Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности организаций виртуальных экскурсий как вида учебно-познавательной деятельности

Поиск

 

Современная виртуальная экскурсия – это мероприятие, которое характеризуется рядом признаков, прописанных в документах ФГОС:

- главная цель экскурсии – развить каждую детскую личность в процессе обучения и воспитания;

- реализация на экскурсии личностно-ориентированного подхода к обучению;

- реализация деятельностного подхода к обучению;

- динамичность и вариативность в организации занятия;

- использование современных информационных и педагогических технологий [13, с. 110].

Подготовка к виртуальной экскурсии включает несколько этапов:

1. Постановка цели. По ФГОС цель экскурсии – достичь личностные (принятие новых ценностей или нравственных норм), метапредметные (освоить способы деятельности, навыки самоорганизации), предметные (приобрести знания и умения) результаты образования.

Задачами экскурсии выступают определенные шаги, помогающие в достижении цели, то есть что нужно сделать, чтобы достичь результата.

2. В современной виртуальной экскурсии должно быть отражено владение классической структурой на фоне активного применения собственных творческих наработок.

3. Технологический процесс подготовки современной виртуальной экскурсии основывается на известных любому педагогу этапах урока. Но на сегодняшний день педагогу на каждом этапе экскурсии необходимо критически оценивать выбор форм и методов работы, содержания, способов организации деятельности детей, так как главной особенностью является изменение характера деятельности педагога и детей в процессе экскурсии. Педагог лишь руководит деятельностью детей, а знания школьники добывают самостоятельно [2, с. 49].

4. Готовясь к экскурсии, педагогу необходимо четко планировать свою деятельность, а также деятельность детей, а вместо традиционного плана занятия должна быть составлена технологическая карта. В технологической карте обязательно должна содержаться следующая информация: этапы экскурсии, деятельность педагога, деятельность детей и УУД.

5. Готовясь к каждой виртуальной экскурсии, педагог должен придумать что-то, что удивит школьников, то есть то, что останется в их памяти.

6. Обязательно должен быть определен способ оценивания результатов экскурсии, рефлексия хода экскурсии и результатов собственной деятельности.

7. Разработка задания, ориентированного на создание детьми образовательного продукта. Задание должно быть комплексным, по выбору и выходящим на разные уровни выполнения и представления результатов [4, с. 66].

 В современных реалиях виртуальная экскурсия должна быть спроектирована по абсолютно другому алгоритму и базируются на следующих основополагающих принципах:

1. Измененная парадигма образования – со знаниевой на деятельностную.

2. Изменение содержания образования, а также методов, форм, приемов и технологий.

3. Изменение педагогической позиции «ребёнок - педагог».

4. Становление внутренней мотивации деятельности детей.

5. Личностное целеполагание и содержание материала экскурсии.

6. Рефлексия  - результат образовательной деятельности [8, с. 184].

Также изменениям подвергается и непосредственная классификация типов экскурсий. В традиционной системе в образовательном процессе выделяют следующие типы экскурсий:

- изучение (объяснение) нового материала;

- закрепление знаний и формирование новых навыков и умений;

- повторительно-обобщающие экскурсии;

- экскурсии коррекции знаний, умений и навыков;

- комбинированные экскурсии

- интегрированные экскурсии [10, с. 94].

С деятельностной же позиции выделяют следующие типы виртуальных экскурсий:

Экскурсия «открытия» нового знания, в ходе которой может быть выделено две цели:

1. деятельностная цель: работа на достижение метапредметного результата. Формировать у детей умение реализовывать новые способы действия – познавательные, коммуникативные и регулятивные.

2. содержательная цель: расширить понятийную базу посредством включения в нее новых элементов [7, с. 44].

Экскурсия умений и рефлексии:

1. Деятельностная цель: сформировать способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализовать коррекционную норму (фиксировать собственные затруднения, контролировать и проектировать выход из затруднений). Формировать регулятивные УУД.

2. Содержательная цель: закрепить и скорректировать изученные способы действия, понятия и алгоритмы [21, с. 294].

Экскурсия построения системы знаний (общеметодологическая направленность):

1. Деятельностная цель: формировать деятельностные способности и способности структурировать и систематизировать изучаемое предметное содержание.

2. Содержательная цель: построить обобщенные деятельностные нормы и выявить теоретические основы развития содежательно-методических линий. Экскурсии данного типа учат систематизации и наращиванию знаний, определению имеющихся у ребенка знаний и тех, которых еще не хватает [3, с. 84].

Экскурсии развивающего контроля:

1. Деятельностная цель: сформировать способности для осуществления контрольной функции.

2. Содержательная цель: осуществлять контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Экскурсия- исследование или творческая экскурсия:

1. Деятельностная цель: сформировать способности по применению новых знаний в учебной деятельности.

