Практические занятия и их задачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Практические занятия и их задачи



ПЕДАГОГИКА

 

 

ПРАКТИКУМ

 

к практическим занятиям, самостоятельной работе

и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки

35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура

очной и заочной форм обучения

 

 

Керчь, 2019 г.


УДК 378.1

 

Составитель: Попова Т.П., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ» ___________
     
Рецензент: Гадеев А.В., доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой общественных наук и социальной работы ФГБОУ ВО «КГМТУ» ____________

 

Практикум к практическим занятиям, самостоятельной работе и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения по дисциплине «Педагогика» рассмотрен и одобрен на заседании кафедры математики, физики и информатики ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1 от 03.09. 2019 г.

Зав. кафедрой МФ и И __________ Т.Н. Попова

 

 

Практикум к практическим занятиям, самостоятельной работе и выполнению контрольной работы для студентов направления подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура очной и заочной форм обучения по дисциплине «Педагогика» утвержден и рекомендован к публикации на заседании методической комиссии ТФ ФГБОУ ВО «КГМТУ», протокол № 1 от 25.09. 2019 г.

 

© ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2019 г.


Содержание

 

Введение …………………………………………………………………... 4
Содержание учебной дисциплины «ПЕДАГОГИКА» ………………… 5
Практические занятия и их задачи...…..……………………………….. 6
Тематика практических занятий ………………...……………....…. 6
Рекомендации по подготовке к практическим занятиям ………… 7
Рекомендации по работе с информационными источниками ……… 8
Критерии оценивания ответов и презентаций на практических занятиях ………………………………………………………………. 10
Практические занятия …………………..…………...……………....… 11
ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ            И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………...…………….... 11
Практическое занятие 1. Основы педагогики высшей школы и                      педагогических исследований …………….……………………………..... 11
ТЕМА 2. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ                                             ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ………………...……………....…… 12
Практическое занятие 2. Основные понятия дидактики. Современные методы и средства обучения экологии ……………..... 12
ТЕМА 3. ФОРМЫ ПРЯМОГО ОБУЧЕНИЯ ………………...……………....… 13
Практическое занятие 3. Формы организации аудиторных                  занятий в вузе …………………………………………………………………. 13
ТЕМА 4. СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ………………...……………....…………………………….. 14
Практическое занятие 4. Формы активного и кооперативного обучения ………………………………………………………………………… 14
ТЕМА 5. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ …… 15
Практическое занятие 5. Педагогическая деятельность и педагогическое взаимодействие преподавателя вуза ………………… 15
ТЕМА 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ………………... 16
Практическое занятие 6. Воспитание студенческой молодежи ……… 16
Темы творческих проектов ………………………..…….…………….. 17
Самостоятельная работа студентов.………………………….……….. 18
Вопросы для самостоятельного изучения.…………….…………. 18
Контроль над самостоятельной работой студентов.……………. 20
Перечень вопросов, выносимых на проведение контрольной работы.…………………………………………….. 24
Варианты заданий контрольной работы..…………………………….. 26
Приложение А. Пример оформления титульной страницы контрольной работы ………………………………………………….. 53
Список использованной и рекомендованной литературы ………… 54
Электронные образовательные ресурсы …………………………… 54

ВВЕДЕНИЕ

 

Результаты обучения по дисциплине должны обеспечивать формирование компетенций, предусмотренных ОПОП магистратуры по направлению подготовки 35.04.07 Водные биоресурсы и аквакультура:

 

Код и наименование компетенции Индикаторы достижения компетенции Планируемые результаты освоения дисциплины  

ОПК-2 Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик

ОПК-2.1

Знает основы дидактики и методики, имеет опыт преподавания профессио-нальных дисциплин

Знать:

- структуру, предмет, задачи, методы педагогики высшей школы: базовые методические понятия (методическая система, методика обучения, технология обучения, методы, формы и средства обучения, их классификации);

- дидактические законы, закономерности, принципы, категории обучения, развития и воспитания в высшей школе; современные направления и инновационные методы обучения;

- методологию и методы педагогических исследований;

- основы педагогической деятельности и педагогического взаимодействия.

Уметь:

- планировать и осуществлять дидактическую и психолого-педагогическую деятельность; применять знания и умения в режиме организационной деятельности, при планировании и проведении занятий различных форм в реальной практике обучения;

- осуществлять рефлексивную деятельность, выполнять рефлексивные послесловия к материалам лекций, корректировать цели и ход своего профессионального образования;

- строить и перестраивать свою деятельность в ходе образовательных ситуаций, гибко организовывать образовательный процесс с учетом возникающих ситуаций и индивидуальных психолого-педагогических особенностей студентов;

- отбирать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения для развития творческой личности студентов.

