Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие метода и методологии. Многоуровневая концепция методологических знаний. Общенаучные методы исследованияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Научное исследование происходит с использованием исторически выработанных методов. Давно подмечено, что роль методов в науке велика. Ф. Бэкон сравнивал научный метод с фонарем, который освещает путнику путь в темноте, а Г. Лихтенберг писал, что было бы куда лучше, если бы людей учили, как надо думать, а не что надо думать. И. П. Павлов обращал внимание на значимость метода в науке: «При хорошем методе и недостаточно талантливый человек может сделать многое. А при плохом методе гениальный человек будет работать напрасно и не получит ценных, точных данных». Метод - способ исследования, система правил, приемов, принципов изучения объекта. Методология - совокупность методов, используемых в науке или на практике, а также философское учение о методах. Методика - некий готовый «рецепт», алгоритм для проведения конкретного исследования или действий. Это своеобразная техника использования метода. Метод - рациональное средство познания, в отличие от автоматизма действий, инстинктивных реакций, интуиции; выполняет управляющую, контролируемую, регулирующую функции в процессе исследования. Структура метода: объективная и субъективная стороны. Объективный аспект метода состоит в том, что приемы и правила обусловлены содержанием объекта исследования, но сам метод не содержится в объективной реальности. Например, объект как целостность может быть разделен на составные части, поэтому используются анализ и синтез. Моделирование задается объектом, т. к. на модели воспроизводятся некоторые свойства объекта. Субъективный аспект метода определяется тем, что субъект выбирает и использует методы исходя из задач и целей исследования. Следовательно, метод - система способов и правил практической и теоретической деятельности, которую выбирает субъект, но этот выбор имеет основание в свойствах объекта. По мысли Гегеля, метод познания - субъективное средство, через которое субъект соотносится с объектом. Методология как совокупность методов исследования имеет многоуровневый характер. Принято выделять философские, общенаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы. Философские методы составляют сердцевину научной методологии, ее мировоззренческие и гносеологические основания. «Философская методология как учение об общем методе познания мира есть особая сфера духовной культуры, отличная от науки и религии, но находящаяся в сложном взаимодействии с ними» (И. Бердяев). Философия стремится к предельной обобщенности, целостности, критичности знаний, соответственно, ее методы служат данной цели и могут быть использованы многими науками на различных ступенях развития. Среди наиболее универсальных и обобщающих философских методов выделяют следующие. Диалектический метод, суть которого состоит в том, что природа, общество, познание, мышление рассматриваются в развитии на основе преодоления внутренних противоречий. Важнейшим принципом диалектики является также взаимосвязь предметов и явлений. Герменевтический метод позволяет рассматривать знание о чем-либо не просто как объективный факт, а как интерпретацию объекта субъектом, т. е. в контексте исследования. Структурно-функциональный метод - способ анализа системы, который основан на том, что элементарные структуры выполняют определенные функции внутри системы или для структур более высокого порядка. Структурно-функциональный анализ - метод исследования объектов (прежде всего социальных) на основе выделения структурных составляющих и их роли (функций) относительно друг друга. Общенаучным методом в современной науке является системный подход - направление в философии и методологии науки, в основе которого лежит исследование объектов как систем. В системном исследовании объект рассматривается как совокупность множества элементов, структурно связанных и взаимодействующих между собой. В качестве системы выступает не только объект, но и сам процесс исследования. Основные принципы системного подхода (метода): целостность (объект как нечто целое, имеющее свою специфику); принцип цели (цель функционирования объекта); иерархичность (соподчинение данной системы с другими); взаимодействие с окружающей средой; принцип сложности (изучение объекта как сложного образования); принцип историзма (динамизм системы); принцип множественности (описание на морфологическом, функциональном уровне). В связи с разработкой синергетики и динамики неравновесных процессов широкое распространение получает нелинейная методология научного познания, которая используется при исследовании сложных саморазвивающихся систем. Применительно к обществу, нелинейная концепция разрабатывалась Н. Я. Данилевским, П. А. Сорокиным, А. Тойнби и др. В постнеклассической философии она обосновывается синергетикой. Отличительные черты нелинейной методологии: глобальный эволюционизм, многовариантность, альтернативность эволюции, ее необратимость и непредсказуемость, изучение открытых неравновесных систем, относительность границ между объективным и субъективным, а в целом - развитие через случайность выбора пути в точках бифуркации. В рамках классической парадигмы в развитии преобладают прогрессивная тенденция, линейность, объект проходит определенные стадии, идентичные для всех подобных объектов (например, общественно-экономические формации); определяющими факторами развития являются необходимость, закономерность, а также случайность как форма проявления необходимости. В рамках неклассической нелинейной парадигмы прогресс как общая тенденция развития и однообразия отрицается, случайные флуктуации, понятые как имманентные системе, «оказываются одним из решающих факторов эволюции». Принципы нелинейной методологии дают возможность по-новому исследовать объекты науки и других видов деятельности. В качестве общенаучных используются также такие методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение и т. д. Данные методы называют также общелогическими. Они используются не только в научном познании, но присущи человеческому познанию в целом [5, С. 620]. Анализ и синтез. Анализ - мысленное или практическое расчленение целого на составные элементы с целью их всестороннего изучения. Синтез - мысленное или практическое соединение выделенных в процессе анализа элементов в единое целое. Анализ и синтез взаимно дополняют друг друга. Они - наиболее простые и вместе с тем универсальные приемы познания. Индукция и дедукция - способ рассуждения, в котором из частных фактов делается общий вывод. Дедукция - способ рассуждения от общих выводов, принципов, законов к частным фактам. Например, если известно, что металлы электропроводны, а медь - металл, то из этого следует заключить, что медь электропроводна. Аналогия - прием познания, при котором на основе сходства объектов по одним признакам заключают о сходстве по другим признакам. Так, при изучении природы света были обнаружены явления дифракции и интерференции. Эти свойства ранее были обнаружены у звука и вытекали из его волновой природы. На основе этого сходства Х. Гюйгенс заключил, что и свет имеет волновую природу [5,С. 623]. Моделирование - изучения объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал в процессе познания. На модели воспроизводятся некоторые свойства оригинала, важные в данном исследовании. Моделирование используется при изучении объектов, недоступных для человека или находящихся в экстремальных условиях (микромир, мегамир), а также из экономических соображений. Модели делятся на два класса: материальные и идеальные. Первые являются природными, вещественными объектами; вторые представляют идеальные образования и существуют в знаковой форме. На современном этапе распространено компьютерное моделирование, т. е. воспроизведение на компьютере реальных процессов (взлет и выход на орбиту искусственных спутников Земли, колебание рыночных цен, химические реакции и др.).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.78.182 (0.007 с.) |