросы, и в ходе эксперимента возникают новые проблемы, для решения которых требуется проведение новых опытов. Методы теоретического исследования: формализация; идеализация; гипотетико-дедуктивный; аксиоматический; метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Формализация - изучение разнообразных объектов путем отображения их структуры в знаковой форме при помощи искусственных языков. Рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования знаками и формулами. В более узком смысле формализация - построение абстрактно-математических моделей реальных процессов. Создается обобщенная знаковая модель некоторой предметной области, позволяющая обнаружить структуру различных явлений и процессов при отвлечении от их качественных характеристик. Обычно широко применяется в математике, логике, лингвистике. Формализация выполняет обобщающую и унифицирующую функции, делает знание более точным и однозначным. Так, площадь любого прямоугольника, будь то лист бумаги, земельный участок или поверхность стола, вычисляется по формуле S = ah.

Идеализация - мысленное конструирование объектов, не существующих в действительности, но имеющих реальные прообразы (точка, прямая, параллельные прямые, идеальный газ и т. д.). Идеализация - необходимое условие теоретического исследования, т. к. она позволяет сформулировать научные законы и понятия. Закон всемирного тяготения существует в природе в виде многообразных конкретных взаимодействий предметов, а его формулировка - результат идеализации, мысленного конструирования сущности взаимодействия предметов, отвлеченного от их конкретного многообразия. Разум «предписывает законы природе» (И. Кант), т. к. в природе законы существуют в конкретном виде, а разум их идеализирует, отсекая несущественное, случайное, второстепенное.

Мысленный эксперимент также связан с конструированием идеализированных объектов, но не ограничивается этим, а представляет осмысление процесса изменения или «поведения» объекта в конкретной ситуации. В мысленном эксперименте используются воображаемые объекты (тележка, движущаяся без сопротивления внешней среды; ракета, летящая со скоростью света).

Аксиоматический метод впервые применен Эвклидом при построении геометрии. Это способ построение научной теории, в основе которого берутся аксиомы и постулаты, принимаемые за истину без доказательств, из которых дедуктивным путем выводятся все другие теоретические положения. Применительно к геометрии используется следующая схема: аксиомы → теоремы → следствия.

В отличие от математики и логики теория в эмпирических науках должна быть не только непротиворечивой, но обоснованной опытным путем. Специфическим методом построения теории является гипотетико-дедуктивный метод, суть которого заключается в создании системы дедуктивно связанных гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. «Метод построения такого знания состоит в том, что сначала создается гипотетическая конструкция, которая дедуктивно развертывается, образуя целую систему гипотез, а затем эта система подвергается опытной проверке, в ходе которой она уточняется и конкретизуется» [5с., 629].

Как известно гипотеза - вероятностное знание, истинность которого не доказана. При ее проверке дедуктивным путем получают следствия, которые подтверждаются или опровергаются экспериментом. Схематически это можно обозначить как движение от гипотезы к дедукции, затем - к следствиям и экспериментальной проверке (гипотеза → дедукция → следствие → эксперимент).

Гипотеза должна быть согласована с доказанными научными фактами и законами, она должна быть принципиально проверяемой. Наиболее продуктивной считается гипотеза, из которой дедуктивным путем получено максимальное число разнообразных следствий.

Необходимое условие гипотезы - естественно-научные основания. Отсюда в науке запрет на гипотезы, содержащие религиозные, любого рода мистические представления о сверхъестественном.

Задача теоретического познания состоит в том, чтобы не ограничиваться абстрактными представлениями о мире, а дать целостный образ исследуемого объекта. Этой цели служит метод восхождения от абстрактного к конкретному, суть которого в мысленном воспроизведении объекта в максимальной полноте и многообразии его свойств и отношений к миру. Применяя данный метод, исследователь сначала выделяет главное абстрактное понятие или отношение, в котором выражена сущность изучаемого объекта, затем шаг за шагом прослеживает его в различных условиях, раскрывает все новые свойства и взаимодействия и таким образом продвигается по пути познания объекта в его конкретном существовании.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий [5с., 631]. Классическим образцом использования данного метода является исследование экономических отношений буржуазного общества в работе К. Маркса «Капитал». К. Маркс начинает с анализа исходной клеточки буржуазного общества - товара. Используя диалектический метод, он рассматривает данное общество в развитии на основе преодоления внутренних противоречий, изучает конкретные экономические отношения на разных стадиях развития, воспроизводит их динамику и тенденции и тем самым продвигается от абстрактных, бедных по содержанию определений к воссозданию конкретного многообразия экономического базиса буржуазного общества.