Владеть:

- методами педагогического общения и взаимодействия;

- способами решения предметных задач по педагогике высшей школы и их объяснения


Таблица 1 – Содержание учебной дисциплины «ПЕДАГОГИКА»

№ занятия

Наименование раздела

Количество часов по формам обучения

Очная Заочная

Раздел 1.  Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований

1 Концепция подготовки кадров в системе экологического образования. Предмет и задания педагогики высшей школы. Логика и методика педагогического исследования. Моделирование в педагогических исследованиях. Оформление результатов педагогического исследования. 2 0,5

Раздел 2.  Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин

2 Основные понятия теории обучения – дидактики. Методика обучения экологическим дисциплинам как частная дидактика. Современные методы обучения. Методы и приемы: обучения. учебно-познавательной деятельности, стимулирования, контроля. Средства обучения и наглядность. ТСО. Наглядность в преподавании экологических дисциплин. 2 0,5

Раздел 3. Формы прямого обучения

3 Прямое обучение. Лекция. Семинарское занятие и его назначение. Основные критерии оценивания качества семинара. Практические занятия. Лабораторные занятия. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность студентов. Применение опережающих заданий. Контроль самостоятельной работы студентов. 2 1

Раздел 4. Современная инновационная педагогика высшей школы

4 Модель активного обучения. Активные и интерактивные методы и технологии обучения. Дидактические технологии, реализующие модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения. Кооперативное обучение. 2 0,5

Раздел 5. Педагогическое взаимодействие в высшей школе

5 Преподаватель высшего учебного заведения, его деятельность и мастерство. Педагогическое взаимодействие. Совершенствование педагогического мастерства. Права и обязанности преподавателя вуза. Педагогическое коммуникативное взаимодействие преподавателя со студентами, его цели и функции. Значение педагогического общения. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении. 2 1

Раздел 6. Воспитательная работа в высшей школе

6 Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания. Общая характеристика и классификация студентов вуза. Формирование творческой личности будущего специалиста. Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Воспитание студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста с высшим образованием. Цель, задачи и содержание воспитания студенческой молодежи. 2 0,5

Всего часов

12 4

Таблица 2 – Тематика практических занятий

№ занятия

Наименование раздела

Количество часов по формам обучения

Очная Заочная

Раздел 1. Общие положения педагогики высшей школы и педагогических исследований

1

Основы педагогики высшей школы и педагогических исследований. Современная концепция подготовки кадров в системе экологического образования. Предмет и задания педагогики высшей школы как науки. Эмпирические и теоретические методы педагогического исследования. 2 0,5

Раздел 2. Дидактика и методика преподавания экологических дисциплин

2

Основные понятия дидактики и методики обучения экологическим дисциплинам как частной дидактики. Современные методы и средства обучения экологии. Современные методы обучения экологическим дисциплинам. Наглядность в обучении.

2 0,5

Раздел 3. Формы прямого обучения

3

Формы организации аудиторных занятий в вузе. Преимущества и недостатки метода прямого обучения. Лекция как основная форма обучения в вузе. Семинар. Факультатив, спецкурс, спецсеминар как формы углубления научных, прикладных знаний и организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов. Практические и лабораторныезанятия. 2 1

Раздел 4. Современная инновационная педагогика высшей школы

4

Формы активного и кооперативного обучения. Модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения. Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения. Методы и технологии кооперативного обучения. 2 0,5

Раздел 5. Педагогическое взаимодействие в высшей школе

5

Особенности педагогической деятельности и педагогического взаимодействия в вузе. Типы и формы общения. Сфера деятельности преподавателя высшего учебного заведения. Требования к личности преподавателя вуза и его мастерство.

2 1

Раздел 6. Воспитательная работа в высшей школе

6

Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания. Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Самопознание, планирование, контроль и регуляция самовоспитания. Цели, задачи и содержание воспитания студенческой молодежи. 2 0,5

Всего часов

12 4          

Рекомендации по подготовке к практическим занятиям

Для подготовки к практическим занятиям необходимо заранее ознакомиться с перечнем вопросов, которые будут рассмотрены на занятии, содержанием рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов.

