Педагогическая деятельность и Педагогическое взаимодействие преподавателя вуза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогическая деятельность и Педагогическое взаимодействие преподавателя вуза



Цель занятия: занятие направлено на формирование компетенции ОПК-2 «Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик» в части приобретения знаний основ дидактики, методики и опыта преподавания профессиональных дисциплин в процессе:

− изучения структуры деятельности преподавателя вуза;

− рассмотрения педагогического коммуникативного взаимодействия преподавателя со студентами.

План

1 Педагогическая деятельность преподавателя вуза. Особенности педагогической деятельности.

2 Типы общения. Формы общения. Особенности педагогического взаимодействия в вузе.

3 Сфера деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

4 Требования к личности преподавателя вуза. Педагогическое мастерство преподавателя вуза.

 

Задания для самоподготовки

1 Раскрыть основные характеристики и требования к личности преподавателя вуза, а также пути повышения его педагогического мастерства.

2 Рассмотреть структуру деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

3 Выявить основные особенности и направления педагогического взаимодействия.

4 Раскрыть значение педагогического общения как формы педагогического взаимодействия

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [3].

3. [4].


ТЕМА 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

Практическое занятие 6

ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 

Цель занятия: занятие направлено на формирование компетенции ОПК-2 «Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик» в части приобретения знаний основ дидактики, методики и опыта преподавания профессиональных дисциплин в процессе:

− рассмотрения характеристик и классификации студентов вуза;

− усвоения принципа единства обучения, развития и образования молодежи;

− изучения целей и задач воспитания.

План

1 Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания.

2 Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Самопознание. Планирование самовоспитания Реализация программы самовоспитания. Контроль и регуляция самовоспитания.

3 Современные требования к личности специалиста с высшим образованием.

4 Цели, задачи и содержание воспитания студенческой молодежи.

 

Задания для самоподготовки

1 Дать общую характеристику и классификация студентов вуза.

2 Охарактеризовать пути формирования творческой личности будущего специалиста в вузе.

3 Рассмотреть современные требования к личности специалиста с высшим образованием и обосновать цели, задачи и содержание воспитания студентов.

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [4].


ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

(выполняются по выбору магистрантов или заданию преподавателя-лектора)

1 Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

2 Личностно-ориентированные технологии обучения.

3 Таксономия целей личностно-ориентированного обучения.

4 Методика обучения студентов целеполаганию и рефлексии.

5 Обучение по индивидуальным образовательным программам в высшей школе.

6 Диагностика и оценка творческой деятельно­сти. Критериальные шкалы. Самооценка и оценка результатов обучения.

7 Технология разработки и использования творческих зада­ний в обучении.

8 Диагностика личностных качеств студентов.

9 Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности студентов.

10 Типы образовательных характеристик студентов.

11 Образовательная программа по предмету как средство пла­нирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

12 Приоритетные задачи педагогики высшей школы.

13 Нормы и правила творческого освоения студентами изучаемой темы.

14 Технология образовательного целеполагания.

15 Технология реализации индивидуальной траектории.

16 Педагогический эксперимент.

17 Психологическое исследование.

18 Задачи психолого-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы.

19 Своеобразие социальной ситуации развития современного студента.

20 Противоречия студенческого возраста и пути их решения.

21 Психологические типы современных преподавателей.

22 Социализация первокурсников.

23 Социально-психологические явления в студенческой академической группе, факторы и механизмы формирования моральных

24 Педагогическое мастерство.

25 Влияние преподавателя на формирование «Я-концепции» студента.

26 Основные направления реализации воспитательных функций в высшей школе

27 Конфликтные ситуации и их преодоление в учебно-воспитательном процессе в вузе.

28 Профессиональный диалог.

29 Профессионально-педагогическое общение.

30 Психолого-педагогическая модель преподавателя высшей школы.

31 Социально-психологический портрет современного студента.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа по дисциплине «Педагогика высшей школы» включает часы (84 часа для очной формы обучения и 102 часа – для заочной.), необходимые студенту на подготовку к плановым аудиторным занятиям и на выполнение проектных творческих работ.

Целью самостоятельной работы является:

s овладение навыками написания научных тезисов;

s формирование мотивации саморазвития личности в социально-культурном пространстве;

s развитие научного интереса к проблемам современной педагогики высшей школы;

s самопознание и самосовершенствование студенческой молодежи;

s формирование навыков совместной научно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа выполняется каждым студентом на основе проработанных научных, методических, психолого-педагогических источников и оформляетсяв соответствии с установленными требованиями в форме:

s тезисного изложения индивидуальных научных сообщений с последующим обсуждением на занятии;

s тестовых диагностических методик, оформленных в виде сводной таблицы;

s творческой проектной работы;

s группового творческого проекта.

Самостоятельная работа студентов по изучению программного материала, как обязательная форма обучения в вузе, завершает полное изучение теоретического содержания программы дисциплины. Отдельные вопросы студенты прорабатывают без преподавателя с обязательным контролем. Материал, вынесенный на самостоятельную проработку, включается в зачетные, модульные задачи.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1 Педагогика как наука об обучении и воспитании человека.

