Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальные тенденции организации учебно-познавательной деятельностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время в связи с требованиями ФГОС исследование развития школьников посредством учебно-познавательной деятельности является перспективным и актуальным направлением педагогики и предметом изучения многих отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов. На сегодняшний день создан ряд теорий, которые используются для оптимизации учебно-познавательной деятельности в различных образовательных организациях. Данные теории выявляют различные факторы, заставляющие обучающихся предпринимать определённые действия, проводят анализ этих факторов [1, 2, 4]. Также они выявляют возможности повышения познавательного интереса учащихся при проведении различных исследований. Рассмотрим важнейшие из них. 1. Экспектационно-ценностная теория. Согласно данной теории, личность с большим энтузиазмом совершает определённые действия, если она ориентирована на успех и позитивно настроена на исследовательскую деятельность. Это учение основано на работах Дж. Аткинсона [2, 13]. Данная теория появилась относительно недавно и основана на действии двух основных факторов: 1) ожидании индивидуального успеха; 2) ценности, которая поддерживает человека на пути к достижению цели. Развитие познавательного интереса и учебной мотивации при этом определяется в первую очередь значимостью цели исследования для подростка. 2. Достижительная теория. Подобно экспектационно-ценностной теории, достижительная теория также принимает за свою основу работы Дж. Аткинсона, сущность которых в значимости индивидуального опыта, используемого для достижения определенной цели исследовательской деятельности. Исходя из данной теории, самыми значимыми факторами развития познавательного интереса и мотивации к обучению являются: 1) Потребность личности в достижении успеха. 2) Убеждение, что достижение желаемого успеха возможно и по силам конкретному человеку при совершении ряда действий. 3) Ценность достижения успеха для определённого индивида [8,18]. Данная теория вызвала отклик среди многочисленных учёных. Так, Дж. Крукс и Р. Шмидт в рамках данной теории определяют мотивацию как ориентацию учащихся на овладение информацией [20]. Р. Стирс и Л. Портер считают, что мотивация к обучению характеризуется в качестве потребностей, целей, поведения и формой обратной связи [4]. Согласно многочисленным работам, уровень мотивации различных учащихся к обучению может быть различным. Так, школьники с высоким уровнем мотивации способны самостоятельно ставить реалистичные цели исследования и систематически выполнять действия, необходимые для достижения этих целей, преодолевая свои слабости [4,7,16]. Д. Маклелланд определил основные черты личности, обладающей высоким уровнем мотивации к обучению:
1) Склонность к умеренному риску. 2) Использование инноваций для решения поставленных задач. 3) Внутренний локус контроля и ответственности за результаты образовательной деятельности. 4) Потребность в планировании своих действий и постановке конкретных задач с чёткими сроками выполнения [11,18,21]. При этом многие авторы отмечают, что высокий уровень мотивации не всегда может приводить к положительным результатам, поэтому необходимо ставить промежуточные задачи на пути к конечной цели [17,22]. 3. Теория самоэффективности. Данная теория представлена А. Бандурой. В её основе уверенность учащихся в своих способностях к обучению и возможностях его успешного осуществления. Ряд авторов отмечает, что на первом этапе исследовательской деятельности многие учащиеся не имеют чёткого представления о своих способностях и возможностях, поэтому важная задача педагога – развитие уверенности школьников в своих силах посредством посильных и интересных образовательных задач. С постепенным развитием уверенности учащихся в себе задачи могут последовательно усложняться так, чтобы их решение потребовало от школьников новых самостоятельных усилий [9,24]. 4. Теория атрибуции. Данная теория впервые упоминается в работах Ф. Гельдера, впоследствии она была представлена Г. Келли. Согласно данной теории, наши прошлые действия и то, какому анализу мы их подвергаем и как мы их интерпретируем, определяют наше поведение в настоящем и будущем. В рамках данной теории выделены три основные составляющие, оказывающие влияние на исследовательскую деятельность учащихся: локус, стабильность и управляемость. При этом локус определяет внешние и внутренние причины, стабильность свидетельствует об устойчивости данной причины с течением времени, а управляемость связана с применением волевых усилий [19,22,25].
5. Теория целеполагания. Данная теория связана с именами Лэтхем и Локке, которые считают, что необходимо иметь конкретные цели для определённых действий. Целеполагание основывается на когнитивных процессах, которые связаны с желанием достичь конкретных целей исследования. Цели должны быть реальными и достижимыми, поставленными с учётов возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Школьники при этом должны быть уверены, что смогут достичь данных целей. Также необходимы желание и интерес со стороны учащихся [10]. 6. Теория самоопределения. Данная теория является одной из наиболее значимых теорий в педагогическом процессе. В рамках данной теории различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация определяется интересом к изучению того или иного предмета и воплощается в получении новых знаний и овладении новых значимых компетенций. Внешняя мотивация основана на возможности получения извне определённых наград, поощрений (таких как получение хороших оценок, избегание наказания и т.п.) [9,21,24]. 7. Теория планируемого поведения. Данная теория известна с 80-х годов прошлого столетия. В её основе лежит связь между отношением и поведением, которая даёт возможность прогнозировать и объяснить поведение личности в определённых социальных условиях. При этом личностное положительное или негативное отношение к чему-либо определяет, что человек будет делать, а что нет. В педагогическом процессе это сказывается на отношении учащихся к определённому учебному предмету. Некоторые предметы из-за негативного к ним отношения учащихся не могут стать основой их исследовательской деятельности. Поэтому одна из важных задач педагога – вовремя корректировать возникшее негативное отношение к учебным предметам [12,14]. В целом все перечисленные теории несут в себе рациональные основы, так что их следует принимать во внимание при организации учебно-познавательной деятельности. Данные теории могут применяться как самостоятельно, так и в комплексе, поскольку зачастую они дополняют друг друга и не несут в себе противоречий. Применение определённой теории зависит от непосредственных условий, в которых осуществляется исследовательская деятельность. Важнейшими из них являются возрастные и индивидуальные особенности учащихся, содержание исследований, а также профессиональный уровень педагога.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.24 (0.008 с.) |