Подготовка к практическим занятиям состоит из таких видов самостоятельной работы:

- внимательно прочитать материал лекций, относящихся к предстоящему практическому занятию, по конспекту лекций, учебнику и учебным пособиям;

- выписать и выучить основные термины;

- выделить основные понятия, выявить межпредметные связи и взаимосвязи изучаемого материала с будущей профессией;

- знать ответы на вопросы для самоподготовки к занятию;

- на непонятные вопросы учебного материала получить ответ заранее (до посещения практического занятия) во время текущих консультаций преподавателя;

- готовиться можно индивидуально, парами или в составе малой группы, последние являются эффективными формами работы;

- рабочая программа дисциплины в части целей, перечню знаний, умений, терминов и учебных вопросов может быть использована в качестве ориентира в организации самостоятельного изучения дисциплины.

На практических занятиях нужно выяснять у преподавателя ответы на вопросы, которые вызвали затруднение или наоборот, заинтересовали обучающихся. Необходимо быть готовым к высказыванию и аргументированию своего мнения, в том числе, при защите самостоятельной работы.

Рекомендации по работе с информационными источниками

Одним из основных аспектов научного организации самостоятельной работы является техника поиска информации о:

s системе научно-технической информации и тех возможностях, которые дает использование всех источников информации;

s знание всех возможных источников информации по специальности, умение выбрать наиболее рациональную схему поиска в соответствии с задачами и условиями деятельности;

s навыки использования библиографических и вспомогательных материалов.

Источники информации разделяют на первичные и вторичные.

К первичным источникам информации относятся книги, документы, газеты, специальные издания, а также источники, которые не публикуются (диссертации, депонированные рукописи, архивные документы).

Ко вторичным источникам информации относятся различные издания: справочная литература, каталоги, картотеки, библиографические издания.

Книга является важнейшим источником массовой научно-технической информации. Поэтому каждый студент должен уметь самостоятельно работать с ней. Целевую направленность чтения студента определяет тема его творческого поиска. Прежде всего, он должен найти ту литературу, которая бы способствовала совершенствованию процесса обучения и труда, углублению его знаний.

Эффективность процесса работы с книгой зависит не только от скорости, но и от способа чтения. Каким бы способом чтения студент не пользовался, он должен выработать для себя систему чтения. Для этого предлагается алгоритм работы с информационным источником:

- прочитать текст полностью; ответить на вопрос: «Что хотел сказать автор?»;

- выяснить, совпадает ли ответ с названием темы текста; если да, то можно приступать к детальному изучению материала;

- прочитать абзац учебного текста; ответить на вопрос: «О чем говорится в этом абзаце?»;

- записать первый пункт плана: кратко, своими словами, в форме предложения или вопроса;

- прочитать новый абзац и выполнить те же действия;

- прочитав весь текст, ответить на вопрос: «Что является главным в нем?»;

- выяснить, совпадает ответ с предыдущим. Если так, то читатель умеет выделять главное в тексте при ознакомлении с ним. Если же между первым и вторым ответами существует расхождение, то следует установить, почему. Вследствие такого анализа легко научиться выделять в тексте главное;

- пересмотреть еще раз пункты плана и отбросить те, которые не имеют связи с главным;

- еще раз прочитать текст и на определенный пункт плана записать краткий ответ;

- прочитать свой план (тезисы) обработанного материала;

- выделить из текста аргументы, с помощью которых автор доказывает главное (тезис);

- представить в виде схемы, алгоритма путь доказательства тезиса, что поможет уяснить логическую структуру учебного материала;

- обдуманно и сжато изложить материал;

- составить свой план его изложения;

- пересказать содержание проработанного материала самому себе, сначала пользуясь планом (тезисами), а затем по памяти; рассказать его товарищу, выслушать его замечания.

После такого самоконтроля можно утверждать, что материал усвоен.

Экономия времени и энергии читателя достигается как скоростью чтения и записи, так и умением правильно выбрать и реализовать рациональный вид записи (план, тезисы, конспект, аннотация, рецензия, реферат и др.).

Планом называют короткий, логически построенный перечень вопросов, который раскрывает смысл прочитанного материала. В нем нет конкретного изложения материала, а есть структура, которая определяет содержание. Чтобы составить план, нужно выделить главные мысли, установить соотношения, связи между ними, четко и кратко сформулировать их.

Тезисы (от греч. – положение, утверждение) – это кратко сформулированные основные мысли, положения прочитанного материала. Если каждый пункт плана – это вопрос, то тезисы являются обобщенным, коротким ответом на него. Тезисы выражают суть материла, но не раскрывают содержания.