4.5 Обоснование результатов исследования и виды обоснования      Научное исследование имеет целостную систему обоснования своих результатов. Обоснование в широком смысле есть способ утверждения истинности чего-либо. В этом смысле обоснованием служит и логическое доказательство, и обыденный опыт, и эксперимент. Так, суждение «солнце греет» или «трава зеленая» обосновывается ощущениями. Обоснование - приведение убедительных аргументов, в силу которых следует принять какое-либо утверждение или концепцию.

Способы обоснования могут быть абсолютные и сравнительные. В первом случае приводятся достаточно убедительные аргументы по схеме «А должно быть принято в силу С» («небо в обычных условиях голубое, т. к. об этом свидетельствуют непосредственные наблюдения»). Во втором случае приводятся аргументы сравнительного характера по схеме «Лучше принять А, чем В в силу С» («лучше применять, что небо синее, чем красное в силу аргументов физики»). В неклассической эпистемологии смысл проблемы обоснования изменился: абсолютных обоснований не существует, обоснование имеет ограниченную применимость, являясь прерогативой науки.

Обоснование - акт мышления, родственный доказательству, но с более широким и интуитивно принятым классом аргументов.

Доказательство - рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения с помощью других утверждений, истинность которых уже установлена. В доказательстве имеется тезис - утверждение, которое надо доказать, и основание, или аргументы, с помощью которых доказывается тезис. («Платина проводит электрический ток» - тезис, «Платина - металл, а все металлы проводят электрический ток».)

Подтверждение. Во-первых - это чья-либо окончательная уверенность в истинности, правдивости чего-либо. Во-вторых - факты или документы, доказывающие истинность чего-либо. Подтверждение - результат проверки эмпирическими данными логических следствий и т. д. Оно не может быть окончательным, дается с определенной степенью вероятности.

Гегель: «Каждый может найти подтверждение для своей субъективной точки зрения, как бы она ни отличалась от других».

Объяснение - процедура раскрытия сущности изучаемого объекта посредством закона, которому подчиняется данный объект. Падение подброшенных предметов на землю объясняется силой тяжести согласно закону всемирного тяготения. Происхождение жизни на Земле можно объяснить на основе принципа глобального эволюционизма. При объяснении какого-либо явления достаточно сослаться на определенный закон природы.

Интерпретация - совокупность смыслов и значений, придаваемых тем или иным явлением, истолкование какой-либо реальной ситуации или идейной позиции. Интерпретация — процедура придания смысла формальным конструкциям языка, в результате которого они превращаются в содержательные термины или утверждение.

Э. Бетти выделил четыре принципа или «канона» интерпретации.

1 Канон автономности - интерпретация должна соответствовать автономно существующему объекту.

2 Канон целостности, или смысловой связанности - что бы понять смысл объекта, необходимо рассматривать его в целостности связей и отношений.

3 Канон актуальности - интерпретируемый объект понимается актуально, т. е. в соответствии с «духовным горизонтом интерпретатора» (устранить субъективный фактор невозможно).

4 Канон адекватности - смысловое соответствие интерпретации объекту, наложение «смыслового горизонта» интерпретации на «смысловой горизонт» автора или объекта.

 

Темы рефератов

1 Наука как особая область культуры.

2 Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее общенаучное значение.

3 Синергетика и становление постнеклассической науки.

4 Психологические проблемы взаимодействия человека и современной информационной среды.

5 История создания глобальной сети Интернет и проблемы ее развития.

6 Проблема соотношения веры и знания от античности до наших дней.

7 Этос ученого: ценности, нормы, проблемы.

8 Антропологический кризис информационного общества.

Список литературы

 

1 Канке, В. А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2004.

2 Философия: учебное  пособие  для студентов вузов/ В. С. Степин [и др.]; Под общ. ред. Я. С. Яскевич. – Минск: РИВШ, 2006.

3 Тоффлер, Э. Революционное богатство / Элвин Тоффлер, Хедди Тоффлер. – Москва: АСТ, 2008.

4 Лученкова, Е. С. История науки и техники: учебное пособие / Е. С. Лученкова, А. П. Мядель. – Минск: Вышэйшая школа, 2014.

5 Философия: учебник  для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова /  Норма, 2008.

6 Микешина, Л. А. Философия науки: учебное пособие / Л. А. Микешина. – Москва: Прогресс – Традиция, МПСИ, 2005.

7 Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. – Москва: Ермак, 2003.

8 Философия глобального эволюционизма: метод. рекомендации для магистрантов  / Сост. Г. А. Макаревич. – Могилев: Белорусско-Российский университет, 2014.

9 Лешкевич, Т. Г. Философия науки: традиции и новации / Т. Г. Лешкевич. – Москва: ПРИОР, 2001.

10A Поппер, К. Предположения и опровержения. Рост научного знания / К. Поппер. – Москва: Ермак, 2004.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.014 с.)