2 Становление и развитие педагогики.

3 Психология как наука о человеке, его мир и деятельность.

4 Предмет, этапы исторического развития и основные направления изучения психологии.

5 Отрасли и межпредметные связи науки.

6 Основные методы обучения, воспитания и самовоспитания

7 Педагогические концепции создателей научной педагогики.

8 Индивид, субъект, индивидуальность, личность, универсум.

9 Возрастные и сензитивные периоды развития человека.

10 Влияние наследственности, среды и воспитания на развитие личности.

11 Содержание и задачи современного образования, процессов обучения и учения.

12 Самосовершенствования личности и критерии воспитанности.

13 Социокультурная среда личности

14 Общение, деятельность, поведение и поступки как основные носители культуры.

15 Смысл жизни, жизненный путь и поступки личности.

16 Понятие экзистенциального кризиса, вакуума.

17 Ценностные принципы украинской семьи.

18 Понятие о самосознании и «Я-концепция» личности.

19 Структурные компоненты «Я-концепции».

20 Самооценка личности и ее виды.

21 Адаптация человека в социуме.

22 Направленность личности. Понятие социализации личности.

23 Социальная неповторимость личности в ролях, позициях, статусах и установках.

24 Сущность и структура мировоззрения человека.

25 Факторы, эффекты, механизмы и средства социализации.

26 Этика взаимоотношений, развитие межличностных отношений, этикет.

27 Общение: виды, уровни, средства, стороны и функции.

28 Коммуникация, перцепция и интеракция в пространстве межличностного взаимодействия.

29 Источники активности человека.

30 Мотивы и мотивация в деятельности человека.

31 Интересы и стремления социально зрелой личности.

32 Способность к профессиональной деятельности.

33 Профессиограмма и психограмма специалиста.

34 Нормы и ценности в деятельности человека.

35 Карьера личности, ее атрибуты и этапы продвижения.

36 Уровень притязаний личности в достижении успеха.

37 Теории лидерства.

38 Составляющие создания привлекательного имиджа делового человека.

39 Интеллект, нравственность и творчество в профессиональной деятельности.

40 Характеристика самоактуализирующейся личности.

41 Понятие о воспитании и воспитательная среда.

42 Программа самосовершенствования личности.

43 Качества гуманного человека.

44 Идеал.

45 Характеристика самовоспитания личности: система, структура, этапы и приемы.


КОНТРОЛЬ НАД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

Контроль над самостоятельной работой студентов выполняет две функции: корректирующую (заключается в своевременном выявлении ошибок) и стимулирующую (является своеобразным внешним толчком к деятельности).

Согласно данным функциям выделяют два вида контроля: над процессом и над результатом. Контроль над процессом предполагает пристальное внимание за каждым «шагом» выполняемой деятельности. При этом текущая деятельность сравнивается с эталонной, запрограммированной деятельностью. Контроль над результатами предполагает полную свободу студентов в осуществлении процесса деятельности, но ставит их перед необходимостью вовремя выдать конкретный результат. Такой контроль используется при самостоятельной работе, поскольку конечный ее результат всегда отражен в конкретных формах: чертежи, конспект, реферат, устный ответ и т.п.

В процессе контроля самостоятельной работы студентов преподаватель исходит из того, что главным в ней является сама ее структура как деятельности, ее мотивы и цели: чем побуждается самостоятельная работа; на решение каких проблем она направлена и т.д. То есть основным объектом в самостоятельной работе, подлежащему контролю, являются найденные и опробованные студентом пути поиска, постановки и решения проблем.

К эффективным формам контроля над самостоятельной работой студентов относятся рефлексивный контроль, индивидуальные собеседования, письменные задания по пропущенным темам, контрольные работы, рефераты, деловые игры, коллоквиумы и др.

Рефлексивный (от лат. – отражение; размышления, сомнения) – это контроль в форме обмена мнениями между студентом и преподавателем в равноправном диалоге. Студент информирует преподавателя о путях поиска и конкретизации проблем. Преподаватель уточняет отдельные нюансы этих путей, пытаясь определить неточности и ошибки, чтобы подсказать студенту, подкорректировать его действия. Такой диалог не является контролем в прямом смысле этого слова, поскольку в нем нет четкого противопоставления позиций контролирующего и контролируемого. Рефлексивный контроль фактически объединяет преимущества контроля над процессом и контроля над результатом и преодолевает их ограниченность.

Индивидуальные собеседования проводят по учебному расписанию и во внеурочное время; проводится со студентами, которые пропустили одно или несколько учебных занятий или получили неудовлетворительную оценку, отстают в учебе. Изучив уровень подготовки таких студентов и причины их отставания, преподаватель должен разработать и предложить индивидуальные задания и периодически контролировать их выполнение.

Индивидуальные собеседования с лучшими студентами обусловлены желанием преподавателя сориентировать студента на эффективную работу по самосовершенствованию как будущего специалиста.