Конспект (от лат. – обзор) – краткое изложение прочитанного материала, доклады, лекции, статьи. Имея в основе план и тезисы или план в тезисной форме, легко привлечь для их раскрытия фактический материал. Конспект содержит не только констатирующую, но и аргументирующую часть: примеры, доказательства изучаемого материала, собственные мысли и т.п.

Аннотация (от лат. – замечание, примечание) – это небольшая (10-20 строк) обобщающая характеристика книги или статьи, иногда содержит и их оценку; служит для ознакомления с содержанием книги, а также для ориентирования в поисках нужного материала.

Реферат (от лат. – докладывать, сообщать) – небольшое целостные изложение материала, в котором кратко, но с мотивировкой, определениями и выводами изложены основные идеи, положения статьи или нескольких статей, книг; иногда дается собственное отношение к ним.

Рецензия (от лат.– осмотр, обследование) – краткая оценка изучаемого материала. В ней дается изложение сути проанализированного материала (статьи, книги, доклады, лекции), рассматривается его содержание и форма, отмечаются преимущества и недостатки, делается обобщение. Оценочные суждения должны быть убедительно аргументированы.

Цитата (от нем. – привожу) – дословно воспроизведенный фрагмент из книги. Используют ее для подтверждения собственного мнения; необходимо указать автора, название его работы, место и год издания, а также страницу.

Все приведенные виды записей используются в различных комбинациях, в зависимости от поставленных целей и задач самостоятельной работы.

Таблица 3 – Показатели и шкала оценивания

Шкала оценивания Показатели
Зачтено - содержание ответа в целом соответствует заданию; - обнаруживает владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, отсутствуют ошибки в употреблении терминов; - демонстрирует умение аргументировано излагать собственную точку зрения; - ответ на вопрос сопровождается адекватным аргументированием и объяснением с применением терминологии; - формулирует адекватные выводы по рассматриваемой тематике
Не зачтено -если содержание ответа не соответствует теме вопроса или соответствует ему в очень малой степени; -допускает ошибки в использовании терминологии, -пояснение излагается беспорядочно и неуверенно; -отсутствует аргументация изложенной точки зрения, нет собственной позиции

 


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕДАГОГИКИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Практическое занятие 1

План

1 Современная концепция подготовки кадров в системе экологического образования.

2 Предмет и задания педагогики высшей школы как науки.

3 Эмпирические методы педагогического исследования.

4 Методы теоретического педагогического исследования.

 

Задания для самоподготовки

1 Выявить основные тенденции в подготовке кадров в системе современного экологического образования.

2 Выучить содержание ключевых понятий педагогики высшей школы.

3 Выявить фундаментальные отличия педагогики общеобразовательной школы и педагогики высшей школы.

4 Выявить взаимосвязи педагогики высшей школы с другими отраслями человеческого знания.

5 Проанализировать эмпирические и теоретические методы педагогических исследований.

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [4].

3. [5].


ТЕМА 2. ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Практическое занятие 2

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ

 

Цель занятия: занятие направлено на формирование компетенции ОПК-2 «Способен передавать профессиональные знания с использованием современных педагогических методик» в части приобретения знаний основ дидактики, методики и опыта преподавания профессиональных дисциплин в процессе:

− усвоения основных понятий дидактики, составляющих основу педагогики и методики обучения;

− ознакомления с современными методами обучения – организации, стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности студентов, а также рассмотрения современных подходов к выбору методов и средств обучения экологическим дисциплинам;

− изучения дидактического принципа наглядности обучения и его функций в методике преподавания экологических дисциплин.

 

План

1 Основные понятия дидактики и методики обучения экологическим дисциплинам как частной дидактики.

2 Современные методы обучения экологическим дисциплинам.

3 Оптимальный выбор методов и средств обучения.

4 Наглядность обучения как дидактическое средство активизации учебно-познавательного процесса.

5 Правила применения наглядности.

 

Задания для самоподготовки

1 Выучить содержание ключевых понятий дидактики (предмет, законы, закономерности, принципы обучения).

2 Усвоить общие понятия методики обучения экологическим дисциплинам как частной дидактики (методика, типы, приемы обучения).

3 Раскрыть методы организации, стимулирования и контроля учебно-познавательной деятельности студентов. Обосновать направленность деятельности преподавателя при выборе методов и средств обучения.

4 Рассмотреть современные средства обучения экологическим дисциплинам. Обосновать принцип наглядности в преподавании экологических дисциплин и правила его применения в обучении.

Рекомендуемая литература

1. [1].

2. [2].

3. [3].

