Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследования

Поиск

Научное исследование происходит с использованием исторически выработанных методов. Давно подмечено, что роль методов в науке велика. Ф. Бэкон сравнивал научный метод с фонарем, который освещает путнику путь в темноте, а Г. Лихтенберг писал, что было бы куда лучше, если бы людей учили, как надо думать, а не что надо думать. И. П. Павлов обращал внимание на значимость метода в науке: «При хорошем методе и недостаточно талантливый человек может сделать многое. А при плохом методе гениальный человек будет работать напрасно и не получит ценных, точных данных».

Метод - способ исследования, система правил, приемов, принципов изучения объекта. Методология - совокупность методов, используемых в науке или на практике, а также философское учение о методах. Методика - некий готовый «рецепт», алгоритм для проведения конкретного исследования или действий. Это своеобразная техника использования метода.

Метод - рациональное средство познания, в отличие от автоматизма действий, инстинктивных реакций, интуиции;  выполняет управляющую, контролируемую, регулирующую функции в процессе исследования.

Структура метода: объективная и субъективная стороны. Объективный аспект метода состоит в том, что приемы и правила обусловлены содержанием объекта исследования, но сам метод не содержится в объективной реальности. Например, объект как целостность может быть разделен на составные части, поэтому используются анализ и синтез. Моделирование задается объектом, т. к. на модели воспроизводятся некоторые свойства объекта.

Субъективный аспект метода определяется тем, что субъект выбирает и использует методы исходя из задач и целей исследования. Следовательно, метод - система способов и правил практической и теоретической деятельности, которую выбирает субъект, но этот выбор имеет основание в свойствах объекта. По мысли Гегеля, метод познания - субъективное средство, через которое субъект соотносится с объектом.

Методология как совокупность методов исследования имеет многоуровневый характер. Принято выделять философские, общенаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы.

Философские методы составляют сердцевину научной методологии, ее мировоззренческие и гносеологические основания. «Философская методология как учение об общем методе познания мира есть особая сфера духовной культуры, отличная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с ними» (И. Бердяев).

Философия стремится к предельной обобщенности, целостности, критичности знаний, соответственно, ее методы служат данной цели и могут быть использованы многими науками на различных ступенях развития.

Среди наиболее универсальных и обобщающих философских методов выделяют следующие.

Диалектический метод, суть которого состоит в том, что природа, общество, познание, мышление рассматриваются в развитии на основе преодоления внутренних противоречий. Важнейшим принципом диалектики является также взаимосвязь предметов и явлений.

Герменевтический метод позволяет рассматривать знание о чем-либо не просто как объективный факт, а как интерпретацию объекта субъектом, т. е. в контексте исследования.

Структурно-функциональный метод - способ анализа системы, который основан на том, что элементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы или для структур более высокого порядка. Структурно-функциональный анализ - метод исследования объектов (прежде всего социальных) на основе выделения структурных составляющих и их роли (функций) относительно друг друга.

 Общенаучным методом в современной науке является системный подход -   направление в философии и методологии науки, в основе которого лежит исследование объектов как систем. В системном исследовании объект рассматривается как совокупность множества элементов, структурно связанных и взаимодействующих между собой. В качестве системы выступает не только объект, но и сам процесс исследования.

Основные принципы системного подхода (метода): целостность (объект как нечто целое, имеющее свою специфику); принцип цели (цель функционирования объекта); иерархичность (соподчинение данной системы с другими); взаимодействие с окружающей средой; принцип сложности (изучение объекта как сложного образования); принцип историзма (динамизм системы); принцип множественности (описание на морфологическом, функциональном уровне).

В связи с разработкой синергетики и динамики неравновесных процессов широкое распространение получает нелинейная методология научного познания, которая используется при исследовании сложных саморазвивающихся систем. Применительно к обществу, нелинейная концепция разрабатывалась Н. Я. Данилевским, П. А. Сорокиным, А. Тойнби и др. В постнеклассической философии она обосновывается синергетикой. Отличительные черты нелинейной методологии: глобальный эволюционизм, многовариантность, альтернативность эволюции, ее необратимость и непредсказуемость, изучение открытых неравновесных систем, относительность границ между объективным и субъективным, а в целом - развитие через случайность выбора пути в точках бифуркации.

В рамках классической парадигмы в развитии преобладают прогрессивная тенденция, линейность, объект проходит определенные стадии, идентичные для всех подобных объектов (например, общественно-экономические формации); определяющими факторами развития являются необходимость, закономерность, а также случайность как форма проявления необходимости. В рамках неклассической нелинейной парадигмы прогресс как общая тенденция развития и однообразия отрицается, случайные флуктуации, понятые как имманентные системе, «оказываются одним из решающих факторов эволюции».

Принципы нелинейной методологии дают возможность по-новому исследовать объекты науки и других видов деятельности.

В качестве общенаучных используются также такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение и т. д. Данные методы называют также общелогическими. Они используются не только в научном познании, но присущи человеческому познанию в целом [5, С. 620].

Анализ и синтез. Анализ - мысленное или практическое расчленение целого на составные элементы с целью их всестороннего изучения. Синтез - мысленное или практическое соединение выделенных в процессе анализа элементов в единое целое. Анализ и синтез взаимно дополняют друг друга. Они - наиболее простые и вместе с тем универсальные приемы познания.

Индукция и дедукция - способ рассуждения, в котором из частных фактов делается общий вывод. Дедукция - способ рассуждения от общих выводов, принципов, законов к частным фактам. Например, если известно, что металлы электропроводны, а медь - металл, то из этого следует заключить, что медь электропроводна.

Аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам заключают о сходстве по другим признакам. Так, при изучении природы света были обнаружены явления дифракции и интерференции. Эти свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства Х. Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу [5,С. 623].

Моделирование - изучения объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в процессе познания. На модели воспроизводятся некоторые свойства оригинала, важные в данном исследовании. Моделирование используется при изучении объектов, недоступных для человека или находящихся в экстремальных условиях (микромир, мегамир), а также из экономических соображений.

Модели делятся на два класса: материальные и идеальные. Первые являются природными, вещественными объектами; вторые представляют идеальные образования и существуют в знаковой форме. На современном этапе распространено компьютерное моделирование, т. е. воспроизведение на компьютере реальных процессов (взлет и выход на орбиту искусственных спутников Земли, колебание рыночных цен, химические реакции и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.007 с.)