Собеседования с целью контроля над самостоятельной работой студентов проводятся по темам учебного курса, которые не освещались во время лекций или семинарских занятий. Для проведения такого собеседования преподаватель дает студентам конкретное задание и определяет литературу, с которой студент должен ознакомиться.

Контрольная работа для студентов заочной формы обучения выполняется по вариантам, данным далее. Номер варианта определяется по последней цифре номера зачетной книжки.

Письменные задания и контрольная работа для студентов очной формы обучения. Письменные задания студенты выполняют по пропущенным темам курса, что обязывает их самостоятельно проработать эти темы.

Контрольная работа проводятся после изучения курса. Их результаты могут учитываться при проведении зачета или экзамена по учебной дисциплине.

В процессе написания реферата студент может обращаться к преподавателю с разными вопросами. Преподаватель, консультируя студента, выявляет уровень его знаний по определенной теме.

Деловые игры используют при обсуждении вопросов, требующих экспертной оценки или исполнения роли. Каждый студент может выступать в роли эксперта по какой-либо проблеме, заранее самостоятельно изучив дополнительные материалы.

Целью проведения контрольной работы по «Педагогике высшей школы» является выявление уровня сформированности методической подготовки, которые:

- обеспечивают ориентацию в проблемах образования, обучения, воспитания, развития и становлении личности студента в профессиональной деятельности любого направления;

- развивают представления о методах, формах, средствах, технологиях овладения системными знаниями по психолого-педагогическим и профессионально-ориентированным дисциплинам;

- развивают представления о принципах и закономерностях обучения, воспитания и развития личности, соблюдение которых обеспечивает эффективность и успешность в освоении основ наук;

- обеспечивают осознание механизмов функционирования психических процессов на индивидуальном и личностном уровнях, что способствует эффективному осуществлению самоанализа, самокоррекции и самосовершенствованию личности в контексте будущей профессиональной деятельности;

- обеспечивают понимание психологических особенностей осуществления будущей профессиональной деятельности, специфики межгруппового взаимодействия, важности поддержания на оптимальном уровне социально-психологического климата в коллективе и т.д.

Тематика заданий позволяет выявить:

- владение основными терминами и понятиями психологии и педагогики на уровне воспроизведения, толкования и использования в повседневной жизни;

- ориентация в психических феноменах;

- осознание и понимание индивидуальных психических особенностей;

- владение навыками и умениями применения приобретенных знаний психологии и педагогики для эффективного решения личных и профессиональных проблем;

- умение использовать усвоенные знания для дальнейшей оценки и решение проблемных ситуаций;

- владение навыками анализа широкого спектра практических ситуаций из профессиональной деятельности.

Предложенные ниже тесты являются комплексными, о чем свидетельствует типология заданий:

1. Тесты закрытой формы:

- репродуктивный уровень познания. Отвечает на вопрос: Когда? Кто? Что? (Студент имеет право выбрать одно из правильных приведенных утверждений или ответов);

- поисковый уровень – проверка знаний. Правильных ответов может быть несколько;

- из приведенных утверждений, находящихся в задании, есть правильные и неправильные (студент должен найти правильные ответы);

- привести в соответствие утверждение.

2. Открытая форма тестов позволяет:

- дополнить утверждение;

- обосновать ответы.

Таким образом, использовано шесть типов заданий: четыре типа закрытых и два типа открытых форм тестов. Такая структура тестов увеличивает количество охваченного материала и уменьшает возможность угадывания. Целью такого теста является проверка знаний, умений, навыков студентов по узнаванию, анализу, сравнению, обобщению психологических факторов и умению делать соответствующие выводы.

По учебным планам в ходе изучения дисциплины «Педагогика» студенты заочной формы обучения выполняют 1 контрольную работу. Контрольная работа выполняется в виде ответов на тестовые вопросы. Тестовые задания выполняются в письменной форме.

Далее даны 10 вариантов тестовых заданий. Номер варианта контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки. В случае, если номер зачетной книжки заканчивается цифрой «0», то выполняется вариант № 10.

Контрольные работы могут быть выполняются чернилами в школьной тетради или в электронном виде, на обложке которой приводятся сведения по образцу, представленному в Приложении А.

Задания и вопросы в контрольной работе следует переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля.

В конце контрольной работы указать список используемой Вами литературы (автора, название учебного пособия, год издания.) Это делается для того, чтобы преподаватель в случае необходимости мог указать студенту, какие вопросы следует изучить для завершения контрольной работы.

Контрольную работу следует сдавать на кафедру математики, физики и информатики (ауд. № 4, 1-й корпус) за неделю до начала экзаменационной сессии.

В случае, если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан представить ее на повторную рецензию, выполнив работу над ошибками. Если контрольная работа зачтена с замечаниями, то следует выполнить работу над ошибками до ее защиты преподавателю.

Зачтенные контрольные работы предъявляются экзаменатору для их защиты. Студент должен быть готов дать пояснения по существу ответов на вопросы и выполненных заданий, входящих в контрольную работу, при ее защите.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.051 с.)