4. [4].


План

1 Преимущества и недостатки метода прямого обучения.

2 Лекция как основная форма обучения в вузе.

3 Дидактические особенности проведения семинаров.

4 Факультатив, спецкурс, спецсеминар как формы углубления научных, прикладных знаний и организации самостоятельной научно-исследовательской деятельности студентов.

5 Функции, задачи и методика проведения практических и лабораторных занятий.

6 Виды, уровни, структура, организация, контроль самостоятельной работы студентов.

Задания для самоподготовки

1 Выявить и обосновать преимущества и недостатки методов прямого обучения.

2 Освоить методические особенности проведения лекций в вузе.

3 Раскрыть задачи, функции, виды, структуру семинаров.

4 Выявить методические особенности факультативов, спецкурсов и спецсеминаров как формы организации обучения в вузе.

5 Обосновать методические особенности практических и лабораторных занятий. Раскрыть особенности организации и контроля самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов.

6 Самостоятельно составить на выбор план одной из форм прямого обучения (лекции, семинара, факультатива, спецкурса, спецсеминара, практического занятия, лабораторного занятия).

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [4].

3. [5].


План

1 Модель активного обучения. Дидактические принципы активного обучения

2 Выбор активных и интерактивных методов и технологий обучения.

3 Критерии успешного кооперативного обучения.

4 Методы и технологии кооперативного обучения.

Задания для самоподготовки

1 Дать общую характеристику модели активного обучения.

2 Охарактеризовать активные и интерактивные методы и технологии обучения.

3 Раскрыть дидактические принципы активного обучения.

4 Рассмотреть критерии успешного кооперативного обучения.

5 Охарактеризовать методы и технологии кооперативного обучения.

6 Самостоятельно составить на выбор план одной из форм кооперативного обучения.

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [4].


План

1 Педагогическая деятельность преподавателя вуза. Особенности педагогической деятельности.

2 Типы общения. Формы общения. Особенности педагогического взаимодействия в вузе.

3 Сфера деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

4 Требования к личности преподавателя вуза. Педагогическое мастерство преподавателя вуза.

 

Задания для самоподготовки

1 Раскрыть основные характеристики и требования к личности преподавателя вуза, а также пути повышения его педагогического мастерства.

2 Рассмотреть структуру деятельности преподавателя высшего учебного заведения.

3 Выявить основные особенности и направления педагогического взаимодействия.

4 Раскрыть значение педагогического общения как формы педагогического взаимодействия

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [3].

3. [4].


План

1 Студент высшего учебного заведения как объект и субъект обучения и воспитания.

2 Профессиональное самосовершенствование будущих специалистов. Самопознание. Планирование самовоспитания Реализация программы самовоспитания. Контроль и регуляция самовоспитания.

3 Современные требования к личности специалиста с высшим образованием.

4 Цели, задачи и содержание воспитания студенческой молодежи.

 

Задания для самоподготовки

1 Дать общую характеристику и классификация студентов вуза.

2 Охарактеризовать пути формирования творческой личности будущего специалиста в вузе.

3 Рассмотреть современные требования к личности специалиста с высшим образованием и обосновать цели, задачи и содержание воспитания студентов.

 

Рекомендуемая литература

1. [2].

2. [4].


ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

(выполняются по выбору магистрантов или заданию преподавателя-лектора)

1 Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

2 Личностно-ориентированные технологии обучения.

3 Таксономия целей личностно-ориентированного обучения.

4 Методика обучения студентов целеполаганию и рефлексии.

5 Обучение по индивидуальным образовательным программам в высшей школе.

6 Диагностика и оценка творческой деятельно­сти. Критериальные шкалы. Самооценка и оценка результатов обучения.

7 Технология разработки и использования творческих зада­ний в обучении.

8 Диагностика личностных качеств студентов.

9 Проблемы диагностики и оценки творческой деятельности студентов.

10 Типы образовательных характеристик студентов.

11 Образовательная программа по предмету как средство пла­нирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся.

12 Приоритетные задачи педагогики высшей школы.

13 Нормы и правила творческого освоения студентами изучаемой темы.

14 Технология образовательного целеполагания.

15 Технология реализации индивидуальной траектории.

16 Педагогический эксперимент.

17 Психологическое исследование.

18 Задачи психолого-педагогической подготовки будущего преподавателя высшей школы.

19 Своеобразие социальной ситуации развития современного студента.

20 Противоречия студенческого возраста и пути их решения.

21 Психологические типы современных преподавателей.