2. Содержательная цель: провести эксперимент, наблюдение, читать литературу, размышлять. Создавать мотивацию на успех для каждого обучающегося [9, с. 30].

Технологическая сторона планирования современной вирутальной экскурсии все еще основывается на основных её этапах:

- постановка цели и задач;

- подбор содержания учебного материала;

- подбор методов и приемов обучения;

- определение форм организации деятельности детей;

- подбор материалов для домашней работы детей;

- определение способов контроля;

- определение места и времени в структуре занятия, отведенного для оценки деятельности детей;

- составление вопросов для подведения итога экскурсии [26, с. 82].

Но на сегодняшний день педагогу на каждом из этапов необходимо критически относиться к подбору методов работы, а также способов организации деятельности детей, так как главной особенностью является изменение характера деятельности воспитателя и детей. Иными словами, изменения в процессе проектирования экскурсии представлены четким планированием со стороны педагога, содержания педагогического взаимодействия, то есть подробным описанием деятельности как своей, так и учащихся. При этом деятельность учеников представляется тремя аспектами: познавательным, коммуникативным и регулятивным [28, с. 79].

Неотъемлемая часть ядра ФГОС – это УУД (универсальные учебные действия). УУД – это общеучебные явления, общие способы деятельности, надпредметные действия и пр. ФГОС предусматривает специальную программу формирования универсальных учебных действий. Выделяют четыре типа УУД:

- личностные;

- познавательные;

- регулятивные;

- коммуникативные.

Этапы виртуальной экскурсии Образовательные задачи УУД, формирующиеся на данном этапе
1. Орг. момент 1. Организация актуализации требований к детям 2. Создание условий для формирования внутренней потребности, включения в образовательную деятельность. 1) Регулятивные: - волевая саморегуляция; 2) Личностные: - смыслообразование (Я должен посмотреть…) 3) Коммуникативные: - планирование сотрудничества по вопросам обучения со сверстниками и педагогом
2.   Определение готовности к работе на основном этапе экскурсии 1. Организация актуализации необходимых способов действий для формирования и усвоения новых знаний. 2. Фиксация актуализированных способов действия в речи 3. Фиксация актуальных способов действия в знаках (таблицы, схемы, опора по правилам). 4. Организация обобщения актуализированных способов действий. Мотивация дошкольников к учебному действию. 5. Организация выполнения детьми учебных действий. 6. Фиксация учебных затруднений 1) Познавательные: - общеучебные умения к структурированию  знаний, контролю и оценке процессов и результатов деятельности. 2) Логические: - анализ, синтез, сравнение, 3) Регулятивные: - оценка и контроль прогнозирования   
3. Усвоение новых знаний, умений и способов действия Организация   проекта новых знаний: 1. цель проекта ставят сами дети (что является целью - тема). 2. детьми определяются средства   3. детьми формулируются шаги, которые необходимы для реализации поставленной цели. 1) Регулятивные: - целеполагание в качестве постановки учебных задач, - планирование, - прогнозирование. 2) Познавательные: - умение структурировать знания, формулировать проблему,  произвольно и осознанно строить речевые высказывания. 3) Общеучебные: Моделирование, выбор самых эффективных способов решения задач.
4. Реализация разработанной экскурсии и закрепление способов действия. 1. Реализация разработанной экскурсии в соответствии с планом 2.   фиксация новых способов действия в речи. 3.  фиксация новых действий в знаках. 4. Исследование возможностей использования  новых способов действий при решении всех заданий данного типа. 5. усвоение новых способов действий во внешней речи   1) Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества 2) Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации - построение логической цепочки рассуждений
5. Контроль и самооценка полученных новых знаний и способов действия 1. самостоятельное выполнение типовых заданий с помощью нового способа действия. 2. сопоставление работы с образцом с целью самопроверки. 3. организация рефлексивной деятельности. 1) Регулятивные: - контроль и корректировка способов действий и результатов с заданным эталоном. 2) Познавательные: -умение произвольно и осознанно строить высказывания.
6. Коррекция знаний и способов действий 1. выявление типов заданий с использованием нового способа действий. 2. повторение образовательного содержания   1) Регулятивные: Прогнозирование результатов учебной работы
7. Подведение итогов экскурсии 1. фиксация нового содержания 2. фиксация неразрешённых затруднений на экскурсии. 1) Познавательные: - умение систематизировать знания - оценка результатов деятельности 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция - осознание того, что уже усвоено и что ещё необходимо усвоить
8. Рефлексия 1. Организация рефлексии детей по вопросам психоэмоционального состояния, мотивации, деятельности, взаимодействия с педагогом и сверстниками 1) Коммуникативные: - умение выражать свои мысли - оценка качества своей и общей учебной работы.

 

В целом разработка и проведение виртуальных экскурсий в условиях образовательной организации предполагает обеспечение безопасности детей, учёт требований ФГОС нового поколения, а также решение конкретных задач в области образования и воспитания.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.007 с.)