22 Социализация первокурсников.

23 Социально-психологические явления в студенческой академической группе, факторы и механизмы формирования моральных

24 Педагогическое мастерство.

25 Влияние преподавателя на формирование «Я-концепции» студента.

26 Основные направления реализации воспитательных функций в высшей школе

27 Конфликтные ситуации и их преодоление в учебно-воспитательном процессе в вузе.

28 Профессиональный диалог.

29 Профессионально-педагогическое общение.

30 Психолого-педагогическая модель преподавателя высшей школы.

31 Социально-психологический портрет современного студента.


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа по дисциплине «Педагогика высшей школы» включает часы (84 часа для очной формы обучения и 102 часа – для заочной.), необходимые студенту на подготовку к плановым аудиторным занятиям и на выполнение проектных творческих работ.

Целью самостоятельной работы является:

s овладение навыками написания научных тезисов;

s формирование мотивации саморазвития личности в социально-культурном пространстве;

s развитие научного интереса к проблемам современной педагогики высшей школы;

s самопознание и самосовершенствование студенческой молодежи;

s формирование навыков совместной научно-исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа выполняется каждым студентом на основе проработанных научных, методических, психолого-педагогических источников и оформляетсяв соответствии с установленными требованиями в форме:

s тезисного изложения индивидуальных научных сообщений с последующим обсуждением на занятии;

s тестовых диагностических методик, оформленных в виде сводной таблицы;

s творческой проектной работы;

s группового творческого проекта.

Самостоятельная работа студентов по изучению программного материала, как обязательная форма обучения в вузе, завершает полное изучение теоретического содержания программы дисциплины. Отдельные вопросы студенты прорабатывают без преподавателя с обязательным контролем. Материал, вынесенный на самостоятельную проработку, включается в зачетные, модульные задачи.

 

Вопросы для самостоятельного изучения

1 Педагогика как наука об обучении и воспитании человека.

2 Становление и развитие педагогики.

3 Психология как наука о человеке, его мир и деятельность.

4 Предмет, этапы исторического развития и основные направления изучения психологии.

5 Отрасли и межпредметные связи науки.

6 Основные методы обучения, воспитания и самовоспитания

7 Педагогические концепции создателей научной педагогики.

8 Индивид, субъект, индивидуальность, личность, универсум.

9 Возрастные и сензитивные периоды развития человека.

10 Влияние наследственности, среды и воспитания на развитие личности.

11 Содержание и задачи современного образования, процессов обучения и учения.

12 Самосовершенствования личности и критерии воспитанности.

13 Социокультурная среда личности

14 Общение, деятельность, поведение и поступки как основные носители культуры.

15 Смысл жизни, жизненный путь и поступки личности.

16 Понятие экзистенциального кризиса, вакуума.

17 Ценностные принципы украинской семьи.

18 Понятие о самосознании и «Я-концепция» личности.

19 Структурные компоненты «Я-концепции».

20 Самооценка личности и ее виды.

21 Адаптация человека в социуме.

22 Направленность личности. Понятие социализации личности.

23 Социальная неповторимость личности в ролях, позициях, статусах и установках.

24 Сущность и структура мировоззрения человека.

25 Факторы, эффекты, механизмы и средства социализации.

26 Этика взаимоотношений, развитие межличностных отношений, этикет.

27 Общение: виды, уровни, средства, стороны и функции.

28 Коммуникация, перцепция и интеракция в пространстве межличностного взаимодействия.

29 Источники активности человека.

30 Мотивы и мотивация в деятельности человека.

31 Интересы и стремления социально зрелой личности.

32 Способность к профессиональной деятельности.

33 Профессиограмма и психограмма специалиста.

34 Нормы и ценности в деятельности человека.

35 Карьера личности, ее атрибуты и этапы продвижения.

36 Уровень притязаний личности в достижении успеха.

37 Теории лидерства.

38 Составляющие создания привлекательного имиджа делового человека.

39 Интеллект, нравственность и творчество в профессиональной деятельности.

40 Характеристика самоактуализирующейся личности.

41 Понятие о воспитании и воспитательная среда.

42 Программа самосовершенствования личности.

43 Качества гуманного человека.

44 Идеал.

45 Характеристика самовоспитания личности: система, структура, этапы и приемы.


КОНТРОЛЬ НАД САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ

Контроль над самостоятельной работой студентов выполняет две функции: корректирующую (заключается в своевременном выявлении ошибок) и стимулирующую (является своеобразным внешним толчком к деятельности).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-05-11; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.225 с.)